Весёлое лукавство ума»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества И. А. Крылова

Где нужно, он навесть умеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все твари дань ему несут:

По дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими,

Нить любезных нам годов!

Здравствуй с детками своими,

Здравствуй, дедушка Крылов!

Азарова, Л. М. «Басня – подруга жизни» : Урок литературы в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Алексашина, А.М. «В гостях у Крылова»: Литературная композиция, посвященная 250-летию со дня рождения баснописца // Урок.РФ

Алпатова, Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова [Текст] : [о баснях] / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 7-11.

Асташова, Е.Л.И.А. Крылов и его басни : Заключительный урок-путешествие по творчеству писателя в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе : традиции изучения и новые возможности // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 37.

Балалыкина, Ю.А. И.А. Крылов и традиции русской басни 18 века : урок с использованием ИКТ и с презентацией // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Баринова, О.В. Поговорим о баснях И.А. Крылова : Читательская конференция / О.В. Баринова, Л.М. Семёнова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года // К уроку литературы

В гостях у дедушки Крылова: Урок-концерт в 5 классе // Refdb.ru

Вайль, П. Евангелие от Ивана : И.А. Крылов / П. Вайль, А. Генис // Уроки изящной словесности

Воронцова, Л.И. В гостях у И.А. Крылова : Лит. гостиная в 4 классе// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Голенкова, Н.В. Тернистый путь к славе : лит. вечер, посвящённый И.А. Крылову / Н.В. Голенкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 11. – С. 30-37.

Голубева, Г. Л. Комедия И. А. Крылова «Урок дочкам» [Текст] : VII класс / Г. Л. Голубева // Литература в школе. – 2001. – № 6. – Прилож.: с. 14-15. – (Уроки литературы).

Гусева, И.В. И.А. Крылов и его басни : Внеклассное занятие по литературному чтению в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Данильчук, Н.А. «Мораль сей басни такова…»: Урок литературы с презентацией / Н.А. Данильчук, О.А. Коняшкина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Демченко, С.И. «По страницам басен И.А. Крылова»: Внеклассное мероприятие с викториной // ИнфоУрок

Долбина, Л.Б. Своеобразие басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Жанузакова, Т.В. Вечер, посвящённый творчеству И.А. Крылова // Копилка уроков

Железникова, И.В. И.А. Крылов «Мораль сей басни такова. » : Урок-творческая мастерская // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Знаете ли вы басни И. А. Крылова? : Он-лайн тест на сайте «Литература для школьников»

Ибатуллина, Л. Г. «Ларец мудрости» : Литературный вечер, посвященный творчеству И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Исаева, А.П. Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями : Урок литературы в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ишина, Н.Н. Забавы по Крылову: Сценарий и презентация внеклассного мероприятия // Учительский портал

Карпушкина, О.А. Совершенство и мудрость басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Квятковская, В.В. Забавные басни И.А. Крылова: классный час в начальных классах // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кимягарова, Р. С. «Кафтан которого длинее и камзолы» [Текст] : [О басне И. А. Крылова «Тришкин кафтан»] / Кимягарова Р. С. // Русский язык в школе. – 2000. – № 6. – С. 63-67.

Кимягарова, Р. С. «На волка только слава» [Текст] : [Анализ басни И. А. Крылова «Пастух»] / Кимягарова Р. С. // Русский язык в школе. – 2002. – № 3. – Прил.: с. 11-14. – (Русский язык в школе и дома).

Киселева, Л. Некоторые особенности поэтики Крылова-драматурга : (взаимоотношения с литературной традицией) // Классицизм и модернизм: Сборник статей. – Тарту, 1994. – С. 55-83.

Климова, О. Феномен Крылова-баснописца в Х классе [Текст] / О. Климова // Литература в школе. – 1998. – № 6. – С. 132-134.

Клочева, С.Н. Литературный вечер, посвященный басням И.А. Крылова // Внеклассные мероприятия в школе

Коровин, В.И. Социальные идеи в сатирах Ивана Крылова // История – Первое сентября. – 1996. – № 47. – С. 12.

Королькова, Л.П. «Бессмертные творения Крылова» : внеклассное мероприятие в 5 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кочанжи, Т.П. Волшебный мир басен Крылова. Конкурс на лучшую инсценировку: Интегрированный урок (литература + музыка + изо) в 5 кл. // ИнфоУрок

Куцева, Н.С. Басня И.А.Крылова «Свинья под дубом»: Открытый урок по литературе в 5 кл. с презентацией // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Лебедев, Е. И. Крылов // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 6. – 1989. – С. 303-306.

Лебедева, О.Б. Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова // Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века : Учебник для вузов. – М.: Высш. шк.; Академия, 2000.

Майорова, Т.В. «В мире басен Крылова»: Конспект и презентация урока-игры по литературе // Учительский портал

Макарова, Б.А. Баснописец, каких не было : лит. вечер к 235-летию со дня рождения И.А. Крылова / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 42-50.

Маслова, Е.В. Басня И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни : Урок литературы в 8-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Морозова, Е. А. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова [Текст] : Материалы к уроку / Морозова Е. А. // Русская словесность. – 2003. – № 7. – С. 19-23. – Библиогр.: с. 23 (10 назв.).

Нечипоренко, Т.А. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» : Урок литературы в 8-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Носова, Т.В. Знаем ли мы басни Крылова? : Лит.-познават. игра для уч-ся 5-6 кл. / Т.В. Носова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 7. – С. 43-44.

Особый цикл басен И.А. Крылова, посвященных Отечественной войне 1812 : Внеклассное мероприятие // Общественная организация ветеранов войны и военной службы Республики Татарстан

Охрименко, О.Ю. Басни И.А. Крылова : Урок-конкурс знатоков басни в 5-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Парсамов, В. Михаил Кутузов и Иван Крылов [Текст] : [Отечественная война 1812 года: личность Кутузова] / В. Парсамов // Знание – сила. – 2010. – № 11. – С. 102-108.

Петросян, И.О. И.А. Крылов и его басни : урок в 5 классе с презентацией // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Понкратова, Р.А. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И. Крылов : Урок–игра // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Разумихин, А. «Звери мои за меня говорят» [Текст] : о жизни и творчестве И. А. Крылова / А. Разумихин // Литература в школе. – 2008. – № 9. – С. 14-17.

Рождественский, В. Иван Крылов против Бонапарта : Как наш земляк в баснях комментировал войну 1812 года // АиФ – Челябинск. – 2012. – 11 июля.

Рузаева, Т.С. Басни И.А. Крылова : Литературная викторина для 5–6-х классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Рычко, Н.А. Басни И.А. Крылова: открытый урок-игра // МультиУрок

Семенихина, Е.В. «Мораль сей басни такова. » : вопросы к викторине по творчеству И.А. Крылова / Е.В. Семенихина // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 51-53.

Сергиенко, Н.Г. Иван Андреевич Крылов. Книга мудрости самого народа : урок в 6 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Советникова, С. И. Басни И.А. Крылова: Урок литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Стенник, Ю.В. И. А. Крылов баснописец // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализм. – 1981. – С. 189-203.

Тестова, Л.М. Басни И.А. Крылова : Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Товстик, Л.А. Художественное своеобразие басен И.А. Крылова: План-конспект урока по литературе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Тумакова, И. Басни Крылова; играя, учимся [Текст] : [Урок литературы] / Тумакова И. // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 14. – С. 12-14.

Файрузова, Е.А. «А за меня мои звери говорят!» : Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Фролова, Ю.Г. Басни И.А. Крылова: Учебно-методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Черемисинова, Л. И. Мораль в баснях И. А. Крылова [Текст] : Проблемы школьной интерпретации / Черемисинова Л. И. // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 26-31. – Библиогр.: с. 31 (9 назв.).

Хабушева, Г.Н. Басни И.А. Крылова : урок-концерт по литературному чтению // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Харина, Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе (По программе под редакцией А.Г. Кутузова) // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 5.

Харина, Н.Г. Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года : Урок внеклассного чтения в 8 классе // Педагогический мир

Шелестова, З. А. Выразительное чтение басен [Текст] / З.А. Шелестова, О. С. Шелестова // Литература в школе. – 2002. – № 1. – С. 16-29.

Шиляева, Е.Г. «Здравствуй, дедушка Крылов!»: Презентация к литературной игре // Учительский портал

Штукатурова, О. Встречи с дедушкой Крыловым : Игровое занятие к 240-летию со дня рождения (викторина, игры) // Начальная школа – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Предлагаем также виртуальную выставку «Поэт и мудрец слились в нем воедино…» : 250 лет со дня рождения И.А. Крылова.

Урок внеклассного чтения — Басни Крылова как творческое наследие потомкам

Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством А.Грина; с его феерией «Алые паруса»;

4 класс.
Урок внеклассного чтения.
Тема: А.Грин. «Алые паруса».

Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством А.Грина; с его феерией «Алые паруса»;

2. Развивать творческое воображение, учить выделять главное в содержании; развивать умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Цели урока: ознакомить детей с русской классической поэзией о зиме; учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: распечатка стихотворения И.Никитина «Встреча зимы»; выставка книг; аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», А. Вивальди «Зима», П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик»; карточки эмоционального состояния учащихся; репродукции картин русских художников на тему «Зима».

Жанр басни. «Ворона и Лисица»

Средняя общеобразовательная школа № 17 с углублённым изучением отдельных предметов

Жанр басни. «Ворона и лисица»

Сравнительный анализ басни Эзопа и

Цели урока: продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с неполным текстом басни, карточки с заданиями для групповой работы, на книжной полке выставка книг Крылова, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица»

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока с опорой на опыт учащихся.

— Ребята, с баснями вы уже знакомились в начальной школе. Не страшно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве , ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

— Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. (Слайд №1)

Известным баснописцем был Жан де Лафонтен, французский поэт, живший в XVII веке. (Слайд №2)

— Написать басню — очень нелегкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но прославился лишь один. Догадались кто?

3. Слово о Крылове. (Слайды №3-5)

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра.

Басни начал писать в 1805 году, перевёл две басни французского баснописца Лафонтена. Так Крылов нашёл своё призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сравнительный анализ басни Эзопа и

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с басней «Ворона и Лисица» и басней Эзопа «Ворон и Лисица»

Каждому из вас, наверное, приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Легко догадаться, какой смысл у слова «басня»: пустой рассказ, ложь, враки. Но это только одно значение слова.

Есть и другое значение, литературное. Басня – один из малых эпических жанров. Эпический, потому что басня – это всегда рассказ, повествование. Малый – потому что рассказ этот совсем небольшой, почти как анекдот.

Прочитаем басню Эзопа.

( Читает подготовленный ученик)

— Вам эта басня не показалась знакомой?

— Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»?

— Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?

— И все-таки басня — это не рассказ, не сказка, не анекдот. А что тогда?

Какова задача басни? ( На ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)

Басня не только поучает, она высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она показывает недостатки людей, смеётся над ними.

— У вас на партах лежат листы с текстом басни, прочитайте, её, пожалуйста, про себя. (Самостоятельное чтение басни без морали.)

В процессе работы мы должны с вами ответить на вопрос: «Почему Ворона каркнула?»

— Назовите героев басни. Давайте понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. (Дети быстро разбиваются на группы, состав которых заранее определён учителем, рассаживаются по местам и получают задания на карточках. Время работы в группе — 5-7 минут).

— Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.

1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?

Проворонить – значит _________________________________________.

2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________

3. Сравните свои догадки с мнением , автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Пугана ворона и куста боится.

Не летать вороне в высокие хоромы.

Перечитайте первые строки.

— Всего лишь четыре строчки! Как вы думаете, почему Крылову было так дорого слово «взгромоздясь»?

(Выступление 2 групы. Слайд с изображением вороны.)

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________

2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________

3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________

Получается, как у Успенского: «На ель она взлетела, а, может, не взлетела, а, может быть, на пальму с разбегу взобралась».

Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова?

(Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, крупная, неуклюжая, громкоголосая. )

— Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица.

Ребята из 3 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.

— Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!

1.Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону. ______________________________________________

2. Как речь Лисицы характеризует саму Лисицу?

Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).

-Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).

— Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в схеме появляется изображение молнии с надписью – ирония, в тетради записывается новое понятие).

— Вернёмся к 3 группе (слайд с изображением лисы).

Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?

— Вы отметили неоднократно повторяющийся в речи Лисицы звук /с/, в старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с. Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие, либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде, в русском языке даже слово новое появилось – обсударить, т. е. обмануть. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

— Образ Лисы прочно укрепился в народном сознании по сказкам и пословицам. Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка?

(Выступление 4 группы.)

Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте их и объясните, что они значат?

Он облисит кого угодно — _______________________________________

Налисил и напел сладко — _______________________________________

Лису петь — ___________________________________________________

Проверьте себя. Переносное значение слова лисица объясняет так:

Лисица — хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

— Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)

— Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)

— Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло».

— Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

— А что Ворона слишком громко пела? («Кар-кар».)

— Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения.

— Где же ангельский голосок?

Издевательство Лисицы достигло предела, Ворона решила продемонстрировать своё уменье:

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему словом победительница.)

— После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

— Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно.

Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие?

(В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

— Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

— Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица..

( Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

В начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею.

4. Сравнительный анализ басен.

Сравним басню Крылова с басней Эзопа. А для этого ответим на вопросы.

— Что общего у этих басен?

— Чем они различаются?

— Сразу видно, что басня Эзопа прозаическая и короткая. Басня Крылова — стихотворная и более длинная. Почему она длиннее? Другой сюжет? Другие герои? Нет. В чём же дело? (Крылов даёт характеристики героев)

— Где стоит поучительная часть?

— Трудный вопрос. Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?

5. Заключительное слово учителя:

В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная, в них– отражение мудрости народа, его житейской философии. Я не ошибусь, если скажу, что имя в России знает и стар и млад, что несомненно, говорит о том, что крыловские моськи, волки, мартышки, лисицы, свиньи живут среди нас, а это значит, что басни великого баснописца не потеряли своей актуальности и сегодня.

6. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Нарисовать иллюстрацию. Прочитать статью учебника «Басня как эпический жанр»

Презентация на тему: Басни И.А.Крылова, как творческое наследие потомкам

Тема: Басни И.А.Крылова, как творческое наследие потомкам.

Цели: — совершенствовать известные знания, расширить их; -совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; -активизировать и расширить словарный запас учащихся; -обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, «крылатые» слова; -содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся; -воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам; -развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; -содействовать воспитанию конкурентно-способной личности.

БАСНЯ 1.Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.2.Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор(из словаря С.И.Ожегова).Басня- вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца; иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля).

Творчество И.А.КрыловаВ каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 г. , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его басни вышла когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

А откуда же к нам пришли басни? Немного истории.Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей- был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: