Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Федор Тютчев
Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, 1
Кормя Зевесова орла, 2
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

Примечание:
1 Геба — богиня цветущей юности, дочь Геры и Зевса, жена обожествленного Геракла, на пирах богов она служила виночерпием, подносила им нектар и амброзию (греч. мифол.).
2 Зевесов орел — орел — царь животных, источник света, плодородия и бессмертия (греч. мифол.); Зевс избрал орла своим военным знаком.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Первая публикация — Галатея. 1829. Ч. 1. № 3. С. 151, с подписью «Ф. Тютчев». Затем — Совр., 1854. Т. XLIV. С. 24; Изд. 1854. С. 47; Изд. 1868. С. 53; Изд. СПб., 1886. С. 6; Изд. 1900. С. 50.

Печатается по Изд. СПб., 1886.

В первом издании стихотворение состояло из трех строф («Люблю грозу. », «С горы бежит. », «Ты скажешь. »); без изменения осталась лишь последняя строфа, две других в первом издании имели несколько иной вид: о «веселье» майской грозы было заявлено уже во второй строке («Как весело весенний гром») и дальше было пространственное определение явления, вообще весьма свойственное Тютчеву («Из края до другого края»); и хотя в позднейших прижизненных изданиях появился другой вариант, сам образ и его словесное выражение повторяются: в первом отрывке из «Фауста» («И беспрерывно бури воют / И землю с края в край метут»), в стих. «Из края в край, из града в град. ». Во второй строфе образные компоненты были более конкретны по сравнению с позднейшей редакцией; речь шла о «ручье», «ключе нагорном», «говоре птиц», в дальнейших изданиях появился «поток проворный», «гам лесной», «шум нагорный». Обобщенные образы больше соответствовали отстраненно возвышенной позиции автора, обратившего свой взор прежде всего к небу, ощутившего божественно-мифологическую основу происходящего и как бы не склонного разглядывать частности — «ручей», «птиц».

Текст начиная с Совр. 1854 лексически не различается, он принял тот вид, в котором «Весенняя гроза» печатается и в XX в. Однако в синтаксическом отношении выделяется Изд. СПб., 1886, в нем появились знаки, характерные для тютчевских автографов и соответствующие восторженно-любовному эмоциональному тону произведения («Люблю грозу. »): восклицательный знак в конце 5-й строки и в конце стихотворения, многоточия в конце 6, 8 и 12-й строк, чего не было в предыдущих изданиях. Тексты этого издания готовились А. Н. Майковым. Оценивая издание как наиболее близкое тютчевской манере (не исключено, что в распоряжении Майкова мог быть автограф), ему отдано предпочтение в настоящей публикации.

Датируется 1828 г. на основании цензурной пометы в Галатее: «Января 16 дня, 1829 года»; переработка первого варианта, по-видимому, произведена в начале 1850-х гг.

В Отеч. зап. (С. 63–64) рецензент Изд. 1854, перепечатав полностью стихотворение и выделив курсивом последнюю строфу, восхищался: «Какой несравненный художник! Восклицание это невольно вырывается у читателя, перечитывающего в десятый раз это маленькое произведение совершеннейшего стиля. И мы повторим вслед за ним, что редко, в немногих стихах удается соединить столько поэтической красоты. Всего больше пленяет в картине, конечно, последний образ изящнейшего вкуса и выдержанный в каждой своей черте. Подобные образы нечасто попадаются в литературе. Но, любуясь художественным окончанием поэтического образа, не надобно терять из виду целое его изображение: оно также исполнено прелести, в нем тоже нет ни одной фальшивой черты и, сверх того, оно все, от начала до конца, дышит таким светлым чувством, что вместе с ним как будто переживаешь вновь лучшие минуты жизни».

Но критик из Пантеона среди неудач тютчевских стихов назвал образ «громокипящий кубок». И. С. Аксаков выделил стих. «Весенняя гроза», перепечатал его полностью, сопроводив высказыванием: «Заключим этот отдел поэзии Тютчева одним из самых молодых его стихотворений Так и видится молодая, смеющаяся вверху Геба, а кругом влажный блеск, веселье природы и вся эта майская, грозовая потеха». Мнение Аксакова получило философское обоснование в работе В. С. Соловьева; он предложил философско-эстетическое толкование стихотворения. Связав красоту в природе с явлениями света, Соловьев рассматривал спокойное и подвижное его выражение. Философ дал широкое определение жизни как игры, свободного движения частных сил и положений в индивидуальном целом и усмотрел в движении живых стихийных сил в природе два основных оттенка — «свободной игры и грозной борьбы». Первое увидел он в тютчевском стихотворении о грозе «в начале мая», процитировав почти полностью стихотворение.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Такое простое, такое понятное, доступное и настоящее стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» любят и знают почти все русские. По крайней мере, первое четверостишие. Я надеюсь…

Вообще же это произведение поэт создал, будучи за границей, но тот оптимизм, которым оно пропитано вселяет надежду на что-то новое, на возвращение и преобразование себя и мира. Умытое грозовым ливнем общество станет чистым и обновленным. Это вам не летняя гроза, которая собьет пыль и слегка смочит землю, но уже через полчаса от нее не останется и следа.

Громогласно возвещая всему миру, что идет что-то новое и светлое, гром не пугает этими переменами, он резвится и играет. Приподнятое настроение передается и ручьям, которые задорно текут со склона горы. Вся природа весело встречает свое обновление, лес и его обитатели рады приходу весны. Даже великое и мудрое солнце золотит дождевые нити.

А просто это чистая и светлая любовь к природе, о которой откровенно говорит автор. Тютчев в первой строке искренне заявляет, что любит обновление, понимает величие природы, значимость всего окружающего в этом мире.

Объединяя небо, землю, воду, солнце и вплетая туда свои счастливые ощущения, поэт подчеркивает единство человека и природы. А свет, сошедший с небес, для него еще и что-то божественное, космическое.

Так автор уводит нас в мифологию, вводит в стихотворение образ Геры, которая, веселясь, проливает на Землю кубок. Так значит эта гроза дар богов, который заслужило-таки человечество. Пришла пора очиститься, и небо дает людям такую возможность.

Удивительно, как в такое короткое произведение автор не только вместил реалии жизни, но и показал читателю свое философское отношение ко всему происходящему.

Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Ф.И. Тютчев занимает особое место в истории русской литературы. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихотворениях, темы которых вечны. Особое место в творчестве и философии Тютчева занимает природа. Поэт наделяет ее жизнью, говорит о самостоятельном мудром существовании природы в этом мире. Тютчев, как никто другой, умеет созерцать природу, удивительно точно и лирично передавая ее красоту и постоянное движение. Одним из таких лирических шедевров можно назвать его стихотворение «Весенняя гроза».

Здесь поэт с большой любовью рисует картину первой весенней грозы. Природа уже пробудилась от зимнего сна, но еще не до конца сбросила с себя оковы холода и неподвижности. Еще не было грозы, не было этого веселого буйства природы. Но вот все окончательно возрождается к жизни, и начинается майская гроза:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Важно заметить, что вся картина весеннего буйства дана глазами лирического героя, которого, я думаю, можно приравнять и к самому автору. Грозу и гром привыкли воспринимать как что-то ужасное, гнев богов, немилость. Но Тютчев рисует решительно другую картину. Его гром грохочет, но при этом он не вызывает какого-то суеверного страха. Здесь гром подобен расшалившемуся мальчишке, вырвавшемуся наконец на волю после долгого сидения взаперти. Это происходит с помощью сравнения «как бы резвяся и играя», в котором используется одушевление.

Весна – это символ молодости, обновления. Первая гроза освежает, омолаживает все вокруг:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Свежесть весны подчеркивает эпитет «раскаты молодые». Автор старается передать порывистость, быстроту всего происходящего с помощью глаголов «брызнул», «летит». И вот читателя захватывает стремительность дождя. Его капли автор сравнивает с «перлами», то есть уподобляет их жемчужинам. Эта метафора ярко передает очарование лирического героя весенним дождем. Каждая строка стихотворения дышит живостью, одушевленностью. Автор часто применяет такие приемы, как олицетворение («повисли перлы дождевые») и одушевление («солнце нити золотит»).

Далее мы видим, что гром в своем веселом буйстве не одинок. Ему вторит вся природа, радуясь и воспевая пробуждение от зимнего сна:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

И вновь можно увидеть одушевление: «бежит поток». Эпитет «проворный» помогает увидеть стремительность этого потока, его живость, молодую резвость.

Очень интересно то, что автор словно не делает разделения между живой и неживой природой. Поток у него также жив и подвижен, как и радостно галдящие птицы.

Последнее четверостишие представляет собой одну большую метафору:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Пролитый с неба Гебой кубок является символом бури, буйства стихий. Очень важно отметить, что сама Геба – молодая богиня, любимица Зевса. Вот снова ярко вырисовывается картина обновления, омоложения всего сущего. Весенняя гроза, дождь умыли мир, помогли ему смыть с лица и души грязь, накопившуюся за зиму.

Все стихотворение наполнено движением, чувством омоложения и свежести. Это помогает передать и звуковой рисунок произведения. Повтор согласных «г», «р», «м», «б» воспроизводит грохот весенней грозы, шум «проворного» потока», птичий гам.

Я думаю, что весенняя гроза означает не только омоложение природы, но и обновление человеческой души. Весна смывает накопившиеся за зиму раздражительность, депрессию, усталость, умывая человека внутренне. После грозы всегда легче дышится как в физическом, так и в моральном смысле.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Весенняя гроза (Тютчев)

← Cache-cache Весенняя гроза
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
Весна («Любовь земли и прелесть года…») →
Дата создания: 1828, опубл.: 1829 [1] . • См. Стихотворения Тютчева 1827-30 годов.
  • Весенняя гроза // «Современникъ», 1854, томъ XLIV, № 3, с. 24 (Google)
  • Весенняя гроза // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 47 (РГБ).
  • Весенняя гроза // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 60. — ISBN 5-7735-0129-5.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Впервые — в журнале «Галатея», 1829, Ч. I. № 3. С. 151, с подписью «Ф. Тютчев».
Две «ГРОЗЫ»

Сопоставление стихотворений «Гроза» Н.А. Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе

Приём сопоставления художественных текстов довольно прочно вошёл в школьную практику и активно используется на уроках литературы. Он позволяет учащимся приблизиться к пониманию индивидуальности писателя или поэта, особенностей его стиля. Кроме того, если школьники недостаточно хорошо уяснили такие теоретические понятия, как «традиция» и «новаторство», приём сопоставления будет особенно уместен на уроке. И наконец, сопоставительная работа способствует развитию логического мышления школьников, совершенствованию навыков обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

Особенно плодотворной представляется сопоставительная работа, когда мы говорим о художественных произведениях разных веков. В этом случае наглядно будут представлены процесс поступательного развития литературы и изменение взглядов художника слова на окружающий его мир.

Проследим это на примере двух лирических произведений о природе – стихотворений о грозе Н.А. Заболоцкого и Ф.И. Тютчева.

Перед уроком предлагаются следующие вопросы:

  1. Сравните стихотворение Н.А. Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
  2. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  3. Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»? В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях Тютчева и Заболоцкого?
  4. Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

Учащимся предстоит решить нелёгкую задачу: увидеть, как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу, в чём сходство и различие изображённых картин.

B начале обратимся к «Весенней грозе» Тютчева. Ф.И. Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его» (1, 4; здесь и далее в скобках после цитаты первая цифра – порядковый номер книги в перечне литературы, помещённом в конце статьи, вторая – номер страницы). Его поэзия отразила многообразную жизнь природы, она для поэта живая, чувствующая, таинственная. Она для него единственная живая реальность в сравнении с мимолётностью человеческого существования.

Особое место в его творчестве занимают стихи, посвящённые весне. Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева («Весеннее приветствие стихотворцам», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид. », «Весна», «Зима недаром злится. », «Весенняя гроза»). Это объясняется тем, что поэт любил жизнь, почти физически ощущал её «переизбыток», разливающийся в природе с наступлением весны. Весна у Тютчева – символ обновления жизни и души человеческой. Его «Весенняя гроза» – это лирическое повествование об обновлении природы под воздействием стихийного природного явления впечатляющей силы – грозы. Картина грозы у Тютчева представлена не только словесными образами. Она полна движения (поток бежит, пыль летит), насыщена яркими красками (небо голубое, солнце нити золотит), звуками (гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, не молкнет птичий гам, шум нагорный – всё вторит весело громам).

Стихотворение, как это часто бывает у поэта, начинается с объяснения в любви: «Люблю грозу. » Далее рождается звук, который заполняет всё пространство «Весенней грозы», – звук грохочущего грома. Эта весёлая гроза разражается в «светлом мире». Радостное, мажорное настроение стихотворения объясняется не только тем, что весенняя гроза – шутка Гебы, которая, смеясь, пролила на землю «громокипящий кубок», но и тем, что она обновляет природу и душу человека.

Четвёртая строфа стихотворения иллюстрирует идею «единства и одушевлённости природы с мифологической персонификацией» (2, 57):

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла.

Обсуждая с невидимым собеседником грозу, поэт словно утверждается в божественности происходящего. Тютчеву свойственно обожествлять окружающий мир и тесно связывать явления природы с чувствами и мыслями человека. Ему, человеку, дороги гром, дождь, они стали предметом его размышлений, обобщений, сопоставления, другими словами – творчества.

Мифологические образы, появившиеся в последней строфе, не только блестяще завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах. Четвёртая строфа «выступает не в качестве необходимой сюжетной развязки, а как мифологическая иллюстрация целого. По своему образному ряду она из прошлого, по своему поэтическому качеству она великолепна, украшенная эпическим эпитетом «громокипящий кубок»» (1, 35).

Новое в стихотворении – «непосредственность присутствия земных собеседников, откликнувшихся на божественный глас: один – любовью, другой – пониманием» (1, 38).

Первый вариант «Весенней грозы» был опубликован в 1829 году и содержал всего три строфы. Не было второй строфы варианта, ставшего хрестоматийным. 25 лет спустя в «Современнике» «Весенняя гроза» была напечатана полностью, дополнена картиной дождя.

Вторая строфа не только сделала изображение грозы более ярким, зримым, но и передала стремительность происходящего – «усилились зрительные впечатления. Дождь связал небо и землю. Пространство распахнулось по вертикали и стало зримым, вещественным. Движение сверху вниз стало отчётливее» (1, 32).

«Весенняя гроза» Тютчева показывает, что человек в его поэзии явился не наблюдать за природой, а переживать вместе с ней, соучаствовать в её жизни. Подобные стихи «обнаруживают. необычайную силу мятежной страсти и тягу к роковому, трагическому, к хаотическим стихиям природы и души» (2, 47).

Николай Заболоцкий уже известен школьникам как певец прекрасного: природы, человека, искусства. Ещё в среднем звене учащиеся познакомились с его стихотворениями «Журавли», «Я воспитан природой суровой. », «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет».

С самого начала своего творчества поэт проявлял самое пристальное внимание к теме природы. Интерес к ней формировался под влиянием идей К.Э. Циолковского. Между поэтом и великим учёным велась переписка, в которой Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.

«Школа» Заболоцкого преследовала и высшие цели – привить человеку этическое отношение к мирозданию. Его поэзия распахивает перед нами забытые тайны нашего родства с миром. Заболоцкий писал, что природа полна загадок и человек может их разгадать. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов природы.

В его лице поэзия нашла подлинного художника, способного «постичь и выразить душу русской природы. Этика его состояла в том, чтобы создать не пейзаж, не фон, на котором раскрываются человеческие взаимоотношения, а полноправный образ мироздания» (3, 42).

Концепция природы в процессе творчества менялась у Заболоцкого несколько раз. Наибольшей глубиной и содержательностью отличаются те стихи поэта, где пейзаж имеет психологические оттенки, философский подтекст. Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение. «Гроза» относится именно к таким произведениям.

«Гроза» – «самое совершенное – с точки зрения высокой художественности – творение искусства» (3, 74).

За этим стихотворением – традиция русской классической поэзии. Оно, как и «Весенняя гроза» Тютчева, тесно связывает природу и человека. Человек наблюдает это грандиозное природное явление и своё отношение к происходящему выражает точно так же:

Лирический герой Заболоцкого не сторонний наблюдатель, он в центре мироздания, всецело захвачен великолепием зрелища, но личное отношение поэты выразили похоже: «Люблю грозу» – «Я люблю этот сумрак восторга».

Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится в облаке белом.

Поэт передаёт звуки, подслушанные у природы, рисует выразительную картину дождя («сияющий дождь на счастливые рвётся цветы»), говорит о творческом вдохновении, пришедшем внезапно, неожиданно, подобно грозе.

В то же время ««Гроза» и «Весенняя гроза» – два явления искусства, две эстетики. Их сближает ощущение мира в стихии, буре, грозе, непокое» (3, 75).

Несмотря на явные сближения: тема, образы, краски, звуки – стихотворения Заболоцкого и Тютчева имеют немало различий. Гроза у Тютчева – конкретное природное явление «в начале мая». Силы природы у него неподвластны человеческому разуму: они таинственны, их происхождение божественно. У Заболоцкого всё иначе: «. человек любит грозу за то, что она творит. Красота её созидается в творческих муках, она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства» (3, 75).

Человек и природа у Заболоцкого слились неразрывно: «человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке», молния мысли, появление первых дальних громов – «первых слов на родном языке».

Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу – во второй строфе.

И если в стихотворении Тютчева появляется мифологический образ Гебы – богини вечной юности, то у Заболоцкого это просто символический образ красоты – «светлоокой девы», представшей «в дивном блеске своей наготы». Её появление происходит на фоне разыгравшихся зарниц, молний, белых облаков, сияющего дождя. Этот образ многозначен: «Это новый миф (Афродита и радуга). Миф фантастичен, появление девы вызывает перемены в мире. Дева – параллель грозе и вдохновенью, она рождена человеческим сознанием и грозовой природой. Это символ творчества и человека, объединивших свои усилия. В то же время это образ, обладающий властью над природой и словом» (4, 38).

Поэтический язык стихотворений также различен. О родстве с Тютчевым свидетельствует лишь использование слова «сумрак», которое очень любил Тютчев, в метафоре «сумрак восторга».

У Заболоцкого множество метафор, цель которых – показать тесную связь человека и природы. Поэтическая речь передаёт не только художественные образы, но и образы зрительные, слуховые, осязательные. Преобладание звонких согласных в строфе («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница») передаёт раскаты грома, глухих и шипящих («Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке») – порывы ветра и шуршание травы. Свет и тень противопоставлены друг другу, поскольку гроза совмещает в себе нечто величественное и грозное одновременно. Чувства также противоречивы:

И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.
А она.
Удивлённая, смотрит.

Открытие Заболоцкого неотделимо от эстетики XX века, который гораздо шире, чем раньше, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть. Результатом этих философских размышлений поэта стало стихотворение «Гроза», которое тематически близко «Весенней грозе» Тютчева.

Очень верное наблюдение относительно сближения двух поэтов было сделано А.Павловским: «Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всём ещё познанные связи между Человеком и Вселенной. Соприкосновение с Тютчевым в том, что он тоже любил, боготворил и воспевал природу. » (5, 205).

Сопоставление двух лирических произведений позволяет увидеть, как по-разному, различными поэтическими средствами может быть воплощена в художественные образы одна и та же тема, как различается видение мира, природы, человека у поэтов, принадлежащих разным эпохам.

Л и т е р а т у р а

  1. Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы. М.: Изд-во Московского университета, 1998.
  2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М.: Художественная литература, 1970.
  3. Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого. М.: Изд-во Московского университета, 1999.
  4. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М.: Просвещение, 1984.
  5. Павловский А.И. Современная советская поэзия. М.: Советский писатель, 1982.

Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Ф.И. Тютчев занимает особое место в истории русской литературы. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихотворениях, темы которых вечны. Особое место в творчестве и философии Тютчева занимает природа. Поэт наделяет ее жизнью, говорит о самостоятельном мудром существовании природы в этом мире. Тютчев, как никто другой, умеет созерцать природу, удивительно точно и лирично передавая ее красоту и постоянное движение. Одним из таких лирических шедевров можно назвать его стихотворение «Весенняя гроза».

Здесь поэт с большой любовью рисует картину первой весенней грозы. Природа уже пробудилась от зимнего сна, но еще не до конца сбросила с себя оковы холода и неподвижности. Еще не было грозы, не было этого веселого буйства природы. Но вот все окончательно возрождается к жизни, и начинается майская гроза:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Важно заметить, что вся картина весеннего буйства дана глазами лирического героя, которого, я думаю, можно приравнять и к самому автору. Грозу и гром привыкли воспринимать как что-то ужасное, гнев богов, немилость. Но Тютчев рисует решительно другую картину. Его гром грохочет, но при этом он не вызывает какого-то суеверного страха. Здесь гром подобен расшалившемуся мальчишке, вырвавшемуся наконец на волю после долгого сидения взаперти. Это происходит с помощью сравнения «как бы резвяся и играя», в котором используется одушевление.

Весна – это символ молодости, обновления. Первая гроза освежает, омолаживает все вокруг:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Свежесть весны подчеркивает эпитет «раскаты молодые». Автор старается передать порывистость, быстроту всего происходящего с помощью глаголов «брызнул», «летит». И вот читателя захватывает стремительность дождя. Его капли автор сравнивает с «перлами», то есть уподобляет их жемчужинам. Эта метафора ярко передает очарование лирического героя весенним дождем. Каждая строка стихотворения дышит живостью, одушевленностью. Автор часто применяет такие приемы, как олицетворение («повисли перлы дождевые») и одушевление («солнце нити золотит»).

Далее мы видим, что гром в своем веселом буйстве не одинок. Ему вторит вся природа, радуясь и воспевая пробуждение от зимнего сна:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

И вновь можно увидеть одушевление: «бежит поток». Эпитет «проворный» помогает увидеть стремительность этого потока, его живость, молодую резвость.

Очень интересно то, что автор словно не делает разделения между живой и неживой природой. Поток у него также жив и подвижен, как и радостно галдящие птицы.

Последнее четверостишие представляет собой одну большую метафору:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Пролитый с неба Гебой кубок является символом бури, буйства стихий. Очень важно отметить, что сама Геба – молодая богиня, любимица Зевса. Вот снова ярко вырисовывается картина обновления, омоложения всего сущего. Весенняя гроза, дождь умыли мир, помогли ему смыть с лица и души грязь, накопившуюся за зиму.

Все стихотворение наполнено движением, чувством омоложения и свежести. Это помогает передать и звуковой рисунок произведения. Повтор согласных «г», «р», «м», «б» воспроизводит грохот весенней грозы, шум «проворного» потока», птичий гам.

Я думаю, что весенняя гроза означает не только омоложение природы, но и обновление человеческой души. Весна смывает накопившиеся за зиму раздражительность, депрессию, усталость, умывая человека внутренне. После грозы всегда легче дышится как в физическом, так и в моральном смысле.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

«Весенняя гроза» Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями. «С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний. И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса. Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости. А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Весенняя гроза

Тютчев Фёдор Иванович

М, «Детская литература», 1977 г.

Аудио книга стихов Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» для детей дошкольного возраста. В аудио сборник вошли следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной. «, «Листья».
Предлагаем взрослым и детям прочитать красивые стихи о природе, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации.

Сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве с кратким содержанием

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве или прочитать его краткое содержание.

Мы настоятельно рекомендуем Вам прочитать полный вариант сообщения, поскольку его краткое содержание не способно раскрыть всю сложность личности и глубину творчества Тютчева, знакомство с поэзией которого, как правило, начинается в 6 классе.

Краткое содержание сообщения о Федоре Ивановиче Тютчеве

Биография

Федор Иванович Тютчев (5.12.1803 – 15.07.1873) родился в дворянской семье, в имении Овстуг (Брянский уезд, Орловская губерния). Детские годы Тютчева прошли в Москве. Домашние учителя во главе с поэтом-переводчиком Семеном Раичем обучали его латыни и античной лирике. О способностях будущего дипломата и поэта говорит то, что он в 14 лет уже был вольнослушателем словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Тютчев начинает дипломатическую карьеру (20 лет работает в Мюнхене и 2 года в Турине). В 1839 году он выходит в отставку, вызванную его самовольной поездкой в Швейцарию для бракосочетания с Эрнестиной Дернберг. Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсен, скончалась 1838 году. На государственную службу Тютчев возвращается в 1845 году и становится старшим цензором министерства иностранных дел. В 1850 году Ф.И.Тютчев познакомился Елене Александровне Денисьевой, которая стала его последней любовью, осужденной высшим светом за разницу в положении и возрасте.

В 1858 году Федор Иванович становится Председателем комитета иностранной цензуры и занимает этот пост 15 лет. За заслуги Тютчев получает в 1865 году высокий чин тайного советника. Интересуется европейской политикой, пишет политические статьи, несмотря на слабеющее здоровье. Сильные головные боли и утрата свободы движения левой рукой в конце 1872 года были симптомом надвигающего инсульта, от которого поэт скончался через 8 месяцев в Царском селе.

Основные периоды творчества Ф.И. Тютчева

Собственные стихи Тютчев начал писать рано: первые из них («Любезному папеньке!», «Всесилен я и вместе слаб…») датируются 1813-1816 годами. Первые публикации известны только узкому кругу близких людей, потому что поэт печатался очень мало. Перу Тютчева принадлежит около 400 стихотворений (считая варианты и незавершенные черновики), а его творческий и жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. Детское и юношеское творчество в духе поэзии 18 века (1810 – 1820).
  2. Оригинальное творчество – синтез русской одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма (середина 1820-х –1840-е годы). В 1836 году в «Современнике» А.С. Пушкина публикуется 16 и потом еще 8 стихотворений Ф.И. Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии».
  3. После 10-летнего периода, когда стихи Тютчевым почти не писались, с 1850-х по 1870-е годы он создает много политических стихотворений и стихов «на случай». В 1854 году состоялась публикация его первой книги, в которой были старые и новые стихи, составившие знаменитый «денисьевский цикл», посвященный Елене Денисьевой («Я очи знал, о, эти очи. », «Последняя любовь», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…» и др.).

Первое знакомство с Ф.И. Тютчевым в школе

С изучения в 6-м классе краткой биографии и нескольких стихотворений поэта (в основном пейзажных) начинается постижение лирики и личности Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело. » позволяют почувствовать сложные, переходные состояния природы, воплощают смятение чувств в душе поэта. В стихотворении «С поляны коршун поднялся. » противопоставлены два образа: свобода полета вольной птицы и земная – «в поте и пыли» – ипостась человека. В список дополнительной литературы для самостоятельного чтения в 6 классе включено еще 3 стихотворения: «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь. ».

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Такое простое, такое понятное, доступное и настоящее стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» любят и знают почти все русские. По крайней мере, первое четверостишие. Я надеюсь…

Вообще же это произведение поэт создал, будучи за границей, но тот оптимизм, которым оно пропитано вселяет надежду на что-то новое, на возвращение и преобразование себя и мира. Умытое грозовым ливнем общество станет чистым и обновленным. Это вам не летняя гроза, которая собьет пыль и слегка смочит землю, но уже через полчаса от нее не останется и следа.

Громогласно возвещая всему миру, что идет что-то новое и светлое, гром не пугает этими переменами, он резвится и играет. Приподнятое настроение передается и ручьям, которые задорно текут со склона горы. Вся природа весело встречает свое обновление, лес и его обитатели рады приходу весны. Даже великое и мудрое солнце золотит дождевые нити.

А просто это чистая и светлая любовь к природе, о которой откровенно говорит автор. Тютчев в первой строке искренне заявляет, что любит обновление, понимает величие природы, значимость всего окружающего в этом мире.

Объединяя небо, землю, воду, солнце и вплетая туда свои счастливые ощущения, поэт подчеркивает единство человека и природы. А свет, сошедший с небес, для него еще и что-то божественное, космическое.

Так автор уводит нас в мифологию, вводит в стихотворение образ Геры, которая, веселясь, проливает на Землю кубок. Так значит эта гроза дар богов, который заслужило-таки человечество. Пришла пора очиститься, и небо дает людям такую возможность.

Удивительно, как в такое короткое произведение автор не только вместил реалии жизни, но и показал читателю свое философское отношение ко всему происходящему.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние гроза

Автор: Тютчев Ф.И.

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена ве

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: