Великие произведения пушкина

ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не
обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.
Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя
обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.
Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности
Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской
истории нашли свое отражение во многих произведениях великого
поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической
форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что
великого классика интересуют не одни исторические события, великие
битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин
прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация
влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического
произведения. Тематикой повести является изображение исторических
событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя
поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются
проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде
записок очевидцев событий и обычного изображения исторических
событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для
него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя
исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют
исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для
героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие
Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными
людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать
про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы
возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель
избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для
него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II —
великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати,
слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Построение повести традиционно для исторического произведения.
Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические
события в роли фона развития сюжета. В произведении много
зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается
колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не
является единственным произведением Пушкина на историческую
тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных
по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего
огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова
произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое
звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт
и гражданин не видел в окружающей его действительности места
подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению
поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не
то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов
исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое
чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое
осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не
способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить
себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно
осознавать, что «в бездействии состарится оно».
История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с
современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя
воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия
которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает
нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с
людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ». Богатырями он называет этих
людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в
идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою
собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под
Москвой, Как наши братья умирали!
Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два
великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся
любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия
представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно
сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике
«старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением,
называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как
бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда
бывали наказаны и что так будет и впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России
неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства
для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей
возвеличивания родины и даже просвещения в области истории
некоторой категории читателей. В исторических произведениях
Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их
поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того
величия и безмерного возвышения над «простыми смертными»,
которым их наделили многие писатели.
При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань
таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было
отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели
сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни
идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена
Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни
развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Мастерство писателя в изображении истории.
Тема истории в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя ведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести, долга и совести. «Капитанская дочка» построена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Для главного героя Гринева на первом плане находятся личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют особой ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Дистанции между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу возвысившейся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян). Построение повести традиционно для исторического произведения. Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события играют роль фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.

Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы.
У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы».
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно ощущается глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, неспособные не только на подвиг, но даже на собственную защиту. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно». История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях он сравнивал нынешние поколения, которые считал неспособными на подвиги, с людьми прошлого, богатырями. Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю ценой собственной жизни: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!»
Гимном героическому прошлому можно назвать и стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».
Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.

В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме ее истории, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей, возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которыми их наделили многие писатели.

При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Литературный досуг по произведениям А. С. Пушкина

(старший дошкольный возраст)

29 января день гибели А. С. Пушкина.

Был проведен литературный досуг, посвященный этой дате.

Чтение стихов и сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание иллюстраций к этим произведениям.

Народные игры. Посещение библиотеки на которой была организована выставка книг А. С. Пушкина.

Акция «Подари книгу детскому саду»

Образовательные – обобщить знания о великом русском поэте Александре Сергеевиче

Воспитательные – формировать у детей с помощью сказок нравственные качества личности. Вызывать чувство радости от прослушивания стихов и сказок, желание услышать другие произведения поэта.

Развивающие – развивать наглядно-образное мышление, развивать умение обобщать, развивать произвольное восприятие, развивать речь, выразительность, развивать память, творческое воображение.

Принципы проведения досуга:

Воспитывающий и развивающий характер обучения, доступность, последовательность, активность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Решение поставленных задач.

Игровой метод закрепления материала, практика коллективных действий.

Портрет и выставка книг А. С. Пушкина.

Музыкальная шкатулка. Волшебный клубочек.

Иллюстрации к сказкам и стихам А. С. Пушкина.

В группу входит сказочница (воспитатель).

Она в длинном сарафане, на голове кокошник. В руках музыкальный ларец из которого звучит музыка.

— Я сказочница Варвара, у меня для вас есть что-то интересное.

— Хотите узнать что? Тогда садитесь.

— Я приглашаю вас послушать и вспомнить интересные сказки и замечательные стихи, которые написал А. С. Пушкин. Этого великого русского поэта знают и любят и дети и взрослые. Вы узнали его?

Показ портрета А. С. Пушкина (достает из ларца).

А. С. Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и интересно, что многое из написанного понятно и близко детям.

В детстве А. С Пушкин тоже любил слушать сказки и сам много читал. Уже в семь лет он сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке.

— А кто чаще всего рассказывал ему сказки?

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала ему сказки.

Сказочница достает из ларца клубочек. Он поможет путешествовать нам по сказкам. Кладет на золотую тарелочку.

В сказке может все случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Скажет гостю заходи!

Сказочница катает клубочек по тарелочке и приговаривает, дети закрывают глаза: «Катись, катись клубочек по тарелочке». К кому прикатиться тот и сказку будет отгадывать.

Ребята открывают глаза и отгадывают из какой сказки зачитанный отрывок.

Показ иллюстрации к сказке.

1. «У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том……»

Сказочница после того, как дети отгадали, достает из ларца кота и дарит детям.

2. «Первый раз закинул старик невод,

Пришел невод с одною травою…..»

Сказочница дарит золотую рыбку.

3. «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом……»

Исполняется «Белка» — фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказочница достает из ларца и дарит Белку.

4. «Долго царь был неутешен.

Но как быть? И он был грешен.

Год прошел как сон пустой…….»

Сказочница: «А чем заканчивается сказка?»

Дети вспоминают: И с невестою своей обвенчался Елисей.

Я вам предлагаю присоединиться к веселью. Свободная пляска на р. н. мелодию.

Сказочница дарит волшебное зеркальце.

Спрашивает, из какой сказки отрывок.

Зеркальце поможет превращаться вам в сказочных героев.

5. «Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей…..»

Сказочница дарит золотого петушка.

Если дети не отгадывают из какой сказки отрывок, достает в подарок книгу (со сказкой, которую не отгадали).

«В мире много сказок.

Грустных и смешных.

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.»

Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок):

1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)

2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)

3) Весть царевну в глушь лесную.

И связав ее живую под сосной оставить там.

На съедение (волкам)

4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)

5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)

6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)

7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)

А. С. Пушкин долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы, любил он и народные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра «Гори, гори ясно» (с подаренными сказочными героями).

После игры дети занимают свои места.

Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение, Александр Сергеевич был патриотом своей Родины.

Вот ветер тучи нагоняя.

Дохнул, завыл и вот сама

Пришла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов.

И рады мы проказам матушки-зимы.

Вот так писал о весне:

Гонимые весенними лучами

С окрестных гор снега сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ох лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя нас мучишь.

Любимым временем года была осень:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поле туман.

Гусей крикливых караван тянулся к югу,

Приближалась довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора!

Чтение стихов сопровождается показом иллюстраций времен года (на интерактивной доске).

А. С. Пушкин давно умер, а слава его растет день ото дня. Его сказки слушали и ваши мамы и ваши бабушки. А когда вы вырастите, то расскажите его сказки своим детям. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. И с каждым днем Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Путешествие по произведениям А. С. Пушкина в страну сказок заканчивается. Пора и мне прощаться с вами. Звучит музыка.

Волшебный ларец, клубочек, зеркальце и сказочные герои остаются у вас в группе. Они помогут вам узнать новые сказки. Ну а потом, я надеюсь, вы их передадите малышам. Ведь они тоже любят сказки.

До свидания, до новых встреч в стране сказок.

После окончания досуга дети рассматривают подарки от сказочницы.

Чему учат нас сказки

Школьное сочинение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: