Вечный муж Рассказ

I. Вельчанинов 5
II. Господин с крепом на шляпе 12
III. Павел Павлович Трусоцкий 21
IV. Жена, муж и любовник 29
V. Лиза 36
VI. Новая фантазия праздного человека 45
VII. Муж и любовник целуются
VIII. Лиза больна 60
IX. Привидение 64
X. На кладбище 71
XI. Павел Павлович женится 78
XII. У Захлебининых 86
XIII. На чьем краю больше 102
XIV. Сашенька И Наденька 108
XV. Сквитались 116
XVI. Анализ 123
XVII. Вечный муж 130
Полный текст

О произведении

«Вечный муж» (1870) — повесть Достоевского о любовном треугольнике между мужем, женой и любовником, полная скандалов, аллогизмов и психологических парадоксов.

Отзывы критиков

Реально протекающие перед нами события суть лишь драматизированные видения больного воображения Вельчанинова. Сон не слился с действительностью, как он думал, а перешел в видения, которые он принял за действительность.

— А.Л. Бем. Развертывание сна («Вечный муж» Достоевского) (1924)

. Если Вельчанинов на протяжении времени действия повести всегда равен сам себе (его реакции понятны и предсказуемы), то Трусоцкий дается в непрестанной изменчивости от сцены к сцене – до полной непредсказуемости и трансформации характера. Таким образом, Трусоцкий сам – воплощенная болезнь и двойственность. Он предстает перед нами почти одновременно: убитым горем вдовцом, наглым шутом, упивающимся своим унижением, коварным и расчетливым мстителем с садо-мазохистским комплексом, шиллеровским мечтателем, едущим «обняться» с обидчиком и «все простить», разнузданным, пьяным гулякой-развратником,преуспевающим респектабельным чиновником, покупающим себе в жены «невинное создание» и т.д.

Мы можем только пополнить список «ролей» теми, которые Трусоцкий разыгрывает в промежутках между встречами с Вельчаниновым – «за сценой» (покорный и наивный «вечный муж», изверг, садистски мучающий Лизу, истерик, балансирующий на грани помешательства и самоубийства, настойчивый визитер-мститель в доме Багаутова), а также добавить, что Трусоцкий способен радикально меняться не только от одной главы к другой, но зачастую и во время одной сцены. В результате мы теряем способность составить себе хоть какое-то суждение о его настоящей личности.

Вводится Трусоцкий в повествование как материализация тайных мыслей Вельчанинова при погружении его в подпольное состояние. Трусоцкий появляется перед Вельчаниновым сначала мельком и смутно, но все больше приковывает к себе внимание, преследует героя как некая навязчивая идея. Вельчанинов постепенно осознает, что самые сильные приступы его ночной тоски связаны со встречами на улицах Петербурга с неким неприятным господином с крепом на шляпе.

Наконец, после символического сна Вельчанинов видит таинственного господина, подходящего к его дому, что воспринимается им как некое продолжение сна въяве, тем более что сами обстоятельства прихода причудливы, как ночной кошмар: господин крадется ночью на цыпочках через улицу во двор дома Вельчанинова и пробует тихонько проникнуть в квартиру сквозь запертую дверь. Затем двое героев стоят по обе стороны двери, чувствуя каждое движение друг друга: так кошмар все больше материализуется и приближается к Вельчанинову, пока наконец, последний не распахивает дверь и не оказывается лицом к лицу перед незнакомцем, и тут узнает его – воплощение Трусоцкого (приход в дом, то есть в сознание) завершается узнаванием.

Итак, из неясного ощущения формируется мысль, пытающаяся, в свою очередь, сказаться словом (когда Вельчанинов пытается вспомнить имя навязчивого господина); слово порождает визуальный образ – видение, которое, наконец, становится реальностью и разворачивается в сюжет.

Вечный муж

страна слоган — режиссер Евгений Марковский сценарий Евгений Марковский, Фёдор Достоевский директор фильма — оператор Анатолий Клейменов, Даниил Хайтин композитор Геннадий Белолипецкий художник Вячеслав Кубарев монтаж Татьяна Ширяева жанр драма , . слова возраст зрителям, достигшим 16 лет время 155 мин. / 02:35

В главных ролях:

показать всех »

В центре внимания взаимоотношения в любовном треугольнике. Вельчанинова, человека «много и широко» пожившего, неожиданно судьба сталкивает с господином Трусоцким, у которого умерла жена, оставив его с 9-летней дочерью.

Вельчанинов понимает, что эта девочка — его дочь и терзается вопросом — что именно известно Трусоцкому о любовных связях его жены. Обманутый муж страдает от ревности к умершей жене и не торопится признаваться Вельчанинову, что он все знает об их отношениях. Ревность, оскорбленное доверие превращают добродушного и покорного «вечного мужа» в мстителя.

  • Фильм снят по одноименной повести Фёдора Достоевского.
Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )
Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.

«Вечный муж» — вечный роман

Начнём с того, что я обожаю этот роман! Для тех, кто уже читал книгу, экранизация «Вечного мужа» может стать приятной находкой, благодаря своей замечательной постановке: каждая фраза, малейший жест — всё идёт строго по книге!

Этот фильм великолепно воспроизводит характер персонажей, их эмоции, чувства и переживания. Музыкальное сопровождение точно отображает обречённость Вельчанинова и его мысленное соперничество с Павлом Павловичем.

Интрига не позволяет расслабиться: она затягивает, не имея ни одного «пустого» момента, ведь отношения между двумя героями напряжены настолько, что зрителю просто некогда скучать.

Развязка была очень эффектной, на мой взгляд. Что касается Павла Павловича, то могу сказать, что это очень колоритный персонаж. То, как Станислав Любшин смог вжиться и с какой точностью передал натуру «вечного мужа» меня потрясло. Трусоцкий — личность подозрительная, непредсказуемая, слабая и трусливая. Этот человек не спрособен существовать без женщин, без опоры, ибо нуждается в приказах, в вечном контроле и зависимости. В большинстве романов персонажи подвержены постепенной эволюции, которая является сутью произведения. Здесь же перед нами предстаёт исключение: Павел Павлович не меняется за время истории, что было задумано самим Достоевским, ведь в книге сказано: «Такой человек рождается и развивается единственно для того, чтобы жениться». Вот почему это становится неотъемлемой частью его натуры, а соответственно, непороботимым пороком личности.

Вельчанинов, человек больной и душевный, — не менее интересный персонаж. На равне со Станиславом Любшиным Игорь Костолевский порадовал своим мастерством, так ловко перевоплатившись в Алексея Ивановича, пережив каждую эмоцию, почувствовав каждое произнесённое слово.

Но как и в любом фильме несколько недочётов здесь всё же имеется (правда они вовсе не значительные и не портят картину в целом): асфальтовые «мостовые», ненатуральность прохожих на улице и частые «тёмные моменты», затемняющие кадр. Пожалуй, на этом их перечисление заканчивается.

В конце я хочу добавить, что я была крайне разочарована небольшой известностью этого фильма, достойного почтения, как и многие другие киноленты 90х. Так что вперёд — на путь открытия забытых шедевров!

Федор Достовевский – Вечный муж

Критика на произведения Ф.М.Достоевского всегда отличалась некоторой противоречивостью. То его литературные труды хвалят заинтересованные лица, то ругают те, кому тем или иным образом не удобен образ мысли этого писателя. Однако, тем не менее, его работы до сего дня имеют не меньшую популярность, чем у современных авторов. Более того, многие из наших современников любят черпать гениальные мысли из произведений Федора Михайловича. Если вы посмотрите список лучших произведений Достоевского, то можете быть уверенны, многие из них находятся в списке лучших книг за всю историю человечества.

Краткое содержание книги Вечный муж Достоевского

Вечный муж – это рассказ, написанный выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и опубликованный в журнале «Заря» в 1870 году. К тому времени автор уже и сам познал все прелести брачной жизни и был женат уже в третий раз. Поэтому в Вечном муже естественным образом вплетены и его переживания и впечатления. К тому же, следует учесть и то, что практически все произведения Ф.М.Достоевского – это описание исключительно пережитого им самим. Однако же, как неоднократно утверждал сам автор, написание повести Вечный муж – это сугубо реакция на прочтение им романа одного его хорошего друга – А. Е. Врангеля.

В содержании книги наличествует классический любовный треугольник, состоящий из мужа, любовника и жены. Чувствуются впечатления, а может быть и просто аллюзии на известные произведения, такие как: «Школа для мужей», созданная Мольером и Тургеневская «Провинциалка». В повести Вечный муж события разворачиваются после смерти героини между ее мужем и любовником. Действия закручены несколько странно и даже, казалось бы, нелогично, а сама логика обнаруживается не в тексте, а том смысле, который он несет.

Взаимоотношения с мужем и любовником имеют очень странный характер. Муж (Трусоцкий), после десятилетнего перерыва в отношениях с любовником (Вельчанинов) жены (Наталья Васильевна), едет к нему домой. Якобы для того, чтобы возобновить былую дружбу. На то время – это, как минимум, было странным, потому как муж был чиновником высокого назначения, к тому же в солидном возрасте. И, тем не менее, удивленный поначалу любовник, все же радушно его принимает у себя. Более того, еще и спешит к мужу своей любовницы с ответным визитом.

Далее сюжет рассказа развивается в интересную сторону и повествует нам историю Лизы, которая является дочерью Натальи Васильевны и ее любовника – Вельчанинова. И это невероятно! Особенно для такого героя как Вельчанинов, который, в свою очередь, когда узнал, что у него есть дочь, решил забрать ее подальше от фальшивого папаши Трусолцкого и отвезти ее к своим знакомым друзьям – Погорельцевым. Лиза совершенно отчаялась упрашивать никуда ее не отвозить. В конце концов, она умирает от тоски по родному дому. Узнав о смерти падчерицы, отчим Трусоцкий пьяный выругал Вельчанинова, который кинулся на него, чтобы ударить по голове.

Затем события разворачиваются так, чтобы показать на какие еще странности способны люди. Это и приезды друг ко другу через какое-то время мужа и любовника, и прощение Вельчанинова за то, что Трусоцкий попытался его убить. И отказ Трусоцкого мириться с Вельчаниновым и так далее и тому подобное. Видно по всему, что автор в этой повести хотел показать всю страсть и силу запутанных отношений людей, и, судя по всему, ему это удалось.

И одного только беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что логику сюжета здесь рассказывает читателю вовсе не само содержание рассказа, а специальная отдельная глава под названием «Анализ». Где автор рисует нам попытки Вельчаниновым понять происходящее и произошедшее за последнее время в его жизни.

В Вечном муже очень ярко выступает литературный ход писателя: столкновение вечных непримиримых врагов за напускным и никому незаметным радушием и дружбой.

Этой двойственностью человеческой натуры автор не раз наделял своих героев. И, как часто в своей жизни Ф.М.Достоевскому приходилось невольно участвовать, или терпеть на себе различные скандалы, так и персонажей его он наделял такими же переживаниями и ставил их в такие же неудобные ситуации.

Психологичность идей на строках Вечного мужа

Психологические мотивы авторских идей в Вечном муже были изначально продуманы и удачно вплетены. Это и мучения Вельчанинова по поводу своего возрастного и даже мировоззренческого кризиса, и глобальные изменения в личности Трусоцкого, который после смерти Натальи Васильевны и своей неродной дочери Лизы, изменяется в своем поведении. Он становится более агрессивным и менее благородным.

Перемены Трусоцкого могли также стоить Вельчанинову жизни, когда муж рогонец попытался его зарезать во сне. Но у него это не вышло. Таким образом Трусоцкий из комичного обманутого «вечного мужа» преобразовывается в коварного, настороженного и хитрого хищника, который готов растерзать свою жертву не щадя ее. К тому же Трусоцкому доставляло огромное удовольствие издеваться над своим обидчиком, Вельчаниновым, ввергая его в различные психологические эксперименты.

Такие резкие перемены в поведении героев Достоевского, часто встречаются и в других произведениях (например, в романе «Идиот», Настасья Филипповна часто и беспричинно менялась в характере) и наводят на мысль о том, что внутри у таких людей часто кроется большая незажившая рана или давняя крепкая неразрешенная обида. А противоречия в описании и поведении героев рассказа Вечный муж уже, по сути, противоречиями и не являются, потому что это прямая связь с идеей автора – отразить человеческую натуру во всей ее красе, в том числе и абсурдности.

Что актуального для современного читателя в книге Вечный муж

Слыша отзывы о Вечном муже Достоевского от современных читателей, видишь, что они находят его для себя любопытным и злободневным. Ведь сегодня в семьях происходит не меньше измен, чем в XIX веке. А натур с противоречивым поведением или образом мыслей и того больше. Кроме того, внимательный читатель умел разглядеть в этом рассказе тонкость чувств и переживаний мужской половины общества. Оказывается, что мужчины не просто способны переживать, но еще и выражать свои переживания, только делают они это совсем не так, как женщины.

Что современный читатель еще видит для себя в Вечном муже – это, конечно же, безоговорочный и жесткий вердикт: «Люди не меняются». Под таким лозунгом и разворачивалась вся история любовного треугольника. Ведь что автор имел в виду под тем, что люди не меняются? А вот что – внутреннюю натуру взрослого человека, внутренние привычки и порывы уже состоявшейся личности, побуждения людей, которые решили, что меняться им уже поздно.

Некоторые читатели в своих отзывах о “Вечном муже” часто жалеют Трусоцкого. Ведь он же жертва! Он же – вечный муж, и более никто! Положим, так оно и есть. Однако, опять же, другие читатели на это возражают, задумываясь вслух, кто же довел его до жалкого состояния. Однако в целом, читатель видит в этом герое многих современных мужчин, которые по своей натуре – весьма великодушны, добры и сострадательны, и которым приходится переживать подобную личную трагедию.

Но многие читатели находят психологические уроки для себя и своей жизни сегодня. Они заключаются в том, что люди, на самом деле, не меняются, даже если в их жизнях происходят различные потрясения, и перемены их характера кажутся очевидными окружающим. Тем не менее, проходит время, и мы снова и снова можем наблюдать привычные манеры или образ мыслей и жизни тех или иных людей.

Вечный муж

ГОСПОДИН С КРЕПОМ НА ШЛЯПЕ

ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ ТРУСОЦКИЙ

ЖЕНА, МУЖ И ЛЮБОВНИК

НОВАЯ ФАНТАЗИЯ ПРАЗДНОГО ЧЕЛОВЕКА

МУЖ И ЛЮБОВНИК ЦЕЛУЮТСЯ

ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ ЖЕНИТСЯ

НА ЧЬЕМ КРАЮ БОЛЬШЕ

САШЕНЬКА И НАДЕНЬКА

Хочу целовать, целовать, целовать! — Имеется в виду романс М. И. Глинки на слова А. Мицкевича ( в переводе С. Голицына). Перевод этот был опубликован в альманахе «Новоселье» (СПб., 1834. Ч. 2). Достоевский слышал пение Глинки на литературно-музыкальном вечере у С. Ф. Дурова и А. И. Пальма 21 апреля 1849 г. Об этом вечере см.: Глинка М. Записки. Л., 1953. С. 207—208. А. Г. Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович несколько раз рассказывал при мне о том поразительном впечатлении, которое произвел на него этот романс в исполнении самого Глинки, которого он встретил в молодости» (см.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. С. 64). С. 107. «Великие мысли происходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства-с». — перефразированный афоризм французского моралиста Л. Вовенарга (1715—1747) (см.: Вовенарг Люк де Клапье де. Введение в познание человеческого разума. Фрагменты. Критические замечания. Размышления и максимы. Л., 1988. С. 168). С. 113. Сюркуп (франц. surcoupe) — термин карточной игры; здесь: привлечь к ответственности, арестовать. С. 115. . «у Кобыльникова живот болит»,— помните у Щедрина? — См. выше, с. 701. С. 117—119. Припадки эти

«еще тарелочку-с».— Описание припадка Вельчанинова совпадает с записью Достоевского от 4 сентября 1869 г.: «Припадок в Дрездене. Очень скоро после припадка, еще в постели, мучительное, буквально невыносимое давление в груди. Чувствуется, что можно умереть от него. Прошло от припарок (сухих, гретые тарелки и полотенца с горячей золой) в полчаса» (XXVII, 100). С. 125. Квазимодо — персонаж романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (1830), имя которого стало нарицательным для обозначения урода (ср. с. 126—127: «Только у такого Квазимодо и могла зародиться мысль о «воскресении в новую жизнь» — посредством невинности мадемуазель Захлебининой!»). В последнем случае Достоевский, возможно, пародирует основную мысль собственного предисловия к публикации перевода «Собора Парижской богоматери» (1862), где говорилось, что ,,основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия» — «восстановление погибшего человека» (XX, 28). С. 129. Моветон (франц. mauvais ton) — невоспитанный человек. С. 129. . в наш век в России не знаешь, кого уважать.— Аналогичную мысль высказывает Коля Иволгин в романе «Идиот» (см.: наст, изд Т. 6. С. 138). С. 130. . в вагоне одной из вновь открывшихся наших железных дорог.— Железная дорога от Кременчуга до Одессы была построена в 1865—1869 гг. С. 137. Благочинный — лицо православной церкви, осуществлявшее надзор за деятельностью определенных церковных приходов. Воспроизводится по изданию: Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. Т. 8. Оригинал здесь: Русская виртуальная библиотека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector