Вечер накануне Ивана Купала

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда если упросишь его рассказать что сызнова, то, смотри, что-нибудь да скинет новое или переиначит так, что узнать нельзя. Раз один из тех господ — нам, простым людям, мудрено и назвать их — писаки они не писаки, а вот то самое, что барышники на наших ярмарках. Нахватают, напросят, накрадут всякой всячины, да и выпускают книжечки не толще букваря каждый месяц или неделю, — один из этих господ и выманил у Фомы Григорьевича эту самую историю, а он вовсе и позабыл о ней.

Только приезжает из Полтавы тот самый панич в гороховом кафтане, про которого говорил я и которого одну повесть вы, думаю, уже прочли, — привозит с собою небольшую книжечку и, развернувши посередине, показывает нам. Фома Григорьевич готов уже был оседлать нос свой очками, но, вспомнив, что он забыл их подмотать нитками и облепить воском, передал мне. Я, так как грамоту кое-как разумею и не ношу очков, принялся читать. Не успел перевернуть двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку.

— Постойте! наперед скажите мне, что это вы читаете? Признаюсь, я немного пришел в тупик от такого вопроса.

— Как что читаю, Фома Григорьевич? вашу быль, ваши собственные слова.

— Кто вам сказал, что это мои слова?

— Да чего лучше, тут и напечатано: рассказанная таким-то дьячком.

— Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучий москаль. Так ли я говорил? Що то вже, як у кого черт-ма клепки в голови! Слушайте, я вам расскажу ее сейчас.

Мы придвинулись к столу, и он начал.

Дед мой (царство ему небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханцы пшеничные да маковники в меду!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь — целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал. Уж не чета какому-нибудь нынешнему балагуру, который как начнет москаля везть(1), да еще и языком таким, будто ему три дня есть не давали, то хоть берись за шапку да из хаты. Как теперь помню — покойная старуха, мать моя, была еще жива, — как в долгий зимний вечер, когда на дворе трещал мороз и замуровывал наглухо узенькое стекло нашей хаты, сидела она перед гребнем, выводя рукою длинную нитку, колыша ногою люльку и напевая песню, которая как будто теперь слышится мне. Каганец, дрожа и вспыхивая, как бы пугаясь чего, светил нам в хате. Веретено жужжало; а мы все, дети, собравшись в кучку, слушали деда, не слезавшего от старости более пяти лет с своей печки. Но ни дивные речи про давнюю старину, про наезды запорожцев, про вязов, про молодецкие дела Подковы, Полтора Кожуха и Сагайдачного не занимали нас так, как рассказы про какоенибудь старинное чудное дело, от которых всегда дрожь проходила по телу и волосы ерошились на голове. Иной раз страх, бывало, такой заберет от них, что все с вечера показывается бог знает каким чудищем. Случится, ночью выйдешь за чем-нибудь из хаты, вот так и думаешь, что на постеле твоей уклался спать выходец с того света. И чтобы мне не довелось рассказывать этого в другой раз, если не принимал часто издали собственную положенную в головах свитку за свернувшегося дьявола. Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было. Одну из его чудных историй перескажу теперь вам. Знаю, что много наберется таких умников, пописывающих по судам и читающих даже
гражданскую грамоту, которые, если дать им в руки простой Часослов, не разобрали бы ни аза в нем, а показывать на позор свои зубы — есть уменье. Им все, что ни расскажешь, в смех.

Эдакое неверье разошлось по свету! Да чего, — вот не люби бог меня и пречистая дева! вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм — что ж? нашелся сорвиголова, ведьмам не верит! Да, слава богу, вот я сколько живу уже на свете, видел таких иноверцев, которым провозить попа в решете(2) было легче, нежели нашему брату понюхать табаку; а и те открещивались от ведьм. Но приснись им. не хочется только выговорить, что такое, нечего и толковать об них.

1 — То есть лгать.
2 — То есть солгать на исповеди.
(Прим. Н.В.Гоголя.)

Реализуем дозирующее оборудование. Поставки дозирующего оборудования от лучших производителей России.

Болят зубы? — стоматологическая поликлиника в митино, сотоматологические услуги высшего класса.

Николай васильевич гоголь вечера

  • Ревизор[1836]174kОценка:4.61*1951 Драматургия Комментарии: 97 (25/08/2019)
  • Женитьба[1833]105kОценка:5.05*233 Драматургия Комментарии: 14 (08/07/2016)
    Совершенно невероятное событие в двух действиях.
  • Театральный разъезд[1842]75kОценка:5.86*13 Драматургия
    После представления новой комедии
  • Приложения к «Ревизору»[1846]135kОценка:4.91*29 Драматургия
    Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору
    Две сцены, выключенные как замедлявшие течение пьесы
    Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»
    Театральный разъезд после представления новой комедии
    Развязка «Ревизора»
  • Драматические отрывки и отдельные сцены[1838]204kОценка:7.41*9 Драматургия
    Игроки
    Утро делового человека
    Тяжба
    Лакейская
    Отрывок (Сцены из светской жизни)
    Владимир третьей степени
    Отрывки на неизвестных пьес
    Альфред
    Наброски плана драмы из украинской истории
  • Из ранних редакций[1833]39kДраматургия
    Сцены и отрывки из первой черновой редакции «Ревизора»
    Сцены и отрывки из второй редакции «Ревизора»
    Сцены из комедии «Женихи»
  • Жиро Д.Дядька в затруднительном положении[1807]103kДраматургия, Переводы, Юмор и сатира
    L’ajo nell’imbarazzo.
    Перевод с итальянского под редакцией Н. В. Гоголя.

    Николай Васильевич Гоголь


    Биографическая справка

    Родился в семье помещика среднего достатка. Детские годы провел в родительском имении Васильевка.

    В 1818 — 19 Гоголь обучался в Полтавском поветовом (уездном) училище; в 1820 — нач.1821 занимался с учителем латинского языка Г.М. Сорочинским, в 1821 — 28 учился в Гимназии высших наук в Нежине. В эти годы проявился разносторонний художественный талант Гоголя: он рисовал (пейзажи, рисунки; позднее выполнял зарисовки городов, эскизы обложек и др.), выступал в спектаклях, писал разнообразные художественные произведения. Свое будущее Гоголь, однако, связывал прежде всего с государственной службой, мечтая о юридической карьере.

    В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу.

    В начале 1829 года появилось стихотворение «Италия», а весной того же года под псевдонимиом В. Алов отдельным изданием вышла «идиллия в картинках» «Ганс Кюхельгартен». Поэма вызвала резкий критический отклик Н.А. Полевого, Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и отправился за границу, в Северную Германию.

    В сентябре 1829 года возвратился в Санкт-Петербург и в конце года поступил в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел; а в апреле 1830- в департамент уделов (вначале писцом, а потом помощником столоначальника). Одновременно активизировалась его литературная деятельность.

    В 1830 году Гоголь познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и, возможно, А.А. Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А.С. Пушкину. Первый цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» принес Гоголю широкое признание. После появления «Вечеров…» Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С.Т. Аксаков и К.С. Аксаков, М.С. Щепкин, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, М.П. Погодин. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В.Г. Белинским.

    Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы «Миргород» и «Арабески» расширили диапазон его творчества.

    В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также (безуспешно) о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма «Альфред» (1835) на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть «Тарас Бульба» из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к «Ревизору» — комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием (поставлена впервые в19.4.1836 в санкт-петербургском Александринском театре; в том же году вышла отдельным изданием).

    В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, жил в Баден-Бадене, Женеве, Веве (Швейцария), в Париже, где познакомился с А. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А.С. Пушкина.

    В марте 1837 Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работающими там русским художниками. В Риме была написана большая часть «Мертвых душ», работа над которыми была начата еще в 1835.

    В 1839-40 Гоголь приезжал в Россию, читал друзьям главы «Мертвых душ»; в конце 1841- первой половине 1842 Гоголь вновь на родине, занятый печатанием первого тома (вышел в мае 1842); в1842- в начале 1843 опубликованы «Сочинения» Гоголя в 4-х томах. С июня 1842 Гоголь жил за границей (во Франции, Германии, Италии), продолжая работу над 2- томом поэмы. В 1-ой половине 1845 самочувствие Гоголя резко ухудшилось; его силы были подорваны напряженным и, как ему казалось неэффективным трудом. Летом 1845 Гоголь сжег рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 года, находясь в Неаполе, тяжело пережил известие о смерти Н.М. Языкова, одного из самых близких его друзей. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» — произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход «Выбранных мест…» навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей (С.Т. и К.С. Аксаковых, С.П. Шевырева и др.).

    В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим к Гробу Господню Гоголь окончательно возвратился на родину; жил в Васильевке, Одессе, Санкт-Петербурге.

    С декабря 1848 жил у А.П. Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями (в том числе начатыми еще в 1845 в Париже «Размышлениями о Божественной литургии»).

    В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е.М. Хомяковой, сестры Н.М. Языкова.

    7 февраля Гоголь исповедался и причастился, а в ночь с 11 на 12 февраля сжег беловую рукопись 2-го тома (сохранились в неполном виде 5 глав).

    Огромно влияние Гоголя на последующую литературу: его творчество способствовало реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа; стимулировало укрепление и обогащение гротескно-фантастического направления. В то же время религиозные и нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе, так и в русской религиозной философии конца XIX — первой половины XX вв. В XX веке влияние Гоголя, преодолев национальные границы, распространилось на всю мировую культуру.

    Николай васильевич гоголь вечера

    Краткая биография Николая В. Гоголя (1 апреля 1809 — 4 марта 1852).

    Николай Васильевич Гоголь – величайший русский писатель, драматург, публицист, критик, классик русской литературы — появился на свет 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1809 г. Его родиной была Полтавская губерния, село Большие Сорочинцы Миргородского уезда. Он был сыном помещика средней руки. Образование Николай начал получать в десятилетнем возрасте, поступив в Полтавское уездное училище, затем в ходе частных уроков, а в 1821 г. уехал на Черниговщину, чтобы влиться в ряды учащихся Нежинской гимназии высших наук.

    Успехами в учебе он не блистал, что отчасти объяснялось не очень качественным уровнем организации преподавания в только что созданном учебном заведении. Изъяны в образовании компенсировались стремлением к знаниям самого Николая и его товарищей. Ими был налажен выпуск рукописного журнала, в котором появились первые литературные — как стихотворные, так и прозаические — пробы пера будущего классика. Горячо интересовался молодой Гоголь и театром, зарекомендовав себя хорошим актером и декоратором. К моменту окончания гимназии Гоголь грезил великим служением обществу, полагая, что у него есть все основания для блестящих успехов на этом поприще, но даже не помышлял об ипостаси профессионального литератора.

    Преисполненный больших надежд, устремлений и пока неясных планов, в декабре 1828 г. Гоголь приезжает в Санкт-Петербург. Суровая действительность, невозможность найти себя привнесли в его настрой горький оттенок разочарования. Неудачная попытка стать актером, тяготы службы в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и позднее — Департамента уделов делали все более привлекательной идею посвящения себя литературному творчеству. Впрочем, в канцелярской службе были и плюсы: она позволила Гоголю изнутри познакомиться с жизнью и работой чиновников, и эта осведомленность впоследствии сослужила хорошую службу при написании произведений.

    В 1829 г. Гоголь опубликовал первое свое сочинение, предназначенное для широкой публики, — романтическую идиллию под названием «Ганц Кюхельгартен», которую он подписал псевдонимом В. Алова. Его дебютное сочинение, написанное еще в Нежине, вызвало на себя огонь критики, поэтому Гоголь собственноручно уничтожил тираж. Неудача не отвратила от мыслей о литературной славе, но заставила искать другие пути. Еще зимой 1829 г. Гоголь постоянно просил в письмах мать, чтобы та присылала ему описание национальных украинских традиций и обычаев. Обнаружив, что жизнь в Малороссии интересна очень многим, Гоголь вынашивал мысли о произведении, которое, с одной стороны, могло бы прийтись ко двору, а с другой — удовлетворить его потребности в литературном творчестве. Уже в 1829 г. были написаны или, по крайней мере, начаты «Майская ночь» и «Сорочинская» ярмарка, в начале 1830 г. в журнале «Отечественные записки» опубликован «Вечер накануне Ивана Купала».

    Зимой 1831 г. инспектор Патриотического института Плетнев рекомендовал Гоголя на должность преподавателя, а в мае познакомил его с Пушкиным. Это событие стало поистине судьбоносным в биографии Гоголя, оказав на него как на человека и на писателя огромное влияние. В 1834 г. молодой Гоголь становится адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета и входит в круг лиц, идущих в авангарде отечественной художественной литературы. Он воспринимал свое служение Слову как высочайший нравственный долг, который необходимо свято исполнять. Этот период стал самым напряженным в его литературной деятельности. В 1830-1832 гг. выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые приносят их автору громкую славу.

    Укрепили репутацию Гоголя как блестящего писателя сборники «Арабески» и «Миргород», опубликованные в 1835 г. Знакомство с ними позволило В. Белинскому присвоить Гоголю статус «главы литературы, главы поэтов». Литературное творчество становится главным и единственным занятием писателя с лета 1834 г. В этом же году был задуман «Ревизор», причем фабула произведения была подсказана Пушкиным (та же история повторилась затем с «Мертвыми душами»). В 1836 г. Александрийский театр поставил «Ревизора», однако снижение социальной остроты при перенесении его на сцену принесло автору разочарование.

    Накопившееся за несколько лет огромное напряжение физических и моральных сил привели писателя к мысли предпринять путешествие за границу, чтобы отдохнуть. Почти десяток лет, не считая недолгих перерывов, он провел в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии. Пребывание за пределами родины, с одной стороны, успокоило, напитало новыми впечатлениями и силами, но с другой — в его душе вызревали перемены, которые впоследствии приобрели фатальный, роковой характер.

    Оказавшись весной 1837 г. в Риме, городе, который он полюбил, как свою вторую родину, Николай Васильевич начинает работать над «Мертвыми душами», которые были задуманы в 1835 г. В 1841 г. работа над первым томом закончена, и осенью Гоголь возвращается в Россию, чтобы опубликовать свои труды. С трудом, не без помощи влиятельных знакомых пройдя горнило петербургской цензуры, исключившей отдельные места, автор получает добро на «Мертвые души» и публикует их в Москве в 1842 г.

    Летом автор поэмы снова отбыл за границу, переезжая из страны в страну, из города в город. Главные изменения совершались, между тем, в его внутреннем мире. Гоголь считал себя создателем чего-то провиденциального, видел в себе мессию, призванного обличать пороки людей и в то же время совершенствоваться самому, и для него этот путь лежал через религию. Неоднократные тяжелые недуги способствовали усилению его религиозности и пророческих настроений. Все вышедшее из-под своего пера он считал недостойным его высокого предназначения и греховным.

    Разразившийся в 1845 г. тяжелый душевный кризис сподвигает Гоголя написать завещание и сжечь рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Пережив это страшное состояние, писатель в знак избавления от погибели принимает решение постричься в монахи, но ему не удается реализовать эту идею. И тогда он приходит к мысли о служении богу на литературном поприще, к нему приходит понимание того, как необходимо писать, чтобы все общество «устремилось к прекрасному».

    Мысль собрать все написанное в последние годы была реализована в виде книги «Выбранные места из переписки с друзьями», изданной в 1847 г. в Санкт-Петербурге. Из-за менторского, надменного тона, нечеткости идейной позиции, нежелания присоединяться к западникам и славянофилам, которые в 1840-ых гг. активно оспаривали друг у друга право на истину, «Выбранные места» остались непонятыми и осужденными. Тяжело переживая провал, Гоголь искал утешение в религии, считал необходимым продолжать работать только после поездки по святым местам. В очередной раз в биографии писателя начинается период пребывания за границей. В конце 1747 г. местом жительства для него стал Неаполь, и оттуда в начале 1848 г. он совершил паломничество в Палестину.

    Весной 1848 г. состоялось окончательное возвращение Н.В. Гоголя в Россию. Работа над вторым томом «Мертвых душ» была продолжена на фоне интенсивной внутренней борьбы. Здоровье писателя, между тем, с каждым днем ухудшалось. Смерть его доброй знакомой Хомяковой произвела на него крайне тягостное впечатление и обострила страх собственной близкой кончины. Ситуацию усугубило негативное отношение протоиерея Матфея Константиновского (он был гостем в доме графа Толстого, где жил в это время Гоголь) к рукописи второй части поэмы, его призыв уничтожить некоторые главы.

    Проводив 5 февраля Константиновского, Гоголь перестает выезжать из дому, начинает с особым рвением молиться и говеть, хотя время Великого Поста еще не наступило. В ночь с 11 на 12 февраля (по ст. ст.) 1852 г. писатель сжигает свои труды, среди которых были и рукописи «Мертвых душ». 18 февраля он окончательно слег и перестал принимать пищу, отказывался от предлагаемой помощи врачей и друзей, которые тщетно пытались исправить ситуацию. 20 февраля медики, собравшиеся на консилиум, приняли решение лечить Гоголя принудительно, однако это только лишило его последних сил — уже к вечеру он был в беспамятстве, а 4 марта утром умер.

    Его похоронили в Москве, на кладбище Данилова монастыря, который в 1930 г. был закрыт. 1 мая 1931 г. могила Гоголя была вскрыта с последующим перенесением останков на Новодевичье кладбище. Существует не подтвержденная официально информация о том, что Гоголь был похоронен спящим летаргическим сном, т.е. его настигла участь, которой он всегда опасался. Смерть великого писателя окружена шлейфом мистики, как, впрочем, и его жизнь, и не понятые многими устремления мятущейся души.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: