Вечер, анализ стихотворения Тютчева

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6. (Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)

7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)

8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)

9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)

10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)

11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)

12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)

13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)

14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)

15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)

«Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»»

Федор Иванович Тютчев как художник сложился на рубеже 20—30-х годов XIX столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,— «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды».

«Осенний вечер» — были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Ф. И. Тютчев еще в пору молодости, в 1836 году, написал стихотворение «Зима недаром злится…». Борьба зимней стужи и весны представлена как действия сказочных существ: злой ведьмы-Зимы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. Радостные ритмы соответствуют светлому строю народных веснянок. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов стихотворение чрезвычайно динамично:

* Зима еще хлопочет
* И на Весну ворчит,
* Та ей в глаза хохочет
* И пуще лишь шумит…

Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих Стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Вечер, анализ стихотворения Тютчева

Наследие Ф.И.Тютчева невелико: оно насчитывает немногим более трехсот стихотворений. Но значение их для русской и мировой поэзии безмерно. Как сказол А. Фет в своей надписи на сборнике стихов Тютчева:

Муза. правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей.

Еще при жизни поэзия Тютчева была высокооценена Жуковским, Пушкиным, Некрасовым, Тургеневым, Л. Толстым, Фетом, но известности в широких читательских кругах не получила. Отчасти это связано с тем, что сам Тютчев относился к своему творчеству как занятию сугубо личному и потому не прилагал усилий для публикаций своих стихотворений. Всесторонняя оценка его поэзии была дана в .эпоху серебряного века: в статьях В. Соловьева, Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова. При анализе поэзии Тютчева пользуются обычно такими определениями, как «поэзия мысли», «философская поэзия», поэзия «космического сознания». Поэт и философ В. Соловьев выделял в этом смысле поэзию Тютчева из всей мировой поэзии: «Но и сам Гете не зах-ватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, . темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, — природной и человеческой,- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества».

«Полдень» (1829), «Весенниеводы» (1830), «Осеннвивечер» (1830). Природа — это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина».

Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает самую существенную черту явления («лениводышит полдень мглистый», «лениво тают облака»). Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание.

В тютчевской лирике главным становится прием оду­шевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении «пол­день дышит», река «лениво-катится». Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы ••- божества природы, живительных, плодоносных сил):

И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.

Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов).

Тютчева особенно привлекали переходные, промежу­точные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи. В стихотворении «Осенний вечер» дается картина вечерних сумерек, полная красок и звуков:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. . Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест

Тютчев оставил немало прекрасных поэтических картин осени. Например, в стихотворении «Есть в осени перво­начальной. « он дал удивительно точное описание ранней осени. Никогда яе забыть образ «тонкого волоса паутины», который «блестит на. праздной борозде». Здесь же — другая сторона осейи. Но эта картина является одновременно и предвестием зимы: И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою.

Вместе с тем Тютчев передает ощущение осеннего. вечера. Стихотворение построено на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Это отра­жается в двухчастной композиции: постижение природы — это для поэта созерцание самого себя в природе. Стихотво — рение завершает прекрасный образ «стыдливости страданья».

«Silentium» (1830). Это стихотворение относится к тем произведениям Тютчева, в которых преобладает философская мысль. Лирический герой поэзии Тютчева предстает здесь как мыслитель (герой философской поэзии). Но не в том смысле, что Тютчев иллюстрируетте или иные философские идеи, хотя. как многие поэты 30 — 40-х годов XIX в., он испытал сильное влияние немецкой философской культуры. Философские мысли, идеи являются у Тютчева частью целостного художественного образа. Это воплощение в поэзии духа человека — мыслителя. В стихотворении «SilenUum» с особой остротой выражена коренная романтическая проблема — бесконечного одиночества человека, призрач — ности культуры, цивилизации, самого человека, обреченных на уничтожение и гибель. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия — невоз­можности человека выразить свою душу, рассказать свои мысли другому. Стремление к самовыражению наталкивается на непонимание.

Стихотворение строится как своего род? советы, призы — вы, обращения к читателю, к «ты». Первое шестистишие начинается советом — «молчи» — и завершается тем же. Срединное шестистишие — самое интимное, задушевное. Первые три строки, состоящие из вопросов, вместе с обращением к «ты» подразумевают и «я». ‘ 105

Как сердцу высказать себя? Другому как понять Тебя? Поймет Ли он, чем ты живешь?

Но и эта строфа завершается повтором «молчи». Тютчев выражает мысль, что и человеческое слово в принципе бессильно. Поэтому он приходит к своему знаменитому парадоксу — признанию:

Мысль изреченная есть ложь.

Завершается стихотворение призывом — собственной души:

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей.

Это стихотворение особенно ценило поколение поэтов — символистов (А. Блок, А..Велый, В. Брюсов, Вяч. Иванов): они видели вТютчеве Духовно близкого им человека, обнажившего главное противоречие символической поэзии — потребности и невозможности «высказать себя».

«О чем ты воешь, ветр ночной. « (1830), «Тени сизые смесились» (1835). Важнейшая тема, которую Тютчев ввел в русскую поэзию, — это хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, некую темную первозданную стихию. А все видимое, сущее — это лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, полагал поэт, наступают минуты, когда человек остается один на один перед вечным миром. В эти минуты он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

В первом стихотворении Тютчев обращается к одной из форм проявления «хаоса» — к ночному ветру. Он вслушивается в этот «хаос», в пучину мировой ночи:

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой: То глухо-жалобный, то шумно?

Лирический герой желает прикоснуться к этой таин­ственной жизни хаоса: ^

Онсбеспредельнымжаждетслиться. Но в то же время «страшные» песни ужасают его:

бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.

Другой постоянный мотив тютчевской поэзии «иллюст­рируется» стихотворением «Тени сизые смесились. » Как и предыдущее, оно имеет поистине космический размах. Нов нем особенно сильно выражается мотив, лишь намеченный в предыдущем стихотворении («Он с беспредельным жаждет слиться. «).

Тютчев с огромной поэтической силой воплощает здесь желание единения с природой, растворения в ней. В стихо­творении появляется знаменитая поэтическая формула: «Все во мне и я во всем1» В нем отражается другая сторона романтического мироощущения — преодоление инди­видуализма и желание обретения гармонии с миром, при­родой. Стихотворение имеетдвухчастную композицию. Первая часть представляет гармоничную картину .ночной стихии. Тютчев максимально пользуется приемом звукописи, про­низывает строки аллитерацией и ассонансом. Вот наиболее яркий пример: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный.

Вторая часть стихотворения — это своеобразное обращение к ночному сумраку. Здесь важной оказывается сама мысль. очень весомая, поражающая своей неожиданностью:

Дай вкусить уничтоженья, С миромдрсмлющим смешай!

«О. как убийственно мы любим. » (1851), «Весь день она лежала в забытьи» (1864). Стихотворения -входят в так называемый «денисьевский цикл» (1850 — 1864) — одну из вершин любовной лирики русской и мировой поэзии.

Ф.И. Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Алек­сандровной Денисьевой, воспитанницей Смольного институ­та, в конце 1840-х годов. В этих отношениях было все: и глубокая взаимная любовь, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагический конец (смерть Денисьевой в 1864 г.). В глазах высшего петербургского общества их отношения, продолжавшиеся в течение четырнадцати лет, были «беззаконными», вызывающе скандальными, причем вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой Тютчев винит прежде йсего самого себя в страданиях, причиненных Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Он был потрясен ее смертью, обращал горячие упреки к самому себе.

«Денисьевский цикл» стал художественным выражением этой душевной драмы. В нем любовь предстает в различных ипостасях: как возвышающее человекадуховное чувство, как могучая, слепая страсть, как тайное чувство, некая ночная стихия, напоминающая о древнем хаосе. Поэтому тема любви звучит у Тютчева то как «союз души с душой родной», то как тревога, то как предостережение, то как горестное признание.

Тютчев пошел в поэзии дальше трагических романтиков (Жуковского, Баратынского, Лермонтова), назвав любовь «поединком роковым». Называя так любовь. Тютчев тем самым видит в ней испытание, данное человеку судьбой в ряду других испытаний. Любовь в представлении поэта не может быть обоюдно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает. «Он» и «она» в стихотворении «О, как убийственно Мы любим» находятся в неравноправном положении: . Давно ль. гордясь своей победой, Ты. говорил; она моя. Год не прошел-спросиисведай,» Что уцелело от нея?

Тютчев говорит с бесстрашием и прямотой, что «его» любовь отмечена эгоизмом, хотя теперь к себе он обращает упрек. Трагизм судьбы любящей женщины определяется и тем, что пошлая толпа, «нахлынув, в грязь втоптала/ То, что в душе ее цвело». Тютчев видит в любви трагическое неотвратимое испытание судьбы:

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была.

В стихотворении выражается ощущение хрупкости, мимолетности человеческой жизни:

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось?

Начинает и завершает стихотворение афористичная и парадоксальная мысль:

О. как убийственно мы любим, . Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. ,,

В то же время Тютчев не утверждает бесплодности любви: .без этой внутренней борьбы нет человеческой жизни, в ней утверждается человек.

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Тютчев видел, как тяжелой мучительно она болела. Это и в нем самом вызывало невыносимые муки. В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: «Не живется. Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Теперь я что-то бессмыслен но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. «

Стихотворение отличает замедленность темпа, драма- тическое величие. В результате многочисленных повторов — анафор союза «и»оноприобретастособую выразительность. Неоднократные умолчания передают недоговоренность, внутреннюю глубину, моменты погружения героини, а потом и героя а «сознательную думу». Взволнованность переживания .героя передана через «перебой» ритма. В третьей строфе ритм перебивается «уточняющим» предложением: . . . .-

И вот, как бы беседуя с собйй, Сознательно она проговорила ,’ (Я был при ней, убитый, но живой): — «О. как все это я любила!»

» Теплый летний дождь, весело звучащие его струи (как примета жизни) пробуждают спящую женщину и вызывают в ос душе воспоминания. Даже в смертный час она чувствует радость и красоту жизни:

И медленно опомнилась она. И начала прислушиваться к шуму.

Последняя с-трофа представляет «сознание» город -это стон, невыразимое сожаление, восхищение такойлюб^выо;

Любила ты, и так, как ты, — любить — Нот, никому еще не удавалось) О господи)..и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось.

«Денисьевский цикл» стал великим памятником и гимном, этой «последней любии» поэта.

«Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» — очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: