Вчера еще в глаза глядел (Марина Цветаева)

Вчера еще в глаза глядел
Марина Цветаева

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая.
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое.
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

Марина ЦветаеваГлаза

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зеленые — соленые —
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой,
Всегда б платили за постой
Всё эти же — веселые —
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой,
От солнца б застилась рукой,
Качала бы — молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком.
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза.
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!

Марина Цветаева: глаза.
Стихи о любви и стихи про любовь & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Сборник стихов

Мировая классика литературы

Навигация

Полезное

Марина Цветаева «Вот опять окно», «В раю», «Вчера еще в глаза глядел»

Марина Цветаева «Вот опять окно»

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи.
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Марина Цветаева «В раю»

Воспоминанье слишком давит плечи,
Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всё покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг,- я слез не утаю.
Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

Марина Цветаева «Вчера еще в глаза глядел»

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
Мой милый, что тебе я сделала?!

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая.
И стон стоит вдоль всей земли:
Мой милый, что тебе я сделала?

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
Мой милый, что тебе я сделала?

Спрошу я стул, спрошу кровать:
За что, за что терплю и бедствую?
Отцеловал — колесовать:
Другую целовать,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое.
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

«Глаза» М. Цветаева

«Глаза» Марина Цветаева

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зеленые — соленые —
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой,
Всегда б платили за постой
Всё эти же — веселые —
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой,
От солнца б застилась рукой,
Качала бы — молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком…
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза…
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!

Анализ стихотворения Цветаевой «Глаза»

Марина Цветаева родилась в интеллигентной московской семье и до самого совершеннолетия не задумывалась о том, что ее жизнь может быть другой, лишенной простых семейных радостей, домашнего тепла и уюта. Конечно, поэтесса догадывалась о том, что многие люди живут по-другому, но никогда всерьез не пыталась постичь ту часть человеческого бытия, которое связано с болью, ненавистью и страданиями.

Революция 1917 года разрушила хрупкий мир иллюзий Цветаевой. На фоне гражданской войны и голода в города хлынул поток крестьян, которые пытались спастись от нищеты и разрухи. Именно тогда Марина Цветаева обратила внимание на крестьянские глаза, способные передать всю гамму человеческих чувств. И эта многогранность настолько впечатлила поэтессу, что в 1918 году она написала стихотворение «Глаза», в котором попыталась рассказать о том, что смогла прочесть в «зеркалах души» русских крестьян, с которыми раньше ей практически не доводилось сталкиваться в ее сытой, благополучной и вполне обеспеченной жизни.

Глаза крестьян поэтесса именует солеными, привычными к степям и слезам. При этом Цветаева примеряет к себе роль обычной сельской девушки и с удивлением замечает, что могла бы стать крестьянкой и одним только взглядом своих веселых зеленых глаз рассчитываться за постой. «Была бы бабою простой – от солнца б застилась рукой», — отмечает поэтесса, подчеркивая при этом, что смогла бы смирить свою гордыню и опускать глаза, выражая тем самым покорность судьбе.

Наблюдая за крестьянами, Цветаева делает удивительное для себя открытие, что эти люди обладают поистине огромным терпением, в котором рождаются мудрость, рассудительность и душевное спокойствие. А также – особая скрытность, которая присуща представителям этого низшего сословия, и является ответной реакцией на все те унижения, которые им довелось пережить. «Что видели – не выдадут крестьянские глаза», — отмечает Цветаева, подразумевая, что лично ей, рожденной в достаточно либеральной семье, весьма сложно сдерживать свои мысли, чувства и эмоции. И именно этим поэтесса отличается от обычной сельской девушки, роль которой ей не трудно сыграть, но полностью перевоплотиться в крестьянку с ее образом мышления, покорностью и услужливостью вряд ли удастся. Так же, как и прожить свою жизнь с осознанием того, что ею управляют другие люди, и именно от их воли и желания зависит личное счастье и благополучие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: