В мире художественного слова В

Стихотворение является переводом одноимённой баллады И.В. Гёте.

Баллада — лиро-эпический жанр; стихотворение, в основе которого, как правило, лежит какой-то необычайный случай, историческое или фантастическое событие.

Баллады — наиболее значительный и характерный для Жуковского жанр поэтического творчества. Жуковский познакомил читателей с миром народных преданий, поверий, легенд, обрядов европейского фольклора, до него недостаточно известным в России.

Его перу принадлежит перевод баллад Шиллера, Гёте, Скотта и других английских и немецких авторов. «Этот род поэзии, — отмечал В.Г. Белинский, — им начат, создан и утверждён на Руси: современники юности Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад». Сам поэт отмечал, что он «родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских».

  1. Напряжённость происходящего передаётся в балладе «Лесном парь» благодаря диалогу, как правило не свойственному лирической поплин. Прочитайте балладу по ролям. Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера каждого лирического персонажа.
  2. Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер. Найдите в тексте эти элементы. Что ещё в этой балладе отличает её от обычного лирического стихотворения?
  3. Стихотворный перевод баллады относится к романтической поэзии. В пей необычный герой действует в необычных обстоятельствах. Чем необычны персонажи баллады и обстоятельства, в которых они действуют?
  4. Сюжет баллады Гёте взят из народных песен. К какому жанру русского фольклора близок его, стихотворный перевод?

«Невыразимое»

Это стихотворение было особенно значимо для поэта. Оно носило программный характер: Жуковский высказал в нём свою позицию по поводу взаимоотношений человека и мира, художника и природы. Это своеобразный гимн природе и её Творцу. Лирический герой — сам автор, который восхищён, покорён красотой мира. Он стремится понять и выразить его величие, внутреннюю силу и совершенство, но осознаёт: ещё не найдено таких слов. «Душа смятенная» может лишь в молчании наслаждаться; слова бессильны. Стихотворение относится к жанру философской лирики и создано в соответствии с канонами романтизма.

    С помощью каких языковых средств создаётся особый пафос стихотворения? Найдите в тексте слова высокого, торжественного стиля.

Пафос — высокая идея художественного произведения, определяющая стиль и эмоциональную окрашенность текста.

  • Найдите риторические фигуры, употреблённые в тексте. Какова их роль в произведении?
  • Отдельные слова выделены Жуковским курсивом. На что поэт таким образом обращает внимание читателей? Почему эти явления особенно для него важны?
  • Найдите и прочитайте афористические словосочетания и выражения.
  • В каких строках выражается главная мысль стихотворения?
  • Обоснуйте вывод о том, что стихотворение «Невыразимое» относится к философской лирике.
  • КГКУ Детский дом №37

    Урок-диалог по литературе в 7 классе по теме: «В мире художественного слова С.А. Есенина»

    Урок-диалог по литературе «В мире художественного слова С.А. Есенина»

    (Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

    1) расширить кругозор учащихся о творчестве С. Есенина;

    2) углубить знания об особенностях лирической поэзии;

    3) формировать умения объяснять художественное слово;

    4) совершенствовать навык выразительного чтения;

    5) подготовить к работе над домашним сочинением-анализом лирического произведения.

    1) развитие аналитического мышления;

    2) развитие познавательного интереса к поэзии;

    3) развитие творческих способностей учащихся.

    1) воспитать бережное отношение к русскому языку;

    2) воспитание толерантности у учащихся.

    1) Компьютер, экран, проектор.

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока. Запись числа. Вступительное слово учителя.

    Мы продолжаем изучение творчества С.А. Есенина. Хочу напомнить, ребята, вам слова Б. Пастернака о поэте:

    «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…

    Вместе с тем, Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, какую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией». (Слайд 1)

    2. Запишите тему урока в тетради. А эпиграфом к занятию я взяла слова литературоведа М.А. Рыбниковой о С.А. Есенине:

    «Великое чудо поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такая волшебная палочка в руках поэта – слово, яркое, эмоциональное, необычное. У поэзии свои законы, свой язык…»

    Согласны ли вы с утверждением литературоведа?

    Запишите эпиграф в тетради.

    3. Актуализация изученного материала.

    Групповая работа «Слово Есенина» (Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

    – Слова и словосочетания, обозначающие образы, с которыми в сознании поэта связан родной край.

    – Символическое значение голубого и золотого цветов.

    – Метафоры, их роль в стихотворении.

    – Образ Руси в стихотворении.

    4. Слово учителя: Сегодня мы прочитаем и попытаемся проникнуть в мир лирического произведения «Отговорила роща золотая…», посмотрим, какой волшебной палочкой владел С. Есенин, чтобы творить чудо, будем учиться понимать язык этого стихотворения, работать над словом.

    5. Чтение учителем (наизусть) стихотворения. (Слайд 3)

    6. Беседа с классом.

    Каким настроением пронизано стихотворение?

    Как выражается это настроение? Какие ключевые слова могут обозначать грусть?

    – Журавли, странник, один, всех ушедших, равнина голая, не может согреть, роняет тихо, грустные слова, ненужный ком.

    В каком значении даны эти слова? В прямом или в переносном?

    Обобщение: Да, ребята, в этом лирическом произведении много автологических (употребляемых в прямом значении стихи и строфы) прекрасных стихов, где прямо выражаются мысли автора о быстротечности всего живого, о том, что «ничего в прошедшем мне не жаль» – ни «юности веселой», ни «лет, растраченных напрасно».

    Это стихотворение отличается от стихотворений, написанных поэтом ранее и по звучанию, и по тональности.

    О чем же это стихотворение? Какова его тема?

    – В этом произведении звучит общая тема увядания: 1) тема судьбы, 2) в целом, тема смысла человеческой жизни.

    Человеческая жизнь охватывает рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть.

    О каких двух ступенях жизни говорится в стихотворении?

    – О юности и увядании.

    Какова морфологическая структура темы юности?

    – «Веселым языком, широким месяцем, голубым прудом юности веселой, сиреневую цветь (части речи – существительное + прилагательное).

    – отговорила, не жалеют, печально пролетая, оставит дом, стою один, в прошедшем не жаль, растраченных напрасно, не может он согреть, не обгорят, от желтизны, не пропадет, дерево роняет, роняю грустные слова, ветром разметая, сгребет. (В основном глаголы, деепричастия, причастия)

    Тема юности – прилагательное + существительное, тема увядания – глагол, деепричастие, причастие. Почему так?

    – В теме увядания преобладают весомые части речи, которые заключают в себе действие. Это не случайно. В молодости – в этой солнечной поре жизни – краски всегда ярки, радужны, прекрасны. В пору увядания – все краски иные.

    Каков цветовой фон стихотворения?

    – Золотая, голубым, сиреневую, красной, желтизны.

    О какой поре жизни эти слова, прилагательные?

    Рассуждения учащихся: Да, о поре молодости, юности веселой, когда все расцвечено светлыми тонами. И в тоже время поэт говорит: «…ничего в прошедшем мне не жаль…».

    Физкультминутка.

    Что рассказанное в автобиографии, в других источниках дает возможность ответить на вопрос?

    – Поэт говорит не только о веселой молодости, и о том, что жизнь быстротечна.

    – Да, здесь звучит не только тема юности, но и тема увядания. Об этом говорит весь синтаксический строй лирического произведения.

    Каков синтаксис этого произведения?

    – 1 строфа: ссп; 2 строфа: пп, бсп, пп; 3 строфа: 3ссп; 4 строфа: бсп, ссп; 5 строфа: ссп, спп; 6 строфа: 2ссп.

    Что позволяет увидеть конструкция сложных предложений?

    – Конструкция сложных предложений раскрывает эти две темы – юность и увядание – они тесно связаны между собой.

    – Отговорила роща золотая березовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

    Но смысловая нагрузка ложится на вторую тему – тему увядания. Такова композиция стихотворения.

    Какова основная мысль стихотворения?

    – Поэт говорит о быстротечности жизни, о том, что ничто не вечно, но унывать об этом не стоит.

    В природе какое время года увядание?

    Какие виды искусства близки поэзии, могут также рисовать осень?

    Перед вами картина Виктора Борисова-Мусатова «Осенняя песнь» (1905 г.) (Слайд 4). Искусство живописи заключается в том, что с помощью красок художник передает свои мысли и переживания

    В чем сходство этого полотна с произведением С. Есенина?

    – В цвете, композиции, настроении. Мы видим в картине отражение холодного бледно-серого неба, видим усталые, опущенные ветви берез, треугольник журавлиной стаи. Художник пишет картину красками, поэт – словами, изобразительно-выразительными средствами языка.

    Какие тропы использует поэт для передачи состояния лирического героя?

    Самостоятельная работа учащихся: Найти метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.

    Какой прием использован в первой строфе? (Сочетания гласных звуков – ассонанс.) Кроме этих средств, есть риторический вопрос – «кого жалеть?». О чем он?

    И все-таки в центре стихотворения – не пейзаж и не тема ухода, увядания. В центре – тема поэта, его творчества.

    В какой строфе она возникает?

    Чтение строф 1 учеником:

    Не обгорят рябиновые кисти,

    От желтизны не пропадет трава,

    Как дерево роняет тихо,

    Так я роняю грустные слова.

    И если время, ветром разметая,

    Сгребет их все в один ненужный ком…

    Скажите так… что роща золотая

    Отговорила милым языком…

    «Роща золотая» – что это? Как вы думаете, о чем говорит поэт относительно темы творчества.

    – Это его наследие.

    Какой прием использован в этом случае?

    – Метафора «роща золотая» – это его творчество, его наследие.

    Какова основная мысль стихотворения, в таком случае?

    – Основная мысль – поэт успел сказать свое слово, он отговорил «милым языком», потому у него нет сожаления о юности веселой. Стихи написаны ямбом, поэтому мелодичны, напевны.

    Обратите внимание на слова Б. Пастернака о С. Есенине, какие слова можно отметить? (Моцартовским началом, моцартовской стихиею). Это стихотворение стало песней. Послушайте песню в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

    Каков мир художественного слова С. Есенина? Обладал ли поэт волшебной палочкой?

    – Художественное слово С. Есенина удивительно, оно напевно, несмотря на грустные ноты в стихотворении, в душе чувствуешь какое-то просветление.

    Слово учителя: о Есенине М. Горький скажет так: «Есенин – это орган, созданный самой природой». Талант Есенина «все превращает в золото поэзии» сотворил чудо, даже не имея волшебной палочки.

    Что вы поняли из анализа стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»?

    8. Ответы некоторых учащихся:

    – С. Есенин был очень молодым человеком, но как я читал, думал, представляя образы стихотворения: журавлей, одинокого человека, голую равнину – становилось грустно.

    – Но мы узнали глубже его творчество: благодаря утверждению о том, что «роща золотая» – это его наследие, я обрадовался. И это наследие никогда не канет в лета.

    9. Выставление отметок (учащиеся сами оценивают себя, обоснуя отметки)

    10. Домашнее задание:

    – Выучить наизусть стихотворение.

    – Написать сочинение-анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…».

    В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A

    СЛОВО КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ МИРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОВЕСТИ С.Д. КРЖИЖАНОВСКОГО «СТРАНСТВУЮЩЕЕ “СТРАННО”»

    В статье выявлены приемы работы со словом, которыми пользуется С.Д. Кржижановский для построения условного мира повести «Странствующее “странно”». Отражена специфика хронотопа данного произведения, а также особенности изображения героя в повести.

    В произведениях С.Д. Кржижановского создан особый мир, который многие исследователи называют фантастичным. Так, Ю.Е. Ганзя отмечает, что «проза Кржижановского – это монологи и притчи писателя-мыслителя, предельно образные, парадоксальные и логически виртуозные. Такую прозу принято называть нереалистичной. На самом деле автор зачастую оперирует только реалиями, но использует их таким образом, создавая такие условия, что «реальный» контекст как бы снимается. Такая «деструктивность» мышления реализуется в создании оригинальных образов, которые преобразуют обыденность в некую фантасмагорию и устанавливают внутреннюю связь между «неродственными» предметами и явлениями; автор разрушает привычное восприятие и изменяет обыденный контекст, возводя обычный предмет в ранг идеи, темы, знака» [1, с. 70]. В.Н. Топоров, в свою очередь, характеризует пространство произведений С.Д. Кржижановского как «минус»-пространство [2, с. 498]. Это означает, что пространства нет или что есть нечто противоположное ему, нечто, что отрицает это пространство. Пространство Кржижановского является в большей степени информативным, нежели то, к которому привыкло обыденное сознание (отсюда – неожиданности и парадоксы этого пространства, открытость его структуры и списка конкретных характеристик, неустойчивость границ между сферой реальности и потенциальности). Пространство произведений обнаруживает способность к быстрым и легким динамическим изменениям, преобразованиям. В построении пространства текстов С.Д. Кржижановского главную роль играет слово. С его помощью становится возможным изображение антипространства, его точная характеристика; с помощью слов-образов, символов автор вводит читателя в этот условный мир; именно слово служит фундаментом той действительности, которую открывает нам С.Д. Кржижановский. С.Д. Кржижановский «выстраивает» хронотоп произведения, актуализируя внутреннюю форму слова, используя различные художественные тропы. Автор моделирует сюжетные ситуации, прибегая к различным приемам игры со словом («Пространство Кржижановского, говоря в общем и с оттенком некоторой условности, формируется на трех уровнях — слов и той игры, в которую они вступают, эксплицитных описаний пространства и его образов и, наконец, той размытой стихии “пространственности”, вовсе не обязательно связанной непосредственно с пространством как таковым, но присутствующей и в описаниях времени, сознания, мышления, психических и физических состояний» [2, c. 501]).

    В повести «Странствующее «странно»» основным «материалом» конструирования условного мира также выступает слово. Благодаря различным приемам работы со словом С.Д. Кржижановскому удается изобразить остраненность мира, вызванную, главным образом, неверным пониманием слов, которые организуют этот мир. Здесь, безусловно, ощущаются философские знания писателя: идеи номинализма и фикционализма прослеживаются на протяжении всего произведения. Так или иначе, автор постоянно обращает внимание читателя на специфическую природу слова. Например, благодаря слову, его изменению, можно путешествовать: «мне не нужно было, как вы это хорошо знаете, хлопотать о билетах и визах для того, чтобы превратиться в чужестранца и переехать из Санкт-Петербурга в Ленинград» [3, с. 150]. Здесь писатель обыгрывает ситуацию изменения слова (не лексического его значения). Может меняться внешняя оболочка слова, но значение его остается прежним, а изменение внутренней формы слова без изменения внешней – невозможно. Слово приобретает иное значение и, следовательно, требует другого означивания. Игра со словом наблюдается и в следующем случае: «я не могу с книгой в руках показать вам те сложные формулы и максимы, которые путеводили нами, магами, в годы наших ученических странствий. Но суть в следующем: самое имя Magus – от потерявшего букву magnus, большой» [3, с. 151]. В этом случае наблюдаем изменение внешней оболочки слова, которое неизбежно ведет к изменению смысла. В контексте всей повести это изменение крайне показательно: magnus – большой, выступает контекстуальным синонимом слова “человек”, в то время как “magus” ничто иное как “странно”. Еще один показательный пример: «Я попрощался с пространством: с привычным, в лазурь и зелень раскрашенным, м о и м пространством» [3, с. 152] – говорит человек, который не способен увидеть той странности мира, которая открывается во всей полноте “странно”. Чтобы добиться эффекта остранения мира, автор вводит в повествование короля Червей, который пророчески замечает: «Говорят, недалеко то время, когда королям из европейской колоды, привыкшим к забавной «игре в людей», придется превратиться из тех, которые играют, в тех, которыми играют» [3, с. 163]. Безусловно, в необычном хронотопе произведения может существовать только исключительный персонаж, и персонаж этот – слово «странно». Героя окружает с одной стороны – реальное пространство: полутьма подъезда, узкая лестница и т.д.; с другой стороны – пространство фантастическое, «минус»-пространство, если воспользоваться выражением В.Н. Топорова: «стены бросились прочь от меня, рыжие половицы под ногами, нелепо разрастаясь, поползли к внезапно раздвинувшемуся горизонту, потолок прянул кверху, а плоский желто-красный обойный цветок пополз, забирая рост, пестрой кляксой вверх и вверх» [3, с. 154].

    Писатель фиксирует внимание читателя на опорном слове. Так, название повести настраивает на определенное восприятие произведения. «Странствующее “странно”» — Кржижановский изначально дает установку на специфичность героя и мира произведения. Из названия ясно, что речь пойдет о путешествиях, странствиях какого-то героя, и герой этот – Странно – ничто иное как слово. Причем опорное слова у С.Д. Кржижановского меняется вместе со сменой сюжетной ситуации, кроме того, они непосредственно выделяются в тексте. «Все железнодорожные путеводители и приводят в конце концов сюда. В с т р а н н о. Этого мало, превратят вас самого, ваше “я”, в некое “странно”; от смены стран вы будете страннеть, хотите вы этого или не хотите; ваши глаза, покатившись по свету, не захотят вернуться назад в старые удобные глазницы…» [3, с. 149]. В первой части повествования писатель делает акцент на значимости слова, знака: знак равенства, знак неравенства, игра в карты (как аллегория игры жизни, ср. «Проигранный игрок» [4]), мое имя, “странно”; второе путешествие условно можно разделить на два: странствие в часах (где опорное слово связано со временем: бациллы времени, иммунитет времени, прививка от времени, содержание времени, пытка длительностями, настоящее, без времени, Ewigheit – вечность, онастоящиться, прошлое и грядущее, ); существование внутри врага и его убийство (здесь наблюдаем революционную терминологию – агитация, баррикады, революция, движение вперед). Таким образом, в качестве опорных слов С.Д. Кржижановским используются слова, имеющие отношение к действенной природе слова, времени и революции. Можно предположить, что посредством опорного словоупотребления писатель попытался представить ситуацию в современном ему обществе: революция и послереволюционное время характеризуются изменением значений многих слов, последствия такого «переворота» станут очевидны через некоторое время, когда значение будет противоположно означиванию.

    Характерным приемом Кржижановского является игра со словом. Король червей рассказывает историю о том, как «угасло некогда сильное королевство Червей, а моя слава и власть оттлели и стали снедью червей». Используя омофоны «Червей» и «червей», писатель обращает внимание читателя на значимость слова, на его “неприкосновенность”. Автор призывает читателя к участию в игре. Игре со словом, с мыслью, со значением. В этой игре он активно использует различные фигуры речи: метафору, метонимию, эпитет, оксюморон: «Что ж, постранствуйте. Это так просто: упаковать вещи и перемещаться в пространстве. Вот если бы Пространство, упаковав звезды и земли, захотело путешествовать, то вряд ли бы из этого что-нибудь вышло. Путное, разумеется» [3, с. 149]; «Мне мало простых железнодорожных указателей. Мне бы хотелось увезти с собой хотя бы несколько ваших указующих слов» [3, с. 150]; «никогда, ни прежде, ни после, я не переживал того чувства прозрачной чистоты и растускленности духа, как здесь, внутри грязной кучи мусора…» [3, с. 169]; и др.

    Для Кржижановского слово – значимый субъект реальности произведения, об этом свидетельствует, в первую очередь, отношение к слову, которым наделил писатель своих героев. Небрежное отношение к слову неизбежно влечет наказание: «Я не донес с собой слов учителя дальше порога. И так как я обронил слова, то вскоре мне предстояло получить пузырек, полный притягивающих, но страшных возможностей» [3, с. 177].

    Кржижановский находит для своего героя исключительные, необычные ситуации и положения, которым в тексте даются соответствующие образно-языковые воплощения. Главный герой произведения – некое Странно, как он сам себя называет, есть ничто иное как слово, которое у Кржижановского способно строить вокруг себя сюжет. Различные трансформации слова приводят к изменениям в сюжете, оно, подобно человеку, способно развиваться и менять свое отношение к миру людей и миру вещей.

    Уже в самом имени персонажа скрыта определенная авторская подсказка: странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. Именно такой герой может существовать в художественной реальности произведения и, думается, в это самое странно рисковали превратиться многие современники С.Д. Кржижановского. Жившим в эпоху глобальных перемен современникам Кржижановского было важно сохранить свое «я», не потеряться подобно «странно», не совершить чего-то ужасного и непоправимого. Именно поэтому герой повести должен совершить три путешествия. «Число три — это символ высшего синтеза двух противоположностей, тезиса и антитезиса; это формула мироздания, состоящего из трех сфер; вертикальная ось мирового древа дает число три. Тройка олицетворяет разрешение конфликта, ознаменованного двоичными системами; она отражает гармонизирующее действие единства на дуальность. В этом контексте следует упомянуть индуистский образ Тримурти — трех высших богов, олицетворяющих созидание (Брахма), поддержание (Вишну) и разрушение (Шива) мира [5]. В первом своем путешествии герой созидает, наблюдает за миром и замечает то, что не подвластно взгляду человека, второе путешествие – в часах, представляет собой поддержание жизни (не случайно, находим здесь слово “время” в качестве опорного), и, наконец, третье путешествие героя несет в себе разрушающую силу. Феномен силы и власти слова занимает практически всех представителей авангарда в русской литературе. И. С.Д. Кржижановский, используя различные приемы работы со словом, показывает важность сохранения значения и значимости слова в современном ему мире.

    Works by Krzhizhanovski unusual due to peculiar methods of reflecting reality. The author emphasizes the paradoxical situations in which his characters fall on the strangeness of their thinking, illogical and messy. Krzyzanowski created a default view of the world, polemical against simplistic interpretations of life, thus demonstrating a fundamentally new «own» method, called his own experimental realism. Combining satire and irony, the writer brings into focus the incriminating and ruthless buffoonery and allegory, showing how easily the man himself drops, the fear of being exposed, agreeing to a seemingly minor concessions. In many cases, one can not deny Krzhizhanovskii in anticipation of social upheaval.

    1. Ганзя, Ю. Е. Многоликость слова (образы и принципы их построения в прозе С. Кржижановского) / Ю.Е.Ганзя // Русский язык в школе. – 1998. – №1. – С.70-76.
    2. Топоров, В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского / В.Н.Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Издат. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. – С.498-516.
    3. Кржижановский С.Д. Возвращение Мюнхгаузена / С.Д.Кржижановский. – Художественная литература. Ленинградское отделение, 1990 г. – 576 с.
    4. Кржижановский С.Д. Проигранный игрок // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://www.azlib.ru/k/krzhizhanowskij_s_d/text_0012.shtml. Дата доступа: 23.12.2012.
    5. Числа // [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://sigils.ru/symbols/chisla.html. Дата доступа: 20.02.2013.

    Научный руководительТ.Е. Автухович, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы.

    В мире художественного слова: кто такой литературный герой

    Любое художественное произведение строится по определённым законам и правилам. Если в эпоху классицизма они были достаточно строги, другие направления в искусстве позволяли писателям чувствовать себя более свободно в творческом полёте, разнообразно выражая свой замысел. Однако даже самые ненормированные направления в литературе предъявляют к произведению те или иные требования. Например, в романе должна присутствовать определённая идея, а лирическое стихотворение – нести эмоционально-эстетическую нагрузку. Важная роль в произведении отводится и литературному герою.

    Значение термина

    Герой и персонаж, действующее лицо

    К вопросу о классификации

    Таким образом, герой в литературе – это целостное, содержательное, законченное явление.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: