Герои рассказа Антона Чехова «Дама с собачкой»

Рассказа «Дама с собачкой» А.П.Чехова драматическая история о любви, типичная для того времени. Дмитрий Дмитриевич Гуров, достопочтенный филолог работающий в московском банке женат на нелюбимой женщине. У него есть дочь и два сына.

Главный герой довольно часто изменяет своей супруге, ища развлечений на стороне и однажды, решившись отправиться на отдых в Ялту он встречает свою настоящую любовь. Эту восхитительную женщину зовут Анна Сергеевна. Каждый день она неторопливо прогуливается по набережной в компании своего белого пёсика-шпица.

Роман между ними вспыхивает словно пламя. Гуров возвращаясь в Москву, не может забыть нежный и сладостный образ возлюбленной Дамы с собачкой. Он ищет с ней тайных встреч, скрываясь от, пряча свои чувства,

Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна многострадально понимают, что им никогда не быть вместе, что они всю жизнь были не с теми людьми, занимались не своим любимым делом, а теперь, когда нашли друг друга, познали настоящую любовь – им придется многое пережить во имя это

Драма главных героев – драма того века. Как часто повсеместно были популярны браки по «разумному расчёту», без любви и дружеских привязанностей, неравные браки юных дев и стариков!

Главные герои, повязшие в будничных делах, обремененные привязанностью к нелюбимым влекут своё существование без смысла, находя его не в семейном кругу, а в обществе, развлечениях, а после и в встречах с друг другом. Глубоко несчастные, они не могут рассчитывать на брак с друг другом, и они с ужасом понимают это.

Дмитрий Дмитриевич Гуров – обаятельный мужчина средний лет, блещущий своей красотой и остроумием, изысканными и галантными манерами, частично разочарованный в женщинах, не оставляющий попыток завести роман «на стороне», франт, не упускающий покрасоваться на очередном светском приеме.

И именно такой человек влюбляется! Всё меняется в его поведении. Как и в поведении Анны Сергеевны.

Они заурядные «маленькие» люди неспособные сделать отчаянный и решительный шаг, который изменил бы жизни обоих. Они молча страдают, встречаются вместе и жалеют себя, убеждая друг друга в своей слабости и бессилии перед лицом неотвратной судьбы. Жизнь их и до того немеющая смысла, теперь превращается в жалкое существование.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле “колониальными товарами”. Но он больше всего увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. До сих пор еще сохранилось несколько икон, которые он написал собственноручно.

Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай художником и карикатуристом, Мария — педагогом, а Михаил Чехов — артистом мирового уровня (вспомним хотя бы фильм “Сестра его дворецкого”, где он блестяще сыграл с Диной Дурбин).

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок — не было бы и его изумительных рассказов “Художество”, “Святой ночью”, “Студент” и “Архиерей” с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, “раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов”.

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как “Ванька”, “Спать хочется”. Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях — “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О первой любви”.

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом “Заика” и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.

Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же отдает предпочтение журналу “Осколки”, где для него был создан специальный отдел под названием “Осколки московской жизни”. Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них — “Анюта”, “Аптекарша”, “Муж”. В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, “Сказки Мельпомены”, в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как “Хирургия”, “Хамелеон”, “Жалобная книга”, “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему “Врачебное дело в России”. Он тщательно изучает материалы по народной медицине, русские летописи. Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю.

В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как “Палата № 6”, “Случай из практики”, “Скучная история”, “Припадок”, — врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места “живому человеку”, как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения.

Антон Павлович с годами и с опытом становился более требовательным к себе. Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свое произведение, и подолгу работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более крупных произведений, и он начинает писать повести — “Степь”, “Мужики”, “В овраге”, “Моя жизнь”.

На исходе 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность собственными “малыми делами” — медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. А после смерти брата он ощущает внутреннюю опустошенность. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений Чехов решает отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений.

В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу он проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. Все эти свои впечатления Чехов передал в книгах “Из Сибири” и “Остров Сахалин”. После их выхода министерство юстиции командировало в Сибирь ученого-криминалиста Дриля и специалиста по тюрьмам Саломона, которые подтвердили все то, о чем писал Чехов.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

Теперь Антон Павлович Чехов уже всероссийски признанный писатель; один за другим выходят сборники его рассказов — “Невинные рассказы”, “В сумерках”. В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году — почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л. Н. Толстым. Правда, вскоре Чехов выходит из академии вместе с В. Г. Короленко в знак протеста, когда туда по распоряжению Николая II отказались принять М. Горького.

Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Вначале он переделывает некоторые свои рассказы в пьесы, однако они имели не очень большой успех, как это случилось с его пьесой “Иванов”. Настоящим провалом стала и постановка первой оригинальной пьесы Чехова “Чайка”. Только Московский Художественный театр, оценивший простоту, естественность и внутренний подтекст пьесы, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор “Чайка” стала символом театра, а Чехов — его постоянным автором. Две последующие пьесы — “Дядя Ваня” (переделанная из водевиля “Леший” ) и “Вишневый сад” (1904 г.) — были восторженно встречены зрителями и критикой. Вскоре они были переведены и на иностранные языки. Бернард Шоу, например, сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить все им написанное.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако, насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, автор: «Толстого и тонкого», «Хамелеона», «Лошадиной фамилии», «Жалобной книги», «Скучной истории», «Дома с мезонином», «Дамы с собачкой», «Трёх сестёр», «Чайки», «Вишнёвого сада». Родился 16 января 1860 года в маленьком доме из земляного кирпича на Полицейской улице в Таганроге. После Таганрогской гимназии закончил Императорский Московский университет. Умер от туберкулёза в 1904 году.

А.П.Чехов родился в провинциальном Таганроге. В то время Таганрог представлял собой обычный заштатный город, однако, незадолго до рождения Чехова ему пришлось побывать в роли негласной столицы государства, благодаря проживавшему в нём какое-то время Александру I. После смерти императора жители Таганрога не просто хорошо помнили, но и активно поддерживали дух столичности в своём городе. Общий же уклад южного портового городка, в основном, был таким же, как и везде: лавки, трактиры, пустыри, заросшие бурьяном, ежегодная шумная ярмарка, смотры гарнизона.

А.П.Чехов получил греческое образование. В 70-е годы 19 века Таганрог был достаточно интернациональным городом, главенствующая роль в котором принадлежала грекам: большая доля торгового оборота была в руках греческих купцов, шикарные городские особняки также строились греками. Возможно, поэтому отец Чехова решил дать двум своим сыновьям, Антону и Николаю, греческое образование, и 1 год своей жизни мальчики проучились в греческой «Приходской при Цареконстантиновской церкви школе» Николаоса Вутсина.

У Чехова было много братьев и сестёр. Старшие братья — Александр (1855) и Николай (1858) и младшие братья и сестра — Иван (1861), Мария (1863), Михаил (1865). Одна девочка в семье Чеховых умерла во младенчестве.

У Чехова было тяжёлое детство. О детстве писателя известно по воспоминаниям его старшего брата Александра и младшего — Михаила. Первый особо подчёркивал деспотизм отца, который был суров к детям и не гнушался телесных наказаний розгами или «сахарной верёвкой» (специальная верёвка, которой обвязывался сахар). Юного Антона Чехова заставляли заниматься тяжёлой работой в лавке вместо того, чтобы поощрять ребёнка к учёбе и выполнению им домашних заданий. Будучи взрослым, Чехов в письме к старшему брату писал: «Детство отравлено у нас ужасами» (4 апреля 1893г.). Николай также свидетельствовал о «досаде и глумлении» отца по отношению к «писаниям Антона и моему рисованию». По вечерам в семье Чеховых было принято устраивать спевки церковного хора, которые устраивал отец писателя — Павел Егорович. Очень часто они затягивались до полуночи. Отличаясь безотказностью, Чехов помогал матери вести домашнее хозяйство — выполняя обязанности кухарки, он ходил на рынок за провизией, убирался в доме, носил воду. В 16 лет Чехова постигла новая беда — путём хитрых махинаций бывший жилец Чеховых за долги отнял у них дом. Вся семья оказалась на улице, а отец семейства был вынужден бежать от долговой ямы в Москву. Сам Антон остался один в чужом доме без гроша в кармане.

Чехов сильно ценил природу. Лучше всего об этом сказал сам писатель в рассказе «Крыжовник»: «Кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелётных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель и его до самой смерти будет потягивать на волю». Перемена погоды была для Чехова равноценной любым общественным явлениям: о своих наблюдениях за ней он часто пишет в письмах, его настроение подчинено погодным изменениям, в своих рассказах он показывает влияние природы на человеческую психику, пишет о повседневном общении человека с природой, которая окружает его в городе или на даче.

Чехов рано начал читать. Павел Егорович любил читать вслух газеты, но ещё больше любил, когда это делали его дети, у которых впоследствии он требовал ещё и пересказа прочитанного. Кроме газет, Антон Чехов активно читал в детстве и религиозную литературу, такую как «Четьи Минеи» и «Библию».

В творчестве Чехова отразилась окружавшая писателя действительность. Примеров тому — масса. Стихия полукультурной мещанской речи, тяготеющей к интеллигентному языку, но не могущей вырваться из просторечия, запечатлелась в обширной галерее речевых портретов чеховских рассказов. «Летающие острова» — чеховская пародия на Жюль Верна, чей «Доктор Окс» в 1872 печатался читаемым Чеховым «Азовским вестником». Детальностью, которую впоследствии использовал Чехов в своём творчестве, отличались юмористические иллюстрированные журналы. Большое влияние на художественную манеру Чехова оказал и театр, куда гимназисты проникали всеми доступными способами. Уехавшие после разорения в Москву члены чеховского семейства ютились вшестером в одной комнате, что вполне возможно отразилось в рассказе 1886 года «На мельнице».

Чехов начал печататься в университетские годы. Начиная с первого курса, Чехов стал работать в журналах под псевдонимом А. Чехонте. Примечательно, что тогда никто из сокурсников Чехова об этом не знал, так как ничем подобным просто не интересовался.

Чехов много писал о быте. Связано это было, прежде всего, с хорошим знанием материала. В лавке ему приходилось подсчитывать стоимость товара вплоть до копейки, после разорения — за гроши распродавать имущество, мириться с бедностью и при этом ещё умудряться посылать деньги родителям. Большую часть сюжетов и подробностей Чехов брал из жизни: к примеру, рассказ «Завтра экзамен» (1884) по своему сюжетному наполнению сильно напоминает условия жизни начинающего писателя Чехова. Даже сама тематика иллюстрированных юмористических журналов, в которых начинал Чехов, была бытовой от и до — как по своим литературным темам, так и по внешнему отражению жизни редакции, главный редактор которой в халате и домашних тапочках в то время ни у кого не вызывал удивления.

В начале своей творческой деятельности Чехов получал очень мало. Отношения в редакциях строились по принципу «хозяин — работник». Литератор в таком случае получал деньги за свою работу в зависимости от доброй воли редактора, часто даже минуя бухгалтера. Известен случай, когда Чехову не заплатили за рассказ только потому, что его брат Николай до этого задолжал редактору совершенно мизерную сумму. Нередко за работу платили и товаром, например, мебелью. За первые рассказы, занимавшие около 3-х газетных разворотов, в 1884-85 гг. Чехов получал 3 рубля. Для сравнения: через год в «Новом времени» за аналогичную работу ему уже платили в 25 раз больше.

Чехов начинал с совсем «малых» жанров. Как в плане внешнем: комедии, афоризмы, мысли людей разных профессий, исторических деятелей, анекдоты, шутки, каламбуры, так и в плане внутреннего наполнения: жанр комического календаря и разнообразных «пророчеств». Связано это было с его работой в прессе, где данные жанры были самыми востребованными. Однако жанр «мелочей» очень рано стал Чехову в тягость. Особенно не любил он делать подписи к рисункам: «Легче найти 10 тем для рассказов, чем одну порядочную подпись» писал Чехов в письме от 4 ноября 1885 года.

Братья Чехова были не менее талантливы, чем он сам. Вопрос этот достаточно спорный. С одной стороны у старшего, Александра, был несомненный талант к письму, но в полной мере он раскрылся только в эпистолярном жанре, соединить же в единое целое свои искромётные наблюдения за действительностью в отличие от Антона Чехова он не мог. Для «малой прессы» этого было достаточно, но вот для большой литературы — ничтожно мало. Судьба Николая Павловича была ещё более трагичной. Он также, как и братья, работал в иллюстрированных юмористических журналах, но только художником. При соблюдении вещной точности рисунки Николая Чехова отличались особой эмоциональной индивидуальностью. Именно этот необычный компонент и не был нужен жанру рисунка с подписью, к которому предъявлялись стандартные требования. Николай не смог остаться в русле индивидуальности и в итоге попал в общую обойму, перестав и вовсе писать серьёзные вещи.

Чехов получил медицинское образование. На последнем курсе медицинского факультета Императорского Московского университета А.П.Чехов проходил практику в Чикинской земской больнице на окраине Воскресенска у доктора П.А.Архангельского.16 июня 1884 года Чехову была присвоена степень лекаря. После окончания университета Чехов продолжает работать в Чикинской больнице, принимая больных через день, ездит на судебно-медицинские вскрытия, в Звенигороде две недели заменяет земского врача, уехавшего в отпуск. В 1892 году в собственном имении Мелихово писатель также ведёт врачебную деятельность, леча бедных, а с началом эпидемии холеры летом того же года безвозмездно начинает работать врачом в Серпуховском уезде.

Чехов писал в состоянии общего течения жизни. У писателя не было отношения к литературному труду, как к работе, заниматься которой нужно от звонка до звонка. Он просто жил, периодически отвлекаясь на гостей, грибную охоту, рыбалку, но при этом, не переставая, думал о творчестве и при необходимости уединялся для письма. Привыкнув за юношеские годы писать строго определённое количество материала и сдавать его точно в срок, впоследствии Чехов стал профессионалом высокого уровня: первоначальный замысел обдумывался писателем совместно с другими делами, затем он садился за работу и сосредоточенно писал.

Чехов занимался журналистикой. С небольшими перерывами на протяжении двух лет Чехов постоянно вёл фельетонное обозрение «Осколки московской жизни» в журнале «Осколки». На страницах своей рубрики он писал обо всём, что его окружало, начиная от страхования скота от чумы и заканчивая хищениями в банке.

Художественные принципы Чехова были выработаны в первые пять лет работы. Отсутствие предварительного подробного описания обстановки, прошлого героев, прямое вхождение в действие, в продолжающиеся диалоги персонажей, отсутствие явных авторских рассуждений, бытовая коллизия в основе произведения, знаменитые чеховские пейзажи — все эти принципы были сформированы в первые пять лет литературной работы Чехова.

Переход Чехова к серьезной литературе был обусловлен письмом А.С.Суворина. Редактор и владелец «Нового времени» — одной из известнейших газет той эпохи, прочитав рассказы Чехова, попросил его печататься под своим настоящим именем и впервые серьёзно начал говорить с писателем о литературе. Впоследствии А.С.Суворин оказывал всевозможную поддержку Чехову — в тяжёлые годы он помогал ему деньгами, выпускал сборники его произведений и печатал в «Новом времени» всё, что Чехов давал в газету.

Чеховские пьесы поначалу не были приняты. Пьесы писателя сильно отличались от своих предшественниц, прежде всего тем, что построение характеров в них обходилось без привычной мотивировки и разъяснения. Именно поэтому пьесы Чехова в самом начале не принимались не только критиками, но и его друзьями, и самими актёрами. Даже премьера знаменитой «Чайки» 17 октября 1896 года оказалась оглушительно провальной — зрители буквально освистали непонятную им пьесу. Спустя два года первое представление «Чайки» в МХТ уже было принято крайне доброжелательно и благосклонно, однако, рецензии на пьесу ещё долгое время продолжали носить обобщённый характер, исключающий глубокое понимание произведения.

Поездка Чехова на Сахалин была связана с желанием «подсыпать под себя пороху». После смерти брата Николая, уже достигший определённого литературного и материального благополучия Чехов, почувствовал, что его жизни не хватает привычного накала работы и событий, и решил искусственно обеспечить себе недостающее. За три месяца, проведённые на Сахалине, Чехов без помощи кого бы то ни было сделал перепись всего острова (около 8000 человек), при этом писатель беседовал не только с простыми жителями, но и политическими заключёнными, разговоры с которыми были под запретом. Поездка на «остров каторжников» сильно встряхнула Чехова. После неё он написал ряд рассказов, повесть «Дуэль», «Палату №6» и свои впечатления о Сахалине.

Чехов знал о своей болезни, но не хотел лечиться. Понимая, что лечебный режим больного туберкулёзом исключает напряжённую творческую работу, Чехов старался не обращать внимания на своё ухудшающееся самочувствие.

Последние годы жизни Чехов провёл в Ялте. Курортный город он не любил, но мнение врачей было неизменным — писатель должен жить на юге. Однако, ялтинская дача оказывается плохо сделанной и протапливаемой — зимой в ней нестерпимо холодно, еда — непривычной, вечнозелёные деревья нагнетают своей ресторанностью скуку, и писать в такой нерадостной обстановке у Чехова практически не получается.

Чехов женился очень поздно. С актрисой Ольгой Леонардовной Книппер А.П.Чехов познакомился за шесть лет до смерти. Венчание произошло в тайне в узком кругу семьи (Чехов не хотел публичности и массовости поздравлений), семьи же, как таковой, не получилось: Чехов жил в Ялте, Ольга играла в Москве, вместе они были гораздо меньше, чем врозь.

В. Седегов — уроженка таганрога

Со временем будет много написано о том вкладе, который сделала Мария Павловна Чехова в изучение биографии и творчества своего брата, великого русского писателя. Чтя ее память, хочется сказать доброе слово о ней — простой русской женщине, внучке крепостного, дочери лавочника, сестре великого писателя, родившейся в Таганроге, трогательно любившей этот город, всю жизнь старавшейся чем-то помочь ему в его культурном развитии.

Мария Павловна уехала из родного города совсем девочкой, в 1876 году, но до самой смерти поддерживала тесную связь с таганрожцами. Особенно ее помощь понадобилась землякам, когда умер А. П. Чехов. У таганрожцев сразу же возникла мысль о создании специального музея А. П. Чехова. К этому времени при городской библиотеке уже существовал уголок А. П. Чехова, в котором экспонировались книги и предметы, подаренные библиотеке писателем. На основе этого материала в 1910 году было решено создать чеховскую комнату при городском музее. Сразу же обратились за помощью к Марии Павловне. У заведующего музеем М. М. Андреева-Туркина завязалась с ней переписка, перешедшая потом в дружескую, и продолжалась она много лет.

На просьбу таганрожцев Мария Павловна откликнулась охотно, хотя расстаться с дорогими для нее предметами ей было нелегко.

Мария Павловна писала:

«… Кресло-качалка стоит у меня в комнате 11 (одиннадцать) лет. Брат сидел в нем еще в Мелихове… я же хотела Вам дать плетеное — ивовое, на котором он сидел последние годы, правда, оно очень старое! Шляпу и палку могу дать.

Когда Вы будете в Ялтинском доме, Вы многое поймете и меня поймете…

Мне очень хотелось, чтобы Вы почувствовали мое доброжелательство и расположение к таганрогскому музею…».

В 1914 году было закончено строительство специального здания для библиотеки и городского музея имени Чехова. Незадолго до открытия его Мария Павловна прислала в музей много вещей покойного брата, среди них три подлинника ранних его произведений, несколько автографов, два рассказа, шесть портретов писателя и т. д. А через полгода она прислала серебряный кубок в футляре, металлическую доску с надписью: «Доктор А. П. Чехов», которая висела на дверях московской квартиры, чашку с блюдцем, перчатки и галстук, очки и многое другое.

Таких посылок в музей было много, передала Мария Павловна сюда даже часть свой личной библиотеки. Достаточно сказать, что все наиболее ценные мемориальные предметы Литературного музея А. П. Чехова были переданы ему Марией Павловной.

17 января 1914 года были торжественно открыты библиотека и музей имени А. П. Чехова. Жена писателя в своей приветственной телеграмме писала:

«Душевно сожалею, что юбилейный двухсотый спектакль «Вишневого сада» 17 января задерживает меня в Москве и что я не могу быть с Вами в знаменательный день открытия первого чеховского музея в России. Прошу Вас передать организаторам музея мои искренние поздравления и пожелания дальнейшего процветания дорогому всем нам учреждению. Ольга Чехова-Книппер».

В фондах литературного музея А. П. Чехова хранится большая фотография первой чеховской комнаты, в которой расположились приехавшие гости и среди них Мария Павловна с братьями Иваном и Михаилом. Торжественно прошли юбилейные дни, и, уехав из Таганрога, Мария Павловна прислала с дороги телеграмму:

«Очарованные ласковым приемом шлем наш привет Вам, милому родному Таганрогу, сердечно благодарим. Мария, Иван, Михаил Чеховы».

Таганрогский музей опекала Мария Павловна до самой смерти. В процессе работы у сотрудников музея возникало немало вопросов, которые мог разрешить только близкий писателю человек. Обращались, конечно, к Марии Павловне и, несмотря на большую загруженность работой, она отвечала всегда охотно, аккуратно и подробно. В музее хранятся ее письма, адресованные М. М. Андрееву-Туркину и С. Д. Балухатому. Перечитывая их, ясно представляешь всю большую трудную жизнь Марии Павловны, заполненную бесконечными заботами, хлопотами, каждодневным многочасовым трудом. Вот несколько отрывков.

«…Теперь я хочу издать «Сборник» памяти Антона Павловича, куда войдут его неизданные произведения и письма к нему великих людей. В июне будет десять лет, как он скончался; работа уже начата, и думаю выпустить сборник месяца через полтора…» (Декабрь 1913).

«…Теперь я готовлю материал для издания второго тома писем покойного брата. Осенью надо выпускать, и я страшно занята). (Март 1914).

Ялтинский дом и все, что в нем находилось, Мария Павловна старалась сохранить не только как дорогую память о брате, она предвидела, что со временем все это понадобится широкому кругу читателей Чехова. И все же Мария Павловна едва ли понимала в то время, что сохраняет замечательный памятник русской культуры для всего народа. А сохранить его порой было очень трудно. В одном из писем Андрееву-Туркину она писал»:

«…Я не знаю, стоите ли Вы в настоящую пору близко к городской управе и могли ли бы Вы передать ей мою просьбу помочь мне в сохранении чеховского дома в Ялте? Я совсем обнищала и живу, еле сводя концы с концами. Боюсь, что недодержать этого памятника до лучших дней. Надо обязательно красить крышу, иначе она проржавеет. Год тому назад я купила два пуда олифы (масла), а на белила и сурик не хватило денег. Кроме того дом дал во многих местах трещины. Закладывать дачу боюсь — потом, пожалуй, трудно будет платить проценты. Обращаюсь с легким сердцем к Городской Управе с просьбой помочь мне, так как думаю, что наши интересы в сохранении этого памятника тесно связаны… болит мое сердце, что многолетние труды могут пропасть безвозвратно!».

С приходом Советской власти в Крым ялтинская дача А. П. Чехова была превращена в Дом-музей А. П. Чехова. Мария Павловна стала его директором. Советское государство приняло на себя заботы по сохранению этого памятника но кругом нужен был хозяйский глаз, и забот по-прежнему было много.

«…Житейская и служебная суета меня так завертели, что я положительно не имела времени… Особенно одолели меня отчеты по хозяйству…» (Январь 1924).

«…Я очень занята по своему музею и не имею ни одной свободной минуты… Но это не значит, что я отказываюсь вам быть полезной… Я вот еще мечтаю о переиздании писем А. П. Чехова и о дополнительном томе, и я сделала бы это с большим увлечением…» (Ноябрь 1928).

«…Вы пишите, что Вы работаете, как два вола, а я могла бы сказать про себя, что работаю, как десять волов… Ведь я совмещаю в себе несколько служащих — бухгалтера, делопроизводителя, хозяйственника, строителя и руководителя по приему посетителей, которых, кстати сказать, в нынешнем году особенно много — нередки случаи, когда выпадают дни с посетителями до трехсот человек, и это при нашей незначительной пропускной способности. Работают со мной два экскурсовода, которые в четыре часа уже уходят по домам, а я и моя уборщица Полинька (она же помогает принимать посетителей) остаемся работать до конца дня.

В настоящую пору я озабочена борьбою с оползнями на нашем участке. Дом оседает, дает трещины, деревья в саду погибают… Привлеченное мною Оползневое управление приступает к работам»… (Октябрь 1934).

Много можно было бы привести цитат, говорящих о том, что каждый день Марии Павловны был до предела загружен хлопотами о музее, о саде, о посетителях, об архиве А. П. Чехова и т. д. И среди множества больших и малых дел, о которых она писала своим адресатам, то там, то здесь мелькает чисто чеховская черточка ее характера: то Мария Павловна какой-то больной девочке пересылает лекарство, то просит похлопотать о «г-же Павловой», то волнуется о здоровье заболевшей жены знакомого и т. д. и т. п.

А когда нужна была ее помощь кому-либо из чехововедов, неважно, больших или малых, она всегда охотно откликалась на любую просьбу. Так, например, долголетняя дружба связывала ее с С. Д. Балухатым, она всегда старалась всячески помочь ему в его изысканиях, так же охотно пользовалась и его помощью. Кончина Сергея Дмитриевича была для нее большим, настоящим горем.

Приезжая в родной город, она старалась избежать торжественных встреч, официальных чествований. Всегда ее трогало то внимание, каким окружен домик, где родился А. П. Чехов; она любила посидеть возле него в тени вишен, а потом уходила с кем-нибудь побродить по городу, восхищаясь новым индустриальным Таганрогом, так непохожим на тихий купеческий городок ее юности.

Каждая весточка с родины ее радовала, будь то новый трамвайный маршрут или изменения в экспозиции Литературного музея, а когда таганрожцы, артисты или рабочие, бывая в Ялте, посещали Дом-Музей А. П. Чехова, то ни нездоровье, ни усталость, ни загруженность работой не могли удержать ее от встреч с земляками. Она спускалась к ним из своей комнаты, водила их по дому, саду, подолгу беседовала и, прощаясь, просила кланяться родному городу.

Так в хлопотах и заботах, в вечном труде прошла большая жизнь сестры и самого близкого друга Антона Павловича Чехова. И сейчас, когда задумываешься над тем, что сделала в жизни эта простая, скромная женщина, какой вклад она внесла в русскую культуру, то понимаешь, что эта жизнь — подвиг, лишенный бросающихся в глаза внешних примет, подвиг, который осознается только тогда, когда смотришь на него, отойдя на почтительное расстояние во времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: