Баснописец — Иван Андреевич Крылов

Басни Крылова известны нам с детства. Наша память хранит крыловские образы, и мы без труда обращаемся к ним в самых разных жизненных случаях. То вдруг вспомнится Обезьяна, не узнавшая себя в Зеркале и посмеявшаяся над собственными ужимками, то неожиданно предстанет перед глазами ничтожная Моська, которая, визгливо лая на Слона, хочет прослыть отважной и сильной. Иногда никак не можешь отделаться от впечатления, что встретился с невеждой-Мартышкой, разгневанной на Очки. Не надо напрягаться, чтобы с языка сорвалось и крыловское слово, и крыловская пословица, и крыловское поучение. Басни Крылова как бы сроднились с нами и живут в нас.

Столь же близок нам и сам Крылов. Мы уверены, что знаем о нем все. Так повелось издавна, и тому были свои причины. Баснописец вел жизнь открытую, у всех на виду: служил в публичной библиотеке, бывал на людях, часто печатался, выпуская в свет одну книгу басен за другой. Но вместе с тем не подходил под общие мерки, оставался фигурой колоритной, своеобычной. Уже при жизни слыл милым ленивцем, который после обеда любил подремать в креслах гостиных у друзей; рассказывали, что он нехотя отбывал службу да время от времени пописывал свои басни. Современники, насытив воспоминания о Крылове анекдотами, курьезными случаями, остротами, суждениями, выраженными в привычной для баснописца уклончиво-притчеобразной форме, оставили нам сравнительно мало доподлинных свидетельств о личности Крылова. Впрочем, легенда коснулась не только Крылова-человека, но и Крылова-баснописца. Его басни часто толковались как смешные зарисовки, поучительные сценки или затейливые картинки нравов. Но бытующее мнение о детской простоте их содержания обманчиво. Даже у внимательных читателей встречается порой одностороннее и потому не вполне верное представление, против которого возражал уже Белинский. «Многие, — писал критик, — в Крылове хотят видеть непременно баснописца; мы видим в нем нечто большее».

Для Белинского (и в этом он был прав) Крылов — писатель-мыслитель, философ-сатирик. Но и суждение об исключительно сатирическом характере крыловских басен также недостаточно, потому что к сатире они не сводятся и ею их содержание и смысл не исчерпываются. Сатира — лишь одна, без сомнения существенная, но не единственная их сторона. Часто басни Крылова подразделяют на моралистические, философские и социальные, подразумевая под этим, что в первых высмеиваются общечеловеческие пороки, во вторых преобладают глубокомысленные истины, в третьих — сатира на социальные порядки и отношения. Между тем такое разделение чрезвычайно искусственно, и басни сопротивляются ему. В одной и той же басне крепко спаяны и сатира, и мораль, и философская мудрость.

За кажущейся простотой басен ощущается присутствие интенсивной внутренней жизни, а за чудаковатыми привычками и неординарностью поведения угадывается крупная личность писателя большого философского и социального масштаба. Вот эту-то напряженную духовную жизнь и помогают приоткрыть басни. Благодаря им становится ясным поразительное единство Крылова-человека и Крылова-баснописца. Из них мы узнаем о Крылове — патриоте, мудреце, практическом философе, проницательном наблюдателе русской жизни. Словом, через басни, их конфликты, заключенную в них мораль мы постигаем, как относился Крылов к своей эпохе, к русским нравам, к быту, к литературе, ко всему укладу современной ему действительности, что он в нем осуждал, от чего предостерегал и что поощрял и поддерживал.

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) начал писать басни уже в зрелом возрасте, будучи известным и опытным литератором — драматургом и прозаиком. В молодости Крылов — воинственный радикал, задиристый журналист. Он единолично издавал журнал «Почта духов», в котором помещал сочиненные или переведенные им сатирические письма. Несколько позже выпускал вместе «с товарищи» журналы «Зритель» и «СанктПетербургский Меркурий». В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как язвительный сатирик, продолживший традиции просветительской прозы Н.И. Новикова. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии «Подщипа» («Триумф»), «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера «Илья-богатырь». Современники по праву видели в Крылове-комедиографе преемника Д.И. Фонвизина. Дебют Крылова в жанре басни, если не считать первых басен, созданных еще в конце XVIII века и никак не предвещавших позднейшего триумфа на этом поприще, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в первые годы XIX столетия.

В баснях Крылова периода наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года последовательно утверждался народный взгляд на происходившие события: французы — «воры», вторгшиеся в страну ради грабежа и насилия. Народ держался прямой и простой правды, он не хотел слышать ни о каких политических хитросплетениях. Ему не было дела и до дворцовых интриг, связанных с назначением командующего войсками; народ сразу «выбрал» Кутузова, «своего» полководца, который, по народному мнению, только один мог спасти Россию и которому народ безоговорочно вверил свою судьбу.

В басне «Волк на псарне» Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его истолкования обыденный, бытовой случай. Поимка Волка выглядит как бы привычным делом, отлаженным до мелочей, однако опасным и требующим смелости, быстроты, сноровки:

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! — кричат, — огня!».

В бытовом происшествии и в войне баснописцу видятся одни и те же неприглядные свойства противника, одни и те же свойства народного характера — решительность, ловкость, энергия. Басни Крылова об Отечественной войне «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий. В свою очередь отношение баснописца к Отечественной войне 1812 года как к народной стало следствием коренных перемен в его умонастроении, совершившихся под воздействием французской революции и укрепленных затем опытом народной борьбы с иноземным захватчиком.

Смысл изменений в общественных и литературных взглядах Крылова состоял в том, что, отбросив абстрактные представления о добре и зле, бедности и богатстве, писатель обратился к реальным отношениям людей в обществе и высказал суждения о них, исходя из конкретных нравственных оценок. Тем самым он во многом преодолел представления просветителей о роли чистого разума в истории и по-новому взглянул на действительность.

Все это, кстати, и предопределило переход к жанру, долгое время считавшемуся «низким», — басне. Отныне Крылов смеется над отвлеченными, умозрительными, по его мнению, теориями просветителей и прекраснодушными, чувствительными иллюзиями сентименталистов.

Так, в басне «Лягушки, просящие Царя» Крылов подверг сомнению исторический оптимизм просветителей, полагавших, что посредством «головных» теорий можно создать справедливое «разумное» государство. Однако это не означало, что Крылов принимал существующий порядок. Напротив, он, по свидетельству современников, был убежден в несправедливости существующего режима, заключающего в себе большое зло. В баснях Крылов отразил свое мнение с исчерпывающей полнотой и несомненной очевидностью. Недаром декабристы видели в Крылове своего союзника. Сам же баснописец внимательно приглядывался к оппозиционным кругам и 14 декабря отправился на площадь, чтобы своими глазами наблюдать восстание против царизма. Но, в отличие от декабристов, Крылов полагал, что исторически сложившийся общественный строй изживет себя также исторически, в результате собственного усовершенствования, постепенно освобождаясь от язв и пороков. Крылов не приемлет насильственных мер для устранения несправедливых социальных условий, но никогда не сомневается в пользе движения науки, просвещения, преобразования вообще. Во имя развития, преобразования, по мысли Крылова, и надобен смех над пустотой, ленью, косностью и догматизмом. Так Крылов становится непримиримым врагом застоя, общественного и нравственного равнодушия. В басне «Камень и Червяк» изображен камень, скрывающий под внешней скромностью вековую лень. Он обижается на дождик, который шумел «часа два-три», но которого все ждали с нетерпением. В неподвижно лежащем камне нет никакого «проку», тогда как дождик принес пользу. Крылов высмеивает бездеятельность, лень, апатию, неспособность к труду.

Для того чтобы оценить результаты социально-исторического развития с нравственной точки зрения, нужна общая мера, общий критерий, достаточно универсальный и приложимый ко всем без исключения жизненным явлениям. Русские баснописцы XVIII века (А. Сумароков, В. Тредиаковский, И. Хемницер и др.) в качестве таких критериев избирали идеи, рождавшиеся в умах просвещенного дворянского сословия, и прилагали их к бытовой повседневности. Они были убеждены, что в «непросвещенной» среде не могли возникнуть разумные понятия о нравственности, а потому их следует туда привнести. Крылов отказался от снисходительного и высокомерного взгляда на обыденную жизнь. Он увидел в ней борьбу противоречивых начал, положительных и отрицательных, добрых и злых. Они неотделимы от деятельности и в той же мере характеризуют ее, как польза или вред. Поэтому меру оценки Крылов находит в трудовой морали народа, которая необязательно открыто явлена в баснях, но всегда подразумевается или присутствует. Трудовой опыт народа становится почвой, на которой произрастают и культура, и наука. На нем держится весь общественный порядок.

Простые, естественные и разумные законы, по Крылову, — норма трудовых и социальных отношений, которые позволяют безошибочно распознать всякие, даже тщательно укрываемые и прячущиеся от глаз искусственность, фальшь, своекорыстие. Именно жизнь народа — простая и безыскусная — становится для Крылова источником нравственных оценок. Отделив в нравственном опыте народа случайное от закономерного, верное от неверного, баснописец как бы возвращает народу его собственную мораль, но уже очищенную от всяких случайных примесей, сконцентрированную в ясной, краткой, точной изреченности — в виде афоризмов, пословиц и поговорок. Поскольку нравственная мысль народа выражена в языке, то народный язык стал для Крылова основой, источником «слога» егобасен. Но Крылов не имитировал народный язык. Он искусно обработал его и придал ему литературные формы, сохранив живые устные интонации и лукавую насмешливость народного ума. Вернувшиеся в народную среду пословицы и поговорки, созданные Крыловым, были приняты народом как его собственные.

Обратившись к народной трудовой морали, которая осуждала напускное, надуманное, искусственное и поддерживала естественное, простое, Крылов неминуемо должен был црийти и пришел к новому пониманию народа. Классицисты и сентименталисты изучали народ со стороны. В их баснях народ не получал «голоса», а «низкая» действительность выглядела экзотикой, не поддающейся убедительному воспроизведению. Словом, воплощение исторически и национально характерного народного типа литературе еще не давалось. Крылов дал «голос» самому народу. У него народ заговорил о себе. И речь его оказалась полной трезвого смысла, без идеализации, сентиментальности и восторженности и вместе с тем не утратила ни живописного слога, ни меткой образности. Каждое сословие выступило в своей словесной одежде. Баснописец не подделывался под речь крестьянина, купца, ремесленника или дворянина. Они мыслили на своем «языке» и своим языком выражали свойственные им представления о жизни, которые соответствовали их социальному положению, их жизненным интересам.

Новаторство Крылова в жанре басни означало, что русская литература неуклонно развивается в сторону реализма, что она близка к созданию многосторонних народных характеров. Жанр басни также изменился. В него вошло такое глубокое философское, эстетическое, социальное содержание, которое было под стать роману или драме, в нем нашла выражение вековая мудрость народа, его житейская философия, лукавство ума. При этом Крылов, не выходя за пределы жанра и не превращая басню в лирическое стихотворение или в бытовую новеллу, раздвигал ее содержательные границы. Крылов использовал внутренние возможности жанра, не нарушая его строения и строго соблюдая законы, согласно которым басня состоит из рассказа и морального поучения. Басня Крылова — это и способ народного мышления, сохраняющий признаки притчеобразного, лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и сгусток народной мудрости, и живой рассказ, в котором персонажи действуют самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные отношения проступают зримые черты того несправедливого мира, где они обитают. В свою очередь, этот мир их поведением и их устами выносит себе приговор. Не изменяя классических басенных правил, Крылов перестраивает соотношение между рассказом и моралью, наполняет рассказ живописными подробностями, создает характеры персонажей и образ рассказчика.

Персонажи крыловских басен живут в жестоком мире, где царят угнетение, взятка, кумовство, темные страсти, ложные интересы, преувеличенное, хвастливое мнение о себе, чванство, спесь, лицемерие, глупость. Здесь погибают слабые, добрые, искренние и простые. Здесь нет места откровенности, дружбе; здесь даже гостеприимство превращается в мучительство («Демьянова уха»), здесь идут глупые споры о первенстве и сильные, терзающие слабых, всегда уходят от возмездия. Крылов восстанавливает истину: дело не только в смирении, не только в том, что смирный неизбежно оказывается виноватым, но и в высоком духе простого, честного и мужественного человека. Там, где процветает лицемерие, себялюбивый расчет, там всегда поруганы и обречены на гибель простые, героические люди. При всем этом Крылов испытывал доверие к жизни и надеялся, что в конце концов ложные взгляды и низкие страсти сменятся мудрыми, простыми и естественными. Жанр басни под пером Крылова оказался способным нести передовые идеи века и вместил большое филоеофско-социальное содержание. Крылов придал басне совершенную и отточенную форму.

Глубоко значение Крылова постиг Гоголь. «Его притчи, — писал он, — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». «Вообще, — продолжал он, — его занимали вопросы важные», «поэт и мудрец слились в нем воедино» — в этом итоге и заключается, пожалуй, то, кем был и остался Крылов.

Басни Крылова

Басни Крылова. Сочинение

Прав Батюшков, сказавший: «Его басни переживут века!» Действительно, басни Крылова живы до сих пор. Кто из вас не помнит басни «Стрекоза и Муравей»?
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза …
То, что под насекомыми подразумеваются люди, — мы понимаем. Но задумаемся, такое ли уж страшное преступление совершила Стрекоза? Ну — пела, плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей, трудолюбивый, справедливый — положительный герой, оказывается таким жестоким по отношению к Стрекозе. За легкомыслие он наказывает её смертью! Вот вам и «добродушный дедушка Крылов»! В чём же дело? Почему Крылов здесь так безжалостен? да потому, что в облике порхающей Стрекозы Крылов показал не простое легкомыслие и беззаботность, а своё отношение к тем, кто живёт за счёт других.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его, Андрей Прохоров служил в пограничных гарнизонах. Он не поощрял литературные интересы сына. Мать: Мария Алексеевна, напротив, заботилась его образовании, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учит в школе. Он самостоятельно изучал русский иностранный языки, литературу, математику, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Андрей Прохорович тяжело болел и умер, когда Крылову было всего 9 лет. Ваня был старшим сыном в семье. Ему остался от отца в наследство полуразвалившийся сундук с книгами, которые Крылов-отец собирал всю жизнь. Никаких других ценностей в бедном доме Крыловых не было, поэтому Ивану Андреевичу рано пришлось заботиться о семье, о младшем брате Льве, и тот всю жизнь называл его «тятенька». В 1782 Крыловы переезжают в Петербург. Здесь Иван Андреевич страстно увлёкся театром: пишет комедии, трагедии, оперы для постановки на сцене.
Писать басни Крылов начал только в 37 лет. Всего им написано 205 басен. Многие упрекали его в том, что он в позднем возрасте взялся за новое дело. В басне «Старик и трое Молодых» Крылов оправдывает себя за то, что «стариком» взялся выращивать дерево басенной поэзии.

И с детства я к трудам привык;
А если от того, что делать начинаю,
Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
То, признаюсь,
За труд такой ещё охотнее берусь.
Кто добр, не всё лишь для себя трудится.

Мы часто смеёмся над героями басен — потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие недостатки: лень, зависть, невежество. Так, в баснях «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух» Крылов высмеивает лесть, в басне «Свинья под Дубом» — неблагодарность и невежество, «Синица» — хвастовство. Наделала Синица славы, А море не зажгла. Зависть — в басне «Прохожий и Собаки», жадность — в басне «Скупой и Курица», несогласованность в делах — в басне «Лебедь, Щука и Рак», лесть, чинопочитание — в басне «Две Собаки»:

Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Современники Крылова любили отгадывать,по какому поводу написана каждая его басня. И действительно, конкретный повод часто удавалось найти. Всеобщее признание Крылову принесли басни, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Александр I после Бородинского сражения и оставления Москвы требовал от Кутузова немедленных наступательных действий. Но Кутузов решил оставить Москву французам, чтобы спасти свою армию и накопить силы. Он действовал медленно и осторожно и, подобно крыловскому коню, вывез на себе воз целым и невредимым. Об этом и говорится в басне «Обоз». Басню «Волк на псарне» Крылов послал Кутузову, и тот после сражения, сидя на барабане, читал её солдатам. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед» он снял фуражку, и все увидели его седую голову. Тем самым он показал, что если Волк — это Наполеон, то мудрый Ловчий — это он. К концужизни Крылова его басни были переведены на многие языки мира. Когда Крылов умер, петербургские студенты на руках пронесли его гроб через весь Невский проспект в Александро-Невскую лавру, где он и похоронен.

В детстве я смеялся над басней крылова

(программа «Школа-2100», 3 класс)

Багно Виктория Викторовна (vikamail530@mail.ru),

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158

Санкт-Петербурга

Цели и задачи урока:

Предметные: продолжить знакомство учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басни.

— познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

— коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

— регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

— личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Форма работы: Индивидуально – групповая

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные

Приемы и методы работы:

– работа в малых группах;

– диалог и обсуждение;

— самостоятельная работа с информацией

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Портрет И.А.Крылова.

2. Название темы урока.

3. Текст биографии писателя для работы в группах.

4. Карточки с заданиями для работы в группах.

5. Ноутбук, проектор

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте! Начинаем урок внеклассного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила работы в группе.

II. Актуализация знаний

— Возьмите в группе голубой конверт и прочитаете ключевые слова к уроку.

Учился из милости.

Напасал более 200 басен.

— Попробуйте догадаться, с произведениями какого известного автора мы продолжаем знакомиться сегодня на уроке?

Тема урока отражается на слайде.

III. Работа по теме урока

— Посмотрите на фотографии, посвященные писателю, какое у вас складывается впечатление об этом человеке?

Прочитайте текст о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова и обсудите в группе новую информацию.

— Каждый ученик получает текст на карточке.

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождение – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой – перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу все понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги – спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги и журналы прошлых лет, и новые издания. Тридцать лет жизни Крылова связаны с петербургской Публичной библиотекой, с 1812 по 1841 годы. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр Iи Николай IIими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

— Что нового вы узнали из предложенного текста?

Что вас удивило?

— О чем думали иначе?

— Каким вам представился И.А.Крылов?

IV. Беседа о жанре басни.

Какие литературные жанры вы знаете?

Давайте вспомним, что же такое басня?

(Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хищность, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

— Басня начинается или заканчивается моралью.

— Как вы понимаете значение данного слова?

— Мораль — вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

— С какими баснями вы познакомились к сегодняшнему уроку? Прочитайте их.

Выразительное чтение басен учащимися представителями от групп.

— Сегодня мы познакомимся с басней «Кот и повар».

— Басня напечатана на карточках.

— Прочитайте басню сначала про себя.

Кто прочитает вслух?

— Назовите главных героев басни.

— Продолжаем работу в группах.

-Подчеркните в тексте слова, значение которых вам непонятны.

— Найдите в словаре значение данных слов.

Работа со словарем.

Кабак – в старину: питейное заведение.

Тризна – 1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. (Править тризну). 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки.

Укорять– то же, что упрекать.

Курчонок – то же, что цыпленок.

Что необычного в этих словах?

(Эти слова редко употребляются в настоящее время, они являются устаревшими).

Прочитайте басню еще раз.

— Дайте характеристику главных героев.

— Определите мораль басни.

— Прочитайте мораль. Над чем она заставляет задуматься?

(Не нужно попусту тратить время на разговоры и безделье).

— Попробуйте найти крылатое выражение.

(А Васька слушает да ест).

Что оно означает?

Выборочное выставление оценок.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме.

Сейчас мы проверим, как вы подготовились к сегодняшнему уроку.

Конкурс «Назови героя».

— Продолжаем нашу работу.

— А сейчас проведем небольшой конкурс и узнаем, хорошо ли вы знаете басни?

— Возьмите карточку № 2 и в группе выполните задание.

Конкурс «Назови героя»

— Кто сказал такие слова:

1). «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!(Лисица. «Ворона и Лисица»)

2). «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок»)

3). «Ларец с секретом,

Так, он и без замка».

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет, и ларчик вам открою,

В механике и я чего-нибудь да стою». (Механик-мудрец «Ларчик»)

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка «Квартет»)

5). «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?! (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)

— Приглашаем по одному представителю от группы для проверки задания.

— В чем мораль этих басен?

— Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам выполнить следующее задание в группе.

— Возьмите карточку № 3.

Конкурс «Собери басню»

Карточки раздаются группам.

— Найдите, какой ответ соответствует предложенному вопросу.

«Как музыке идти?»

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки, могу

Попасть в большие забияки»

«Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Кричит осел, — мы, верно уж, поладим,

Коль рядом сядем!»

«Соседка, перестань срамиться… —

Тебе ль с Слоном возиться?»

«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился»

«Где можно нас, Гусей,

Проверим, что у вас получилось? Поменяйтесь своими карточками с ребятами из соседней группы. Найдите ошибки и неточности. Выскажите мнение о работе соседней группы. Вы хорошо поработали дома и знаете многие басни И.А.Крылова.

— Кто выучил басню и хочет ее нам прочитать?

Чтение басен наизусть представителями от групп.

— Как наш город связан с именем великого баснописца? Расскажите.

VIII. Рефлексия. Итог урока

Сегодня на уроке прозвучало много басен. Каких животных И.А.Крылов наделил человеческими качествами в своих баснях?

-Что вам понравилось на уроке?

— Чему учились на уроке?

Ключевые моменты урока

Все задания на уроке выполнил успешно

Задания на уроке выполнил частично, так как не успевал за темпом работы

Задания на уроке выполнил частично по причине……

Крылов-баснописец

Русская журнальная сатира XVIII в. нашла свое достойное завершение в периодических изданиях И.А. Крылова. Девиз Кантемира, одного из известнейших поэтов того века – «в стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу» – был сохранен и будущим баснописцем. За период своего творчества Крылов испробовал много различных литературных жанров, даже сочинял пьесы (преимущественно комедии, комедийные оперы). Это сыграло заметную роль в его творческом росте – в пьесах оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, необходимые

Именно в баснях полностью раскрывается сатирический талант Крылова. Как считают исследователи, басня совмещает в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Аллегорическая форма басни обеспечивала неоднозначность ее понимания, что очень способствовало в борьбе с цензурой, но, с другой стороны, широта трактовки смысла басни позволяла ей просуществовать до наших времен, но смысл, повод, по которому она была написана, зачастую утрачивается.

Басня «Кукушка и Петух» была написана по вполне конкретному

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

В.Г. Белинский писал о Крылове, что он, «как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни» и «создал русскую басню». Что же навело критика на такие, столь хвалебные, высказывания?

На то время самым известным баснописцем был И.И. Дмитриев. Основной традицией написания басен тогда была традиция классицизма или сентиментализма. Но Крылов отступил от нее, он сделал ее мораль насущной, не абстрактной, жизненно актуальной.

Его особенность в том, что он не читает нотаций, не поучает, а наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает.

Многие исследователи считают, что благодаря яркости и живости изображения (ведь каждый персонаж обладает своим собственным языком) басни Крылова можно рассматривать в качестве начала реализма в русском литературном творчестве.

И.А. Крылов был самым читаемым автором того века. Почему? Потому, что он в легкой и ироничной форме указывал на общечеловеческие недостатки и пороки, но показывал их с точки зрения именно русского человека, с его характером и складом ума. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа», – писал Н.В. Гоголь.

Можно выделить и еще одну особенность крыловских басен. Они имеют значительное сходство с народными сказками, их герои – волки, лисицы, медведи, орлы – воспринимаются читателем так же, как и герои сказок: как маски реальных образов и типажей.

Множество в баснях Крылова элементов фольклора. Так, в них нередко встречаются постоянные эпитеты, такие как «лето красное», «поле чистое», «сыра земля».

Он очень часто искусно вплетает в ткань басни народные пословицы и поговорки: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Бедность не порок», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Но помимо этого огромное число собственно авторских афоризмов вошли в разряд крылатых выражений. Афоризмом чаще всего становится, конечно, мораль басни: «А Васька слушает да ест», «А Ларчик просто открывался», «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» и многие другие. Иногда им становится само название басни: «Тришкин кафтан», «Демьянова уха». То есть отдельные фразы становятся символами, приобретают аллегорический характер, что и является основной частицей структуры басни.

На торжественном праздновании столетия Крылова в 1868 г. преосвященный Макарий произнес такие слова в его адрес: «Говорил то, что может говорить человек самого здравого смысла, практический мудрец, и в особенности мудрец русский… Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране и ко всем началам нашей народной жизни…».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: