Реферат на тему: Судьба поколения в лирике А

Реферат на тему: Судьба поколения в лирике А. Ахматовой

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Судьба поколения в лирике А. Ахматовой Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания “настоящего Двадцатого века”, ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. “Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица”, — сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать. Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую революцию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая разрушила сложившийся уклад русской жизни. А. Ахматова была воспитана на основе складывавшейся веками русской культуры, вечных нравственных ценностях, глубоком уважении к личности человека. Мир России она воспринимала именно как часть общечеловеческой культуры. Еще в ранней лирике ее героиня жила с постоянным чувством тревоги в душе, после революции же ощущение царящего в мире неблагополучия становится доминирующим мотивом: Еще на западе земное солнце светит И кровли городов в его лучах блестят, А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят. Восприятие мира в послеоктябрьском творчестве А. Ахматовой неизменно исполнено драматизма. Мир, в котором живет лирическая героиня ее стихов, опасен, ненадежен, полон тягостных предчувствий: Как идола молю я дверь: “Не пропускай беду!” Кто воет за стеной, как Зверь, Что прячется в саду? Однако это не значит, что поэзия Анны Ахматовой наполнена жалобами и обидами. Скорее, мы можем назвать это противостоянием обстоятельствам, враждебной судьбе, тяготами испытаний: .На каждый вызов новый Есть у меня ответ достойный и суровый. Героиня Ахматовой оказалась в этом враждебном мире не просто по воле обстоятельств. Для поэта чрезвычайно важен мотив выбора собственной судьбы, выбора, предопределенного ощущением единства с родной землей, на которой довелось родиться и в которой предстоит быть похороненной. Сила духа, движение жизни вопреки всему — вот то светлое начало, которое лежит в основе ахматовского отношения к миру: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? И поэтесса сама отвечает на этот вопрос: И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам. Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам. Это неизвестное, но желанное чудо — это глубь июльских небес, дыхание цветущего вишневого сада, высокое звездное небо — все то, что выше времени, потому что принадлежит вечности. А потому А. Ахматова никогда даже в мыслях не могла отвернуться от родной страны. В поэзии Анны Ахматовой удивительно органично сочетаются слова “я” и “мы”. “Мы” — это ее поколение, от имени которого она говорит. Главным предметом художественного осмысления поэтессы становится судьба ее сверстников. Список литературы

Военная героика — тема первых сборников стихов О. («Третья скорость», 1946; «Поход продолжается», 1948). В книгах «Городок» (1953), «Голос первой любви» (1958), «Человеку холодно без песни» (1961), «Колесо» (1964), «Дни» (1966) и др. содержатся размышления о времени, судьбах поколения. Для лирики О. характерны точность деталей, широта обобщений, публицистический пафос. О. — секретарь СП РСФСР (с 1970). Награжден орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями. Соч.: Избранное [Предисл. С. Наровчатова], кн. 1—2, Л., 1971; Мой лейтенант. [Стихи и поэмы. Вступ. ст. Ал. Михайлова], Л., 1972; Верность, Л., 1973. Лит.: Гура В., Из родников жизни, Архангельск, 1964; Хренков Д., Сергей Орлов, Л., 1964; Писатели-вологжане, 1917—1957, Биобиблиографический справочник, Вологда, 1958. И. Попова. Орлов Фёдор Евплович Орло’в Фёдор Евплович [1843, село Великое Новгородской губернии, — 20.1(1.2).1892, Москва], русский учёный в области механики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1863), защитил диссертацию на степень магистра (1869), учился в Цюрихе, Берлине, Льеже, Париже (1869—1872)

Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»

Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы.

Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы он ни писал, поэт думает о свободе человеческой личности, об одиночестве передового человека во враждебном мире. Трагедия одиночества раскрывается и через олицетворение природы («Утес», «Тучи», «На севере диком», «Дубовый листок» и др.), и через судьбы реальных людей («Смерть Поэта», «Памяти А. Одоевского»), и через глубокие философские раздумья о смысле жизни («Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Дума»),

Стихотворения Лермонтова словно насыщены электричеством, они «написаны кровью сердца». Поражают его оценочные, часто контрастные эпитеты, ярчайшие сравнения и метафоры.

Мне кажется, что лирика Пушкина спокойнее, «старше» как-то, а поэзия Лермонтова — неудержимый порыв, каждое стихотворение — сгусток энергии и эмоций.

Сумел ли Лермонтов сказать свое слово в поэзии?

Безусловно. Он как никто отразил свое время, эпоху 30-х годов, мрачный после-декабристский период, когда рушились иллюзии, не оправдывались надежды и тоска, уныние, безверие овладели умами и сердцами даже лучших, передовых людей.

Поэт показал, что его поколение не ведает «ни любви, ни дружбы славной», не может найти применения своим силам, знаниям. После светлого пушкинского восприятия жизни, гимна преданной дружбе, пропетого гениальным поэтом, лирика Лермонтова воспринимается как выражение трагической судьбы его поколения.

И как художник Лермонтов всегда узнаваем. Жажда активного действия, глубокие раздумья поэта над смыслом жизни находят неповторимое, совершенное воплощение в его лирике. В изумительных аллегорических образах, картинах природы, созданных им, проявился талант художника. У поэта свой мир, свое видение жизни, своя лексика, своя «живопись словом». Не с чем сравнить такие его шедевры, как «Парус», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Валерик». А «Смерть Поэта» навсегда останется величественным памятником гению и приговором его палачам.

  • Как в лирике Лермонтова противопоставляются прошлое и настоящее и каково идейное значение этого противопоставления?
  • Как понимает Лермонтов роль поэта и назначение поэзии в общественной жизни?
  • В чем проявилась «странная» любовь поэта к своей родине?
  • Как раскрывается в лирике Лермонтова его протест против войны?
  • Каким вы представляете себе лирического героя Лермонтова?
  • В чем художественное своеобразие лирики Лермонтова?
  • Чем волнуют вас стихотворения Лермонтова?
  • На какие этапы можно разделить творческий путь М.Ю. Лер­монтова?

    Два этапа: романтический — 1828-1836 гг. и реалистический — 1837-1841 гг.

    Чем определено и в чем заключается различие пафоса твор­чества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?

    Поэтическое сознание А.С. Пушкина складывалось в услови­ях относительно большего либерализма правительства до вос­стания декабристов, М.Ю. Лермонтов формировался как поэт в условиях реакции после подавления декабристов. Это во мно­гом обусловило различие пафоса творчества поэтов. У А.С. Пушкина — жизнеутверждающий пафос, доминирование гармонии, уравновешенности, оптимизма. В поэзии М.Ю. Лермонтова гос­подствует пессимизм, мрачность, сомнения, противоречивое отношение ко многим ценностям.

    Каков герой байронической поэзии М.Ю. Лермонтова? На­зовите стихи, в которых создается этот образ.

    Герой байронической поэзии М.Ю. Лермонтова одинок, разо­чарован, не удовлетворен жизнью. Это романтическая мятущая­ся натура, жаждущая свободы.

    Почему любовь М.Ю. Лермонтова к Отчизне «странная»?

    «Странная «любовь» к Родине возникает от двойственности чувства поэта, который любит красоту родной природы, песни и обычаи простого народа, но не может превозмочь ненависть к России крепостнической, самодержавной, «стране рабов, стра­не господ».

    С чем связан часто повторяющийся символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова?

    Образ носит символический характер — вся Россия представ­лялась поэту тюрьмой, где мыслящий человек — узник.

    Образы-символы одиночества в поэтической системе М.Ю. Лер­монтова: одинокий парус, одинокая сосна, одинокий утес, лис­ток, оторвавшийся от ветки родимой, узник. Материал с сайта //iEssay.ru

    Назовите мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, приведите примеры стихотворений и проанализируйте одно из них.

    Мотив одиночества — «Парус», «Утес», «На севере диком», «Узник»;

    любви к родине — «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива»;

    назначения поэта и поэзии — «Смерть поэта», «Поэт», «Кин­жал», «Пророк»;

    разочарованности в своем поколении — «Дума», «И скучно, и грустно»;

    неприятия света — «Как часто пестрою толпою окружен», «Смерть поэта», «1-е января»;

    любви — «Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»;

    философские мотивы — «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ».

    В чем своеобразие любовной темы в лирике Александра Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

    В первый раз еще, стыжуся,

    В женской прелести влюблен.

    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

    Мне дорого любви моей мученье –

    Пускай умру, но пусть умру, любя!

    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми

    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

    В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин & dash; великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, & dash; послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, стыжуся, В женской прелести влюблен. Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится. В другом раннем стихотворении & dash; «Желание» & dash; лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание: Мне дорого любви моей мученье — Пускай умру, но пусть умру, любя! В стихотворении «К » («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить & dash; значит жить и творить, любовь & dash; великий источник вдохновения. Любовь слезы & dash; вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя & dash; его сердце «вновь горит и любит». Любовь & dash; это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». «Я вас любил…» & dash; наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве: Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Стихотворение «Я вас любил…» & dash; это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека. В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.)

    и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, & dash; это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье. Еще одно стихотворение о любви & dash; сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь. Таким образом, любовь в поэзии Пушкина & dash; это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь & dash; это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить & dash; это значило жить и, главное, творить.

    Никто, как Тютчев, не выразил трагедию счастливой любви и стопроцентной лояльности – ибо лоялен он всегда оказывался к монстру, а в любви монстром оказывался сам. «О, как убийственно мы любим!» – такого признания русская поэзия еще не слыхивала, поскольку чаще всего лирический герой выступал лицом страдательным; разве что Пушкин обмолвился – «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»,- но Тютчев ответил ему точно в рифму, словно дописав второе двустишие: «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» Поди пойми, сознательная ли это перекличка или случайность; но взято, конечно, тоном выше. Только Уайльд со временем дописался до того, что все мы только и заняты убийством своих любимых,- но у Тютчева и жестче, и неприкрашенней. Истинный трагизм, трагизм зрелости, начинается там, где кончаются мимолетные и все-таки преодолимые драмы юности: несчастная любовь, гордая фронда… Когда наступает период любви счастливой и уверенной, а фронда сменяется тем, что Пушкин в «Стансах» обозначил как «надежду славы и добра», начинается истинный трагизм: надежда добра и славы превращается в отчаяние заложника, а счастливая страсть вырождается в медленное убийство возлюбленной. «Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы?» Тут-то, когда второстепенные и детские, в общем, эротические и революционные страсти отходят на второй план, обнажается та самая бездна, изначальный ужас бытия, от которого русская поэзия, что греха таить, заслонялась то любовными страданиями, то бунтарским байронизмом

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: