Реферат на тему: Традиции и новаторство в стихотворениях А

Реферат на тему: Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! А.А. Блок Александр Александрович Блок — глубочайший лирик, сумевший выразить самые потаенные чувства и мысли, передать тончайшие оттенки душевных переживаний. Прекрасно зная классическое наследие русской литературы, поэт становится достойным преемником традиций девятнадцатого века. Знакомясь со стихотворением «Осенняя воля», вспоминаешь лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Удивительно близка ему и некрасовская «Тройка». Но Блок не подражает великим предшественникам. Он открывает свое понимание Родины, созвучное им. В этом я вижу приверженность традициям, поклонение и благоговение перед памятью «учителей» и такое же трепетное и глубокое чувство к России, какое было у Лермонтова и Некрасова. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты. Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Что же так привлекает поэта в Родине? Он не идеализирует свой край, видит Россию без прикрас, нищей, голодной и хмельной, но это его край, и поэт не хочет другого. Эта безграничная любовь удивляет самого Блока, но таков уж он есть, это боль и радость поэта, его сущность. Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя. Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Стихотворение «Россия» еще глубже и четче раскрывает патриотизм поэта. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Блок находит удивительно тонкие и образные эпитеты, подчеркивающие бескорыстие и преданность его сыновней любви к Родине. Поэт уверен, что Россия не погибнет, ее вековые традиции и огромные просторы удержат страну. Да, такова ее нелегкая судьба быть вечной защитницей слабых, истекать кровью и слезами, но от этого она становится только милей и краше, дороже сердцу. Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей. Стихотворение написано в трудный для Блока период, когда он испытывал душевный кризис. И единственное, что поддерживало художника в эти годы, заставляло его жить и работать,— была его Родина — Россия. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика! Список литературы

Элисон потеряла ребенка! И зачем он написал тогда на программке: «Пусть в твоей жизни никогда не повторится судьба Элисон!». Зачем он это написал? – выла я. И почему я в юности все учила стихотворение Блока: «Весной по кладбищу ходила и холмик маленький нашла, пусть неизвестная могила узнает все, чем я жила». Предчувствие своей судьбы? Вся моя жизнь разыграна по каким-то непонятным для меня нотам! Чья это партитура? Я знаю – чья! И закричала, затыкая рот углом подушки, чтобы никто не проснулся: «Бога нет! Я тебя не признаю!». Наутро врачам доложили, что я рыдала всю ночь, трясся матрас, и я никому не давала спать. Тут кого-то осенило: наверное, она не травилась! Мне передали записку от Андрея на неровном клочке бумаги: «Тюнечка, родная, не плачь! У нас еще будет семь детей! Твой Андрей». От этой записки со мной случилась истерика, стали давать капли, таблетки, колоть уколы, пока я не отключилась. На Петровке, 22 в тот же день увезли Менакера с тяжелейшим инсультом. Мария Владимировна была бодра и, сложив руки за спиной, как военный после одержанной победы, повторяла: «Наконец-то дошли мои молитвы!» Кому она молилась? Андрей методично бился головой о стену и кричал: «Тройной бульон для Тани! Ей плохо! Катька, ты слышишь, что я тебе говорю? Тройной бульон из трех куриц! Для Тани»

Задание С4 ЕГЭ по литературе (варианты ответов)

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Формулировки вопросов заданий С4 ЕГЭ по литературе

Примеры стихотворений для сопоставления

В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы А.А.Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»,

Б.Л.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского «Памяти матери»?

С.А.Есенин «Письмо матери»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» С.Есенин «Письмо женщине»

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

А.С.Пушкина «Вновь я посетил»

М.И.Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…»

Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению Цветаевой («Кто создан из камня…»)?

А.С.Пушкин «Из Пиндемонти»

А.А.Блок «О, я хочу безумно жить»

А.Т.Твардовский «Вся суть в одном единственном завете»

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»

А.А.Фет «Учись у них — у дуба, у березы»

Кто из русских поэтов близок Б.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки («Гамлет»)?

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен…»

В.В.Маяковский «Дешевая распродажа»

В каких произведениях русской лирики представления о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка» Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»

В каких произведениях русских поэтов отображен конфликт поэта и эпохи и в чем эти произведения созвучны произведению Ахматовой «Мне голос был»?

А.А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю»

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг»

М.Ю.Лермонтов «Пророк, «Поэт»

Н.А.Некрасов «Поэт и Гражданин», «Элегия»

В каких произведениях русские поэты обращаются к мифологическим или библейским сюжетам и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный»?

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (тема божьего суда), «Молитва»

А.А. Блок «Двенадцать», А.А.Ахматова «Реквием»

В каких произведениях русских поэтов создан образ родины и в чем их сходство и различие со стихотворением А.Блока «Россия»?

С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Русь»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дороги и в чем эти произведения созвучны произведению Н.Некрасова «Тройка»?

Н.Некрасов «В дороге», «Железная дорога»

А.Блок «На железной дороге»

М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дружбы и в чем эти произведения созвучны произведению А.С.Пушкина «19 октября»?

А.Пушкин «Пущину» (Мой первый друг, мой друг бесценный),

В. Высоцкий «Песня о друге»,

Н.Заболоцкий «Прощание с друзьями»

Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А, Блока «Фабрика»?

А.А.Блок «Из газет»

Н.А.Некрасов «Железная дорога»,

Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Выполняя задание С4, дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5–10 предложений).

Опирайтесь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите название произведений и фамилии авторов; обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

В стихотворении Г.Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе.

О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:

Долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

И это не единственное стихотворение поэта, обращенное к данной теме: «Памятнику» предшествовали «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту».

Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».

Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг «к народу обращать вниманье сильных мира» или «истину царям с улыбкой говорить» и быть бескорыстными: не бояться «обиды» и не требовать «венца» за свой труд.

С4 Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

В стихотворении «Июль» Борис Пастернак изображает природные явления очеловеченными. Автор отождествляет летний месяц с живым существом, которому присущи черты обычного человека. Так, в восприятии Пастернака, июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом: проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Однако незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным.

Создание образа в данном произведении происходит посредством разных тропов: олицетворения, олицетворяющих эпитетов, метафор, сравнений. Традиция изображать природу как живое существо, очеловеченной сложилась давно в нашей литературе. Мы можем увидеть это в творчестве А.С.Пушкина, например, в стихотворении «Зимнее утро», где «вьюга злилась», «мгла носилась». Или в творчестве Афанасия Фета — непревзойденного поэта-пейзажиста, любимым приемом которого является олицетворение. Лирический герой стихотворения «Еще майская ночь» находится в состоянии эстетического восторга от созерцания весенней ночной красоты, когда «все звезды до единой смотрят в кротко в душу; «березы ждут», смущенные своим новым нарядом, который им «радостен и чужд» одновременно, они застенчивы, как невесты.

Как видим, традиция очеловечения явлений природы сложилась давно в нашей литературе и каждым последующим поколением писателей талантливо развивалась.

С4 В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы?

В любовной лирике Жуковского, Пушкина, Тютчева, Есенина, Пастернака мы можем найти примеры идеальных женских образов.

С неизменным уважением к женщине относился в своих произведениях А.С.Пушкин. Образ возлюбленной в его стихах предстает как «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»), как «гений чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье»). И, конечно же, «Татьяны милой идеал» из романа «Евгений Онегин». Для Пушкина, как и для Блока, красота внешняя неотделима от красоты внутренней.

Современник Блока Борис Пастернак в стихотворении «Любить иных – тяжелый крест», создавая образ любимой женщины, пишет, что она «прекрасна без извилин», то есть она естественна, проста. Но при этом героиня идеализируется: «прелести ее секрет разгадке жизни равносилен». Такая трактовка образа созвучна образу Прекрасной Дамы.

С4 В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского?

(пояснение: поскольку в формулировке вопроса нет акцента на лирические произведения, то мы вправе обратиться и к прозаическим произведениям)

В русской литературе есть немало произведений, в которых создан образ матери.

Мне сразу вспоминается мама Ильи Ильича Обломова (роман И.А.Гончарова «Обломов») – хлопотливая, заботливая, любящая и ласковая, оберегающая сына от всех напастей. Когда Обломов, будучи взрослым, видит свою умершую маму во сне, он блаженно улыбается и плачет.

Через воспоминания детей, приехавших на похороны своей старенькой мамы, создается трогательный образ матери в рассказе А.Платонова «Третий сын».

Эти произведения сопоставимы со стихотворением «Памяти матери» тем, что им всем присуще чувство запоздалого раскаяния, осознание того, как мало времени они, сыновья, уделяли маме при жизни, о скольком не успели поговорить и, конечно же, глубоким чувством любви и благодарности к самому родному человеку.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

Тема любви – одна из самых распространенных тем русской поэзии и лирики в целом. Бесспорными шедеврами любовной лирики являются стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока.

Созвучными стихотворению В.Маяковского «Лиличка!» мне представляется произведения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и С.Есенина «Письмо женщине». Аргументирую свою точку зрения на первом примере.

Как у Маяковского, так и у Блока были бессменные музы, адресаты любовной лирики – Л.Ю.Брик и Л.Д.Менделеева, следовательно, в обоих случаях можно говорить об автобиографичности. Приведенные стихотворения повествуют о чувствах лирического героя в драматический момент расставания, спровоцированный изменой любимой, что придает им особую пронзительность, искренность, исповедальность.

Как видим, для любовной лирики характерна не только поэтизация взлетов любовного чувства, но и повествование о «прозе» любви – ревности, размолвках, ссорах, измене.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

Мотив быстротечности жизни звучит во многих произведениях русской классической поэзии. До Сергея Есенина эта тема обрела свое место в творчестве А.С.Пушкина «Вновь я посетил».

Стихотворение «…Вновь я посетил…» относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени, глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу, как и в стихотворении С.Есенина. Поэтому общее настроение обоих стихотворений – это светлая грусть.

Современница Сергея Есенина Марина Цветаева неоднократно обращалась к осмыслению темы быстротечности жизни, смерти, о чем свидетельствуют многие ее произведения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…». Последнее стихотворение мне представляется наиболее созвучным с есенинским по настроению и осмыслению темы. Лирическая героиня произведения Цветаевой — это голос умершего человека, обращенный к прохожему на кладбище с просьбой остановиться на минутку, прочитать эпитафию, вспомнить, что «я тоже жила». Но в этой просьбе нет скорби и уныния — «легко обо мне подумай».

Все названные стихотворения написаны в одном жанре, жанре философской элегии. У них одна тема — размышления человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой данных произведений пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии.

Вариант 4 С3, С4

С3.Как в стихотворении “Из под таинственной, холодной полумаски…” раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества?

Развитие темы стихотворения первоначально определяется образом таинственной возлюбленной поэта (“Светили мне твои пленительные глазки/И улыбалися лукавые уста. ”) . Автор создает её романтические образ, с которым не желает расставаться (“И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою ”). Лишь в конце произведения мы понимаем, что им не суждено быть вместе (“Мы вновь увидимся, как старые друзья.”). Благодаря последним строкам в этом стихотворении раскрывается тема неразделённой любви. А значит и тема одиночества.

С4. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?

В стихотворении М.Ю. Лермонтова столкновение мечты и реальности выражается в образе его возлюбленной. Если в мечтах он изображает её как романтический образ (“И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою;/ Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.”), то в реальность очень далека от романтических мечтаний героя (“Мы вновь увидимся, как старые друзья.”)

Также эта тема звучит в произведении “Мцыри”. Главный герой мечтает о свободной жизни, но это лишь мечты (“Я молод, молод. /Знал ли ты разгульной юности мечты?”). Реальность же ограничена четырьмя стенами.

Вспоминается и Катерина из «Грозы» Островского. Девушка, находясь под гнетом свекрови и жестких правил, мечтает вырваться из этого плена и жить в соответствии с велениями сердца.

Все эти стихотворения объединяет одно, лирические герои этих произведений через мечты выражают свои чувства и переживания.

Анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:02, сочинение

Описание работы

В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) заявлена чрезвычайно важная для Маяковского те­ма поэта и поэзии. Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector