В аптеке, анализ рассказа Чехова

1. Акулинина Э. Р. Тема детства в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется» и стихотворении Н. А. Некрасова «Плач детей»: VII класс / Э. Р. Акулинина // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 51. (Цели урока: расширение познаний учащихся в изучении «детской темы» в русской литературе, формирование умения сравнительного анализа идейно-тематического содержания прозаических и поэтических произведений, объединенных общей тематикой)

2. Алямкина Л. В. Автор и природа в повести А. П. Чехова «Степь». Урок развития речи: VII класс / Л. В. Алямкина // Литература в школе. – 2006. – N 3. – С. 35.

3. Афанасьев Э. С. Человек и его роли в творчестве А. П. Чехова / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 2–7. (Проблемы художественности изображения человеческих отношений в постклассическом реализме Чехова на материале его любовных новелл)

4. Афанасьев Э. С. Толстой – Чехов: реализм классический и постклассический / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 16–19. (Проблема границ внутренней свободы человека в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Сопоставление рассказов «Три смерти», «Гусев» и «Утро помещика». Анализ произведения Чехова «Новая дача», рассказа «Воры»)

5. Афанасьев Э. С. Идейный герой Толстого и безыдейный герой Чехова: («Смерть Ивана Ильича» и «Скучная история») / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 12–16. (Тема духовности, смысла жизни в повестях «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого и «Скучная история» А. П. Чехова)

6. Афанасьев Э. С. Творчество А. П. Чехова: реабилитация повседневности / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 6–8. (Повседневность как основной мотив творчества писателя)

7. Афанасьев Э. С. Гоголь – Чехов: эстетика «малых величин» / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 2–7. (Автор статьи, доктор филологических наук Э.С. Афанасьев, подробно анализирует сходство и различие героев, сюжетов и художественного метода классиков литературы – Гоголя и Чехова)

8. Бахтиярова Л. Р. О поездке А. П. Чехова на остров Сахалин / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 45–47. (О поездке А. П. Чехова на остров Сахалин. Тема Сахалина в творчестве писателя, о книге Чехова «Остров Сахалин», о музее, посвященном этой книге)

9. Бедрина А. М. Способность сомневаться – сила или слабость?: урок по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник» / А. М. Бедрина // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 32–34. (Конспект урока литературы с опорой на учебник для 8 класса «Дом без стен». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

10. Бороздунова Л. В. Непрерывная связь времен. Рассказ А. П. Чехова «Студент»: VIII класс / Л. В. Бороздунова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 34–37.

11. Витанова Т. И. Письма Антона Павловича Чехова / Т. И. Витанова // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 33–35. (Урок литературы в 10 классе, посвященный эпистолярному наследию Чехова)

12. Головачева А. Г. Крым в жизни и творчестве А. П. Чехова / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 11–17. (Крымский период жизни А. П. Чехова и его роль в творческой судьбе писателя)

13. Головачева А. Г. А. П. Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 7–10. (Крымский период жизни А. П. Чехова и его роль в творческой судьбе писателя)

14. Головачева А. Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть. » Образ-символ в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 50–55. (Загадка образа странного «звука лопнувшей струны» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Символический характер этого звукового образа. Литературный анализ пьесы)

15. Граблина Н. В. В творческой мастерской А. П. Чехова / Н. В. Граблина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 28–31. (Материал для подготовки урока литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова «Казак»)

16. Гутов А. Г. Можно ли сегодня полюбить Чехова? / А. Г. Гутов // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 41–42. (Размышляя о творчестве Чехова, автор показывает, как строить урок, чтобы открыть учащимся дверь в художественный мир писателя и обнаружить, что в его героях современные читатели могут узнать самих себя)

17. Еремцова Е. Н. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»: VI класс / Е. Н. Еремцова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 40–41.

18. Капустин Н. В. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А. П. Чехова и Наташе Ростовой Л. Н. Толстого / Н. В. Капустин // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 9–11.

19. Карпенко И. В. Организация учебной экскурсии. Чеховское Мелихово: VI класс / И. В. Карпенко // Литература в школе. – 2009. – N 11. – С. 40–41. (Методические рекомендации по проведению экскурсионной работы с детьми. Этапы учебной экскурсии в Мелихово)

20. Картузова Л. Г. А. П. Чехов в Любимовке: на пути к «Вишневому саду» / Л. Г. Картузова // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 33–35. (Любимовка, Мытищинский край в жизни и творчестве Чехова)

21. Кривенцова В. А. Рассказы «Толстый и тонкий» и «Ионыч» А. П. Чехова / В. А. Кривенцова // Литература в школе. – 2010. – N 10. – С. 37–38. (Стилистический эксперимент на уроке: что теряют рассказы при изменении авторского заглавия, зачинов, устранении отдельных эпизодов, слов и выражений)

22. Ксенофонтов И. В. Изучение прозы А. П. Чехова / И. В. Ксенофонтов // Литература в школе. – 2007. – № 12. – С. 25–29.

23. Кузнецова Л. П. О рассказе А. П. Чехова «Анна на шее» / Л. П. Кузнецова //Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 46–47.

24. Ляпина А. В. «Жизнь восхитительна, чудна и полна высокого смысла. «. Рассказ А. П. Чехова «Студент» / А. В. Ляпина // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 18–20. (Приемы изображения образа и анализ внутреннего мира героя чеховского рассказа «Студент»)

25. Маркина Е. Е. Бродский и Чехов: интертекстуальные связи стихотворения «Окна» (1963) и пьесы «Вишневый сад»: XI класс / Е. Е. Маркина // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 34–35. (Предлагаемое литературное сопоставление дает возможность сравнения поэтики Чехова-драматурга («Вишневый сад», 1904) и Бродского-лирика («Окна», 1963), толкования образов раннего стихотворения Бродского как близких чеховской поэтике и проблематике)

26. Мосунова Л. А. Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста. Рассказ А. П. Чехова «Супруга»: Х класс / Л. А. Мосунова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 28–31.

27. Овчинникова А. В. Урок-диалог по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. В. Овчинникова // Литература в школе. – 2007 – N 10. – С. 57–61. (Предлагается урок по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». В процессе урока учащиеся должны усвоить литературоведческие термины: лиризм, психологизм, подтекст, драма, драматический конфликт)

28. Понидилок Т. А. «Каштанка» в иллюстрациях Д. Кардовского / Т. А. Понидилок // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 41–42. (Биография художника Дмитрия Николаевича Кардовского и история работы над иллюстрациями к изданию рассказа «Каштанка» 1903 года) [1]

29. Понидилок Т. А. Счастливые минуты в жизни А.П.Чехова / Т. А. Понидилок // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 52. (Материал для проведения урока литературы по творчеству А. П. Чехова. Содержатся биографические сведения)

30. Роговер Е. С. «Вишневый сад» А. П. Чехова: преемственность и новаторство / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 15–20. (Новаторство и традиции в пьесе «Вишневый сад»: интертекстуальность пьесы, своеобразие сюжета, отражение новых театральных принципов и новейшей живописи. Связь пьесы «Вишневый сад» с предшествующими произведениями классической литературы)

31. Соловей Т. Г. «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»: Х класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 21–25. (Анализ рассказа «Ионыч». Парадоксальность жизни героя: поднимаясь по карьерной лестнице, он опускается все ниже как человек и личность, теряя свою индивидуальность)

32. Соловьев О. С. Формирование представления о комическом. На материале рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»: VII класс / О. С. Соловьев // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 36–38. (Формирование у учащихся 7 класса понимания и восприятия комического)

33. Трунцева Т. Н. Сквозные темы в русской литературе XIX века. Тема «маленького человека» в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»: подготовка учащихся к ЕГЭ и олимпиаде по литературе / Т. Н. Трунцева // Литература в школе. – 2010. – N 2. – С. 30–32. (Литературный анализ рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника», сопоставление его с «Шинелью» Н. В. Гоголя и «Бедными людьми» Ф. М. Достоевского. Образ главного героя, «маленького человека». Анализ имеет вопросно-ответную форму)

34. Тяпугина Н. Ю. Творческое завещание Чехова / Н. Ю. Тяпугина // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 14–17. (Произведения Чехова, созданные им незадолго до смерти: повесть «В овраге», рассказы «Архиерей» и «Невеста», пьеса «Вишневый сад». Смысл духовного завещания писателя)

35. Черников А. П. «Тогда создается роман. «: о жанрово-стилевом своеобразии «Дуэли» А. П. Чехова / А. П. Черников // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 8–10. (Особенности жанровой формы повести «Дуэль», ее место в творчестве писателя. Проблемы традиции и новаторства Чехова)

36. Юрьева Т. А. «Ведь я червяк в сравненьи с ним. «: анализ рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». VII класс / Т. А. Юрьева // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 41–43. (Материалы для проведения урока)

37. Ясинская С. Г. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» на уроках литературы. Обучение композиционному анализу прозаического текста. Х класс / С. Г. Ясинская // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 61–65. (Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст)

1. Об истории работы над иллюстрациями к изданию рассказа «Каштанка» 1903 года см. на сайте «Литература для школьников». (вернуться)

Комментарий к «Рассказ неизвестного человека»

Впервые — в журнале «Русская мысль», 1893, №№ 2,3. Подпись: Антон Чехов. Повесть вошла в т. 6 Собр. соч.

Название повести было дано Чеховым после долгих колебаний. 9 февраля 1893 г., когда уже готовилась к выпуску февральская книжка «Русской мысли», Чехов писал ее редактору В. М. Лаврову: ««Рассказ моего пациента» — не годится безусловно: пахнет больницей. «Лакей» — тоже не годится: не отвечает содержанию и грубо. Что же придумать?

1) В Петербурге, 2) Рассказ моего знакомого, Первое — скучно, а второе — как будто длинно. Можно просто «Рассказ знакомого». Но дальше: 3) В восьмидесятые годы. Это претенциозно. 4) Без заглавия. 5) Повесть без названия. 6) «Рассказ неизвестного человека».

Последнее, кажется, подходит».

При включении повести в собрание сочинений Чехов значительно переработал весь текст. В правке, касающейся «неизвестного человека», сокращены элементы, содержащие отрицательное, критическое отношение к этому герою, а также его слова, обличающие Зинаиду Федоровну и чем-то близкие по тону высказываниям Орлова. Снята реплика Орлова «Нашему поколению — крышка», которая как бы подводила черту в споре «неизвестного» и Орлова и воспринималась первыми читателями и критиками как итог, авторский вывод. В характере Зинаиды Федоровны Чехов уменьшил черты романтической окрашенности и увлеченности высокими идеями, более подчеркнув ее женственность, мягкость, незащищенность.

Повесть, как об этом сообщил Чехов Л. Я. Гуревич 22 мая 1893 г., была начата им в 1887 — 1888 г., затем писатель вернулся к ней в 1892 г. Таким образом, между началом и концом повести произошло такое важное событие, как поездка на Сахалин.

В основе повести — многие жизненные наблюдения Чехова. В конце 80-х годов — время, когда была задумана повесть, деятельность «Народной воли», несмотря на разгром ядра организации в 1881 г., продолжалась. Именно в 1887 г. шли процессы над народовольцами Г. А. Лопатиным и поэтом П. Ф. Якубовичем, А. И. Ульяновым и его товарищами. В 1888 г. появилась книга Л. А. Тихомирова «Почему я перестал быть революционером». Ренегатство Тихомирова вызвало различные отклики в обществе, большой интерес к делу Тихомирова проявил и Чехов (см. его письма А. С. Суворину З0 дек. 1888 г. и А. Н. Плещееву 11 февраля 1889 г.). Во время пребывания на Сахалине Чехов, несмотря на запрещение Главного тюремного управления, виделся с политическими ссыльными, среди которых был мичман И. П. Ювачев, который, по словам В. Фигнер, «из борца, завоевателя свободы насильственным путем,… превратился в миролюбца в духе Толстого» (В. Н. Фигнер. Полн. собр. соч., т. 2, ч, 2. М., 1929, с. 120); пережил Ювачев и увлечение религией (ср. в повести слова «неизвестного»: «То мне хотелось уйти в монастырь…»), «неизвестный человек» в прошлом — лейтенант флота.

В судьбе «неизвестного человека» могла отразиться и эволюция других известных Чехову лиц — например, И. Я. Павловского, несколько лет жившего в семье Чеховых в Таганроге. Арестованный и судимый по известному процессу 193-х Павловский бежал за границу, вскоре поправел и сделался парижским корреспондентом «Нового времени».

Отразились в повести и впечатления, полученные во время возвращения с Сахалина. Чехов писал Суворину 17 декабря 1890 г. о том, какое осталось у него впечатление от заката солнца в Бенгальском заливе («неизвестный человек» вспоминает плавание своего корвета и мечтает испытать еще раз «то невыразимое чувство, когда глядя на закат солнца в Бенгальском заливе, замираешь от восторга…»). В описании жизни «неизвестного» и Зинаиды Федоровны в Италии много реалий, связанных с путешествием Чехова по Италии в 1891 г.; Чехов писал родным о Венеции, оставившей у него самое светлое воспоминание, о домике, где жила Дездемона, о льве у усыпальницы скульптора Кановы и т. д. Судьба Марино Фальери, о котором упоминается в повести, волновала и самого Чехова — у него нозник тогда замысел написать драму из жизни мятежного венецианского дожа.

В повести нашел отражение интерес Чехова к тем проблемам, которые волновали современников и нашли отражение в творчестве И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Это касается так называемого «женского вопроса», права женщины выбрать свою судьбу, последовать за любимым человеком, участвовать в освободительной борьбе, понять задачи этой борьбы.

В 1980 г. по сюжету повести реж. В. Жалакявичус поставил одноименный фильм.

С. 226. Что дань грядущий мне готовит? — Строка из «Евгения Онегина» Пушкина (гл. 6, строфа 21); слова арии Ленского в одноименной опере П. И. Чайковского.

С. 227… бессмертные существуют только во французской академии — По существующему правилу, французская академия состояла из 40 человек и новый член избирался на место скончавшегося, поэтому за ней закрепилось шутливое название «академия бессмертных».

Старик Катон… — имеется в виду Катон Марк Старший (234 — 149 до н. э.), упомянутое событие нашло отражение в книге Плутарха «Жизнь и дела знаменитых людей древности».

С. 234… нарушать седьмую заповедь… — заповедь говорила «не прелюбы сотвори».

С. 235… если мне когда-нибудь понадобится освобождать Болгарию — Речь идет о герое романа И. С. Тургенева «Накануне» болгарине Инсарове.

С. 265… подобно библейскому силачу — По библейскому сказанию силач Самсон, поднявший и перенесший ворота города Газы.

С. 266. В какой-то повести Достоевского старик топчет… — Речь идет о старике Ихменеве, герое повести «Униженные и оскорбленные» (см. ч. I, гл. 13).

С. 279… было дело под Полтавой… — Первая строка стихотворения И. Е. Молчанова, которое было широко известно как песня.

В аптеке, анализ рассказа Чехова

Здравствуйте, на замечательном сайте GoldLit.ru вам предлагаются литературная критика, биографии писателей, анализы произведений классиков мировой и русской литературы, а также краткие содержания.
Здесь вы найдете все что вам нужно, для того, чтобы написать сочинение, также можно скачать сами произведения. Сайт регулярно пополняется новыми статьями.
Основное предназначение GoldLit.ru — помочь вам в учебе и, по возможности, повысить ваш интерес к сокровищнице мировой литературы.

Последние добавленые сочинения:
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
«Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака
«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
«Душечка», анализ рассказа Чехова
«Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
«Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
Образ Фауста в одноименном произведении Гете, сочинение
«Пересолил», анализ рассказа Чехова
«Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
«Allez!», анализ рассказа Куприна
Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
«Молитва (В минуту трудную. )», анализ стихотворения Лермонтова
«Россия», анализ стихотворения Блока
Образ Левина в романе «Анна Каренина»
«Размазня», анализ рассказа Чехова
Образ маленького человека в произведениях Чехова
Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

Сочинения, которые часто ищут:
Анализ рассказа «Легкое дыхание»
«Гранатовый браслет», анализ рассказа
«Незнакомка», анализ стихотворения
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
Анализ романа «Портрет Дориана Грея»
«Преступление и наказание», анализ романа
Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
Жизненные искания Пьера Безухова — сочинение
Красное и черное в жизни Жюльена Сореля, сочинение
Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого
«Красное и Черное», анализ и содержание
«Идиот», анализ романа
Жизненные искания Андрея Болконского — сочинение
Анализ «Анны Карениной» — параллелизм в композиции романа
«Превращение», анализ произведения
История создания романа «Война и мир»
Жанр романа «Война и мир»
Артюр Рембо, биография
Тургенев, «Ася» — краткое содержание

вернуться в «Литературно критические содержания»

Анализ рассказа «Человек в футляре» Чехова

Известно, что Чехов предпочитал рисовать портеры своих героев через быт, которых их окружает, через описание их образа жизни. Желая подчеркнуть неестественность и загнанность героя своего рассказа Беликова, Чехов использует столь близкий ему и его творчеству лаконизм.

Лаконизм Чехова в рассказе «Человек в футляре»

Мы видим сущность и характер Беликова через те принципы, условности и правила, которые руководствует им каждый день. Основной идее Чехова было то, что именно заставило.

Беликова вести футлярную жизнь, полную самоограничений и ограничение для других. Известная «сжатость» писателя в очередной раз оказалась наиболее выигрышным художественным приемом, с помощью которого Чехову удалось раскрыть всю истинную глубину образа главного героя.

Искусство деталей

Нюансы, которые создают Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре.

Его мысли, его переживания и чувства, его оценка окружающего мира и людей. Его жизнь один сплошной футляр, одно сплошное ограничение и правило.

И самое парадоксальное то, что многое могло бы измениться в жизни Беликова, если бы кто-нибудь из окружающих отнесся к нему искренне, по велению собственного сердца, а не продолжал следовать тем устоям, которые установил Беликов.

Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям.

Мелкими, порой незаметными с первого деталями Чехов приводит читателей к основной теме и замыслу рассказа о собственном взгляде на всепоглощающую человеческую пошлость, которая может стать определяющим моментом в жизни.

Чехов часто указывал в своем творчестве на то, что для него пошлость главный враг. Она, как яд, проникает в сознание человека и понижает ценность его жизни, перенимая пошлость у общества, человек перестает быть самим собой, становится лишь глупым и безличным элементом мира, ничего не создающим и ничего не переживающим.

Ключевая деталь рассказа

И ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим.

В том, как именно Беликов умирает раскрывается вся его сущность, вся его жизненная мотивация. Шок действительности, шок, который наконец-то пробивает его футляр и показывает настоящее, оказался несовместимым с жизнью, которую для себя определил Беликов.

Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление о их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха.

Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Смешное и грустное в рассказах Чехова: «Маленькая трилогия»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЗолотой век русской литературы: русская классическая литература XIX века

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector