Урок внеклассного чтения по повести А

Цель: познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский».

І. Слово учителя.

— Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

  • Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года?
  • Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»*, написанного в 1819 году, т.е. за 13 лет до написания повести «Дубровский».

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • . Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не вида слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоили себя насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца,
  • Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярм к гробу все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея.
  • Опора милая стареющих отцов,
  • Младые сыновья, товарищи трудов,
  • Из хижины родной идут собой умножит
  • Дворовые толпы измученных рабов.
  • О, если бы голос мой умел сердца тревожить!
  • В груди моей горит бесплодный жар
  • Но не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  • Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
  • И рабство, павшее по манию царя,
  • И над отечеством свободы просвещенной
  • Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове?
  • Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский — чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров — властолюбие, тщеславие).

• Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода «На псарне» (главаІот «Хозяева
и гости пошли на псарный двор» до «Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил») с последующей беседой

  • Почему Дубровский ушел из гостей?
  • Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика?
  • Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?
  • Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского?
  • Как он повел себя?
  • Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?
  • Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода «Приезд Троекурова. Смерть Дубровского» (глава IV, от «Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки» до «…не велел выгнать его со двора. пошел!»)
• Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Домашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

  1. Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином?
  2. Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?
  3. Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
  4. Что открылось в день храмового праздника?
  5. Каким образом Дубровский оказался в имении?
  6. В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?

А с пушкин дубровский текст произведения

Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

» Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Дубровский (Пушкин)

Дубровский
автор Александр Сергеевич Пушкин
Глава I →
Источник: Собрание сочинений А.С. Пушкина в десяти томах. Т. 5. Москва: ГИХЛ, 1960; РВБ

Оглавление

Начат 21 октября 1832 г. Последняя глава романа, оставшегося незаконченным, писалась в начале февраля 1833 г. Впервые был опубликован в посмертном издании сочинений Пушкина в 1841 г., т. X. Цензурные искажения и пропуски были устранены много лет спустя. Заглавие дано редакторами при первой публикации.

Эпиграф к четвертой главе — из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского» (1779).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: