Урок-семинар в 9 классе по творчеству А

Материалы предоставила: Мальцева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Цели и задачи урока:

  • познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
  • развивать творческих способностей, речь обучающихся4
  • формировать умение определять средства художественной выразительности .
  • репродукции картин осени русских художников;
  • стихотворения А.С. Пушкина;
  • раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
  • тексты стихотворений А.С.Пушкина.

Содержание этапов урока:

  1. Оргмомент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
  3. Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
  4. Рефлексия
  5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.

Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».

Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.

Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.

Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.

Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.

Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов» близкое «, » заветное «, » родное «?

Когда-то Достоевский сказал: » Красота спасёт мир «. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках…

Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.

Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.

Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.

Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.

Чтение стихотворения учеником. «Царское село» Приложение 2.

Ученик: Красота естественной природы у А.С. Пушкина сосуществует и соперничает с красотой рукотворной. Поэта впечатляет и наряд древней Москвы, и скромное убранство провинциальных городов, и архитектурное величие Петербурга – «Невы державное теченье, береговой её гранит».

От повседневных невзгод, от обязанностей унижавшего его камерюнкерства, от посягательств «высшего света» на свободу его творчества Пушкин мечтает найти убежище в российской глубинке. Он просит у императора позволения поселиться в деревне. Увы! Он получает только отпуск на 4 месяца.

Ученик читает стихотворение.

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Ученик: Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

Ученик: Ближайший друг А.С. Пушкина – Иван Пущин отмечал, что «не было почти явления в природе, события в общественной жизни, которые бы прошли мимо него». Пущин считал подарком судьбы, что Пушкин не оказался арестованным вместе с участниками восстания 1825г. А без прикосновения к живой природе, каким бы явился Пушкин-творец?

Ученик читает наизусть стихотворение «Деревня». Приложение 3.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Учитель: Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы.

Ученик: Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Ученик: Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок охраняет.

Ученик: Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою нежною, блистающей смиренно.

Ученик: Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

(Чтение учеником наизусть стихотворения «Зимнее утро») Приложение 4.

Ученик: А.С. Пушкин мог с легкостью перейти от одного времени года к другому, от сегодняшнего дня к вчерашнему. Так в своем стихотворении «Осень» поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года.

Здесь он признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье.

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда » роняет лес багряный свой убор » и «роща отряхает последние листы «. Ему приятны и » редкий солнца луч, и первые морозы . Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой болдинской осени 1830г Поэтом написано около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Все повести Белкина», 10-я глава «Евгения Онегина». Поистине сказалось чудодейственное влияние природы и тишины уединения! На лоне природы отдых и труд для Поэта сливались воедино.

Чтение наизусть отрывка стихотворения «Осень»

. ..Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.

— На экране представлены репродукции картин известного русского художника Левитана «Золотая осень», «Осень. Слобода», «Осень. Сокольники».

В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине «Осень. Сокольники»)

Слово учителя: Пушкин неисчерпаем и бесконечно занимателен! Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит » больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни «. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- ее жизненность, её подлинная человечность.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

«Природы вновь восторженный свидетель…» Используя прием «Синквейн» , ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина. Приложение 5.

Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С. Пушкина.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Система уроков по изучению творчества М.А. Булгакова»

Система уроков по изучению творчества М.А.Булгакова в 11 классе.Представлен цикл уроков о жизни и судьбе писателя, своеобразии его творчества.Сатира Булгакова рассматривается на примере повести «Собачье сердце».Большинство слайдов презентации посвящено любимому детищу писателя — самому необычному роману — «Мастер и Маргарита».Проблематика романа, анализ Ершалаимских и московских глав.Сюжетная линия Мастера и Маргариты.

Целевая аудитория: для 11 класса

Автор: Кривошеева Галина Алексеевна
Место работы: МОУ СОШ№3 г. Моздока
Добавил: gal54213250

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Поэма А.С.Пушкина «Полтава»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Иэучение поэмы А.С.Пушкина «Полтава» на уроках литературы в 7 классе. Урок-презентация.

Скачать:

Вложение Размер
poema_poltava_a.s.pushkinat.rar 2.84 МБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный конспект урока с приложением презентации.

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ.

Разработка урока по литературе на тему «Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». История создания произведения, героини поэмы». На районную научно-исследовательскую конференцию «Историзм ка.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания.

Презентация к поэме Гоголя «Мертвые души». «Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя «Мертвые души». Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта.

Значение презентации на уроках развития речи

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работа по картине на уроках русского языка и литературы весьма распространена в школьной практике. Она удобна в организационном отношении, ценна в психологическом понятии, так как явления жизни, изображённые на картине, уже осмысленны художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через неё школьник приобщается к вершинам культуры.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи. Как мы знаем, учащиеся якутской школы испытывают особые трудности в написании сочинений разных жанров, в том числе сочинений-описаний по картине и в селе, где нет музеев и выставок, наши учащиеся не имеют возможность познакомиться с основами изобразительного искусства, знать известные картины русских художников

Сегодня одним из приёмов эмоционального восприятия картин являются уроки с использованием информационных технологий. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении.

Самым распространенным и популярным средством ИТ в школе является продукт программы Рower Рoint, презентационный материал и мультимедийная технология, представляющие собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, рисунка, звука, видео и анимации. Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Материалы (иллюстрации, фотографии, разные вставки) таких уроков готовятся очень тщательно и долго: придирчиво подбирается материал каждого слайда и, если есть необходимость, соответствующее музыкальное и звуковое сопровождение. В презентации необходимо познакомить учащихся с автором картины, историческими событиями, обстановкой, послужившей основой сюжета картины, продумать содержание, составить план беседы, выделить объекты картины, которые нуждаются в особом внимании.

Далее могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, картины, портреты авторов, иллюстрации, таблицы и цитаты. На экране также могут появляться определения, словарные работы, изучаемые грамматические нормы, словосочетания или определённые виды предложений, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Итак, учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, основой выступления ученика на уроке.

Презентация обеспечивает учителю возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений, заданий;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения структуры урока;
  • расширения образовательного пространства урока.
  • Она даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учёбе.

Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию речи, на основе презентаций. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельностью учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Приведу основные виды учебных работ с использованием презентаций на уроках развития речи с картинами:

1. Работа со зрительной опорой

Предлагаемые виды работ с ними

А. Устный монолог
Б. Устный рассказ по иллюстрациям
В. Устное описание картины
Г. Письменный рассказ по картине

2. Творческие работы на основе личных впечатлений от картины:

А. Творческий диктант
Б. Сочинение-описание

3. Лингвистическая работа с опорой

4. Доклады и сообщения

5. Защита презентации

6. Словарная работа и другие.

Мультимедийную презентацию на уроках по подготовке к сочинению-описанию я использую в различных ситуациях:

1. Презентация, как фрагмент урока, предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, на уроке-подготовке к сочинению в 8-м классе «Два портрета А.С.Пушкина» Кипренского и Тропинина мультимедийная презентация была использована на двух этапах урока: при сопоставительном анализе портретов и на этапе-защите презентационных материалов исследовательских групп «Художники и истории создания портретов».

2. Уроки, полностью построенные на одной презентации. Они отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Так, уроки-подготовки к сочинению по картинам «Летом» и «Богатыри» в 6 классе для учащихся были открытием для них творчества русских художников А.А.Пластова и В.М.Васнецова. Проецирование картины на экране оживили урок, активизировали учеников и, самое главное, стимулировали их речевую деятельность.

Думаю, без презентационного материала наши уроки бы не достигли полностью целей.

Уроки развития речи по картинам в 5-8 классах можно проводить 3-4-5 уроков в году. При выборе картины необходимо иметь в виду, даёт ли содержание картины возможность свободно и естественно употреблять изучаемые грамматические категории по языку или литературные темы. Поэтому я сделала примерное тематическое планирование по классам. Например, описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» в 7 классе даёт возможность употребить деепричастные обороты. Работу над сочинением по картине «Богатыри» В.М.Васнецова следует сделать итогом изучения темы «Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник» на уроке литературы в 6-м классе. Однако эта цель должна быть скрыта от учащихся, так как очень важно сосредоточить их внимание именно на содержании высказывания.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.
  • Проецирование на экране существенно повышает наглядность и доступность учебного материала.
  • Красочность материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению русского языка, и облегчает его восприятие.
  • Наглядная подача материала способствует лучшему усвоению материала, обогащению словарного запаса и делает урок неутомительным.

Использованная литература:

  1. «Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы» Луцева Е. А., Мажарова М. М.
  2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ла­дыженской./, М., 1980.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; /, Издательский центр «Академия», М., 2000.
  4. Система обучения сочинениям в VI-VIII классах. /Под ред. Т.А.Ла­дыженской/, М., 1978.
  5. Педагогические технологии на основе информа­ционно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школь­ных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  6. Обучение сочинениям, 5-8 классы, / А. М. Гринина-Земскова/, Издательство «Учитель», Волгоград, 2002.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: