Урок на тему «Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

Выбранный для просмотра документ урок басня Крылова.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная – школа интернат №5

с углубленным изучением отдельных предметов

образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель

Конспект урока по литературному чтению
в 3классе (УМК «Школа России»)

Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

учитель начальных классов

Давыдова Галина Юрьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Дать представление о характерных признаках басни;

Находить мораль в произведении;

Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

Развивать память внимание, речь учащихся;

Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

Обогащать словарный запас учащихся;

Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитывать любовь к чтению;

Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»

Ну – ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке –

Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

II . Проверка домашнего задания. (5 мин)

— Что было задано на дом?

(выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане..»)

1.Чтение отрывков наизусть.

Можно ли «Сказку о царе Салтане..» сравнить с народной? Почему?

— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

— Что из того, о чём рассказано в сказке, могло происходить в действительности?

2.Работа с иллюстрациями к сказке.

— Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту.

III . Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)

— продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

— помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

— На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

(Былина, сказка, стихотворение, басня , загадка)

— Чьи басни вы уже читали в прошлом году?

Постановка учебной задачи урока

— Сегодня мы обратимся к жанру басни

— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

— Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?

— Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого.

ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ

(Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов

— Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?

— Можете ли вы прочитать наизусть?

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова

— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза.

— Прочитайте что написано, только справа налево:

— Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

(это герои басни)

IV . Изучение нового материала. (10 мин)

— познакомить с биографией И.А.Крылова.

— Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

— Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

— Каким он вам представляется по характеру?

(добрый, умный и т. д.)

— Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека.

— Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение рассказывает заранее подготовленный ученик)

Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?

— Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

— Почему мартышка разбила все очки?

— Как вы думаете, какой будет мораль басни?

— Сформулируйте её своими словами.

VI . Физкультминутка. (1 мин)

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

V . Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)

1.Чтение басни учителем.

— Понравилась ли вам басня?

— Что заставило вас улыбнуться?

VI . Закрепление изученного. (5 мин)

1.Чтение басни учениками.

— Смогли ли мы предугадать её содержание?

— Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.

— Почему именно этот эпизод изображён?

— Похоже ли её поведение на поступки людей?

— Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».

— Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

— Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?

— Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?

— Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

— Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?

— Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?

— Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

— В чём комичность ситуации описанной в басне?

Выразительное чтение басни по ролям.

VII . Итог урока. (2 мин)

— Кто такой И.А.Крылов?

— С какой басней познакомились?

— Кто главный герой басни?

— Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

VIII . Домашнее задание. (1 мин)

Анализ басни Ивана Крылова «Мартышка и очки»

Такой жанр, как басня, в литературе играет очень важную роль. Этот короткий рассказ не только описывают взаимоотношения между людьми, но и отображают модель общества в целом. Крылов является основоположником русской басни.

Произведение «Мартышка и очки» раскрывает характер персонажа в полной мере. Безусловно, образ мартышки срисован с реального человека. Возможно автор в героине отобразил общество того времени, его мировоззрение.

Обезьяна вполне преклонного возраста и у нее явные проблемы со зрением. Вот решила героиня воспользоваться

Автор точно описал, куда и зачем бедное животное надевала очки. Обезьяна их и пробовала на вкус, и принюхивалась к ним, все никак не могла разобрать, что с ними делать. Вот так, наслушавшись людей, не разобравшись в ситуации, мы часто примеряем ее на себя. Сначала, кажется все просто и понятно, но самому невозможно все знать. Разбив очки, обезьяна еще начала наговаривать на всех.

Крылов показывает главную

Многие хорошие поступки недооцениваются, польза некоторых предметов невидна сразу. Крылов призывает к разуму. Автор в своих произведениях очень точно отображает характер героев на животных и на их поведении в частности.

Именно мартышка ассоциируется с любопытством, она похожа на человека и в то же время не обладает логикой и достаточной образованностью. Хотя в современном обществе подобные характеристики можно отнести и к некоторым людям.

Как часто, столкнувшись с сложностями, человек отступает. Он не только не мириться с неудачей, а перекладывает вину на кого-то еще. Таких мартышек много среди людей и сегодня, несмотря на высокий уровень развития современных технологий и средств предоставления достоверной информации.

Мартышка и Очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — иены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

Басня Крылова Мартышка и очки

Мартышка и очки — басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.

Басня Мартышка и очки читать

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Басня Мартышка и очки — анализ

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: