СОДЕРЖАНИЕ
Выбранный для просмотра документ урок басня Крылова.docx
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная – школа интернат №5
с углубленным изучением отдельных предметов
образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель
Конспект урока по литературному чтению
в 3классе (УМК «Школа России»)
Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»
учитель начальных классов
Давыдова Галина Юрьевна
Тип урока: изучение нового материала.
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Дать представление о характерных признаках басни;
Находить мораль в произведении;
Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
Развивать память внимание, речь учащихся;
Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
Обогащать словарный запас учащихся;
Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»
Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Учитель просит детей сесть за столы.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
II . Проверка домашнего задания. (5 мин)
— Что было задано на дом?
(выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане..»)
1.Чтение отрывков наизусть.
— Можно ли «Сказку о царе Салтане..» сравнить с народной? Почему?
— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?
— Что из того, о чём рассказано в сказке, могло происходить в действительности?
2.Работа с иллюстрациями к сказке.
— Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту.
III . Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)
— продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
— помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
— На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
(Былина, сказка, стихотворение, басня , загадка)
— Чьи басни вы уже читали в прошлом году?
Постановка учебной задачи урока
— Сегодня мы обратимся к жанру басни
— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
— Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
— Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого.
ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ
(Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов
— Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?
— Можете ли вы прочитать наизусть?
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:
Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза.
— Прочитайте что написано, только справа налево:
— Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
(это герои басни)
IV . Изучение нового материала. (10 мин)
— познакомить с биографией И.А.Крылова.
— Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
— Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
— Каким он вам представляется по характеру?
(добрый, умный и т. д.)
— Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека.
— Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?
(Своё сообщение рассказывает заранее подготовленный ученик)
— Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?
— Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:
1.Словарно – лексическая работа.
— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
— Почему мартышка разбила все очки?
— Как вы думаете, какой будет мораль басни?
— Сформулируйте её своими словами.
VI . Физкультминутка. (1 мин)
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
V . Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)
1.Чтение басни учителем.
— Понравилась ли вам басня?
— Что заставило вас улыбнуться?
VI . Закрепление изученного. (5 мин)
1.Чтение басни учениками.
— Смогли ли мы предугадать её содержание?
— Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
— Почему именно этот эпизод изображён?
— Похоже ли её поведение на поступки людей?
— Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».
— Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
— Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?
— Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?
— Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
— Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
— Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
— Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
— В чём комичность ситуации описанной в басне?
Выразительное чтение басни по ролям.
VII . Итог урока. (2 мин)
— Кто такой И.А.Крылов?
— С какой басней познакомились?
— Кто главный герой басни?
— Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?
VIII . Домашнее задание. (1 мин)
Анализ басни Ивана Крылова «Мартышка и очки»
Такой жанр, как басня, в литературе играет очень важную роль. Этот короткий рассказ не только описывают взаимоотношения между людьми, но и отображают модель общества в целом. Крылов является основоположником русской басни.
Произведение «Мартышка и очки» раскрывает характер персонажа в полной мере. Безусловно, образ мартышки срисован с реального человека. Возможно автор в героине отобразил общество того времени, его мировоззрение.
Обезьяна вполне преклонного возраста и у нее явные проблемы со зрением. Вот решила героиня воспользоваться
Автор точно описал, куда и зачем бедное животное надевала очки. Обезьяна их и пробовала на вкус, и принюхивалась к ним, все никак не могла разобрать, что с ними делать. Вот так, наслушавшись людей, не разобравшись в ситуации, мы часто примеряем ее на себя. Сначала, кажется все просто и понятно, но самому невозможно все знать. Разбив очки, обезьяна еще начала наговаривать на всех.
Крылов показывает главную
Многие хорошие поступки недооцениваются, польза некоторых предметов невидна сразу. Крылов призывает к разуму. Автор в своих произведениях очень точно отображает характер героев на животных и на их поведении в частности.
Именно мартышка ассоциируется с любопытством, она похожа на человека и в то же время не обладает логикой и достаточной образованностью. Хотя в современном обществе подобные характеристики можно отнести и к некоторым людям.
Как часто, столкнувшись с сложностями, человек отступает. Он не только не мириться с неудачей, а перекладывает вину на кого-то еще. Таких мартышек много среди людей и сегодня, несмотря на высокий уровень развития современных технологий и средств предоставления достоверной информации.
Мартышка и Очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — иены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
Басня Крылова Мартышка и очки
Мартышка и очки — басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.
Басня Мартышка и очки читать
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни Мартышка и очки
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Басня Мартышка и очки — анализ
Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.