Урок н в гоголь мертвые души

Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нём (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные характеристики?), скажем об остром ощущении писателем своей избранности, о его религиозности, неприятии земного бытия в том виде, в котором Гоголь его наблюдал, о величайших требованиях к миру, к себе и людям. Далее обращаем внимание на эпиграф к уроку и спрашиваем учеников, как они понимают высказывание и почему такое отношение к слову возможно именно у Н.В. Гоголя.

Следующий этап урока — подготовка к чтению поэмы, разговор о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя. Урок вводит учеников в мир слова писателя, здесь звучат отрывки из его произведений; задача урока — подготовить учащихся к восприятию текста, к углублению-погружению в него.

Говоря о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя, можно вспомнить (назвать или определить) тропы и художественные приёмы, которые использовал писатель для создания своего художественного мира: антитезу, повтор, иронию, гиперболу, анафору, эпифору — и остановиться на их “использовании” писателем. Необходимые примеры выписаны на карточки или предъявлены учащимся каким-либо другим способом.

Можно сказать о том, что тропы “овнешняются”, теряя значение тропа (например, в «Записках сумасшедшего» есть сравнение директора департамента с пробкой: “Пробка обыкновенная, простая пробка, больше ничего. Вот которою закупоривают бутылки” — странное добавление: метафора не объясняется (почему сравнивается с пробкой — по уму, виду, характеру), объект сравнения начинает преобладать над субъектом, пробка оказывается больше директора.

С целью огрубления иногда в метафоре отвлечённые понятия становятся зримыми: “Мысль не лезла к нему [Чичикову] в голову” (то есть мысль существует отдельно от Чичикова, приобретая над ним власть). “Странная мысль, не то чтобы Чичиков возымел её, но она вдруг сама собой предстала, дразня и усмехаясь, и прищуривалась на него непотребица! Егоза!”

Нередки метафоры-олицетворения (“река, верная своим берегам, отлучилась прочь в луга”; “птица-тройка”).

Чисто материальное целенаправленно огрубляется (экипаж Чичикова называется “неуклюжим дорожным произведением”).

Создаются распространённые сравнения, в которых объект занимает гораздо больше места, чем субъект (например, герой начинает чувствовать себя крепостью, которую собираются взять; лицо Собакевича сравнивается с тыквой, из которой делают балалайки, далее идёт её подробное описание, а смысл этого — намёк на внутреннюю пустоту героя).

Разнообразие эпитетов характерно для манеры Гоголя (тяжёлые: “ржавый ход мыслей”; соединяющие черты характера в единое целое: “мужчина издержанный”, “экая занозистая”; оживляющие материальные предметы: “дряхлая печь”, “загребистая лапа”; цветовые эпитеты придают осязаемость, обозначая характер: “цвет лица имел калёный, горячий”).

Часто встречаются слова в неожиданной позиции (“попотчевать старика мёртвыми”, “ожерелье тарелок”, “глупость всех наших умников”, “когда покойница рожала”); отдельно посеянные слова (“продулся”, “или нарежется в буфете. или прорвётся. нагадит вам. посаливая: распуская небылицу”); обыгрывание грамматических форм с целью снижения образа; вместе с учащимися можно проследить это на нескольких примерах (“О, этот (м.р.) голова (ж.р.) — важное лицо (ср.р.) на селе”).

Для домашнего задания можно предложить найти подобные примеры, характеризующие художественную манеру Н.В. Гоголя, в тексте поэмы.

Идейное содержание и художественный мир поэмы

Обсуждается смысл названия (три значения словосочетания “мёртвые души”* могут быть записаны на доске; результатом должен стать вывод: в названии задано противопоставление мёртвого и живого, указывается, что живое нельзя искать вне мёртвого: оно скрыто в нём как подразумеваемый идеал, например, как душа Собакевича, прячущаяся где-то за горами; три значения отражают идею — три проблемы: социальную, морально-психологическую и философскую; беда России — в подмене истинных ценностей ложными, их девальвация).

* Беседа на уроке идёт с опорой на статью учебника: Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 145–147.

Идею поэмы могут сформулировать сами учащиеся (показать людям, во что превратились их души, пробудить способность “человеков” вернуть себе души живые), а учитель покажет, что идея отражается в жанре (мистерия, смешение элементов плутовского романа, романа-путешествия, бытового романа).

Следует обратить внимание на важную роль лирических отступлений, в которых ирония по поводу несовершенства мира поглощается восторгом перед полнотой замысла о мире, что делает «Мёртвые души» поэмой. Ирония направлена на действительность, забывшую о своём первообразе.

Указать на трагизм, заключающийся в том, что высокие и добрые качества искажаются в царстве “мёртвых душ” (доведённые до отчаяния крестьяне гибнут или очертя голову бросаются в любое рискованное дело). На фоне такой жизни прекрасные качества обращаются в противоположные (трагическое превращение: любовь поразмыслить оборачивается пустословием, праздное глубокомыслие и степенность — ленью, участливость становится любопытством — в этом отражается трагический конфликт поэмы: “полная силы национальность” (Герцен) несовместима с отупляющей неволей.

Домашнее задание может быть связанным с проверкой усвоенных на уроке знаний либо опережающим, готовящим к анализу системы образов поэмы.

“Вот какой был Ноздрёв!”

По форме это может быть урок-исследование, поэтому вначале учащимся предлагается сравнить два высказывания: “Ноздрёв ещё долго не выведется из мира” (Гоголь) и “Гоголь показал особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать” (Булгарин) — и попробовать сделать вывод: Ноздрёв типичен или это надуманная индивидуальность? Таким образом, ставится проблема, решить которую поможет только анализ образа персонажа.

Начиная беседу о герое, можно обратить внимание учащихся на поставленный Гоголем восклицательный знак в предложении, вынесенном в тему урока, и выяснить их мнение о персонаже.

Анализируя образ, идём по плану автора, попутно предлагая учащимся следующие вопросы и задания.

— Найдите контраст в портрете Ноздрёва и объясните его.

— Почему мы встречаем Ноздрёва вне его усадьбы?

— В чём особенность его характера? Как он раскрывается в общении? Привлекательна ли его широта?

— На что герой тратит свою энергию?

— Почему Гоголь называет Ноздрёва “историческим человеком”? Какой художественный приём используется в этой метафоре? Стоит обратить внимание учащихся на то, что у Ноздрёва нет поступков (одни проступки). Почему? (Поступок имеет нравственную основу.)

— Чем отличается речь безудержного помещика? О чём она свидетельствует?

— Есть ли что-то общее у Ноздрёва с Коробочкой?

— Каково художественное пространство героя, как он в нём существует?

— С кем из помещиков он близок в своём стремлении расшириться во все стороны?

— Почему глава о Ноздрёве начинается лирическими отступлениями об аппетитах?

По ходу беседы на доске можно записать типичные и индивидуальные черты Ноздрёва, а в конце сделать вывод, каких черт больше. Это позволит сделать вывод о типичности героя. Учащиеся могут проанализировать лирическое отступление из главы, посвящённой Плюшкину, о помещике, “кутящем во всю ширину”, очень напоминающем Ноздрёва.

— Виновато ли общество в том, что Ноздрёв такой?

— Кого из других героев Гоголя он напоминает? (Хлестакова.)

— Актуален ли образ?

Возвращаясь к проблеме, поставленной в начале урока, делаем вывод, кто прав.

Подводя итог, учитель говорит о том, что типичность “в сумме с актуальностью” делает образ персонажа общечеловеческим.

“И до какой ничтожности может снизойти человек!”

Идя по общему плану характеристики помещиков, сразу можно обратить внимание на отличие главы о Плюшкине от других глав, задать вопрос: в чём оно заключается?

Следуя по тексту главы о Плюшкине и обращая внимание учащихся на особую роль деталей, акцентируем внимание на особенной ветхости, лежащей на всём, и работаем над следующими вопросами.

— Есть ли в главе о совершенно опустившемся человеке обнадёживающие знаки? (Образ-символ запущенного сада, в котором когда-то была жизнь, глаза помещика “ещё не потухнули”, у Плюшкина есть история жизни, стоит проанализировать сравнение с пауком.)

— Почему именно для Плюшкина автор предполагал возможность возрождения? (У него была душа и есть, но он безразличен к ней.)

— Что общего у Плюшкина с другими помещиками? (Сама его скупость обратилась в расточительство — он объединяет всех.)

— Почему именно в эту главу Гоголь помещает отступление о “помещике, кутящем во всю ширину”? (Контраст.) Что роднит их?

— Почему именно на фоне трагедии жизни Плюшкина звучит обращение к юношеству?

— Влияет ли замкнутость или беспредельность художественного пространства на духовность помещиков в поэме?

Домашнее задание носит обобщающий характер и предполагает размышление над следующими вопросами.

— Что объединяет героев глав о помещиках?

— В чём смысл такого расположения глав? Контраст или нарастание отрицательных качеств?

— Какова роль лирических отступлений о помещиках для понимания их образов?

Чичиков

Беседу с учащимися строим вокруг следующих вопросов.

— Зачем герой скупает “мёртвые души”?

— Что сделало возможным его аферу?

— Что позволило воспользоваться ситуацией?

— Откуда эти качества? Только ли сформированы
в детстве?

— Что стало результатом его страсти к приобретательству и постоянного надувательства? (Постепенное омертвение души.)

— Почему “приобретатель”, а не “предприниматель”? Чем герой отличается от “скопидомной” Коробочки и “накопителя” Собакевича? Что общего у Чичикова с помещиками?

— Как ведёт себя Чичиков с каждым помещиком? В чём причина его изменчивости? (Актёр? Психолог? => он похож на своих собеседников, он их зеркало, совокупность их качеств, он многогранен.)

— Говоря об омертвении героя, следует спросить у учеников, способен ли Чичиков к возрождению. Есть ли в его характере светлые начала?

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся выполнить задание, предложенное в “творческом практикуме” учебника (с. 147).

Образ Родины

Начало урока предполагает возращение к замыслу: тема России — это основной мотив, побудивший Гоголя к созданию поэмы.

Всё в поэме ведёт к созданию целостного образа России, который складывается из четырёх аспектов:

а) материального (быт России);

б) духовного (идея России отражается в могучем пространстве);

в) современного (план путешествия Чичикова);

г) исторического, которое переходит в вечное (символичный финал).

Целесообразно спросить: почему в отступлении о Родине Гоголь использует обращение “Русь”?

— Как выражается вера в великое предназначение Родины? (Перед “птицей-тройкой”, олицетворяющей Русь, расступаются другие народы, но современная писателю действительность — доказательство уклонения от выполнения великой миссии. Бескрайние просторы — это отражение предвечного замысла, поэтому-то бытие Руси наполнено смыслом.)

Метафорический образ “птицы-тройки”, стремящейся выпорхнуть в небо, — это факт, обращающий читателя к миру идеала, к которому он должен устремиться с целью очищения. Здесь возвращаемся к первому уроку и говорим о том, что именно отношение Гоголя к своему таланту и предназначению как мессианскому, его твёрдая вера в возможность возрождения России-Руси через сближение с Богом легло в основу грандиозного замысла поэмы «Мёртвые души». Метафора “Божье чудо” = “молния” провозвестник катастрофы бездуховности, оторванности от Первообраза.

Домашнее задание. Образ пути-дороги. (Проследить, следуя за вопросами учебника — с. 156, развитие метафоры “путь-дорога”, определить, в каких точках сюжета и почему, как реальная дорога в художественном пространстве поэмы “дополняется” дорогой во времени — рассказом о жизненном пути человека.)

Методический комментарий

Перенесение в программу 10-го класса поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» требует от учителя нового подхода к её рассмотрению. И в первую очередь — это более тщательное и последовательное (буквально с первых уроков) обращение к её поэтике. Именно поэтому из всей системы уроков, предложенных О.Ю. Аракелян, мы выбрали для публикации лишь те фрагменты, в которых внимание сосредоточено именно на этом аспекте, и показали, как может на уроках анализа художественного текста “работать” учебник.

Урок литературы в 9 классе. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

урока литературы в 9А классе /урок-презентация/

Программа под редакцией В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение,2007.

Учебник. Литература: 9 кл. Авт.-сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2003.

Л.И.Устюгова, учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ СОШ с. Дуван муниципального

района Дуванский район Республики Башкортостан

Тема. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Цели: — воспитание интереса учащихся к литературе и творчеству Н.В.Гоголя

через самостоятельную работу по поиску информации об образах

помещиков в поэме «Мёртвые души»;

— раскрыть многозначность понятия «мёртвые души», показать

контрастный образ дороги;

— работать над развитием устной речи учащихся, над умением работать

с компьютером и проектором, над умением представить свою работу

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мёртвые души», медиапроектор,

компьютер, диски учащихся с презентациями, иллюстрации к поэме,

… Не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы

и все прочие – вот мёртвые души,

и мы их встречаем на каждом шагу.

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.

2. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы должны с вами раскрыть значение понятия, данного в названии поэмы, поговорить о контрастном образе дороги и представить образы помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

3. Раскрытие понятия «мёртвые души».

— Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензурой, так как царские чиновники были напуганы тем, что автор таким названием высмеивает религиозные догматы, христианские представления о бессмертии души либо таким образом он выдвигает протест против крепостного права. Н.В.Гоголь переделывает название и появляется такое дополнение «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; вторая часть названия была напечатана более крупно, что означало, что именно эту сторону поэмы автор считает главной.

Символикой заглавия задано противопоставление живого и мёртвого, таким образом, Гоголь хотел донести до читателя мысль о том, что живое как возможность скрыто в мёртвом.

— Как вы думаете, ребята, кто такие «мёртвые души»?

— Это умершие, за которыми нет никакого лица, но когда мы читаем поэму, мы видим, что за ними стоят реальные крестьяне, конкретные люди, которых помещик властен и продать, и купить. Н.В.Гоголь мог бы назвать своё произведение «Ревизские души», т.е. души, представляемые в ревизской сказке – именном списке крепостных крестьян, представляемых помещиком во время подушных переписей (ревизий).

— А какое ещё значение имеет это выражение?

— У русского прозаика и публициста Герцена Александра Ивановича мы находим такие слова /чтение эпиграфа/: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Действительно, читая поэму, мы убеждаемся в том, что мёртвыми душами можно назвать хозяев жизни, помещиков и чиновников. Второе значение понятия «мёртвые души» — метафорическое. Они живые, но как они живут? Об этом нам сегодня расскажете вы, ребята. Вашим домашним заданием к данному уроку была подготовка проектов-презентаций помещиков, с которыми судьба сводит Чичикова.

— Запишите в тетради число – 5.02.2009г., тему урока (на доске) и эпиграф – слова А.И.Герцена.

— Одним из главных мотивов в поэме является мотив дороги.

Образ дороги расслаивается на контрастные образы: это и «прямой путь», и «заносящие далеко в сторону дороги», и дорога, пролегающая по необозримым русским просторам, это и жизненный путь Чичикова.

Сегодня мы отправимся вслед за Чичиковым.

5. Образы помещиков в поэме /представление презентаций учащихся/.

— Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.

Вещный мир героя (местность, пейзаж, интерьер, одежда)

Отношение к покупке и продаже мёртвых душ

Обед, манера поведения, характер героя

Что показывает на их мертвенность и бездуховность?

Значение имени, фамилии

Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?

Визитная карточка Манилова /Приложение 1./

Беседа по показу презентации.

— Какое впечатление можно составить о Манилове?

( «Маниловка не могла заманить своим местоположением». Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова.)

— Как описание обстановки дома помогает понять характер героя?

( «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…», пустые мечты, не ведущие ни к какой деятельности. Время проводит в беседке с надписью «Храм уединённого размышления.)

— Как о нём отзывается автор?

(«Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)

— В чём смысл фамилии Манилова?

(Очаровывает своей обходительностью и любезностью, приятное лицо, «выражение лица не только сладкое, даже приторное…».)

— Что показывает на мертвенность и бездуховность Манилова?

(Серые тона, скудость, бесхозяйственность, неопрятность, отсутствие задора, пустые мечты – всюду горки золы из трубки, в книге 2 года закладка на 14 странице. Нет никаких запросов, страстей, увлечений, никакой деятельности.)

Визитная карточка Коробочки / Приложение 2./

Беседа по показу презентации.

Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

( «… одна из тех матушек , небольших помещиц», которых на Руси много, плачется на неурожай, а сама копит деньги в мешочках.)

— Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?

(Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с овощами, «есть яблони и другие фруктовые деревья.)

— Каково значение фамилии Коробочка?

( Фамилия метафорически выражает её сущность: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная, деньги не только в мешочках, но и в комоде. Комод – аналог Коробочки, тождественна ей и шкатулка Чичикова с различными ящичками. Её тарантас, на котором она прибывает глухой ночью в город, похож на арбуз, набитый всякой снедью – ещё один аналог её образа. Она как бы заключена в «коробочку» своего пространства и понятий, ни о каком Собакевиче она не слышала.)

— Что показывает на её мертвенность?

( У неё нет индивидуальности, Гоголь показывает типичный образ помещицы, не описывая её лица; одни и те же детали одежды, деньги лежат в мешочках «мёртвым грузом»; нет развития, хотя она хозяйственная.)

Визитная карточка Ноздрёва /Приложение 3./

Беседа после просмотра презентации.

— Почему Н.В.Гоголь называет его историческим человеком?

(С ним постоянно «случаются» какие-либо истории из-за его скандального характера.)

— Чем отличается Ноздрёв от Манилова и Коробочки?

(В отличие от них, он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола; он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».)

— Какого хозяйство Ноздрёва?

(Хозяйство запущено, в отличном состоянии у него только псарня. Всё выращенное его крестьянами продаётся на ярмарках по самой выгодной цене, но он может прокутить и проиграть за один вечер.)

— Каково значение фамилии Ноздрёва, с чем она соотносится?

( Метонимия носа (происходит абсурдное отделение ноздрей от носа, носа – от тела; с его образом и характером можно соотнести поговорку «держать но по ветру»; Гоголь о нём пишет: «Чуткий нос его слышал за несколько вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)

— В чём заключается его мертвенность, ведь он кажется таким жизнедеятельным?

( Бесхозяйственность, продаёт и покупает не ради выгоды, а ради самого процесса; во всём бесшабашный, даже в еде; отсутствие его развития: в 35 лет такой же, как и в 18-20.)

Визитная карточка Собакевича /Приложение 4./

Беседа после просмотра презентации.

— Чем отличается Собакевич от других помещиков?

( Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Вокруг него всё прочно, всего в изобилии. В деревне всё добротно, ценит труд мужиков.)

— Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?

( Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением. Каждая вещь имеет отпечаток его характера.)

— Каково значение фамилии Собакевича?

( Фамилия ассоциативно соответствует характеру и портрету: у него «бульдожья» хватка и лицо, к людям относится, как цепной пёс; после согласия продать души говорит: «Да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему. Имя Михайло Семёнович указывает на фольклорного медведя, да и сам, как медведь.)

— Какие детали подчёркивают мертвенность Собакевича?

(Его внешность жизнь «рубила со всего плеча» — рубить можно дерево, этим подчёркивается неживая (деревянная) сущность героя. Истинный медведь, неуклюжий, нет реакции ни на какие известия, вещи срослись с хозяином, мёртвых расхваливает как живых.)

Визитная карточка Плюшкина /Приложение 5./

Беседа после просмотра презентации.

— В чём смысл фамилии этого гоголевского героя?

( Как и название поэмы, фамилия имеет метафорический смысл: плюшка – символ довольства, радостного пиршества, весёлого избытка — противопоставлена дряхлому, угрюмому, бесчувственному и безрадостному существу. Она подчёркивает «сплющенность», искажённость героя и его души. У него одна забота – собирает всякое добро и гноит его, да ещё и следит, чтобы никто не украл.)

— Какая деталь в портрете Плюшкина особенно значима?

( Глаза: «маленькие, ещё не потухнули… как мыши…». Она подчёркивает не человеческую живость, а животную бойкую юркость и подозрительность маленького зверька.)

— Какая деталь в описании дома показывает, что жизнь в доме Плюшкина умерла?

( В доме темно, пыльно, тянет холодом, как из погреба; часы остановились – остановилась жизнь. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон, сухарь от кулича, зубочистка. Бюро, куда он прячет деньги Чичикова, символизирует гроб, где похоронена его душа.)

— Почему Н.В.Гоголь дал биографию только этому герою, рассказав о его прошлом?

( 1. Гоголь показывает процесс деградации человека, но имеет надежду, что его нравственно изменится.

2. Среди помещиков он заражён смертельной болезнью более других.

3. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому показывает его в развитии.)

— Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В.Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

— Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?

— Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

— К чему нас призывает Н.В.Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

— Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М.Лотмана: «Мёртвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В.Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.

7. Оценивание учащихся.

— Выставление оценок за проекты-презентации и за работу учащихся на уроке: дополнения, ответы на вопросы.

8. Домашнее задание.

1) Написать ответ на вопросы, просмотрев записи в таблице, заполненной на уроке: что объединяет героев глав о помещиках? Для чего Гоголь строит главы 2-6 примерно по одному плану?

2) Подготовиться к обсуждению образа Чичикова, повторить главы 2, 11.

Презентация Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Презентация для урока: Литературы
Язык презентации: Русский
Количество слайдов: 24
Наличие музыкального сопровождения: Нет
Способ загрузки: Скачать бесплатно
Вид: Готовая работа
Программа для просмотра (рекомендована): Powerpoint
Размер: 14 Мb

Презентация о романе Николая Васильевича Гоголя — Мертвые души. В котором идет рассказ о путешествие Павла Ивановича Чичикова по городам необъятной России. Качественная работа выполненная 24 слайдами по теме Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Разделы: Литература

Цели урока:

    Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.
  1. Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
  2. Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Оформление:

    Портреты Чичикова и помещиков.
  1. Текст поэмы “Мёртвые души”.
  2. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
  3. Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

I. Оргмомент (приветствие).

Сообщение темы урока, целеполагание.

II. Вступительное слово учителя.

Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

III. Анализ образа Манилова.

— Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

— Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

— Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

— Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

— С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

— Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

— К каким выводам автор приводит читателей?

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вместо настоящего чувства — у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

IV. Анализ образа Коробочки.

— Рассказать кратко содержание 3-й главы.

— Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

— Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

— Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

V. Анализ образа Ноздрёва.

Авторская характеристика Ноздрёва

Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

— Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

— Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

— Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

VI. Анализ образа Собакевича.

— Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

— Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

— Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

VII. Анализ образа Плюшкина.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

— Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

— Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

— Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

— Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

— Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Ноздрёв — самовлюблённость Желание и умение всем нравиться Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич” Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

X. Подведение итогов.

XI. Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу по плану:

  • краткая характеристика помещика;
  • описание усадьбы помещика;
  • описание совместной трапезы;
  • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
  • дальнейшие действия помещиков.

2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: