Урок музыки в 5-м классе Роль музыки в басне

Автор(ы): Унгурова Инна Витальевна, учитель музыки

Учащиеся прочитывают записи.

Отвечают на поставленный вопрос

Спасибо. Ребята, из какой басни взято выражение: «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье. »
А вы знаете значение этого слова?
Тогда, чтобы понять значение этого слова, послушаем небольшое игровое стихотворение.

Музыка – главный герой басни. И. А. Крылов Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемschool.baltinform.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Музыка – главный герой басни. И. А. Крылов Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы.» — Транскрипт:

2 Музыка – главный герой басни.

3 И. А. Крылов Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.

4 Проказница Мартышка, Осел, козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все – таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет! – Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». «Квартет»

5 Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А Все – таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье. Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть. Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваши понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.

6 А. П. Бородин 1833 – 1887 Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского – комната)

7 Появились ли бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Урок чтения по теме «И.А.Крылов «Квартет»». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (922,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формировать навыки и умения выразительного чтения басни;

Задачи:

  • учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев
  • расширять словарный запас учащихся,
  • развивать мышление, память;
  • воспитывать нравственно-этические нормы поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, карточка для словарной работы – СМЫЧКОВЫЕ, кроссворд, поговорки, слова для игры «Фотоглаз»: гроза, шутка, щука, газета, вышел, каркнула, кума, летать, звонок, мультипликационный фильм по басне Крылова «Квартет»

I. Организационный момент

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.

II. Проверка домашнего задания

1) Актуализация знаний

– Произведения какого автора мы изучаем на последних уроках? (И.А.Крылова) (Слайд 2)
– Произведения каких жанров писал И.А.Крылов? (Слайд 3)
– А кто из вас может сказать, что такое басня? (Слайд 4)
– Что такое мораль басни (Слайд 5)

2) Работа по коррекции ВПФ (Слайд 6)

3) Упражнение «Фотоглаз». Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча.

Гроза, шутка, щука, газета, вышел, каркнула, кума, летать, звонок

– Какие из предъявленных слов встречались нам в изученных баснях? (Щука, каркнула, кума)
– В каких изученных баснях встречаются данные слова? («Щука и кот», «Ворона и лисица»)
– Какую басню мы читали на прошлом уроке? (Слон и Моська)
– Чему учит нас эта басня? (Слайд 7)
– Крылов говорил, что его басни легко инсценировать. Давайте посмотрим, как это получится у наших ребят.
– Предоставим слово ребятам, которые нам расскажут о И. А. Крылове

Мы уже многое знаем о Крылове. Вспомним и обобщим свои знания.

4) Викторина о прочитанных баснях

– Дома вы должны были читать разные басни и проиллюстрировать одну из них. Посмотрим, как внимательно вы читали.

Ребята наизусть читают отрывки из басен, а остальные угадывают из каких басен строчки.

III. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

IV. Работа над новым материалом

– Что такое КВАРТЕТ? (Слайд 8)

Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Проверим в словаре, а пока один ищет определение, мы повторим алгоритм работы над басней.

1) По названию и иллюстрации предполагаем о чем будет басня.

2) Словарная работа

Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд.
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)

– Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.

3) Первичное чтение басни хорошо читающими учениками.

– О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)

4) Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно.

Подчеркнуть карандашом другие непонятные слова.
Представить музыкальные инструменты нам поможет презентация (Слайд 10)

– Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком
– Расскажите, как вы поняли смысл басни?

5) Работа по иллюстрации перед выборочным чтением «Квартет (Слайд 11)

Рассматривание иллюстрации на доске

  • Сколько животных вы увидели на картине.
  • А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, мартышка, осел.)
  • Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
  • Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?

6) Выборочное чтение.

  • Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке– скрипка прима, альт–у осла, вторая скрипка у козла)
  • Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле, они могли пленять своим искусством?
  • Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).
  • Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
  • Как автор называет Мишку? (Косолапым).

У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.

  • Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
  • Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
  • Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
  • Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
  • Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)
  • Получилась ли у них музыка?
  • Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»

Просмотр отрывка из мультфильма «Квартет» (Слайд 12, Приложение 1)

  • Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?
  • Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
  • Прочитайте слова, которые выражают смысл басни

7) Чтение по ролям.

(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

Вопрос перед чтением: К какой ситуации из нашей жизни могут подойти «крылатые слова» этой басни?

V. Закрепление материала

1) Отгадайте кроссворд (Слайд 13)

По горизонтали.

  1. Кто написал басню Квартет? (Крылов)
  2. На каких инструментах играли звери? (Смычковые)
  3. Что сделала ворона, когда услышала в свой адрес льстивые речи? (Каркнула)
  4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. (Мартышка)
  5. Главный герой ранее нами изученной басни Крылова. (Кот)
  6. Чтоб музыкантом быть, что надобно…? (уменье)
  7. Какой порок высмеивает Крылов в басне «Ворона и лисица» (Лесть)

2) К какой из басен нами изученных относятся следующие пословицы? (Слайд 14)

  • Верь своим очам, а не чужим речам. «Ворона и лисица»
  • Всяк мастер на свой лад. «Щука и кот»
  • Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. «Квартет»

VI. Домашнее задание

– Выразительное чтение басни по ролям.

VII. Итог урока

– Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
– В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
– Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.

Оценивание работы на уроке учащихся.

Презентация «Басня Ивана Крылова «Квартет»

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

а о у э и ы Речевая разминка: пропеть звуки; выталкивать каждый звук; — менять звук при произнесении звуков (от громкого к тихому, от тихого к громкому); прошептать звуки

произнести скороговорку про себя, при этом широко открывая рот; — передать разную вопросительную интонацию От топота копыт пыль по полю летит .

Что вы знаете о басне? Чтобы хотели ещё узнать?

Что такое басня?

короткий нравоучительный рассказ; действующие лица – животные, растения, вещи; высмеиваются пороки; обязательна мораль; есть иносказательный смысл; авторская позиция скрыта между строк; в басне мало описаний, но много диалогов.

«Этот человек — загадка, и великая». К. Батюшков Как вы понимаете эпиграф урока? Почему я взяла эти слов?

Каким человеком предстает перед нами Крылов?

Из какой басни фраза? 1.Лето красное пропела 2.С ним была плутовка такова 3.А воз и ныне там 4. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

Почему в баснях высмеиваются отрицательные качества людей?

квартет ООКЮЮВЬЬАББРДДТХХЕЩЩТЗЗ Здесь зашифрована басня, с которой мы будем знакомиться на уроке. Найдите ключ к шифру и назовите эту басню.

На какие вопросы вы можете уже ответить? На какие вопросы мы можем ответить, только прочитав басню? 1. Кто главные герои? 2. Почему басня названа «Квартет»? 3. Почему музыка «на лад нейдёт»? 4. Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья?

Словарная работа: Прима музыкальный струнный инструмент Втора первая скрипка в оркестре, а здесь в квартете, она ведущая, главная Бас музыкальный струнный инструмент Альт вторая скрипка в оркестре

короткий нравоучительный рассказ; действующие лица – животные, растения, вещи; высмеиваются пороки; обязательна мораль; есть иносказательный смысл; авторская позиция скрыта между строк; в басне мало описаний, но много диалогов.

3. Почему музыка «на лад нейдёт»? 4. Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья?

— читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка мартышка — читать быстро, — интонация поучитель-ная, — несколько хвастливая осел — читать громко, но медленно — в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды соловей Дайте характеристику героям басни (работа по группам).

Почему в баснях высмеиваются отрицательные качества людей?

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) «Этот человек — загадка, и великая». К. Батюшков Иван Крылов – это человек, который… Когда я читаю басни Ивана Крылова, то вижу человека… Когда я смотрю на иллюстрации басен Ивана Крылова, то вижу…

Домашнее задание (по выбору): — выучить басню наизусть по ролям, разбившись на группы; — прочитать басни И. Крылова, которые мы не читали; — найти новые сведения об Иване Крылове, как о человеке, баснописце и написать небольшое сообщение.

Спасибо за внимание!

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Николаенко Жанна ВладимировнаНаписать 5836 30.03.2014

Номер материала: 47429033051

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    30.03.2014 514
    30.03.2014 1374
    30.03.2014 3505
    30.03.2014 1991
    30.03.2014 2147
    30.03.2014 525
    30.03.2014 840

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Тема: Какова роль музыки в басне.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: определение роли музыки в литературном жанре «басня».
Задачи:
  • Формировать понятие роли музыки в литературном жанре басня.
  • Воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации, совершенствование опыта доказательства.

Зрительный ряд:

  • Эпиграфы: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
    Этапы урока
    Вход, интеллектуальная
    разминка
    Деятельность учителя
    Звучит музыка А.П. Бородина.
    Вам понравилась музыка?
    Как звучала она?
    Звучание каких музыкальных инструментов, вы услышали
    в этом произведении?
    Как вы думаете, это произведение исполнял оркестр или группа инструментов?
    Как называется исполнение группой инструментов?
    Так как ансамбль исполняется инструментами, он будет называться…
    Давайте, мы тоже образуем с вами ансамбль.
    Ребята, как будет называться такой ансамбль?
    Теперь мы знаем, что такое вокальный ансамбль.
    Скажите, из чего состоит песня?
    Правильно. В песне соединились два вида искусства – музыка и литература.
    Деятельность ученика
    Слушание.
    Да.
    Медленно, тихо, протяжно, нежно.
    Скрипка, виолончель.

    Ансамбль.
    Инструментальным ансамблем.

    Выходит группа детей, и исполняют
    Песню «Волшебный смычок».
    Вокальный ансамбль.
    Песня состоит из музыки и слов.

Постановка учебной задачи. Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разговор о значении музыки в литературных жанрах.
К нам на занятие я пригласила магистров музыки и литературы. Они помогут нам определить значение некоторых понятий, слов. А также, архивариуса, который
нам может предоставить точные, малоизвестные сведения.
Давайте, обратим свое внимание на доску. Здесь записаны строчки из литературных произведений.На доске записаны строчки из басен:
«Чтоб музыкантом быть так надобно уменье…»
«Квартет»
«Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело просто мука.
«Лебедь, рак и щука»
Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдет речь?
Совместно-распределительная
деятельность.
Наша учебная задача – рассмотреть, какова роль музыки в басне. Что такое басня? Давайте, обратимся к магистру литературы.

Спасибо. Я знаю, что на уроках литературы вы знакомитесь с этим жанром более подробно. Назовите, какие басни вы знаете?
Вашим домашним заданием было найти и прочитать басни, в которых говорится о музыке. Какие басни вы прочитали, назовите их.
Молодцы. Кто является автором этих басен?
Уважаемый магистр литературы, что вы можете нам рассказать о русском сочинителе басен?

Магистр литературы:
Басня – один из старейших жанров литературы. Уже в Древней Греции
Широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями
Поэт Лафонтен.
Басня – это краткий, аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод-мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.«Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок» и т. д.
«Осел и соловей», «Кукушка и петух», «Квартет», «Ворона и лисица».
Иван Андреевич Крылов.
Магистр литературы:
И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Первоначальные навыки чтения и письма привил отец.