Урок литературы в 9 классе

урока литературы в 9А классе /урок-презентация/

Программа под редакцией В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение,2007.

Учебник. Литература: 9 кл. Авт.-сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2003.

Л.И.Устюгова, учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ СОШ с. Дуван муниципального

района Дуванский район Республики Башкортостан

Тема. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Цели: — воспитание интереса учащихся к литературе и творчеству Н.В.Гоголя

через самостоятельную работу по поиску информации об образах

помещиков в поэме «Мёртвые души»;

— раскрыть многозначность понятия «мёртвые души», показать

контрастный образ дороги;

— работать над развитием устной речи учащихся, над умением работать

с компьютером и проектором, над умением представить свою работу

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мёртвые души», медиапроектор,

компьютер, диски учащихся с презентациями, иллюстрации к поэме,

… Не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы

и все прочие – вот мёртвые души,

и мы их встречаем на каждом шагу.

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.

2. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы должны с вами раскрыть значение понятия, данного в названии поэмы, поговорить о контрастном образе дороги и представить образы помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

3. Раскрытие понятия «мёртвые души».

— Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензурой, так как царские чиновники были напуганы тем, что автор таким названием высмеивает религиозные догматы, христианские представления о бессмертии души либо таким образом он выдвигает протест против крепостного права. Н.В.Гоголь переделывает название и появляется такое дополнение «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; вторая часть названия была напечатана более крупно, что означало, что именно эту сторону поэмы автор считает главной.

Символикой заглавия задано противопоставление живого и мёртвого, таким образом, Гоголь хотел донести до читателя мысль о том, что живое как возможность скрыто в мёртвом.

— Как вы думаете, ребята, кто такие «мёртвые души»?

— Это умершие, за которыми нет никакого лица, но когда мы читаем поэму, мы видим, что за ними стоят реальные крестьяне, конкретные люди, которых помещик властен и продать, и купить. Н.В.Гоголь мог бы назвать своё произведение «Ревизские души», т.е. души, представляемые в ревизской сказке – именном списке крепостных крестьян, представляемых помещиком во время подушных переписей (ревизий).

— А какое ещё значение имеет это выражение?

— У русского прозаика и публициста Герцена Александра Ивановича мы находим такие слова /чтение эпиграфа/: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Действительно, читая поэму, мы убеждаемся в том, что мёртвыми душами можно назвать хозяев жизни, помещиков и чиновников. Второе значение понятия «мёртвые души» — метафорическое. Они живые, но как они живут? Об этом нам сегодня расскажете вы, ребята. Вашим домашним заданием к данному уроку была подготовка проектов-презентаций помещиков, с которыми судьба сводит Чичикова.

— Запишите в тетради число – 5.02.2009г., тему урока (на доске) и эпиграф – слова А.И.Герцена.

— Одним из главных мотивов в поэме является мотив дороги.

Образ дороги расслаивается на контрастные образы: это и «прямой путь», и «заносящие далеко в сторону дороги», и дорога, пролегающая по необозримым русским просторам, это и жизненный путь Чичикова.

Сегодня мы отправимся вслед за Чичиковым.

5. Образы помещиков в поэме /представление презентаций учащихся/.

— Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.

Вещный мир героя (местность, пейзаж, интерьер, одежда)

Отношение к покупке и продаже мёртвых душ

Обед, манера поведения, характер героя

Что показывает на их мертвенность и бездуховность?

Значение имени, фамилии

Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?

Визитная карточка Манилова /Приложение 1./

Беседа по показу презентации.

— Какое впечатление можно составить о Манилове?

( «Маниловка не могла заманить своим местоположением». Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова.)

— Как описание обстановки дома помогает понять характер героя?

( «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…», пустые мечты, не ведущие ни к какой деятельности. Время проводит в беседке с надписью «Храм уединённого размышления.)

— Как о нём отзывается автор?

(«Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)

— В чём смысл фамилии Манилова?

(Очаровывает своей обходительностью и любезностью, приятное лицо, «выражение лица не только сладкое, даже приторное…».)

— Что показывает на мертвенность и бездуховность Манилова?

(Серые тона, скудость, бесхозяйственность, неопрятность, отсутствие задора, пустые мечты – всюду горки золы из трубки, в книге 2 года закладка на 14 странице. Нет никаких запросов, страстей, увлечений, никакой деятельности.)

Визитная карточка Коробочки / Приложение 2./

Беседа по показу презентации.

Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

( «… одна из тех матушек , небольших помещиц», которых на Руси много, плачется на неурожай, а сама копит деньги в мешочках.)

— Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?

(Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с овощами, «есть яблони и другие фруктовые деревья.)

— Каково значение фамилии Коробочка?

( Фамилия метафорически выражает её сущность: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная, деньги не только в мешочках, но и в комоде. Комод – аналог Коробочки, тождественна ей и шкатулка Чичикова с различными ящичками. Её тарантас, на котором она прибывает глухой ночью в город, похож на арбуз, набитый всякой снедью – ещё один аналог её образа. Она как бы заключена в «коробочку» своего пространства и понятий, ни о каком Собакевиче она не слышала.)

— Что показывает на её мертвенность?

( У неё нет индивидуальности, Гоголь показывает типичный образ помещицы, не описывая её лица; одни и те же детали одежды, деньги лежат в мешочках «мёртвым грузом»; нет развития, хотя она хозяйственная.)

Визитная карточка Ноздрёва /Приложение 3./

Беседа после просмотра презентации.

— Почему Н.В.Гоголь называет его историческим человеком?

(С ним постоянно «случаются» какие-либо истории из-за его скандального характера.)

— Чем отличается Ноздрёв от Манилова и Коробочки?

(В отличие от них, он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола; он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».)

— Какого хозяйство Ноздрёва?

(Хозяйство запущено, в отличном состоянии у него только псарня. Всё выращенное его крестьянами продаётся на ярмарках по самой выгодной цене, но он может прокутить и проиграть за один вечер.)

— Каково значение фамилии Ноздрёва, с чем она соотносится?

( Метонимия носа (происходит абсурдное отделение ноздрей от носа, носа – от тела; с его образом и характером можно соотнести поговорку «держать но по ветру»; Гоголь о нём пишет: «Чуткий нос его слышал за несколько вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)

— В чём заключается его мертвенность, ведь он кажется таким жизнедеятельным?

( Бесхозяйственность, продаёт и покупает не ради выгоды, а ради самого процесса; во всём бесшабашный, даже в еде; отсутствие его развития: в 35 лет такой же, как и в 18-20.)

Визитная карточка Собакевича /Приложение 4./

Беседа после просмотра презентации.

— Чем отличается Собакевич от других помещиков?

( Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Вокруг него всё прочно, всего в изобилии. В деревне всё добротно, ценит труд мужиков.)

— Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?

( Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением. Каждая вещь имеет отпечаток его характера.)

— Каково значение фамилии Собакевича?

( Фамилия ассоциативно соответствует характеру и портрету: у него «бульдожья» хватка и лицо, к людям относится, как цепной пёс; после согласия продать души говорит: «Да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему. Имя Михайло Семёнович указывает на фольклорного медведя, да и сам, как медведь.)

— Какие детали подчёркивают мертвенность Собакевича?

(Его внешность жизнь «рубила со всего плеча» — рубить можно дерево, этим подчёркивается неживая (деревянная) сущность героя. Истинный медведь, неуклюжий, нет реакции ни на какие известия, вещи срослись с хозяином, мёртвых расхваливает как живых.)

Визитная карточка Плюшкина /Приложение 5./

Беседа после просмотра презентации.

— В чём смысл фамилии этого гоголевского героя?

( Как и название поэмы, фамилия имеет метафорический смысл: плюшка – символ довольства, радостного пиршества, весёлого избытка — противопоставлена дряхлому, угрюмому, бесчувственному и безрадостному существу. Она подчёркивает «сплющенность», искажённость героя и его души. У него одна забота – собирает всякое добро и гноит его, да ещё и следит, чтобы никто не украл.)

— Какая деталь в портрете Плюшкина особенно значима?

( Глаза: «маленькие, ещё не потухнули… как мыши…». Она подчёркивает не человеческую живость, а животную бойкую юркость и подозрительность маленького зверька.)

— Какая деталь в описании дома показывает, что жизнь в доме Плюшкина умерла?

( В доме темно, пыльно, тянет холодом, как из погреба; часы остановились – остановилась жизнь. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон, сухарь от кулича, зубочистка. Бюро, куда он прячет деньги Чичикова, символизирует гроб, где похоронена его душа.)

— Почему Н.В.Гоголь дал биографию только этому герою, рассказав о его прошлом?

( 1. Гоголь показывает процесс деградации человека, но имеет надежду, что его нравственно изменится.

2. Среди помещиков он заражён смертельной болезнью более других.

3. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому показывает его в развитии.)

— Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В.Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

— Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?

— Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

— К чему нас призывает Н.В.Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

— Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М.Лотмана: «Мёртвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В.Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.

7. Оценивание учащихся.

— Выставление оценок за проекты-презентации и за работу учащихся на уроке: дополнения, ответы на вопросы.

8. Домашнее задание.

1) Написать ответ на вопросы, просмотрев записи в таблице, заполненной на уроке: что объединяет героев глав о помещиках? Для чего Гоголь строит главы 2-6 примерно по одному плану?

2) Подготовиться к обсуждению образа Чичикова, повторить главы 2, 11.

Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 10-й класс

Личность писателя. Мир гоголевского слова

Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нём (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные характеристики?), скажем об остром ощущении писателем своей избранности, о его религиозности, неприятии земного бытия в том виде, в котором Гоголь его наблюдал, о величайших требованиях к миру, к себе и людям. Далее обращаем внимание на эпиграф к уроку и спрашиваем учеников, как они понимают высказывание и почему такое отношение к слову возможно именно у Н.В. Гоголя.

Следующий этап урока — подготовка к чтению поэмы, разговор о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя. Урок вводит учеников в мир слова писателя, здесь звучат отрывки из его произведений; задача урока — подготовить учащихся к восприятию текста, к углублению-погружению в него.

Говоря о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя, можно вспомнить (назвать или определить) тропы и художественные приёмы, которые использовал писатель для создания своего художественного мира: антитезу, повтор, иронию, гиперболу, анафору, эпифору — и остановиться на их “использовании” писателем. Необходимые примеры выписаны на карточки или предъявлены учащимся каким-либо другим способом.

Можно сказать о том, что тропы “овнешняются”, теряя значение тропа (например, в «Записках сумасшедшего» есть сравнение директора департамента с пробкой: “Пробка обыкновенная, простая пробка, больше ничего. Вот которою закупоривают бутылки” — странное добавление: метафора не объясняется (почему сравнивается с пробкой — по уму, виду, характеру), объект сравнения начинает преобладать над субъектом, пробка оказывается больше директора.

С целью огрубления иногда в метафоре отвлечённые понятия становятся зримыми: “Мысль не лезла к нему [Чичикову] в голову” (то есть мысль существует отдельно от Чичикова, приобретая над ним власть). “Странная мысль, не то чтобы Чичиков возымел её, но она вдруг сама собой предстала, дразня и усмехаясь, и прищуривалась на него непотребица! Егоза!”

Нередки метафоры-олицетворения (“река, верная своим берегам, отлучилась прочь в луга”; “птица-тройка”).

Чисто материальное целенаправленно огрубляется (экипаж Чичикова называется “неуклюжим дорожным произведением”).

Создаются распространённые сравнения, в которых объект занимает гораздо больше места, чем субъект (например, герой начинает чувствовать себя крепостью, которую собираются взять; лицо Собакевича сравнивается с тыквой, из которой делают балалайки, далее идёт её подробное описание, а смысл этого — намёк на внутреннюю пустоту героя).

Разнообразие эпитетов характерно для манеры Гоголя (тяжёлые: “ржавый ход мыслей”; соединяющие черты характера в единое целое: “мужчина издержанный”, “экая занозистая”; оживляющие материальные предметы: “дряхлая печь”, “загребистая лапа”; цветовые эпитеты придают осязаемость, обозначая характер: “цвет лица имел калёный, горячий”).

Часто встречаются слова в неожиданной позиции (“попотчевать старика мёртвыми”, “ожерелье тарелок”, “глупость всех наших умников”, “когда покойница рожала”); отдельно посеянные слова (“продулся”, “или нарежется в буфете. или прорвётся. нагадит вам. посаливая: распуская небылицу”); обыгрывание грамматических форм с целью снижения образа; вместе с учащимися можно проследить это на нескольких примерах (“О, этот (м.р.) голова (ж.р.) — важное лицо (ср.р.) на селе”).

Для домашнего задания можно предложить найти подобные примеры, характеризующие художественную манеру Н.В. Гоголя, в тексте поэмы.

Идейное содержание и художественный мир поэмы

Обсуждается смысл названия (три значения словосочетания “мёртвые души”* могут быть записаны на доске; результатом должен стать вывод: в названии задано противопоставление мёртвого и живого, указывается, что живое нельзя искать вне мёртвого: оно скрыто в нём как подразумеваемый идеал, например, как душа Собакевича, прячущаяся где-то за горами; три значения отражают идею — три проблемы: социальную, морально-психологическую и философскую; беда России — в подмене истинных ценностей ложными, их девальвация).

* Беседа на уроке идёт с опорой на статью учебника: Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 145–147.

Идею поэмы могут сформулировать сами учащиеся (показать людям, во что превратились их души, пробудить способность “человеков” вернуть себе души живые), а учитель покажет, что идея отражается в жанре (мистерия, смешение элементов плутовского романа, романа-путешествия, бытового романа).

Следует обратить внимание на важную роль лирических отступлений, в которых ирония по поводу несовершенства мира поглощается восторгом перед полнотой замысла о мире, что делает «Мёртвые души» поэмой. Ирония направлена на действительность, забывшую о своём первообразе.

Указать на трагизм, заключающийся в том, что высокие и добрые качества искажаются в царстве “мёртвых душ” (доведённые до отчаяния крестьяне гибнут или очертя голову бросаются в любое рискованное дело). На фоне такой жизни прекрасные качества обращаются в противоположные (трагическое превращение: любовь поразмыслить оборачивается пустословием, праздное глубокомыслие и степенность — ленью, участливость становится любопытством — в этом отражается трагический конфликт поэмы: “полная силы национальность” (Герцен) несовместима с отупляющей неволей.

Домашнее задание может быть связанным с проверкой усвоенных на уроке знаний либо опережающим, готовящим к анализу системы образов поэмы.

“Вот какой был Ноздрёв!”

По форме это может быть урок-исследование, поэтому вначале учащимся предлагается сравнить два высказывания: “Ноздрёв ещё долго не выведется из мира” (Гоголь) и “Гоголь показал особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать” (Булгарин) — и попробовать сделать вывод: Ноздрёв типичен или это надуманная индивидуальность? Таким образом, ставится проблема, решить которую поможет только анализ образа персонажа.

Начиная беседу о герое, можно обратить внимание учащихся на поставленный Гоголем восклицательный знак в предложении, вынесенном в тему урока, и выяснить их мнение о персонаже.

Анализируя образ, идём по плану автора, попутно предлагая учащимся следующие вопросы и задания.

— Найдите контраст в портрете Ноздрёва и объясните его.

— Почему мы встречаем Ноздрёва вне его усадьбы?

— В чём особенность его характера? Как он раскрывается в общении? Привлекательна ли его широта?

— На что герой тратит свою энергию?

— Почему Гоголь называет Ноздрёва “историческим человеком”? Какой художественный приём используется в этой метафоре? Стоит обратить внимание учащихся на то, что у Ноздрёва нет поступков (одни проступки). Почему? (Поступок имеет нравственную основу.)

— Чем отличается речь безудержного помещика? О чём она свидетельствует?

— Есть ли что-то общее у Ноздрёва с Коробочкой?

— Каково художественное пространство героя, как он в нём существует?

— С кем из помещиков он близок в своём стремлении расшириться во все стороны?

— Почему глава о Ноздрёве начинается лирическими отступлениями об аппетитах?

По ходу беседы на доске можно записать типичные и индивидуальные черты Ноздрёва, а в конце сделать вывод, каких черт больше. Это позволит сделать вывод о типичности героя. Учащиеся могут проанализировать лирическое отступление из главы, посвящённой Плюшкину, о помещике, “кутящем во всю ширину”, очень напоминающем Ноздрёва.

— Виновато ли общество в том, что Ноздрёв такой?

— Кого из других героев Гоголя он напоминает? (Хлестакова.)

— Актуален ли образ?

Возвращаясь к проблеме, поставленной в начале урока, делаем вывод, кто прав.

Подводя итог, учитель говорит о том, что типичность “в сумме с актуальностью” делает образ персонажа общечеловеческим.

“И до какой ничтожности может снизойти человек!”

Идя по общему плану характеристики помещиков, сразу можно обратить внимание на отличие главы о Плюшкине от других глав, задать вопрос: в чём оно заключается?

Следуя по тексту главы о Плюшкине и обращая внимание учащихся на особую роль деталей, акцентируем внимание на особенной ветхости, лежащей на всём, и работаем над следующими вопросами.

— Есть ли в главе о совершенно опустившемся человеке обнадёживающие знаки? (Образ-символ запущенного сада, в котором когда-то была жизнь, глаза помещика “ещё не потухнули”, у Плюшкина есть история жизни, стоит проанализировать сравнение с пауком.)

— Почему именно для Плюшкина автор предполагал возможность возрождения? (У него была душа и есть, но он безразличен к ней.)

— Что общего у Плюшкина с другими помещиками? (Сама его скупость обратилась в расточительство — он объединяет всех.)

— Почему именно в эту главу Гоголь помещает отступление о “помещике, кутящем во всю ширину”? (Контраст.) Что роднит их?

— Почему именно на фоне трагедии жизни Плюшкина звучит обращение к юношеству?

— Влияет ли замкнутость или беспредельность художественного пространства на духовность помещиков в поэме?

Домашнее задание носит обобщающий характер и предполагает размышление над следующими вопросами.

— Что объединяет героев глав о помещиках?

— В чём смысл такого расположения глав? Контраст или нарастание отрицательных качеств?

— Какова роль лирических отступлений о помещиках для понимания их образов?

Чичиков

Беседу с учащимися строим вокруг следующих вопросов.

— Зачем герой скупает “мёртвые души”?

— Что сделало возможным его аферу?

— Что позволило воспользоваться ситуацией?

— Откуда эти качества? Только ли сформированы
в детстве?

— Что стало результатом его страсти к приобретательству и постоянного надувательства? (Постепенное омертвение души.)

— Почему “приобретатель”, а не “предприниматель”? Чем герой отличается от “скопидомной” Коробочки и “накопителя” Собакевича? Что общего у Чичикова с помещиками?

— Как ведёт себя Чичиков с каждым помещиком? В чём причина его изменчивости? (Актёр? Психолог? => он похож на своих собеседников, он их зеркало, совокупность их качеств, он многогранен.)

— Говоря об омертвении героя, следует спросить у учеников, способен ли Чичиков к возрождению. Есть ли в его характере светлые начала?

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся выполнить задание, предложенное в “творческом практикуме” учебника (с. 147).

Образ Родины

Начало урока предполагает возращение к замыслу: тема России — это основной мотив, побудивший Гоголя к созданию поэмы.

Всё в поэме ведёт к созданию целостного образа России, который складывается из четырёх аспектов:

а) материального (быт России);

б) духовного (идея России отражается в могучем пространстве);

в) современного (план путешествия Чичикова);

г) исторического, которое переходит в вечное (символичный финал).

Целесообразно спросить: почему в отступлении о Родине Гоголь использует обращение “Русь”?

— Как выражается вера в великое предназначение Родины? (Перед “птицей-тройкой”, олицетворяющей Русь, расступаются другие народы, но современная писателю действительность — доказательство уклонения от выполнения великой миссии. Бескрайние просторы — это отражение предвечного замысла, поэтому-то бытие Руси наполнено смыслом.)

Метафорический образ “птицы-тройки”, стремящейся выпорхнуть в небо, — это факт, обращающий читателя к миру идеала, к которому он должен устремиться с целью очищения. Здесь возвращаемся к первому уроку и говорим о том, что именно отношение Гоголя к своему таланту и предназначению как мессианскому, его твёрдая вера в возможность возрождения России-Руси через сближение с Богом легло в основу грандиозного замысла поэмы «Мёртвые души». Метафора “Божье чудо” = “молния” провозвестник катастрофы бездуховности, оторванности от Первообраза.

Домашнее задание. Образ пути-дороги. (Проследить, следуя за вопросами учебника — с. 156, развитие метафоры “путь-дорога”, определить, в каких точках сюжета и почему, как реальная дорога в художественном пространстве поэмы “дополняется” дорогой во времени — рассказом о жизненном пути человека.)

Методический комментарий

Перенесение в программу 10-го класса поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» требует от учителя нового подхода к её рассмотрению. И в первую очередь — это более тщательное и последовательное (буквально с первых уроков) обращение к её поэтике. Именно поэтому из всей системы уроков, предложенных О.Ю. Аракелян, мы выбрали для публикации лишь те фрагменты, в которых внимание сосредоточено именно на этом аспекте, и показали, как может на уроках анализа художественного текста “работать” учебник.

Презентация на тему: Мертвые души

Красноярский крайМОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературы в 9 «А» классе Учитель – Попелышко Вера Николаевна.

Данная презентация используется как иллюстративный материал на итоговом уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», а так- же как материал для промежуточного контроля.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков

План урока Вводное слово учителя. Отчет групп о проделанной работе по плану (слайд №5). Лирические отступления в поэме (слово учителя, прослушивание монолога В.И.Качалова «…Птица-тройка» (слайд №12)). Итоги урока. Контроль за усвоением изученного материала (тест – слайды № 13-18).

Павел Иванович Чичиков Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым? Зачем Чичиков приезжает в губернский город? Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

План ответа Описание деревни. Описание господского дома. Описание внешности помещика. Отношение помещика к предложению Чичикова. Отношение Чичикова к помещику. Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?

Манилов «У Манилова ничего не было…» Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Настасья Петровна Коробочка Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета. Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Ноздрев «…говоруны, кутилы лихачи – народ видный». Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич «Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик – торгаш и кулак.

Плюшкин Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Вывод «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие». А.И.Герцен

Вопрос №1 Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: Плюшкин Манилов Собакевич Коробочка Ноздрев

Вопрос №2 Кому из героев поэмы «Мертвые души» соответствуют приведенные характеристики: 1. «. Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 2. «Помещик. еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар». 3. «. Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки. » 4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя. для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». 6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак. «Ой, баба!» — подумал он про себя».

Вопрос №3 По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит: 1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». 2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». 3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей. и дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». 4. «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Кого из героев поэмы характеризует:1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Ноздрева Манилова Чичикова Коробочку Плюшкина Собакевича

Вопрос №5 Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»: 1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души». 2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильной суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал». 3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». 4. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями. «, «почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение. «, «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку»

Вопрос №6 «Прореха на теле человечества» — о ком так сказал Н. В.Гоголь?ЧичиковПлюшкинМаниловКоробочкаСобакевич

Используемые на уроке ЦОР СD – диск «Библиотека электронных наглядных пособий по литературе».

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Литература 19 века. 9 класс.

Три урока по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_urokov_po_poeme_n.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: