Урок литературы в 7 классе — Сатира В

Урок литературы в 7 классе

Тема: Сатира Владимира Маяковского.

Образовательные цели:
1) актуализировать знания уч-ся о творчестве Маяковского;

2) учить анализу стихотворного текста;

3) учить определять средства создания сатирических образов;

4) формировать понятие о своеобразии поэзии Маяковского на уровне средств и образов.

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
  2. развивать долговременную память в процессе деятельности;
  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать навыки коллективного труда.

  1. Постановка познавательных задач.
  2. Мозговая атака: актуализация имеющихся знаний о творчестве Маяковского (индивидуально – пара – четверка)
  3. Контроль индивидуального домашнего задания: история создания стихотворения «Прозаседавшиеся»

Стихотворение создано в 1922 году. В это время в России начинается борьба со взяточничеством, волокитой и бюрократизмом – яркими картинками прошлого. Люди не могли представить себе, как работать с бюрократизмом. Они вели пропагандистскую работу, занимались лекциями, кружками, но способов борьбы с бюрократизмом и волокитой не знали. В это же время возрастает интерес Маяковского к сатире. Для поэта история прошлого оборвалась сразу, в новом он не хотел видеть ничего от старого, от вчерашнего. Но в действительности это желание был осуществить сложнее. Ход истории не поспевал за требованиями Маяковского. Стихотворением «Прозаседавшиеся» поэт продемонстрировал, как можно вести борьбу при помощи не бумажек и документов, а поэзии.

  1. Чтение стихотворения «Прозаседавшиеся»
  2. Беседа по прочитанному

— От чьего лица ведется рассказ? (человек, которому на собственном опыте пришлось испытать бюрократическую волокиту, он похож на автора, но это не сам поэт, в лирический герой)

— Докажите, что данное стихотворение – произведение сатирическое (обличает социальные и человеческие пороки)

— Какие средства создания сатирических образов использует автор? (ирония, гипербола, гротеск)

6. Групповая работа по анализу сатирических средств (6 групп по количеству анализируемых частей ст-ия)

Задание: в своей части найдите и отметьте в таблице:

  1. ирония
  2. гипербола
  3. гротеск
  4. состояние лирического героя ст-ия

Состояние лирического героя

Анафора «кто – кто»

«обдают дождем дела бумажные», «полсотни – самые важные»

Аудиенция (официальный прием у дица, занимающего высокий пост в обществе), у Иван Ваныча – пренебрежительное, принижающее

Пренебрежительное, насмешливое, спокойное

«исколесишь сто лестниц»

Фантастическая картина – заседание по поводу покупки склянки чернил Губкооперативом

«на все заседания»

Фантастическая картина – заседание непонятно чего

Ироничное, негативное, возмущение

«взъяренный, мечусь, оря»

— Какое чувство вызывает у вас картина, описанная в 6 части?

— Чем необычен созданный поэтом образ?

— С какой целью прибегает поэт к фантастике?

— Воспринимается ли происходящее как нечто фантастическое? Почему?

7. Анализ 7-ой части ст-ия.

— Как вы понимаете эти строки? (приказ к уничтожению всех заседаний, ирония +»еще одно заседание», пародия на бюрократическую речь, рассказчик противостоит ей и ей же подражает).

8. Подведение итогов анализа

— Оцените название ст-ия (смелое, эмоциональное, точное)

— Проанализируйте структуру названия (приставка ПРО + суффикс СЯ = ироничный оттенок, подчеркивает распространенность и полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни; ср. проворовавшиеся, прожившиеся).

— В чем видел Маяковский опасность бюрократизма? (он оборачивается бездушием, стремлением всех обезличить – неуловимый Иван Ваныч, безликая секретарша)

— Опишите смех Маяковского в этом ст-ии (злой, беспощадный, негативный)

9. Самостоятельная творческая работа в группах: создать обложку ст-ия Маяковского «Прозаседавшиеся».

10. Обобщение и систематизация.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе «Сатира В. Маяковского» »

Урок литературы в 7 классе

Тема: Сатира Владимира Маяковского.

Образовательные цели:
1) актуализировать знания уч-ся о творчестве Маяковского;

2) учить анализу стихотворного текста;

3) учить определять средства создания сатирических образов;

4) формировать понятие о своеобразии поэзии Маяковского на уровне средств и образов.

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

развивать долговременную память в процессе деятельности;

развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать навыки коллективного труда.

Постановка познавательных задач.

Мозговая атака: актуализация имеющихся знаний о творчестве Маяковского (индивидуально – пара – четверка)

Контроль индивидуального домашнего задания: история создания стихотворения «Прозаседавшиеся»

Стихотворение создано в 1922 году. В это время в России начинается борьба со взяточничеством, волокитой и бюрократизмом – яркими картинками прошлого. Люди не могли представить себе, как работать с бюрократизмом. Они вели пропагандистскую работу, занимались лекциями, кружками, но способов борьбы с бюрократизмом и волокитой не знали. В это же время возрастает интерес Маяковского к сатире. Для поэта история прошлого оборвалась сразу, в новом он не хотел видеть ничего от старого, от вчерашнего. Но в действительности это желание был осуществить сложнее. Ход истории не поспевал за требованиями Маяковского. Стихотворением «Прозаседавшиеся» поэт продемонстрировал, как можно вести борьбу при помощи не бумажек и документов, а поэзии.

Чтение стихотворения «Прозаседавшиеся»

Беседа по прочитанному

— От чьего лица ведется рассказ? (человек, которому на собственном опыте пришлось испытать бюрократическую волокиту, он похож на автора, но это не сам поэт, в лирический герой)

— Докажите, что данное стихотворение – произведение сатирическое (обличает социальные и человеческие пороки)

— Какие средства создания сатирических образов использует автор? (ирония, гипербола, гротеск)

6. Групповая работа по анализу сатирических средств (6 групп по количеству анализируемых частей ст-ия)

Задание: в своей части найдите и отметьте в таблице:

Урок литературы в 11-м классе. В.В. Маяковский. «Я хочу быть понят моею страной»

Разделы: Литература

Я хочу быть понят
моею страной.
А не буду понят,
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Цель урока: проследить, как формировался Маяковский-поэт, как формировался его внутренний мир

I. Вступительное слово

XXI век, век колоссальных общественных противоречий, век решительной ломки старого и век строительства нового, век мировых войн и великих революций. Век Октября нуждался в своем поэте, который был сделал боль времен своею собственною болью. Теперь, когда век XX – в прошлом, отчетливо видно, что в русской и мировой поэзии он прошел под знаком Маяковского. В ряду русских писателей и поэтов для него особое место. Горький – буревестник революции, Блок остался в нашей памяти, как “трагический тенор эпохи”, услышавший музыку революции в мерном движении красногвардейского патруля по пустынным ночным улицам Петрограда. Маяковский вошел в историю культуры выразителем революционных идеалов.

Мы привыкли к такому Маяковскому, Маяковскому лозунгов и плакатов, автору “Левого марша” и “Стихов о Советском паспорте”. Но всегда ли мы отдаем отчет, какой сложной, противоречивой натурой был поэт. Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до читателя. И не всегда в бодром облике агитатора, горлана-главаря мы обращаем внимание на его глаза – темные, глубокие, тоскующие.

Сразу после похорон М-го М.Цветаева писала: “Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нему Москвы и России, Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.

Можно было бы не поверить Цветаевой, если бы за несколько дней до смерти Маяковский сам не написал бы: (эпиграф)

В результате однобокого представления о творчестве Маяковского молодежь начала отворачиваться от поэта как от автора прописных истин, “певца воды кипяченой”.

Беспокоит только живое горящее, а холодный памятник, стоящий посреди площади, внушает лишь почтение. Постепенно мы свыклись со стандартным обликом поэта, даже не подозревая, что есть другой, настоящий Маяковский.

II. Жизнь и творчество В.В.Маяковского до революции.

1. Сегодня Владимир Маяковский расскажет о себе сам.

(Автобиографическая заметка “Я сам”)

2. Жизнь и творчество Маяковского до революции (сообщение уч-ся).

7 июля 1893 года – родился в с. Багдады, в Грузии, в семье лесничего Владимира Константиновича и Александры Алексеевны.

1902 – 1906 – учился в Кутаисской гимназии.

1906 – смерть отца, переезд в Москву.

Учился в 5-ой мужской гимназии, не закончил, втянувшись в подпольную революционную деятельность. Трижды арестовывался, сидел в одиночке.

По выходе решил делать “социалистическое искусство”, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, занимался живописью. Исключен за выступления с футуристами.

1912 – вместе с Бурлюком и Хлебниковым подписал манифест футуристов “Пощечина общественному вкусу”.

Стихи молодого Маяковского поражают необычайным содержанием. Фантазия поэта, гиперболичность образов. Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало.

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с эти миром появилось стихотворение “Нате!”

Вот еще одно из первых стихотворений М-го “А вы могли бы?”

Нет здесь ни лесенки, ни неологизмов. И все же – дерзость молодого поэта-художника, увидевшего косые скулы океана в прозрачном студне, предложившим изысканным меломанам сыграть нежнейший ноктюрн – на чем? – на водосточной трубе.

Воображение поэта настолько мощно, что он приобретает способность видеть сам и показывать читателям океан и зовущие губы посредством самых неподходящих предметов – студня и жести.

Из футуристической оболочки прорывается поэт, которого уже на первых порах нельзя не заметить и не выделить среди других, более опытных, более старших, но уступающих этому 20-летнему юноше и по темпераменту, и по таланту.

С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий патриотический настрой, просится даже добровольцем в действующую армию (неблагонадежен), но уже в 1915 году его позиция по отношению к войне решительно меняется. Трагедию войны он по-настоящему выразил в стихотворении “Я и Наполеон”, а стихотворение “Вам!”, впервые прочитанное в кабачке “Бродячая собака” 11 февраля 1915 года, вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики. Эти стихи привели слушателей в шоковое состояние. А после последних строк разразился настоящий скандал. Почему? Вы сейчас поймете. “Вам!”

В 1914 г. начинает работать над поэмой “Облако в штанах”. Закончена поэма к июлю 1915 года. В это же время М. познакомился с Лилией Юрьевной Брик, которой читал эту поэму полностью и посвятил ей (“Тебе, Лиля”).

III. Жизнь и творчество Маяковского после революции

Вернемся к автобиографическим заметкам

1. “Маяковский и революция” (сообщение уч-ся)

С октября 1917 начинается новый этап в его творчестве. Резко меняется тональность его стихов. Господствующий ранее пафос решительного отрицания враждебной действительности, саркастическое, гротескное ее изображение, мрачные картины людского горя уступают место одическому утверждению начавшихся в стране перемен.

Маяковский глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.

2. Пьеса “Мистерия – буфф”

После Октября суть своего творчества поэт определил в подзаголовке к

“Мистерии – буфф”: “Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи”. Пьеса была написана к 1-ой годовщине Окт.революции (1918).

Премьера– 7 ноября 1918. Режиссеры Мейерхольд и Маяковский, сам актер.

М. дерзко переосмыслил библейские мотивы (в веселую аллегорическую атмосферу пьесы вписываются потоп, ковчег, ад, рай, черт Вельзевул, святой Мафусаил). Реальные конфликты представлены как противостояние “семи пар чистых” (эксплуатационный класс) и семи “пар нечистых” (Кузнец, Шахтер, Батрак, Машинист, Плотник, Красноармеец, Шофер, Прачка, Швец). В результате борьбы “семь пар нечистых” разрушают ад и рай, свергают Бога, уничтожают разруху, восстанавливают шахты, ремонтируют паровозы, пароходы – строят счастливую жизнь на земле.

В этом же ключе написана и поэма “150000000” (1919 – 1920). Революционную борьбу трудящихся олицетворяет гиперболическая фигура Ивана, сражающегося с президентом Вудро Вильсоном, за которым стоит мировой империализм.

IV. Навеки любовью ранен. Красота и сила чувств в поэзии Маяковского

1. Для многих Маяковского – поэт “атакующего класса” и не более. Напрочь забыта его лирика. “Бронзы многопудье” заслонило чувствительную, как нерв, натуру, богатую переживаниями и радостями, умевшую любить и мечтать.

Я знаю –
Солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Попытаемся увидеть эти “золотые россыпи” и понять, как нелегко было ему “наступать на горло собственной песне” и во имя чего он это делал.

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.

2. С его начинался Маяковский – лирик? Уже в первом напечатанном стихотворении “Ночь” поэт признается, что к его сердцу подкрадывается любовь:

Я, чувствуя платья зовущие лапы.
в глаза им улыбку протиснул.

Мир грубой прозы.

И вот я – озноенный июльский тротуар,
А женщины поцелуи бросает – окурки
(“Любовь”, 1913)

А год спустя, в “Облаке в штанах” — нежное, трепетное, очищенное от сора улицы признание:

Мария!
Имя твое я боюсь забыть;
как поэт боится забыть
Какое-то
в муках рожденное слово.

“Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем”.

3. Чтение стихотворений: “Лиличка

“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”

Теме любви посвящены поэмы: “Люблю”, “Про это”, “Флейта – позвоночник”

  1. “Маяковский и его работа в “Окнах Роста”
  2. “Над чем смеется Маяковский
  3. “Маяковский о загранице”
  4. Обстоятельства гибели Маяковского

Биография и творчество В.В. Маяковского (1893 — 1930).

В.В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ. (1893 — 1930)

Он жил и творил в эпоху, когда русская поэзия находилась в состоянии активных поисков нового художественного языка, новых образов, интонаций, ритмов. Это было обусловлено тем, что сама реальность в ХХ веке стремительно менялась, появлялись новые впечатления, новый темп жизни, грандиозные исторические события — всё это требовало новых форм выражения. В.Маяковский вошёл в литературу как участник группы поэтов — футуристов. В самом названии этого течения выражено стремление к новизне. «Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего — искусства футуристов», — не остановится, да и не может остановиться», — так писал поэт в самом начале своего творческого пути.

В ранней поэзии, В.Маяковского новаторство чаще всего носило характер открыто политический по отношению к традиционному, привычному искусству. В этом был определённый вызов, желание дразнить, поражать читательскую публику новизной и непривычностью. Это отразилось в литературных манифестах, наиболее известный из них назывался «Пощёчина общественному вкусу». Футуристические манифесты и сборники стихов выпускались на обойной и обёрточной бумаге, сопровождались рисунками художников. Сами поэты — футуристы и свой внешний вид делали необычным: разрисовывали лица, вставляли в жилетный карман вместо привычного цветка — морковку. Маяковский в это время носит знаменитую, ставшую фактом истории литературы, жёлтую кофту. Во всём этом тоже был определённый вызов. Но главное новаторство в стихах. В них звучит конфликт поэта и толпы, но он обретает новые формы выражения. Образный строй его стихов раннего периода часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом («дряблая луна», «неба свисшиеся губы») и др. Как вызов звучат и названия стихов: «Я и Наполеон», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «А вы могли бы?» Стихи его ориентированы, с одной стороны, на ораторское исполнение, чтение в большой аудитории. Маяковский вместе с другими поэтами — футуристами много ездил по России с выступлениями, которые нередко заканчивались шумными скандалами, вполне устраивавшими молодых и весёлых поэтов. С другой стороны, ранняя поэзия его имеет зрительную ориентацию, часто в основе её — видимые, близкие к живописи образы, например: начало стихотворения «Ночь»… Очень зримо здесь предстаёт угасание дня и наступление ночи, городской пейзаж с загорающимися окнами домов. Лирический герой раннего Маяковского противостоит враждебному миру, поэтому стихи часто строятся на столкновении, на конфликте. Необычен и масштаб лирического переживания, он огромен, близок к космическому. Поэт находит различные формы выражения своего одиночества, непонятности, трагичности. Поиски в области художественного языка продолжались в его произведениях всю жизнь. Не всегда и не во всём они были плодотворны, часто над поэтом в послереволюционный период брал верх агитатор, стих его порой становился примитивным лозунгом. Но поверх всего этого остаётся большой поэт со сложной и трагической судьбой, с большим талантом и вечными поисками нового слова. Маяковскому свойственно своеобразие лексического, словесного строя его стихов. В них звучат необычные сравнения, например, о бурном Тереке сказано: «Шумит, как Есенин в участке». В этом и авторская ирония, и полемический запал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателей. Нередко он обращается к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшифровки. Так в стихотворении «Юбилейное», обращённом к Пушкину:

Только жабры рифм утопырит учащённо у таких, как мы, на поэтическом песке.

В основе этой метафоры — сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна. В словарном строе поэзии Маяковского много авторских неологизмов, новых слов, придуманных поэтом. Учителем его в этом искусстве был поэт — футурист В.Хлебников.

Он создал свою систему стихосложения — в литературную науку вошло словосочетание «стих Маяковского» со специфическим графическим оформлением в виде лесенки. Большое внимание он уделяет рифмам. Рифмует он самые важные, значимые слова, часто имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, «уме ли» и «умели». Поэт стал классиком стиха с многочисленными последователями.

«ОБЛАКО В ШТАНАХ»(1915) …

Одним из высших проявлений связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь. «Облако…» несло в себе эмоционально — художественную память о трёх пережитых Маяковским любовных драмах. Первая — о ещё не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая — о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России. В Одессе Маяковский влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Он рвал и метал и вообще не знал, как быть, что предпринять. Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако…». В нём осмысление трагедии «украденной любви» углубляется до понимания сути причин постигшего человека горя. Движение конфликта, развитие сюжета поэмы определяют кризисные узлы предреволюционной действительности. Сознание лирического героя «Облака…» отражает острое и драматичное ощущение действительности бытия — психологической близости революции и абсолютной несовместимости её идеалов с буржуазной действительностью. Но герой поэмы полон оптимистического ощущения своей силы, красоты, молодости: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу» Я иду!»…» Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний». Мотив дороги, возникающий в прологе и в заключительных строках поэмы, связывает судьбу героя с широким мировым пространством и бесконечно углубляет перспективу произведения.

В течение осени и зимы 1915 года Маяковский работал над новой поэмой «Флейта — позвоночник», продолжившей вслед за «Облаком»… трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека. В поэме прозвучал мотив ревности, обусловленный мучительным характером отношений с Л. Брик; трагический накал эмоционально — художественного мироощущения поэта обозначил в поэме лейтмотив всей его дальнейшей жизни и творчества — мотив самоубийства.

Характер творчества Маяковского после Октябрьской революции определяют его слова: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». В эти годы поэт стремился дать «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи».

В 1918 — 22 годах он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА». Работает в рекламе, снимается в фильмах. «Ода революции», написанная к первой годовщине Октября, отразила характерные представления о революционных процессах. Изображение стихийного движения демократических низов общества, сочетающих жестокость, жажду уничтожения всего, что связано с «проклятым прошлым», и крайнюю человечность, романтизируются поэтом, стремящимся осмыслить нравственную суть контрастности «нового мира».

Особое место в творчестве Маяковского начала 20 годов занимает поэма «Люблю», она рисует любовь как всеобъемлющее, светлое, ничем не омрачённое чувство, точнее — мироощущение поэта, откровенное и радостное признание в любви не только к женщине, но и мирозданию в целом. Победившая революция устранила, как полагал в те годы поэт, все конфликты, утвердила любовь как главную идею бытия. По сути поэма — ряд стихотворений, циклизованных на биографической основе. Любовь наряду с природой, искусством раскрывается в поэме как связь героя и мира.

Рассматривая труд поэта как важнейший для народа, родины, Маяковский стремился объяснить уникальность работы художника и в то же время её родственность любому тяжёлому труду. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский выделял как одно из главных среди своих стихов в поэтическом творчестве. В форме разговора, принимающего характер то защиты, то обвинения, Маяковский отстаивает важнейшие для него идеи: писатель — не «лабазник», но труженик. Автор говорит о черновой, каторжной работе над стихом. Иронизируя над «налогами», требуемыми от поэта фининспектором, поэт напоминает о том, что подлинный художник расплачивается за своё искусство жизнью. По глубокому убеждению Маяковского, художник должен находиться в центре дел и событий своей страны, в центре переживаний, выпавших на долю его народа.

Личная жизнь Маяковского в конце 20 годов отмечена новым любовным потрясением, наполнившим его душу и безмерным счастьем и горечью. Стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»( оба — 1928г.) автобиографичны, как и всё творчество поэта. «Письма» написаны Маяковским под впечатлением поездки во Францию, в Париж, где он познакомился с эмигранткой из России Татьяной Яковлевой. Красота и молодость девушки восхитили поэта, любовь к ней, осложнённая ревностью, обидой не только за себя, сколько за «Советскую Россию», определили новые размышления «про это» — сущность любви. На его настойчивые призывы стать его женой Татьяна отвечала уклончиво. Оба стихотворных письма написаны в манере прямого, искреннего, доверительного разговора — обращения, монолога, исповеди. Письмо т. Кострову построено как своеобразный разговор в разговоре: лирический герой, обращаясь к «товарищу Кострову», передаёт свои слова, сказанные «красавице»; таким образом, суть этого письма — разговор с возлюбленной, рассказ о себе, силе чувств, его масштабе.

«Письмо Татьяне Яковлевой» было написано параллельно «Письму т. Кострову»… и , по суждению одного из исследователей, может быть названо «Письмом о сущности ревности». Личные любовные переживания лирического героя, его ревность неразрывно связаны с ревностью за социалистическую родину, частью которой он себя чувствует. Два плана лирического «я» — интимно — личностный и гражданственный — образуют настолько органичное единство, что поэт говорит одновременно и о своей потребности в красоте и о потребности в ней России: «…вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих». Весть о замужестве Т. Яковлевой стала для Маяковского очередным тяжким любовным ударом, подтверждением трагического предчувствия невозможности счастья «на планете мало оборудованной» для истинной любви. Последние (1928 -1929 г.) годы жизни и творчества поэта отмечены иным подходом и к советскому образу жизни. В эти годы он создаёт комедии «Клоп» и «Баня» — своеобразные антиутопии, пронизанные сатирическим, доходящим до сарказма изображением «хомо советикуса»в его разновидностях и проявлениях. Эти пьесы — новый вид сатирической комедии. Маяковский сам определил тему п. «Клоп» — как тему борьбы с мещанством, опошление мещанином ценностей революции, её завоеваний. Пьеса «Баня» была поставлена в 1930 году. Идейный замысел, пафос её тоже сатирический. Здесь объектом отрицания становится имитация государственной деятельности одного из высокопоставленных чиновников — Победоносиковым. Социально — политическим разочарованиям Маяковского последних лет жизни сопутствовала личная, тяжело переживаемая им любовная драма, ускорившая в 1930 году развязку предсказанной им самим в начале пути трагедии «собственной жизни и творчества — «точку пули» в конце. Речь идёт о последней любви поэта — В.В. Полонской — личная драма Маяковского, с которой поэт связывал ещё одну попытку создать семью, обрести личное счастье.

В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов жизни, осмысление своего творчества. Он успел закончить только вступление. Композиция вступления — своеобразная цепь проблемно — тематических узлов, лейтмотивов всего творчества поэта, проблем поэта и поэзии, борьбы с обывательщиной и приспособленчеством, утверждения красоты революционного подвига труда. Лирический герой полон спокойного гордого сознания достойно пройденного пути, своей максимальной творческой отдачи тем жизненным целям и ценностям, в которые он искренне верил.

Биография и творчество Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930)

«Мой стих шагнёт через хребты веков…»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества В.В. Маяковского

«Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана. »

Антипова, А. Стихи и книги Маяковского: Лекция из цикла «125 лет с Маяковским» [Видео] // YouTube – Россия

Большухин, Л. Беседа о неизвестном Маяковском : Лекция в рамках проекта « Mayakovsky Global Poster Campaign » [Видео] // YouTube – Россия

Булавка, Л.А. Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции : Семинар [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. 1914 год. Владимир Маяковский «Облако в штанах» : Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Маяковский. Самоубийство, которого не было: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Маяковский. Самоубийство революции: Лекция из цикла «Открытый урок с Дмитрием Быковым» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Творчество Владимира Маяковского: Лекция. Курс «Русская литература XX века и старшеклассники» [Видео] // YouTube – Россия

Велехов, Л. Маяковский глазами Д. Быкова : Док. программа из цикла «Культ Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Владимир Маяковский на кадрах кинохроники, 1918-1925. Живой голос поэта России: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Владимир Маяковский. Последний апрель: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. В.В. Маяковский. «Облако в штанах» : Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // ТВ-Культура

Головчинер, В.Е. О Маяковском: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Евлахишвили, С. В. Маяковский. «Я сам, и моя Революция»: Фильм о жизни и творчестве Маяковского (1969г.) [Видео] // YouTube – Россия

Журавлёв, Д.А. Влияние творчества В.В. Маяковского на отечественную поэзию: Лекция из цикла «Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции» [Видео] // YouTube – Россия

Исрапова, Ф. Маяковский. Раздвоение страдания: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Кацис, Л. «Про это» Владимира Маяковского и Александра Родченко: Лекция. Курс «Элементарные частицы русского авангарда» [Видео] // YouTube – Россия

Кацис, Л. «Я!» Владимира Маяковского и Льва Жегина: Лекция. Курс «Элементарные частицы русского авангарда» [Видео] // YouTube – Россия

Кошелева, М. Маяковский. Триумф и трагедия: Лекция из цикла «125 лет с Маяковским» [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский. Даешь изящную жизнь! (из истории выступлений): Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский – рекламист: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский. Триумф и трагедия: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Кулагин-Бобров, Г. Владимир Маяковский: Док. программа из цикла «ЖЗЛ» [Видео] // YouTube – Россия

Леднёва, Ю.И. «Я сразу смазал карту будня». Маяковский и русский футуризм : Лекция из цикла «Время лекции» [Видео] // YouTube – Россия

Масленников-Войтов, О. Убийство Маяковского: Док. программа из цикла «Улика из прошлого» [Видео] // YouTube – Россия

Маяковский и Асеев: Лекция в OttawaU [Видео] // YouTube – Россия

Микушевич, В. «Я сам». Ставрогин и Маяковский: Док. программа из цикла «Магистр игры» [Видео] // Россия – Культура

Мирецкая, Е.В. Анализ поздних поэм В. Маяковского. «Про это», «Люблю», «Во весь голос», «Хорошо»: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Млечин, Л. Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел: Док. фильм из цикла «Особая папка» [Видео] // YouTube – Россия

Мухина, А.В. В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» : Урок литературы, 7-й класс [Видео] // InternetUrok

Мухина, А.В. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» : Урок литературы, 7-й класс [Видео] // InternetUrok

Нагорный, С. «Слушайте, товарищи потомки». Владимир Маяковский. Жизнь и творчество великого поэта: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т.И. Владимир Маяковский : Лекция из цикла «Русская культура» [Видео] // YouTube – Россия

Расков, О. Владимир Маяковский. Смерть поэта : Док. фильм из цикла «Тайны века» [Видео] // YouTube – Россия

Сазыкин, А.С. О поэзии В. Маяковского «Я хочу быть понят моей страной»: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Сиваченко, С. Владимир Маяковский: Учебный фильм [Видео] // YouTube – Россия

Смирнова, С.А. Владимир Маяковский «Облако в штанах»: Урок литературы, подготовка к ЕГЭ [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. В.В. Маяковский. Раннее творчество поэта: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Владимир Маяковский. Творчество дооктябрьского периода: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Маяковский. Тема любви: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Маяковский. Тема поэта: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Поэт Владимир Маяковский: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Терехина, В. Маяковский о Революции, ожидаемой и реальной: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Триксель, А. Владимир Владимирович Маяковский: Док. программа из цикла «История в лицах» [Видео] // YouTube – Россия

Черный, Д.В. Владимир Маяковский: от футуризма к соцреализму : Лекция из цикла «Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции» [Видео] // YouTube – Россия

Ажина, А.Г. «Дрянцо хлещите рифм концом…» Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / А.Г. Ажина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Акиншина, И.В. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Акиншина // Мультиурок

Альфонсов, В. Поэт – живописец: Маяковский – художник // Альфонсов, В. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников. – С.-П., 2006.

Алямкина, В.А. В. Маяковский : поэт и человек : Урок литературы, 11-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Анахасян, А.В. Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм : Урок литературы, 11-й класс / А.В. Анахасян // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Аникина, О.А. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!». VII класс [Текст] / Аникина О.А. // Литература в школе. – 2006. – № 1. – С. 38-40.

Аннинский, Л. Владимир Маяковский: «Я не твой, снеговая уродина!» // Аннинский, Л. Серебро и чернь. – М., 1997. – С. 171-187.

Антропова, Г.А. Тема любви в творчестве В. Маяковского / Г.А. Антропова, О.Ю. Солдатова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Афонина, Н.Г. «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…» : Раннее творчество В.В. Маяковского // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ахцхецян, О.В. В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие: Урок литературы, 7-й класс / О.В. Ахцхецян // Инфоурок

Бавин, С. Владимир Маяковский / С. Бавин // Бавин, С. Судьбы поэтов серебряного века: биогр. очерки / С. Бавин, И. Семибратова. – М., 1993.

Баканова, И.С. В.В. Маяковский и футуризм. Живопись, поэзия, кино : Урок литературы, 11-й класс / И.С. Баканова // Инфоурок

Бартенев, В. Одическая традиция в поэме «Владимир Ильич Ленин» // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 20.

Баталова, А.А. Тема любви в лирике В.В. Маяковского : Урок литературы, 11-й класс / А.А. Баталова // Мультиурок

Баталова, Т.Н. В. Маяковский: «Я сам расскажу о времени и о себе» : Урок-портрет // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Баутина, Н.А. Ранняя лирика Владимира Маяковского : Урок литературы, 11-й класс / Н.А. Баутина // Мультиурок

Бельская, Л. Владимир Маяковский: Викторина для 11-го класса // Литература – Первое сентября. – 1995. – № 23.

Бондаренко, В.А. Поэтическое новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви : Урок литературы, 11-й класс / В.А. Бондаренко // Инфоурок

Булдыгина, Е.Н. Реклама Маяковского: вчера и сегодня: внеклассное мероприятие в 11 классе // Социальная сеть работников образования

Бурлуцкая, Е.А. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.В. Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Бурлуцкая // Копилка уроков

Бурлуцкая, Е.А. «Художник и революция» в лирике В. Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии : Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Бурлуцкая // Копилка уроков

Бутымова, Ю.С. Серебряный век. Маяковский В.В. : Урок литературы, 11-й класс / Ю.С. Бутымова // Инфоурок

Быковская, Л.А. «Любовь – это сердце всего». Любовь в жизни В. Маяковского : Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вановская, Е.В. Возвращение к Владимиру Маяковскому (в контексте преподавания сценической речи) / Е.В. Вановская // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. – 2015. – № 4. – С. 85-97.

Вилкова, Н.Ю. Анализ стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»: Урок литературы, 11-й класс / Н.Ю. Вилкова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Виноградова, М.М. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается [Текст] : композиция по произведениям поэта / Виноградова М.М., Сафина З.Н. // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 42-45.

Водопьянова, А.Б. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / А.Б. Водопьянова // Учителя.com

Волков, С. Бегство от детства : стихи В. Маяковского для детей // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 13.

Воронкова, И.А. «Позвольте представиться – Владимир Маяковский» : Урок литературы, 9-й класс / И.А. Воронкова // Инфоурок

Гаспаров, М. Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. – М., 1995. – С. 363–395.

Гиндин, С. Маяковский: стих, синтаксис, стиль : Поэт и лингвисты: дружба и взаимообогащение // Русский язык – Первое сентября. – 2003. – № 28.

Гиндин, С. Маяковский: словообразование, морфология, лексика : Язык поэта глазами младшего современника // Русский язык – Первое сентября. – 2005. – № 22.

Гладышева, Е.А. В.В. Маяковский. Биография и творчество : Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Гладышева // Инфоурок

Голик, Н.А. «Я навек любовью ранен. » : Штрихи к портрету В. Маяковского // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Голобородько, И.Э. Мой Владимир Маяковский : Урок литературы, 11-й класс / И.Э. Голобородько // Инфоурок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector