Урок-КВН по басням И

Урок-КВН по басням Ивана Андреевича Крылова

Цель: обобщить изученное о баснях И.А. Крылова; выяснить, насколько серьёзно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание.

Форма работы: групповая работа, КВН

Методика: ассоциированный ряд, инсценирование, метод перепутанных букв, пятистишие, эссе.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, магнитофонная запись – сопровождение конкурсов КВН.

Дорогие друзья, уже раздались всем знакомые позывные любимой игры, и это значит: «Мы начинаем КВН. » КВН по басням Ивана Андреевича Крылова, который говорил:

Люблю, где случай есть,

И. А. Крылов. (Эпиграф – I.)

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет. И, как считал В.Г. Белинский,

Слава Крылова всё будет расти и пышнее

расцветать до тех пор, пока не умолкнет

звучный и богатый язык в устах великого

и могучего русского народа

Слово учителя. Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть, так сказать, своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.

В КВН участвуют 2 команды: «Крыловцы» и «Бременские музыканты». Остальные ребята – болельщики, они будут помогать той команде, за которую болеют. Встречаем игроков!

I. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Мы «Крыловцы» не простые,

Мы ребята удалые!

Любим басни мы читать –

Ведь хотим мы лучше стать!

Но вы сильно не кричите,

Лучше слушать нас спешите.

Помогите нам в успехе

И в здоровом, бодром смехе!

Мы к вам приехали на час!

Сразиться мы хотим!

Покажем басню вам сейчас

И про пороки не смолчим.

Ягнята и Волки, Муравьи и Стрекозы

Свиньи под дубом, а также Мартышки

Помогут стать лучше вам,

1. Ассоциативнй ряд со словом «басня». Выигрывает тот, кто называет слово последним.

2. «Продолжи строчку. »

• «Ай, Моська! Знать, она сильна. / что лает на Слона».

• «Ворона каркнула во всё воронье горло. /сыр выпал. С ним была плутовка такова».

• «Ты виноват уж тем. / что хочется мне кушать».

• «А вы, друзья, как ни садитесь. / всё в музыканты не годитесь».

• «Ты сер. / а я, приятель, сед. ».

• «Когда в товарищах согласья нет. / на лад их дело не пойдёт».

• «Когда бы вверх могла поднять ты рыло. / тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!

• «А Васька. / слушает да ест».

• «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».

• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».

• «Усильного. /всегда бессильный виноват».

• «Чтоб музыкантом быть. / так надобно уменье».

• «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»!

• «Коль корни обнажишь. / оно засохнуть может».

• «Ты всё пела. Это дело. / так пойди же попляши».

• «Невежда так же в ослепленье. / бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Инсценирование басни Крылова.

IV. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Собрать из предложенного набора букв название басни Крылова и раскрыть её поучительный смысл (метод перепутанных букв).

V. КОНКУРС РИСУНКОВ.

Он проводится, пока капитаны выполняют задание. (Болельщики могут отдать свои рисунки той команде, за которую болеют).

VI. АТТРАКЦИОН «ГЕРОИ КРЫЛОВА СРЕДИ НАС».

Назвать человеческие пороки, характерные для героев басен (выдаются иллюстрации), с одним из них составить пятистишие.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

а) ассоциативный ряд: 5

б) «продолжи строчку. »: 8 (по 1 – правильный ответ; 0,5– допущена неточность).

3. Домашнее задание: 5

4. Конкурс капитанов: 5

5.Конкурс рисунков: 3 (за каждый рисунок).

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать эссе: 1.Как помогли мне басни И.А. Крылова стать .

2.Чему учит басня И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок», какой финал событий вижу я?

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: И. А. Крылов
  • Произведение: Басни Крылова
  • Это сочинение списано 64 764 раз

Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.

Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.

Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.

В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.

Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Образы животных в баснях Ивана Крылова

Басня — это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни — это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей всегда аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых

Например, образ Лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает Лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила…

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он. всегда как Осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «Осел, гоняя птиц со всех ослиных ног такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом, но все равно Осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел.

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются цельные образы многих животных, например лисы, волка, зайца. И Крылов использует это в своих баснях, в чем и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют собой цельные характеры. Например, пчела — это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» — это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» — это Наполеон. Можно даже сказать, что Волк — это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону. Кроме того, в этой басне, как и во многих других, метафорична сама ситуация. Можно конечно долго рассуждать о том, что Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб. Короче эту ситуацию можно описать так: волк на псарне. Кукушка — это метафора, прямой намек на журналиста Булгарина, который мы встречаем в двух баснях: «Кукушка и Петух», «Кукушка и Орел». Но было бы неверно привязывать басни Крылова только лишь к каким-либо определенным историческим фактам и событиям, видеть за образами зверей в исторических баснях конкретных людей той эпохи. Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются именно в широте обобщения, в типичности, в Меткости отбора того факта, который положен в основу басни. Смысл басни, образы животных, подразумевающих конкретные лица, всегда гораздо шире самого исторического факта, натолкнувшего баснописца на создание этой басни. Хотя басня «Квартет» относится к открытию Государственного Совета и за образами животных мы можем различить конкретных исторических деятелей того времени, все-таки воспринимается «Квартет» как глубокое обобщение, несущее в себе общечеловеческий смысл. Итак, образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Басни Крылова

Басни Крылова представляют собой кладезь народной мудрости, раскрывает основы нравственности и человечности. Суть его басен в изобличении пороков, безнравственности и безответственности, которые подобно болезни поражают общество, мешают ему развиваться и двигаться вперед.

Название Популярность
Бумажный змей 378
Ворона и лисица 3532
Демьянова уха 229
Две собаки 419
Две Бочки 285
Волк на псарне 236
Волк и Ягненок 309
Волк и кот 480
Волк и журавль 272
Лебедь, щука и рак 462
Ларчик 248
Кукушка и петух 282
Кошка и соловей 332
Котенок и Скворец 252
Кот и повар 407
Квартет 565
Зеркало и обезьяна 488
Свинья под дубом 349
Петух и Жемчужное зерно 234
Осёл и соловей 256
Обоз 258
Мартышка и очки 1236
Листы и корни 256
Лев и Барс 251
Крылова Чиж 265
Трудолюбивый медведь 469
Тришкин кафтан 237
Стрекоза и муравей 116
Слон на воеводстве 226
Слон и Моська 926
Скворец 256

В образах своих героев дальновидный баснописец высмеивал неискоренимые человеческие пороки. За образами зверей легко угадываются люди, играющие определенную роль в обществе и представляющие конкретный социальный тип. Новаторство Крылова заключается в том, что животные не просто выступают в роли людей, но и иронически подчеркивают их социальные повадки, манеру разговаривать и совершать поступки, руководствуясь своими склонностями и предпочтениями, принадлежностью к определенному социальному слою. Благодаря этому басни Крылова легко читаются и представляют интерес для читателя любого возраста.

Анализ басен И. А. Крылова

Анализ невозможен без понимания проблематики, волновавшей автора. Являясь сторонником просвещения, писатель живо интересовался социально-политическими проблемами, беспокоящими общество, что нашло отражение в таких баснях, как «Слон на воеводстве», «Квартет», «Лебедь, щука и рак» и других. Не была чужда Крылову и проблема падения моральных ценностей человечества, эта тема затрагивается в баснях: «Стрекоза и муравей», «Ворона», «Листы и корни». Проблема социально — бытовых отношений затрагивается в баснях «Мартышка и очки», «Волк и журавль», «Слон и Моська».

Иван Андреевич Крылов предстает в образе интересного и мудрого рассказчика, оставаясь в стороне от описываемой ситуации, он предлагает читателю прожить историю и сделать собственные выводы. Написанные живым, доступным языком, его басни вобрали в себя народную мудрость. За свою плодотворную творческую жизнь баснописец сочинил более двухсот басен. Трудно решить какая из басен Крылова произвела наибольшее впечатление, поскольку на протяжении всей жизни взгляды человека меняются, но неизменным остается одно — наблюдая за нелепой и глупой ситуацией, поневоле вспоминаешь яркие фразы И. А. Крылова, ставшие «крылатыми», строки, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Писатель преследовал только одну цель — воспитывать в людях чувство справедливости, побуждая развивать в себе доброту и приносить пользу обществу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: