Урок геометрии в 8 классе

Тема: Решение задач по теме «Свойства и признаки параллелограмма».

Цели: Закрепить знания учащихся по данной теме в ходе решения задач

  • Развивать вычислительные навыки, память, мышление;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету.

Врываются ко мне утрами ранними,

По комнате моей несутся вскачь,

Взвиваются веселыми спиралями

Решенья непридуманных задач.

Термин «параллелограмм» греческого происхождения, который был введен Евклидом, греческим математиком, жившим в 111-11 век. до нашей эры.

Нам Евклид знаком, как создатель знаменитых «Начал» — великое творение древних математиков.

В «Началах» Евклида доказывается следующая теорема: «В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам».

Евклид не упоминает о том, что точка пересечения диагоналей параллелограмма делит их пополам.

Полная теория параллелограммов была разработана к концу средних веков и появилась в учебниках лишь в 17 веке

Все теоремы о параллелограммах основываются непосредственно или косвенно на аксиоме параллельности Евклида.

«От «Начал» Евклида шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии» (В.Ф.Каган).

  • плакаты «свойства параллелограмма», «признаки параллелограмма»
  • таблицы (для решения задач на доске)
  • индивидуальные карточки с заданиями
  • код-карточка с цифрами и буквами (на обратной стороне).

Кодовый диктант: (утверждение верно-1, утверждение не верно-0)

  • Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
  • У параллелограмма диагонали в точке пересечения делятся пополам
  • У параллелограмма две стороны равны
  • Если у четырехугольника противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник параллелограмм
  • У параллелограмма сумма противоположных углов равна 180
  • У параллелограмма диагональ делит его на два равных треугольника
  • Если у четырехугольника две противоположные стороны равны и параллельны,то этот четырехугольник параллелограмм
  • В параллелограмме диагонали пересекаются под прямым углом
  • Если у четырехугольника диагональ в точке пересечения делится пополам, то этот четырехугольник не являются параллелограммом
  • У параллелограмма сумма углов, прилежавших к одной стороне равна 180
  1. Сообщение темы урока и цели урока (записи в тетради)
  2. Эпиграф к уроку (записи на доске)
  3. Повторение свойств и признаков параллелограмма в форме кодового диктанта. Получи код:1101011001. ВЕДКИЛ-анаграмма (зашифровано имя великого математика) – ЕВКЛИД
  4. Историчкская справка (сообщение ученика)
  5. Решение базовых задач (на доске и в тетради пишем только ответы).
  6. Самостоятельное решение задач по индивидуальным карточкам с последующей проверкой.
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

Урок геометрии в 8 классе

Опубликовано 24.09.2011 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Эпиграф урока

Урок подготовила и провела учитель первой категории

Роденко Галина Петровна

Тема: «Эти многоликие слова….»

(Обобщающий урок по теме «Лексика»)

Цели: повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы, омонимы, антонимы, прямое и переносное значение слов.

Задачи:

образовательная: повторить тему «Лексика», совершенствовать практические умения и навыки по данной теме;

развивающая: развивать творческое мышление, память;

воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, чувства сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оборудование: выставка словарей; плакат «Царство Лексики»; эпиграф к уроку на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация (приветствие, сообщение темы и цели урока, настрой на работу).

III. Актуализация опорных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова Солнце, Берёза, Счастье, Весна, Радость, Молодость. Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, нежные, добрые слова.

Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими.

2. Лексический диктант.

1) Все слова языка.

2) Раздел лингвистики, изучающий лексику.

3) Слова, имеющие одно значение.

4) Слова, имеющие несколько лексических значений.

5) Слова с переносным значением.

6)Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

7) Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

8) Слова близкие по значению.

9) Слова противоположные по значению.

IV. Практическое задание.

— Представьте, что вы, путешествуя по планете, которая называется «Лексика», попали на остров, где все жители синонимы. Они живут семьями в отдельных домиках. Но накануне по острову пронёсся Ураган и всё перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.

Распределите синонимы по группам, располагая их в порядке усиление признака.

Отважный, гигант, биться, неустрашимый.

Холод, храбрый, мороз.

Стужа, великан, титан.

Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

— А какую роль выполняют синонимы? Зачем они нужны в языке?

/Синонимы широко используются в речи, в текстах художественной литературы для передачи оттенков мысли, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов./

Учитель.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, всё многообразие меняющегося на глазах мира. Но начать разговор приходится с горького, но красивого стихотворения В.Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь.

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Отступают в неизвестность

Русской речи чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо –

Не скудела в наши дни.

— Ребята, как вы в целом понимаете смысл прочитанного стихотворения?

— Какая мысль тревожит автора?

/Люди стали жить богаче, но беднее стала речь./

— А что значит выражение «Гаснет русская словесность»?

— Какое средство выразительности употребляет в нём автор?

— Почему автор сравнивает слова с птицами в клетке?

— К чему призывает нас автор стихотворения? Нужно ли возрождать речи русской чудеса?

— Как вы думаете, сколько нужно слов человеку, чтобы с ним интересно было общаться, чтобы его понимали другие люди?

/Словарный запас образованного человека должен составлять по мнению учёных от 20 до 24 тысяч слов./

— Естественно, мы их не считаем и не записываем. Мы стараемся всегда найти нужные слова, чтобы ответить на вопрос, интересно, эмоционально рас сказать о каком-то событии.

— Что вы можете сказать о словарном запасе героя из стихотворения А.Барто?

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потому них кино.

Домой придёт мой старший брат

Он мне расскажет всё подряд.

Он объяснит мне что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

— Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла.

Они ей — раз! Она им — раз!

Но тут как раз её он спас;

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

— Находим ли мы подтверждение мыслям Шефнера в этом стихотворении?

— Почему сестра не поняла содержание фильма, просмотренного братом? Только потому, что была ещё мала?

— А как рождается богатая, выразительная речь?

— Надо расширять свой словарный запас, а уж в русском языке есть огромные возможности, чтобы точно, образно, эмоционально выразить любую мысль.

— Давайте обратимся к эпиграфу. Кому принадлежат эти слова? Н.В.Гоголю. Сейчас мы узнаем, что говорил о нашем языке великий писатель:

«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок; всё зернисто, крупно, как и сам жемчуг, и право иное название драгоценнее самой вещи». Н. В. Гоголь

Мы должны учиться у поэтов и писателей говорить и писать красиво.

— Как вы понимаете слова Гоголя?

Писатель подчеркнул многообразие, богатство, драгоценность нашего языка.

— Как вы думаете, что делает наш язык таковым?

— Наш язык богат синонимами, многие слова имеют несколько лексических значений.

— Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Вы должны были найти примеры предложений, четверостиший, в которых автор использовал средства выразительности.

Например: В полях, не скошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой /омоформы/.

Осенью поздней земля засыпает,

Листьями ветер её засыпает /омонимы/.

Всегда так будет, как бывало,

Таков издревле белый свет:

Учёных много — умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет /антонимы/.

От сырости ёжится цапля.

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

— Найдите синонимы в последнем предложении

— Замените слово изумрудная его синонимом «зелёная». Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей.

— Если вместо слова изумрудная (капля) вставить его синоним «зелёная», то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

— Не будет той дрожащей волшебной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

— Изумрудный от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод: синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий, и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Работа с текстом.

Посмотрите, на дворе снег – свежий и пухлый. Новый снег. Зачем же так горит, так блещет и сияет в темноте каждая снежинка? Может быть, глубоко под землёй зажегся волшебный огонь? Снег блещет и светится голубым сиянием. Горит, как от холодного пожара. Каждая снежинка могла бы, верно, рассказать какую-нибудь историю… Только не хочет говорить. У неё свой язык. Она блещет.

Анализ текста.

— Докажите, что перед вами текст.

— Какова его основная мысль?

— Есть ли в этом тексте идея?

— Какая картина предстаёт в вашем воображении?

— Как этот словесный образ можно выразить в рисунке? Какие цвета нам придётся использовать?

— А какие вам слышатся звуки, когда читаете этот текст?

/— Звуков не слышно, будто ничто не хочет нарушить эту красоту/.

— Мы ранее анализировали текст К.Г.Паустовского «Первый снег», работа ли над стихотворением Никитина «Зимняя ночь в деревне». Какие эпитеты можно взять из текстов этих авторов, чтобы подчеркнуть состояние природы, показанное в нашем тексте?

/ — «Мёртвая» тишина, «немая» тишина/.

— А почему не хочет автор показать какое-то движение?

/- Чтобы не отвлекать внимание от зрительного восприятия красоты/.

— Какие же слова использовал автор, чтобы передать нам эту неповторимую красоту.

/ — Слова в переносном значении, синонимы, оксюморон, повтор слов/.

-Чему учит нас этот текст?

/-Учит быть наблюдательными/.

— Вам приходилось когда-нибудь видеть, что снег «горит»?

— А вот теперь понаблюдайте, чтобы подтвердить открытие автора. Если в чём-то сомневаешься — проверяй! Сомнение нередко путь к открытию. А открытие — это результат длительных и терпеливых наблюдений.

V. Подведение итогов урока.

Чтобы знания были впрок, следует кратко повторить урок.

— Кто является жителями планеты Лексика?

— Можно ли ответить на вопрос, сколько слов в русском языке? Почему словари не дают ответа на этот вопрос?

YI. Выставление мотивированных оценок.

YII. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «О чём вспоминала снежинка».

А мне вам хочется напомнить вот о чём:

«Язык не гербарий, а луг во всём его многоцветье и запахах. Изучать надо живое, а не придуманные модели и структуры». А.И.Ефимов.

Дидактор

педагогическая практика

Как подготовить эффективный ЭПИГРАФ УРОКА

Прием педагогической техники ЭПИГРАФ УРОКА описан в ряде методических пособий. Он довольно часто используется в педагогической практике. Однако я обратил внимание, что, чаще всего, используемый прием используется непродуктивно. Напомним, что суть приема заключается в следующем:

Учитель пишет на доске, зачитывает или вывешивает на плакате эпиграф урока: крылатое выражение, афоризм, отрывок из стихов. Важно, чтобы эти слова были запоминающимися, задающими тон всему уроку.

Какие ошибки может допустить учитель, использующий данный приём?

1. Учитель убирает ЭПИГРАФ из зоны внимания учеников.

Между тем важно, чтобы в ходе урока ученики сами мыслен­но, раз за разом, возвращались к нему. Поэтому необходимо оставить строки эпиграфа в углу доски или на отдельном плакате, на слайде.

2. Чаще всего не стоит акцентировать внимание учеников на ЭПИГРАФ.

Они могут прийти к его глубокому смыслу лишь в конце урока, а может быть и после него. Часто глубокие мысли великих осознаются на определенной временной дистанции. Тогда, когда ученик остается наедине, и ему не мешает коллективный информационный фон класса.

Как-то, заканчивая урок, я обратил внимание на то, что многие ученики после звонка не торопились уходить на перемену, а старательно выпи­сывали в тетрадь понравившиеся им строки. Значит воспита­тельная цель эпиграфа была достигнута.

3. Вовсе не обязательно подбирать ЭПИГРАФ, строго соответствующий теме и целям урока.

Мысли великих всегда остаются надолго. Они мобилизуют критически мыслящую личность.

Помню, когда начал внедрять свою технологию модульно-редуктивного обучения, то разместил рядом с доской на ватмане известные стихи:

Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты.
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.

Мне хотелось настроить ребят не только на самостоятельную работу. Важно было, чтобы учащиеся понимали, что в их будущей жизни далеко не все будет зависеть от кошелька родителей, от пресловутых связей и т.д. Что многое зависит от них самих.

Спустя некоторое время, собрал рабочие тетради для проверки. И вдруг заметил, что стихи многими были записаны, даже выделены особо. Хотя я на этом не настаивал.

4. При использовании ЭПИГРАФА не учитываются возрастные особенности учащихся.

Не следует злоупотреблять назидательным тоном. Он вызывает сопротивление ребят. Психология класса отличается от психологии отдельного ученика. И, к сожалению, эмоциональный фон в классе часто не способствует положительному восприятию идей ЭПИГРАФА.

5. Учитель не использует современные средства визуализации информации.

Эпиграфом могут быть не только строки. Это может быть небольшой, но впечатляющий видеоролик. В таком случае ЭПИГРАФ будет перекликаться с КОММУНИКАТИВНОЙ АТАКОЙ. Цель эпиграфа — не только отразить суть, лейтмотив урока, но и мобилизовать ученика, привлечь его внимание, усилить его мотивацию.

Ну и, конечно, не стоит злоупотреблять этим приемом. Иначе притупится восприятие. Не состоится эмоциональная встряска, на которую мы надеемся, используя ЭПИГРАФ УРОКА.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” (А.С. Пушкин. «Опровержения на критику»).

Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение.

Бесчестье — поругание чести, оскорбление.

Целомудрие — строгая нравственность, чистота души.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”.

Наша задача — выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестие”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестие”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в своём толковом словаре (на доске).

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.

В романе «Дубровский» главный герой — Владимир — представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Троекуров Кирила Петрович

Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому.

Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”.)

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

— Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

— псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

— Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.)

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

Главный герой романа — Владимир Дубровский.

Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, её выспренность. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша — истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.

(Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа.)

Подведём итоги нашей беседы.

Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?

Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

Домашнее задание (на выбор):

1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».

2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

1. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова.

2. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: