Рабочие материалы

И.А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»

Цели урока: продолжить ознакомление с творчеством И.А Крылова; формировать учение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

I. Организационный момент

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть грустна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

Прочитайте с ускорением.

А сейчас быстро,замедляя темп.

Какие ещё басни помните?

III. Проверка домашнего задания

Чтение басни наизусть «цепочкой».

1. Предварительная беседа.

Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

Откройте страницу 132 учебника. Прочитайте о нём текст.(Читают хорошо читающие ученики)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову.

Первый росийский памятник писателю и его героям

Всеми любимый памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду появился благодаря частным пожертвованиям. Его автор, Петр Карлович Клодт, решив украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен, отнесся к делу очень серьезно. Он добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада в Петербурге в те годы еще не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.
Осел жил у Клодта дома, в «зверовом дворе», учрежденном еще Петром I, Петр Карлович лепил львов. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего. Из Новгородской губернии Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму. Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться — его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую — ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе.
В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: «Установить надо в Летнем саду».

VI. Новая тема. Басня «Зеркало и Обезьяна»

1. Предварительная беседа. Словарная работа.

Прочитайте название басни.

Как вы думаете, о чём пойдёт в ней речь? (Предложения детей.)

Прежде чем читать её, выясним значение слов:

ОБРАЗ — вид, облик;

КУМ — крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной;

УЖИМКИ — гримасы; неестественные телодвижения;

САТИРА — отличающее, бичующее осмеяние;

НА РУКУ НЕ ЧИСТ — нечестен, вороват.

2. Чтение басни учителем.

Оправдались ли наши предложения, о чём будет басня?

Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?(Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

Понравилась ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нём?(Нет, отражение ей не понравилось, поэтому она быстро узнала в нём своих кумушек, даже пыталась их пересчитать.)

Прочитайте третий вопрос на странице 137. Ответьте на него.(Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи смыслом.)

Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?(В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

Какие строки басни стали крылатыми выражениями? ( «Чем кумушек считать трудится , не лучше ль на себя кума оборотиться»)

3. Работа в парах.

Приготовьтесь читать выразительно.

Прочитайте басню в лицах.

4.Выразительное чтение басни в лицах.

Чему учит эта басня?

— Захотелось посмотреть на памятник?

Урок чтения и развития речи — в Зеркало и Обезьяна

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Конспект урока литературного чтения, 2 класс.Тема. «И. А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»

Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе «Клуб Учителей».

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме — не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? — Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Авторские права: Методическая литература.

of your page —>
Пожалуйста, оцените конспект — Конспект урока литературного чтения, 2 класс.Тема. «И. А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»:

Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

И.А.Крылов – великий русский баснописец.

Тема: И.А.Крылов – великий русский баснописец. (5 класс)

Тип урока – урок-обобщение

Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

проверить знания учащихся о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности ( развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

воспитание интереса к классической литературе.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, игра, викторина.

Оборудование: интерактивная доска, фонохрестоматия, презентация, учебники, рабочие тетради, сборники басен Крылова.

1.Слово учителя с использованием презентации

Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Басни Крылова». Давайте вспомним кто же такой Иван Андреевич Крылов.

И.А.Крылов родился13 февраля 1769 г. Он является великим русским баснописцем.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, басня имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Мораль — поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория — изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству: например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.. ). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что мы знаем о баснях Крылова. Для этого мы проведем конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей) , наклеить пары на лист бумаги.

Урок игра по литературе в 5 классе Брейн- ринг «Басни И. А. Крылова»

Название Урок игра по литературе в 5 классе Брейн- ринг «Басни И. А. Крылова»
Дата публикации 24.05.2014
Размер 34.16 Kb.
Тип Урок

literature-edu.ru > Литература > Урок

Урок — игра по литературе в 5 классе
Брейн- ринг «Басни И.А. Крылова»

Описание игры . Класс делится на три команды во главе с капитаном. Участники по очереди выбирают конверты с заданиями. Время на обдумывание вопроса -1минута.

За правильный ответ выдается жетон. Побеждает команда с наибольшим количеством жетонов.
Ход игры

Учитель. Прошло более полутора веков, с тех пор , как басни Ивана Андреевича Крылова впервые увидели читатели. В русской литературе после И. А. Крылова не было ни одного равного ему баснописца. В чем же секрет таланта дедушки Крылова? Герои и сюжеты крыловских басен близки и понятны самому широкому кругу читателей. Из народного языка , из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты. Все творчество баснописца прочно связанно с жизнью народа , служило его интересам , его правде.

Содержание конвертов с заданиями

  1. Кому принадлежат слова о И. А. Крылове: «Крылов- честь , слава и гордость нашей литературы»? (В. Г. Белинский.)
  2. Назовите басни , в которых действует волк . («Волк и волчонок», «Волк и журавль», «Волк и кукушка», «Волк и лисица» , «Волк и пастух», «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Волк и кот».)
  3. Каков волк в баснях Крылова ? Что нового внес баснописец , взяв его из фольклора? (Под личиной волка в баснях Крылова угадываются сильные мира сего- те, у кого в руках власть. Они ненасытны и алчны , грубы и бесцеремонны, лицемерны и коварны. Образ волка помогает баснописцу обличать произвол и разбой, прикрытый законом, ложью и лицемерием .)
  4. О каких событиях рассказывают басни Крылова «Кот и повар», «Ворона и курица», «Волк на псарне» ? (Отечественная война 1812 года).
  5. Внимание! «Черный ящик». С помощью предмета , который находится в этом ящике , можно было увидеть , «Что там за рожа». Назовите предмет (Зеркало).
  6. Что такое «эзопов язык»? Подберите синонимы к этому термину (Вынужденное иносказание , речь, наполненная недомолвками и ироническими намеками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом. Синонимы : иносказание, аллегория).
  7. Внимание! Театральная пауза.

(Каждая команда по очереди показывает небольшую пантомиму- загадку по одной из басен Крылова, задача других команд- отгадать басню.)

  1. Кого И. А. Крылов в своих баснях называет «вещуньей»? (Ворону в басне «Ворона и лисица».)
  2. Кто это говорит ? Назовите героя и басню.

Вот то-то мне и духу придает ,

Что я совсем без драки ,

Могу попасть в большие забияки. (Моська в басне «Слон и моська»).

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть ,что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью (Ягненок в басне «Волк и ягненок»).
Ничуть меня не тревожит ;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья в басне «Свинья под дубом»)

  1. Внимание! «Черный ящик». Здесь находится всем известный предмет, героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала.» Назовите предмет. (Очки).
  2. По ключевым словам узнайте басню Крылова.

— Лещик ,потроха, стерляди кусочек, соседушка, сыт по горло.

— Невежды, вертит , прижмет, понюхает, полижет, Мартышка.

(«Мартышка и очки»).

— Волк, кость, коварный, Журавль , вытащил.

(«Волк и Журавль»).
Рекламная пауза

Инсценировка басни «Кукушка и Петух».

Кукушка. Как, милый Петушок,

Поешь ты громко , важно!

Петух. А ты, Кукушечка , мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!

Кукушка. Тебя, мой куманек век слушать я готова.

Петух. А ты , красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

Отколь берется голосок?

И чист, и нежен , и высок!

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни- что твой соловей!

Кукушка. Спасибо , кум; зато по совести моей ,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я.

Ведущий. Тут Воробей, случась ,промолвил им .

Хоть вы охрыпните , хваля друг дружку,-

Все ваша музыка плоха!

Ведущий. За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то , что хвалит он Кукушку.

Учитель. Как вы понимаете мораль басни?

12.В каких баснях Крылова действуют только люди? («Демьянова уха», «Гребень»,

«Два мальчика », «Лжец», «Любопытный»)

  1. О ком это ?

— Он порча ,он чума , он язва здешних мест! (Кот Васька в басне «Кот и Повар»)

На тысячу ладов , тянул ,переливался,

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. (Соловей в басне «Осёл и

Примечание: вместо рекламной паузы можно прослушать подготовленный рассказ ученика или учителя об Иване Андреевиче Крылове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: