Ученый кот в творчестве А

Мягкие и нежные, таинственные и зловещие, мурлыкающие и ласковые, разъяренные и царапающиеся – кошки просто не могли не волновать людей творческих, в том числе и писателей. Поэтому кошки в разнообразии их характеров очень часто становятся персонажами литературных произведений.

Рассмотрим наиболее известные образы кошек, встречающиеся в произведениях классиков литературы – так называемые «вечные образы» — про этих кошек знает каждый!

«Кот ученый» А.С. Пушкина

Все – и взрослые, и дети знают наизусть знаменитое предисловие к «Руслану и Людмиле». Именно благодаря Пушкину словосочетание «кот ученый» стало именем нарицательным не только в русском языке, но и среди других народов. О, этот таинственный кот! Он умеет петь песни и рассказывать сказки. Он мудрый и никогда не спит. В процессе прочтения «Руслана и Людмилы» появляется подсознательное сомнение – а не была ли эта сказочная история просто еще одной сказкой, рассказанной ученым котом?

Этот ученый кот представляется нам мудрым, огромным и добрым животным. Впрочем, как каждая настоящая мудрость – мудрость кота дается ему нелегко – он вынужден день и ночь бродит по золотой цепи, не зная покоя.

Александр Сергеевич, быстрее всего, взял прообраз кота ученого из народного творчества, но он так удачно его интерпретировал, что народные прообразы поистерлись, а в памяти наше остался только вечный образ ученого кота, бродящего по златой цепи и рассказывающего сказки и поющего песни.

Этот образ актуален и сейчас – он выступает носителем доброты, мудрости и глубины мировосприятия кошек в целом.

От Кота Учёного…

Привет пииту! Я — Учёный Кот.
Ну, как ты там устроился, брателло?!
Я жив пока, хотя уже не тот,
А Лукоморье наше захирело.

Бомжуют по Москве богатыри,
Яга — сидит, Кощей недавно помер,
Русалка – даже стыдно говорить,
А я теперь вот тут, на Хохмодроме.

Пишу. Как оказалось, я — поэт,
Возможно, даже лучший из поэтов,
Что дружно стихуярят в Интернет.
( щас все хранят шИдевры в Интернете.)

На сайте поэтический уют,
Но ложку дёгтя в мёд не пожалели:
Сверх трёх стихов печатать не дают,
И в рецках то турзучат, то метелят!.

Завистников на Хохме развели
И каждый норовит поставить минус,
Читатели несут свои рубли,
Но мимо…рейтинг тоже мой не вырос.

Подумаешь, стихи слегка сбоят
Рифмую слабо и сюжет туманный,
Зато я тут поднаторел в боях
С толпою озверевших графоманов,

Моим стишам другие – не чета,
Пишу в разделы матерный и чёрный.
Но ты их лучше, Пушкин, не читай,
Я жить ещё хочу!
Твой Кот Учёный.

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы «Руслан и Людмила» — А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Почитаем Пушкина.

Литературное чтение. 1—2 классы

Тема. «Александр Сергеевич Пушкин».

Цели. Обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина, расширить знакомство с его поэзией.

Учебные материалы: Портрет А.С. Пушкина; плакат: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»; произведения А.С. Пушкина с иллюстрациями; магнитофон, аудиозаписи; эпидиаскоп.

Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастье каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
И для (меня) воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
(И сердца первая) любовь.

– Конечно, вы, ребята, догадались чье это стихотворение.

Дети. Александра Сергеевича Пушкина.

У. Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного Командора. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». «Здравствуй, Пушкин!» – скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешествие по неведомым дорожкам. Кого же мы встретим?

Учитель включает аудиозапись:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

– Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Ступим вместе с Пушкиным на этот остров.

Ученик читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Через эпидиаскоп проецируется иллюстрация «Пушкин у дуба». Выходит Кот Ученый.

– Не поможешь ли ты нам, дорогой Кот, пройти по сказкам Пушкина?

Кот. Могу, но для этого отгадайте три моих загадки. Если отгадаете, я с удовольствием буду вашим проводником. На какой остров вы попали?

Д. На остров Буян.

Кот. Как изображает Пушкин царевну Лебедь?

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Кот. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает сказки.

«Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок».
– «Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Кот. Молодцы! Все мои загадки отгадали. Поведу я вас в музей. Этот музей необычный. В нем находятся герои сказок Пушкина. Но они спящие, и если вы их сумеете узнать, то они проснутся и подарят вам свой автограф.

Выходят герои сказок Пушкина – Мудрец, Балда, старик со старухой, Царица, Повариха – и замирают каждый в своей позе.

– Кто это? Угадайте, из какой они сказки?

Герои по очереди «просыпаются» и читают отрывки:

«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».

Ученики называют героя произведения. Мудрец дарит иллюстрацию к этой сказке и уходит.

Кот. Взгляните на этого героя, будьте внимательны!

– Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим… ?
Экого послали супостата!
Догони-ка сперва моего меньшого брата.

Учащиеся отгадывают, Балда дарит иллюстрацию. Аналогично поступают все остальные персонажи.

Кот. А этих героев узнаете?

Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.

Кот. Присмотритесь и прислушайтесь.

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

«Уж диковинка, ну право, –
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит:
– Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд:
Вот что чудом-то зовут».

Кот. Ребята, мне хочется вам показать в нашем музее еще один экспонат.

Выходят два ученика, становятся по краям экрана у доски и читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», в котором автор описывает встречу Руслана и Людмилы. На экране медленно появляется изображение картины Ю. Васнецова «Руслан с Головою». Учащиеся называют произведение.

У. Спасибо тебе, уважаемый Кот, за интересную экскурсию! А что мы еще можем увидеть?

Кот. Есть на нашем острове заповедный уголок, – это тихая таинственная дубрава. Пройдемте.

У. Давайте прислушаемся.

На экране – картина «Поляна с дубом». Звучит запись голосов птиц.

– А что же мы оставим на память таинственной дубраве?

Д. Зайдем под «дружескую сень» дубравы и оставим на память стихи Пушкина.

Дети читают стихи о разных временах года. На экране – картины с подходящими иллюстрациями, играет музыка.

У. Поэт Кольцов, впервые услышав стихи Пушкина, с этой книгой ушел в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия – музыка. Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке – это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов. Послушайте песню композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Учитель включает запись.

– А теперь давайте присядем на поляне и подпишем иллюстрации к произведениям Пушкина.

Ученики подходят к иллюстрациям и читают подходящие к ним строчки из произведений.

– Пришло время прощаться с героями сказок. Скажем спасибо ученому Коту! Надеюсь, что за время нашего путешествия Пушкин стал вам ближе и дороже, и вы будете вспоминать заповедный уголок острова и чаще открывать томик стихов Александра Сергеевича Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: