Учебные материалы

21.03.2013, 23:16

Виктор Некрасов в приведенном отрывке пишет о любви к родной земле. Именно любовь к своему родному краю помогает солдатам выстоять в нелегких испытаниях. Автор использует для обозначения этого чувства слова Толстого «скрытая теплота патриотизма».

Некрасов называет такой патриотизм, выражающийся в любви к своей родной земле, чудом более сильным, чем немецкая дисциплинированность.

Я согласна с мнением автора. Для поддержания боевого духа солдата очень важно осознание того, что он сражается за свою землю.

В качестве примера можно привести роман «Война и мир». Лев Толстой разделяет патриотизм на показной, внешний, который подвергает осуждению (салон Анны Павловны Шерер) и на внутреннее чувство любви к Родине. Патриотизм простого народа привел к поражению армии Наполеона.

Большую роль война играет в судьбе и духовном развитии Григория Мелехова. Он осознает основные ценности донского казачества – земля и труд на ней, семья, хутор, курень. Поэтому Мелехов не считает Германскую войну справедливой, он вынужден воевать не за свой дом и свою землю, а за некие абстрактные интересы русского самодержавия.

Патриотизм действительно может творить чудеса. Порою решимость солдата и его преданность и любовь к Родине оказываются более значимым фактором достижения победы, чем стратегическое или техническое превосходство противника.

По тексту Некрасова

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Проблема мужества и стойкости солдат на войне. (По тексту Проекта демоверсии 2015 года.)

Мужество и стойкость солдат на войне — вот вопрос, над которым рассуждает писатель В.П.Некрасов.

Данную проблему автор раскрывает на конкретном примере из Великой Отечественной войны. В.П.Некрасов, рассказывая о буднях военной жизни, о мужестве и смелости, смекалке и скромности командира роты Василия Конакова, не скрывает своего восторга перед подвигом человека, который «вдвоем со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было». Писатель с гордостью говорит, что с такими людьми, как Василий Конаков, «не страшен враг. Никакой!».

Позицию В.П.Некрасова понять не сложно: победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполняющих свой долг перед Родиной.

Я разделяю точку зрения автора: стойкость и мужество помогают выстоять до конца и не сломиться каждому воину. Об этом писали не раз классики и публицисты.

Вспоминаю роман Л.Н.Толстого «Война и мир», события на батарее Тушина во время Шенграбенского сражения, где ярко описано мужество русских солдат. Во время боя артиллеристы не замечают даже того, что у батареи нет прикрытия и что их могут захватить в любой момент. Капитана Тушина и других бойцов не берет страх, они сражаются отчаянно, поджигают Шенграбен и отбивают нападающих на батарею французов.

Ярким примером мужества и стойкости русского солдата может стать подвиг псковских десантников, рота которых сражалась, удерживая высоту, 20 часов. К боевикам подтянулись два батальона «Белых ангелов» – Хаттаба и Басаева. 90 русских солдат удерживали 2500 бандитов. Атаки шли волнами. Используя горную местность, боевики подбирались почти вплотную. И тогда схватка переходила врукопашную. В ход шли саперные лопатки, металлические приклады . Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев в жестокой схватке лично уничтожил полевого командира Идриса, обезглавив банду. Командиру самоходной артиллерийской батареи гвардии капитану Виктору Романову взрывом мины оторвало обе ноги. Но он до последней минуты жизни корректировал огонь артиллерии.

Таким образом, могу сделать вывод, что именно такие солдаты и офицеры, мужественно сражавшиеся с врагами, достойны победы.

Поделись с другом в социальной сети

Проверочные работы по литературе

Разделы: Литература

Ни для кого не секрет, что наши ученики все меньше и меньше времени отводят чтению книг. Но несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения. Одним из таких способов может стать организация контроля за самостоятельным чтением учащихся. Этот контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или итоговый характер. Возможны разные формы такого контроля: традиционная викторина, пресс-конференция, устный зачет, тесты.

К разработке заданий мы привлекаем и самих учащихся, особенно в средних классах. Например, ребятам предлагается составить вопросы для взаимовикторины перед изучением какого-либо произведения. Это помогает выявить степень прочитанности литературного текста и характер первичного усвоения литературных фактов.

Нами разработаны разные формы контроля за чтением учащихся. Вашему вниманию предлагаем один из вариантов контроля – вопросы для письменного зачета (по вариантам) по тексту после изучения поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе. Данная форма контроля дает возможность проверить не только степень прочитанности, но и уровень его восприятия учащимися.

1. Ему (кому же?) судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь.

2. В чем грех мужиков – вахлаков?

3. Питерщик, по материнству печник.

4. Из каких деревень мужики?

5. Кого Некрасов называет “народными заступниками”?

1. За что был Савелий на каторге?

2. Помещик был румяненький
Осанистый, присадистый
Шестнадцати лет…

3. Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волосы с проседью…

4. Продолжите список недостающими названиями: “Соленая”, “Солдатская”, “Барщинная” …

К какому жанру относятся фрагменты поэмы, помещенные под этими заголовками?

Каково их место в композиции поэмы и роль в создании образа Руси?

5. Счастлив ли Гриша Добросклонов? В чем его счастье? Поставлена ли точка в поэме?

1. (Кто?) сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

2. Что нужно было сказать мужикам, чтобы явилось скатерть – самобранка?

Какого роду – звания,
Не знали мужики,
Однако звали “барином”
Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную
Пел складно песни русские …

4. Как меняются народные представления о счастье на протяжение всей поэмы?

5. В чем счастье для автора поэмы?

1. Сколько лет прожил Савелий?

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный …

3. В чем грех мужиков – вахлаков?

4. Какие песни пелись в “Пире на весь мир”.

5. Почему образы Матрены Тимофеевны и Савелия – богатыря святорусского, можно сказать, спаяны друг с другом?

1. В деревне Басове
(Кто?) живет,
Он до смерти работает
До полусмерти пьет.

2. Кто говорит о себе:
Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую
Сорил казну народную
И думал век так жить…

3. Кто такой последыш?

Почему его так прозвали?

4. Почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей?

5. Какие “формулы” счастья прозвучали в поэме?

Ваша “формула” счастья.

1. Из каких деревень были мужики?

Да Старый старичок:
Худой! Как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая
Высокая, с околышем
Из красного сукна.

3. Какие слова должны были сказать мужики? Чтобы появилась скатерть – самобранка?

4. Почему Савелий – богатырь святорусский?

5. Как связанны в последней части “Легенда о двух великих грешниках” и глава “Про холопа примерного – Якова Верного”?

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…

2. Какими показаны мужики в начале поэмы, в “Прологе”?

3. Нашли ли мужики счастливого?

4. В какой из частей поэмы наиболее отчетливо проявляется тяготение к фольклорным жанрам – волшебной сказке, былине?

5. Какие элементы повествования “заимствованы” в ней из фольклора? С какой целью?

1. Кто говорит о себе:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

2. Что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермия Гирин?

3. Имена мужиков – странников.

4. Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей:

а) Влас, Клим, Орефьевна, Агат, Петров, Ипат;
б) Павлуша Веретенников, Вавила, купец из обувной лавки;
в) Ермия Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна.

5. Какие стороны русской жизни получают отражение в этих эпизодах?

1. О чем заспорили мужики и как каждый из них ответил на этот вопрос?

Пошел … царствовать
Над всею княжьей вотчиной
И царствовал же он!
В семь лет мирской копеечки
Не попустил виновному
Душой не покривил.

3. Какой грех совершил он?

4. На каких условиях согласилась Матрена Тимофеевна рассказать свою жизнь?

5. Меняется ли представление мужиков о счастье в ходе поэмы? Как? Почему?

По тексту Некрасова

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».

Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, «Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: