Тютчев вешние воды текст

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами <стихотворение «Слезы людские, о слезы людские. »).
Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна: Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденъе. Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять. ».
Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья.»).
Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «. в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы: Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенъ я Единомысленную рать.
Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой. Растленъе душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет. Ты, риза чистая Христа.
Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.
Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий, Он; греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, Й чистый перл на дне морском. Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти .категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:
Есть близнецы — для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он. Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:
Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает. ». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.
Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм. » Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:
И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный. Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.
В стихотворении «Близнецы», любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.
Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь. Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим. ». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея. »
Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

Тютчев вешние воды текст

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. «

О стихотворении Тютчева: весенние воды.

Природа — это основная стихия творчества Ф. И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм Тютчева. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в её таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Ещё Н. А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина».
Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает

самую существенную черту явления («лениво дышит полдень мглистый», «лениво тают облака»). Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание.
В тютчевской лирике главным становится прием оду­шевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении «пол­день дышит», река «лениво-катится». Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы божества природы, живительных, плодоносных сил):
И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед! »
Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов) .
Тютчева особенно привлекали переходные, промежу­точные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи.

Федор Тютчев: весенние воды (весна идет, весна идет).
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. »

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России. И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Вешние воды — текст песни

Вешние воды бегут с гор ручьями,
Птицы весенние песни поют,
Горькими хочется плакать слезами,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Только к чему — всё равно не поймут.&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Горькими хочется плакать слезами,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Только к чему — всё равно не поймут.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Кто же поймёт, что в тяжёлое время
Самые юные годы прошли.
Вспомнишь о воле — взгрустнёшь поневоле,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Сердце забьётся, что птица, в груди.&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Вспомнишь о воле — взгрустнёшь поневоле,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Сердце забьётся, что птица, в груди.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Вспомнишь о воле — былое веселье,
Девичий стан, голубые глаза.
Только болит голова, как с похмелья,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
И на глаза накатится слеза.&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Только болит голова, как с похмелья,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
И на глаза накатится слеза.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Годы пройдут, и ты выйдешь на волю,
Гордо расправишь усталую грудь.
Глянешь на лагерь презренно глазами,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Чуть улыбнёшься и тронешься в путь.&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Глянешь на лагерь презренно глазами,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Чуть улыбнёшься и тронешься в путь.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Будешь бродить по российским просторам
И потихоньку начнёшь забывать.
Лагерь окутан колючим забором,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Где приходилось так долго страдать.&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
А лагерь окутан колючим забором,&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Где приходилось так долго страдать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector