Федор Тютчев

Философ и лирик — один из известнейших поэтов русской литературы 19 века. Многие его стихотворения являются результатом личных переживаний, написаны от чистого глубокого сердца, полны романтизма и вместе с тем размышлений о жизни и судьбах людей.

В своих произведениях Тютчев возвеличивает любовь, говорит о ее тайне и неразгаданности, волшебстве и быстротечности. Любовь, как блаженство души и тела, яркая, сияющая, наполняющая силами и желанием жить. Любовь, как основа, как дар, как призма человеческого существования.

Его лирические творения потрясают психологической глубиной, раскрывая переживания и страдания, роковую страсть и драматизм человеческих отношений.

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя,-
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Не может выстрадать себя.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.

Не верь, не верь поэту,
дева;
Его своим ты не зови —
И пуще пламенного гнева

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай мое она созданье —
Но как я беден перед ней.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смысловой план.
Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это – суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь, и мысль, и тело —
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
«Мысль несется, сердце бьется», однако все возвратится на круги своя («В водоем мой луч прольется») и бурное движение закончится одним – неминуемой смертью («И заря потушит ночь»).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета — это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе — «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).

Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно — экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.

Художественные средства.
Основной художественный прием в «Фонтане» Фета – метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и «ночь дышит», и «воздух пьян», и «напевает фонтан». Кроме того, «мысль несется, сердце бьется», «в водоем мой луч прольется», «заря потушит ночь» и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: «фонтан клубится», «он
коснулся высоты», «ниспасть на землю осужден», « какой закон тебя стремит, тебя мятет?», «длань твой луч свергает», «смертной мысли водомет» и т.д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета («облаком живым», «фонтан сияющий», «влажный дым», «высоты заветной», «пылью огнецветной», «длань незримо-роковая» и др.). Есть здесь и сравнения («Лучом поднявшись к небу»).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами («О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!», «Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?», «Как жадно к небу рвешься ты. »).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации – спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян-фонтан»).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета — философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Лирика Тютчева и Фета

После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева – четко разграничены, у Фета – они сливаются в одно целое.

Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета – два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго – иррациональный.

Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

Пейзажная лирика Ф. Тютчева

В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени – одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов – такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

Пейзажная лирика А. Фета

В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

Автор учит своего читателя наследовать выносливость этих растений, и так же смело бороться с трудностями, которые выпадают на его судьбу.

Окружающая природа в пейзажной лирике Фета – это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

Любовная лирика Тютчева и Фета

В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» — радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.

В своей любовной лирике, Фет отходит от земных представлений об этом чувстве. Яркий пример — стих «Шепот, робкое дыханье…», в котором автор соединяет пение соловья, нежный ветер ночи, черты лица любимой женщины в волшебную мистерию любви.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нравственные и философские искания в поэзии: новые идеи и задачи
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГражданственность лирики Некрасова — Несжатая полоса, Железная дорога

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Тютчев стихотворения лирика

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами <стихотворение «Слезы людские, о слезы людские. »).
Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна: Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденъе. Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять. ».
Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья.»).
Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «. в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы: Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенъ я Единомысленную рать.
Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой. Растленъе душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет. Ты, риза чистая Христа.
Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.
Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий, Он; греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, Й чистый перл на дне морском. Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти .категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:
Есть близнецы — для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он. Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:
Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает. ». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.
Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм. » Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:
И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный. Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.
В стихотворении «Близнецы», любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.
Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь. Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим. ». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея. »
Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector