Творчество Державина

Творчество Г. Р. Державина, великого русского поэта, сохранило свое историческое значение до наших дней. Наследие Державина пережило годы забвения и восторг современников, но не утратило живой поэтической прелести.

Немолодым и много повидавшим человеком Державин пришел в литературу, воспевая в своем творчестве стремление к правде и справедливости.

Писать Г. Р. Державин начал во время солдатской службы, размышляя о смерти и бессмертии, о бренности жизни. О раннем периоде творчества Державина дают представление две сохранившиеся тетради

Державин никогда не был придворным поэтом, хотя современники считали его таковым. Стать ручным стихотворцем Державину не позволял его горячий нрав, а характер заставлял говорить царям и вельможам “истину… с улыбкой”. Державин старался добиваться своего, зная, что на его стороне правда.

Охватывая все мироздание в своем воображении, поэт как-будто стремится взлететь ввысь, но это не всегда ему удается. Яркая и запоминающаяся метафора: ” Я червь – я Бог” рисует образ поэта, стремящегося изобразить душу человека, словно художник, не отрывающий кисти от бумаги, пока не закончен рисунок.

Подводит итог своему творчеству Державин рядом работ, одна из них “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”. Автор объясняет значение слова “ода”, разъясняет понятия слов “вдохновение” и многих других, ратуя за правдоподобие и краткость оды. Только после изучения наследия автора, все что осталось недосказанным и что автор применял на практике получило признание.

За два дня до смерти Г. Р. Державин написал оду “На тленность”, завершив свой творческий путь. Назначение поэта Державин видел в посредничестве людей с Богом, говоря нам об истине и бессмертии души.

«Где добродетель обитает…» Традиции и новаторство в творчестве Державина

На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
Вопросы и задания к оде «Фелица» 1.

Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.

) 2. Объясните смысл названия оды. 3.

Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений? 4. Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды? 5. Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. 6. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности? 7. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку? Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник». Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах. Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв. ». Для ее раскрытия используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».

Путешествие из Петербурга в Москву читать краткое содержание, пересказ

Путешествие из Петербурга в Москву

Краткое содержание романа

Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего рода благословление на труд.

Простившись с друзьями, автор-рассказчик уезжает, страдая от расставания. Ему снится, что он один, но, к счастью, случилась рытвина, он проснулся, и тут подъехали к станции.

Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару за лошадьми, но лошадей не дают, говорят, что нет, хотя в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымели действие «на ямщиков». За спиной комиссара они запрягли тройку, и путешественник отправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню, а путешественник размышляет над характером русского человека. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем, лезет в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему он отвернулся от людей?

Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже в летние дожди. В станционной избе путешественник встречает неудачника-литератора — дворянчика, который хочет ему всучить свой литературный труд «о потере привилегий дворянами». Путешественник дает ему медные гроши, а «труд» предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы те использовали бумагу для «обвертки», т. к. для иного она не пригодна.

Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т.к. шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, .

Сочинение размышление «Памятник» Пушкина и Державина

Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности. Тема поэзии и роли поэта в жизни стала традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация. Он является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. В конце своего творческого пути Гораций создал послание «К Мельпомене». Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.

В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного литературного «памятника» стало общеевропейской традицией. Не обошла ее и русская литература.
Первый перевод послания Горация на русский язык принадлежит М.В. Ломоносову. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник».

А.С. Пушкин, создавая свой «Памятник», знал эту литературную традицию, но непосредственно отталкивался от стихотворения Державина. А потому вполне правомерно сопоставление стихотворений этих двух поэтов.

Как и у Державина, у Пушкина «Памятник» состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Но основной смысл стихотворения у того и другого поэта глубоко различен, различна оценка их авторами своего творчества.
В стихотворении Пушкина указывается, что его поэзия в большей мере обращена к широкому читателю. Это видно уже из первых строчек. «. К нему не зарастет народная тропа», — говорит он о своем литературном «памятнике». В то же время его «Памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Внешне вторые строфы стихотворений похожи, но в конце их есть одно существенное различие. Державин пишет:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет жить.

У Пушкина же мы читаем:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит

Тем самым Пушкин говорит, что его произведения найдут более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, поэтов, причем поэтов всего мира. Державин же говорит лишь о признании на родине.

Третьи строфы очень близки и по форме и по содержанию. Основную смысловую нагрузку несут в обоих стихотворениях, несомненно, четвертые строфы Именно в них мы ясно видим, что считали основным в своем творчестве Державин и Пушкин.

. Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить.
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить, —

пишет Державин. Пушкин же говорит о себе иначе. Он, утверждая свое право на признание и любовь читателей, отмечает:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, на их свободолюбие. Интересно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву», то есть прямо назвал себя последователем русского просветителя-революционера. Последние строфы обоих стихотворений сходны по содержанию. В них и Державин, и Пушкин обращаются к своей музе и зовут ее следовать собственному призванию, презирая и хвалу, и клевету:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца, — пишет Пушкин.

Оба стихотворения написаны в жанре оды, поэтому интонация и лексика в них очень торжественны. Ритм стихотворений медленный, величественный. Оба стихотворения написаны ямбом с перрихием, который придает их звучанию особую торжественность.
Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Так оба автора широко употребляют возвышенные эпитеты (заветная лира, непокорная глава, великая Русь, гордый внук славян, чудесный, вечный, быстротечный) В обоих стихотворениях присутствует много славянизмов, что также подчеркивает их торжественность (воздвиг, главою, тлея, пиит, доколь и др.). Причем в стихотворении Державина архаизмов больше, чем у Пушкина, и они древнее (дерзнул, славянов род, презрит, чело, несчетных). Вероятно, это объясняется и тем, что «Памятник» Пушкина был создан на тридцать лет позже, когда литературный язык заметно сблизился с разговорным.

Можно сказать, что оба стихотворения являются гимнами поэзии. Ведь главная тема их — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

В то же время Пушкин в своем «Памятнике» по-новому определяет роль поэта и назначение поэзии. Он опирается не только на литературную традицию и на стихотворение своего непосредственного предшественника Державина, но и на свои творческие открытия, проложившие новые пути в русской литературе.
И каждый раз поэты последующих эпох, в том числе и наши современники, осмысливая свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, вновь и вновь обращаются к Пушкину, ведя с ним живой диалог.

Державин в первой строфе сравнивает памятник с пирамидами, они уже тысячи лет стоят, им не страшно ни время, ни солнце, так и творчеству Гаврилы Романовича не страшно время. А у Пушкина памятник вознесся выше Александрийского столпа, а александрийский маяк считался самым высоким сооружением того времени. Значит Пушкин и Державин обращались к древним мифам, но каждый к разному чуду света.

Державин рассказывает о там, что он первый «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фемиды возгласить», это значит, что «Оду на день…» он попробовал сочетать с сатирой. Пушкин же не говорит о своих достижениях, но его произведениях, но его произведения будут известны, если «жив будет хоть один пиит», потому что у поэтов более тонкая душа, способная понять тонкости темы и идеи стихотворения.

Пушкин и Державин оставили частичку своих душ в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще сотни лет.

Следующее сочинение из данной рубрики: Что привлекает меня в поэзии Пушкина?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Творчество Державина

Творчество Г. Р. Державина, великого русского поэта, сохранило свое историческое значение до наших дней. Наследие Державина пережило годы забвения и восторг современников, но не утратило живой поэтической прелести.

Немолодым и много повидавшим человеком Державин пришел в литературу, воспевая в своем творчестве стремление к правде и справедливости.

Писать Г. Р. Державин начал во время солдатской службы, размышляя о смерти и бессмертии, о бренности жизни. О раннем периоде творчества Державина дают представление две сохранившиеся тетради

Державин никогда не был придворным поэтом, хотя современники считали его таковым. Стать ручным стихотворцем Державину не позволял его горячий нрав, а характер заставлял говорить царям и вельможам “истину… с улыбкой”. Державин старался добиваться своего, зная, что на его стороне правда.

Охватывая все мироздание в своем воображении, поэт как-будто стремится взлететь ввысь, но это не всегда ему удается. Яркая и запоминающаяся метафора: ” Я червь – я Бог” рисует образ поэта, стремящегося изобразить душу человека, словно художник, не отрывающий кисти от бумаги, пока не закончен рисунок.

Подводит итог своему творчеству Державин рядом работ, одна из них “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”. Автор объясняет значение слова “ода”, разъясняет понятия слов “вдохновение” и многих других, ратуя за правдоподобие и краткость оды. Только после изучения наследия автора, все что осталось недосказанным и что автор применял на практике получило признание.

За два дня до смерти Г. Р. Державин написал оду “На тленность”, завершив свой творческий путь. Назначение поэта Державин видел в посредничестве людей с Богом, говоря нам об истине и бессмертии души.

Народность лирики Державина

Белинский заметил, что «главное, отличительное их [стихов Державина] свойство есть народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи»

Национальные обычаи и нравы — это из области глубинных основ личности, и Державин использует этот образ: в 1798 г., переводя второй эпод Горация «Beatus ille. » («Похвала сельской жизни»), Державин русифицировал свой перевод, так что ода стала «соображена с русскими обычаями и нравами»:

Горшок горячих, добрых щей,

Копченый окорок над дымом;

Обсаженный семьей моей,

Средь коей сам я господином,

И тут-то вкусен мне обед!.

Национальное самосознание, органично свойственное эмпирическому мировосприятию Державина, приобретает смысл эстетической категории в переводно-подражательной поэзии позднего периода творчества, когда он пишет стихотворения, объединенные в поэтический сборник 1804 г. «Анакреонтические песни», который включает не только свои вольные переводы стихотворений Анакреона и классической древней анакреонтической лирики, но и свои оригинальные тексты, написанные в духе легкой лирики, воспевающей простые радости земной человеческой жизни.

Общая эстетическая тенденция переводов анакреонтики — очевидная русификация античных текстов: например, стихотворения Анакреона «К лире», издавна знакомый русскому читателю по ломоносовскому «Разговору с Анакреоном»:

Петь Румянцева сбирался,

Петь Суворова хотел;

Гром от лиры раздавался,

И со струн огонь летел

Так не надо звучных строев,

Переладим струны вновь;

Петь откажемся героев,

А начнем мы петь любовь.

Так возникает один из лирических шедевров Державина, стихотворение «Русские девушки», которое ритмом передает мелодику народного танца, а через обращение к народному искусству выражает идею национального характера:

Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзия XVIII века нуждалась в полной перестройке – придворные лживые оды, полные напыщенных фраз и чувств, не давали развития уже назревшей проблеме национального характера, решения которой стало просто необходимой. Равнодушию вельмож постепенно начинает противопоставляться просвещённый разум и благородные порывы частного человека. Именно поэтому вклад Гавриила Романовича Державина в русскую литературу несомненно велик.

Отличительные черты творчества Державина можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году.

Прежде всего, в лирику Державина вошла его собственная жизнь. Образ поэта создавался теперь уже не как отрешённый от всякой обыденности и житейской прозы, но в единстве с ними и через них. Стихотворение «Памятник» содержит некоторые биографические сведения из жизни поэта. Его лирический герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения я: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Фелица. Так называл Державин Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу. А в том, что поэт говорил истину царям, сомневаться не приходится. Биография его служит прямым тому доказательством. И Павел I, и Александр I в своё время отказались от услуг Гавриила Романовича, так как истина не всем приятна.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина – соединение «высоких» и «низких» слов. Так поэт добивается большей выразительности и эмоциональности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…

В сердечной простоте беседовать о боге…

И, наряду с этими простыми и понятными каждому строчками, есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в свое предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Это материальное свидетельство заслуг отдельной личности становится в произведении Державина одухотворённой памятью человечества. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Ещё один излюбленный приём поэта – антитеза. С помощью неё он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. Например:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Именно поэтому особым достижением Державина следует признать художественное исследование противоречивости бытия. Причём найденные противоречия (сердечная простота-бог, русский слог-добродетель, истина-улыбка) он провозглашает нормой.

Наряду с антитезой, Державин был вынужден использовать и одушевление, так как этого требует основной художественный приём – метафора. Вот четверостишие, полностью состоящее из олицетворений:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Стихотворение написано двустопным ямбом, который обычно подразумевает четкость и жёсткость стиха. Но стихи содержат множество пиррихиев, поэтому строфы звучат мягко и плавно. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифм. Иногда, для сохранения ритма в строке, автор использует перенесение нормативного ударения («Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных»; «И презрит кто тебя, сама тех презирай»), неполноту окончаний (вселена, славянов).

В стихотворении Державин утверждал вечность литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством («Всяк будет помнить то в народах неисчётных / Как из безвестности я тем известен стал»). Но не менее он гордился и своим народом («Доколь славянов род вселенна будет чтить»). Также большое значение имеет и образ императрицы («О добродетелях Фелицы возгласить»). Но с самой большой теплотой поэт относится к своей Музе, считая, что именно она, то есть божье проведение, двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, поэт у Державина представлен как орудие высшей силы, действующее по велению свыше и направленное на обличение пороков окружающей среды.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Разное / Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Державина:

Народность лирики Державина

Белинский заметил, что «главное, отличительное их [стихов Державина] свойство есть народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи»
Национальные обычаи и нравы — это из области глубинных основ личности, и Державин использует этот образ: в 1798 г., переводя второй эпод Горация «Beatus ille. » («Похвала сельской жизни»), Державин русифицировал свой перевод, так что ода стала «соображена с русскими обычаями и нравами»:
Горшок горячих, добрых щей,
Копченый окорок над дымом;
Обсаженный семьей моей,
Средь коей сам я господином,
И тут-то вкусен мне обед!.
Национальное самосознание, органично свойственное эмпирическому мировосприятию Державина, приобретает смысл эстетической категории в переводно-подражательной поэзии позднего периода творчества, когда он пишет стихотворения, объединенные в поэтический сборник 1804 г. «Анакреонтические песни», который включает не только свои вольные переводы стихотворений Анакреона и классической древней анакреонтической лирики, но и свои оригинальные тексты, написанные в духе легкой лирики, воспевающей простые радости земной человеческой жизни.
Общая эстетическая тенденция переводов анакреонтики — очевидная русификация античных текстов: например, стихотворения Анакреона «К лире», издавна знакомый русскому читателю по ломоносовскому «Разговору с Анакреоном»:
Петь Румянцева сбирался,
Петь Суворова хотел;
Гром от лиры раздавался,
И со струн огонь летел
Так не надо звучных строев,
Переладим струны вновь;
Петь откажемся героев,
А начнем мы петь любовь.
Так возникает один из лирических шедевров Державина, стихотворение «Русские девушки», которое ритмом передает мелодику народного танца, а через обращение к народному искусству выражает идею национального характера:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Творчество Державина

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются.

Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде.

Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину. с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим. что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.

В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог— первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:

Но грешных пламя и язык

Да истребит десница строга!

Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит:

Да правый суд я покажу.

Колеблемы столпы земные

Законом Божьим утвержу.

Поэт не раз проявляет себя в своих с

Подите счастья прочь возможны.

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”:

Как червь, оставя паутину

И в бабочке взяв новый вид,

В лазурну воздуха равнину

На крыльях o.ieuiyuiux летит,

В прекрасном веселясь убранстве,

С цветов садится на цветы:

Так и душа небес в пространстве

Не будешь ли бессмертна ты?

В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах. она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “. восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли. живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.

Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.

Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

Черты классицизма в поэзии Гавриила Романовича Державина

В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место.

Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической лето­писью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей.

Ода — один из жанров лирической поэзии, широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием «классицизм». Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит «образцовый». В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.

В соответствии с требованиями классицизма выдающийся русский ученый и поэт Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновид­ность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достиже­ний человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних обществен­ных ступенях.

Ярким примером торжественной оды в поэзии Ломоносо­ва может служить «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить соб­ственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существен­ные художественные особенности, отличающие ее от класси­ческой ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем «божествен­ном» качестве — как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт. Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям.

Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину «богоподобной ца­ревной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи­тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выра­жений из повседневной речи.

Уже само название оды носит шутливый оттенок. Исполь­зуя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворе­нии возникают элементы дружеского послания. Екатерина, как известно, занималась сочинительством. Одним из ее лите­ратурных опытов стала «Сказка о царевиче Хлоре», которую она написала для своего внука — будущего императора Алексан­дра Первого. Имя героини оды «Фелица», что в переводе озна­чает «счастливая», также заимствовано поэтом из этой сказки. Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Дер­жавин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух рав­ноправных служителей муз. Из того же игрового ряда и имено­вание себя и сановников Фелицы мурзами. Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя (мурзы) Багрима, слу­жившего великому московскому князю Василию Темному.

Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэто­му императрица благосклонно отнеслась к шуточному харак­теру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отли­чие Державина от его предшественника Ломоносова, — в вос­певании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает не­прихотливость императрицы в быту:

Не могли не понравиться державному адресату оды и стро­ки, восхваляющие ее обращение с подданными:

Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту цари­цы, а особенно то, что… Материал с сайта //iEssay.ru

Разумеется, Державину, как человеку, близкому к придвор­ным кругам, известны были не только добродетели, но и пороки Екатерины и ее «мурз». Но даже просто сказать вслух об этом в те времена было опасным для жизни; да и сам жанр оды не предпо­лагал никаких эпитетов, кроме хвалебных, панегирических.

Значение оды «Фелица» в истории русской литературы очень велико. Она стала первым произведением реалистичес­кого жанра, хотя и была облечена в шутливую аллегорическую форму.

Уверенность в долгой жизни своих произведений Держа­вин выразил в стихотворении 1795 года «Памятник», где так оценил свои заслуги перед русской литературой:

Это произведение, представляющее собой переложение оды древнеримского поэта Горация, послужило образцом для знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Гавриил Романович Державин

Жизненный путь Гавриила Романовича Державина — русского поэта и драматурга эпохи Просвещения, сенатора, государственного деятеля Российской империи. Литературная и общественная известность, ода «Фелица», посвященная автором Императрице Екатерине II.

Подобные документы

Биографический очерк жизни и литературного творчества русского поэта эпохи Просвещения, государственного деятеля, сенатора и тайного советника Гавриила Романовича Державина. Просветительские начинания екатерининской эпохи под руководством Державина.

презентация, добавлен 11.10.2014

Жизнеописание русского поэта эпохи Просвещения Гавриила Романовича Державина: происхождение, образование, творческая и государственная деятельность. Русский классицизм в произведениях поэта. Государственная служба Г.Р. Державина и последние годы жизни.

биография, добавлен 09.10.2014

Учеба Гавриила Романовича Державина в Казани в гимназии. Поступление на военную службу. Содержание поэзии Державина. Совершенствование формы стиха. Государственная служба поэта. Влияние Оссиановой поэзии. Изобразительное искусство в поэзии Державина.

реферат, добавлен 09.09.2014

Жизнь и творчество знаменитого русского поэта Гавриила Романовича Державина. Содержание поэзии и форма стиха: появление сатиры и шутки, употребление народных оборотов и выражений. Служебные проблемы Державина: недовольство императрицы и гонения.

реферат, добавлен 15.01.2012

Особенности творчества русского поэта эпохи Просвещения Г.Р. Державина, живописность его поэзии. Проявление авторской личности в оде «Фелица» и стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Проблема соотношения лирического «Я» с чертами самого автора.

реферат, добавлен 18.05.2017

Державин как гениальный поэт-художник и первый русский поэт-реалист. Жизненный и творческий путь Гаврила Романовича Державина. Влияние творчества Ломоносова на формирование Державина как поэта, его подход к проблеме подражания. Тематика стихотворений.

реферат, добавлен 04.06.2010

Создание Гавриилом Державиным народных училищ и Тамбовского театра во время его губернаторства. Зарождение традиций классицизма в творчестве Державина. Позиция Державина во время подавления Пугачевского восстания. Юмор и лирика в поэзии Державина.

презентация, добавлен 05.03.2014

Поэзия Г.Р. Державина, ее тематика, новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Изображение царицы Екатерины II в оде «Фелица» (1782 г.), ее образ. Фелица как просвещенная монахиня и частное лицо. Мнение Белинского о Державине.

доклад, добавлен 05.05.2009

Обзор жизненного пути и творческой деятельности Г.Р. Державина — русского поэта эпохи Просвещения, представителя классицизма, который значительно преобразил его. Первый сборник стихов Державина. Отличительные черты и новаторство его поэзии и драматургии.

реферат, добавлен 17.12.2011

Происхождение рода Державиных и биографические сведения о семье поэта. Участие молодого писателя в государственном перевороте и в подавлении пугачевского восстания. Первые стихи поэта, приход литературной известности, членство в Российской Академии наук.

Биография Державина Гавриила Романовича

Державин родился 3 (14) июля 1743 в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Казанской губернии.

Учился в Казанской гимназии, и уже в это время начал писать стихи. Гимназию он не окончил, из-за произошедшей канцелярской ошибки Державин был призван на военную службу в Петербург на год раньше положенного срока . Его записали, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Державину пришлось десять лет ждать офицерского чина, при этом, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме.

Вместе с полком участвовал в перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. В период военной службы, находясь в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, стал шулером, совершил ряд уголовных проступков.

Только что произведенный в офицеры, Державин в качестве члена секретной следственной комиссии принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта.

Позднее Державин был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и был вынужден в течение нескольких лет зарабатывать на жизнь карточной игрой, причем не всегда честной.

В жизни и творчестве Державина принципиальные перемены произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем будет воспевать в своих стихах в течение многих лет под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта.

В 70-е годы Державин, несмотря на свой неуживчивый характер, понемногу начал продвигаться по служебной лестнице, постепенно занимая все более и более ответственные посты.

Так, он был олонецким и тамбовским губернатором, затем статс-секретарем Екатерины II и сенатором, государственным казначеем, наконец министром юстиции.

В поэзии с 1779 он избрал «свой особый путь». До 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья размеренная и звучная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, этот традиционный жанр сумел преобразовать и вдохнуть в него совершенно новую жизнь.

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода к Фелице, Ода на смерть князя Мещерского, Бог, Водопад были написаны непривычным для того времени удивительно звучным языком.

В последние десятилетия его жизни новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились. Поэт отказался от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, любовью, дружбой, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII – начале XIX вв. – дружеские послания, любовная лирика, шуточные стихи – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Это ничуть не смущает старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, так как именно таким образом он может в стихах выразить свою индивидуальность.

Удивляет тот факт, что несмотря на новаторский характер творчества Державина, его литературное окружение в конце жизни составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того изящного и легкого слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. Державин состоял с 1811 года в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.

Однако, Державину это не помешало понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал в Царскосельском лицее на экзамене.

Последние годы жизни прожил на полном покое, частью в Петербурге, частью в своей новгородской деревне Званка.

Державин умер 8 (20) июля 1816 в своем любимом имении Званка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря

Александру Сергеевичу. В это же время творили прекрасные поэты — Державин,

Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали Лермонтов и

Гавриил Романович Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII века, его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава

Державина перешла к Пушкину.

Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было

в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к

нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и

поцеловать ему РУКУ» руку, написавшую «Водопад». Державин был очень стар Он

был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел,

подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мУгны, губы отвислы:

портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до

тех пор, пока не начался экзамен в

русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его

стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел

«Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах

описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не

помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в

восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. «

Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина

по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом.

Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды

Державина «Бог». Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени

превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет

места и причины, Кого никто постичь не мог. Кто все собою наполняет, Объемлет,

зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.

Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет,

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих; Я

телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я Бог!

Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел ? — безвестен; А сам собой я быть не

Державин — поэт классицизма. Но он внес в классицизм «сердечную простоту»,

поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма

в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской

жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось

Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический

язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не

приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

Родился Гавриил Державин близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой («Горяч и в правде черт!» — говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои

оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка

осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время

писателей — Н.А. Львова,

И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков

классицизма — Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.

Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в

петербургских журналах — и это уже были истинно державинские произведения- «На

смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного

отрока». Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни

Ломоносов, с такой смелостью не пользовались «низким штилем», не вводили так

просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев,

окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а

Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

Огромный успех имела ода Державина «Фелица», написанная в 1782 году. Под видом

царевны «Киргиз-Кайсацкия орды» Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та,

прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию.

Державин нарисовал в «Фелице» образ Екатерины как просвещенной «матери

отечества», неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы,

умной и простой в быту й привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха.

В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям.

Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож. За

что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую

Олонецкую губернию — но губернатором. Державин объездил весь Север Во время

плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб

Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в

его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании

Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову,

возглавлявшему правительственные войска против повстанцев. Три года он провел в

огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву

«В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед», — писал Белинский.

А историк русской литературы Г Гуковский подтверждает: «Его стихи рвут из рук,

их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без

того знают наизусть все. » Это уже 80-90 годы конца XVIII века

Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой,

Прочитаем вместе замечательное стихотворение «Лебедь», в котором и звукопись

прекрасна, и изобразительность изумительная, и со-

держание очень серьезное — в этом стихотворении, которое напоминает греческое

предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим,

что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей

не как вельможа, а как великий поэт.

Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь, в воздух поднимусь

В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью

превознесенный, Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не

равен И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая

цевница, С небес раздамся в голосах

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой, Пух на груди, спина

крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной

Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод, Народы, света с

полукруга, Составившие россов род.

Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь

пылают, Покажут перстом и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор муз, не пой! Супруга!

облекись терпеньем! Над мнимым мертвецом не вой.

Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего

атамана Платова, но прославил и простого русского солдата — Росса, как он

возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек

крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие,

выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.

Мы начали рассказ о Державине с отрывка из воспоминаний Пушкина. Но Пушкин не

знал, что через несколько дней после этого экзамена в Лицее Гаврила Романович

сказал Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин».

Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

О поэзии Державина

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина — русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи — от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства — подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни — поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта — от «Читалагайских од» до «Вельможи» — в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным — он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки — он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема — это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта — в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина — это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII — начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.

Творчество Державина

Творчество Г. Р. Державина, великого русского поэта, сохранило свое историческое значение до наших дней. Наследие Державина пережило годы забвения и восторг современников, но не утратило живой поэтической прелести.

Немолодым и много повидавшим человеком Державин пришел в литературу, воспевая в своем творчестве стремление к правде и справедливости.

Писать Г. Р. Державин начал во время солдатской службы, размышляя о смерти и бессмертии, о бренности жизни. О раннем периоде творчества Державина дают представление две сохранившиеся тетради

Державин никогда не был придворным поэтом, хотя современники считали его таковым. Стать ручным стихотворцем Державину не позволял его горячий нрав, а характер заставлял говорить царям и вельможам “истину… с улыбкой”. Державин старался добиваться своего, зная, что на его стороне правда.

Охватывая все мироздание в своем воображении, поэт как-будто стремится взлететь ввысь, но это не всегда ему удается. Яркая и запоминающаяся метафора: ” Я червь – я Бог” рисует образ поэта, стремящегося изобразить душу человека, словно художник, не отрывающий кисти от бумаги, пока не закончен рисунок.

Подводит итог своему творчеству Державин рядом работ, одна из них “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”. Автор объясняет значение слова “ода”, разъясняет понятия слов “вдохновение” и многих других, ратуя за правдоподобие и краткость оды. Только после изучения наследия автора, все что осталось недосказанным и что автор применял на практике получило признание.

За два дня до смерти Г. Р. Державин написал оду “На тленность”, завершив свой творческий путь. Назначение поэта Державин видел в посредничестве людей с Богом, говоря нам об истине и бессмертии души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: