Творчество А

Творчество А.П. Чехова

Первой пьесой Чехова, поставленной на сцене, была драма «Иванов». Это история надломленного интеллигента, который по началу строил грандиозные планы, а потом в бессилии смирился перед жизненными препятствиями. «Иванов» — это психологическая драма мыслящего человека, превратившегося в неудачника, развитие известной темы «лишнего человека» в русской литературе, но уже в драматической форме и с драматическим содержанием.

Помимо этой пьесы Чехов написал целый ряд драматических произведений: «Леший» (1889), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1889), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903) и сценок — водевилей: «Свадьба» (1889), «Юбилей» (1891), «Медведь», «Предложение» (1888). Автор этих пьес принадлежит к кругу создателей европейской новой драмы, с которой связан переворот в сценическом искусстве и рождение новой театральной системы. Театр Чехова проходит несколько этапов развития. «Иванов», к примеру, объединяет старую и новую театральные системы, а уже в «Чайке», «Вишневый сад» и «Трех сестрах» драматург выступает как основоположник эпического театра.

Основным мотивом чеховской драматургии можно считать мотив времени, выражающий течение жизни, хотя герои почти вечно живут не в своем времени: либо в ощущении прошлого, либо в ожидании будущего. Особенно часто с удивительной настойчивостью возникает в их диалогах тема возраста. Лейтмотивом стали фразы из «Чайки»: «Полина Андреевна, Время ваше уходит! Аркадина. Что же делать!». Проблеме возраста своих литературных героев сам Чехов придавал необычайно важное важность. В одном из писем читаем: «Прежде герои повестей и романов (Печорин, Онегин) были 20-ти лет, а теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет».

Романтически настроенный молодой человек, о разочарованиях которого рассказали писатели 19 века, в современной литературе, по мнению Чехова, должен уступить место герою зрелых лет, несущему груз сложных переживаний и жизненных испытаний. Зрелый возраст в поэтике Чехова обозначает переход от надежд к разочарованиям, от чувства свободы к осознанию безысходности. Даже молодые герои, как Нина Заречная, Треплев («Чайка»), сестры Прозоровы («Три сестры»), — ощущают себя состарившимися. Герои показаны автором в тот момент трагического отрезвления, когда они с внезапной пугающей яростью осознают, что жизнь коротка и прожита не так, как следует, что и переделывать ее уже поздно. Вот почему с таким отчаянием, так горячо они об этом говорят.

Чехов равнодушно относится к исключительным событиям, сильно убежденным в том, что в критические моменты человек не вечно искренен и в желаниях, и в поступках. Сложнее сохранить силу духа, волю, благородство и достоинство тогда, когда однообразная жизнь доводит до исступления. В «минуты роковые» человек может показать себя сильным, нов обыденности это бывает сложнее всего.

К раннему творчеству чехова относятся

ЧЕХОВ Антон Павлович
17(29) января 1860, Таганрог — 2(15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия;
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Биография

Семья, учеба

Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п. Некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.)

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

Вхождение в “большую” литературу

Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь” ,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник” , обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; «Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года” , “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) , аномальных явлений психики (“Черный монах” , 1894) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые” , скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Последний период творчества

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903).

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.

Список литературы:
1) Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.
2) Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.
3) Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.
4) Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.
5) Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986г.

Тест по творчеству А. П. Чехова

1. Кто главный герой рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»?

б. Акакий Акакиевич

в. Макар Девушкин

2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему пе­риоду творчества А.П. Чехова?

а. «Толстый и тонкий»

б. «Лошадиная фамилия»

в. «Дама с собачкой»

3. Какой порок показал А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?

4. Какие детали в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» говорят о характере Беликова?

д. Древнегреческий язык

5. Что олицетворяет образ унтера Пришибеева?

б. Полицейский произвол

6. Что является темой рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?

б. Деградация души

в. Поиск общественных идеалов

7. Как А.П. Чехов определил жанр пьесы «Вишневый сад»?

8. О каком персонаже сказано А.П. Чеховым в пьесе «Вишневый сад»: Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, кото­рый съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен?

9. Что является темой пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова?

Раннее творчество А.П.Чехова

Описание разработки

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и одежда, и мысли» — говорил А.П. Чехов.

Выражение вашего лица – это отображение вашей души.

Давайте улыбнемся, настроимся на радостную волну, тем более, что тема

Нашего урока «Юмористические произведения А.П. Чехова»

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Учитель: Перед тем как приступить к новой теме обратите внимание на таблицу

Учитель: Но вы видите, что нижняя часть этой таблицы закрыта, а закрыт вывод, к которому вы должны прийти к концу урока.

Обратите внимание на эти слова. Они помогут нам в работе на уроке.

САТИРА – 1) художественное произведение, остро и беспощадно обличающие отрицательные явления действительности.

2) обличающие, бичующее осмеяние.

ЮМОР — 1) понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2) в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

КОМИЧЕСКИЙ – смешной, забавный.

1) тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство;

2) аномалия, отклонение от нормального вида, состояния.

НЕДОСТАТОК – изъян, несовершенство, неправильность в ком-нибудь или чем-нибудь.

Вспомнить произведения ранее изученные и познакомиться с новыми.

Определить, какие темы раскрывает Чехов в своих произведениях.

Увидеть, какие пороки и недостатки высмеивает Антон Павлович, и что считает болезнями общества.

Научить выделять суть произведений и записывать основное в конспект.

Итак. Кем же был Чехов в большей степени – писателем или врачом?

Наверное эти два качества гармонично дополняли друг друга. Если Антон Павлович так точно мог поставить диагноз, описать не просто пороки и недостатки современного ему общества и указать на причины этих «болезней».

Современная обстановка того времени была очень насыщена политическими событиями. В литературе ждали «певцов» гражданских идеалов, героических личностей. Чехов был полной противоположностью и, казалось, не отвечал требованиям времени. Он не писал героических романов – эпопей, не описывал громких событий или подвигов. В своих произведениях он изображал повседневную жизнь простых людей с их будничными проблемами и заботами, сумел охватить жизнь всех сословий.

В его небольших по объёму произведениях мы видим то, что близко каждому человеку.

«Краткость – сестра таланта» — говорил А.П.Чехов. И доказал это своим творчеством.

Истинно русский писатель Чехов был полон раздумий о смысле жизни, о назначении человека с точки зрения высших человеческих ценностей.

(обратить внимание учащихся на таблицу)

Учитель: Его ненависть к пошлости, мещанству, самодовольству выглядит как стремление к самосовершенству и совершенству окружающего мира. Средством для достижения совершенства он выбрал юмор и сатиру.

Свою деятельность как писатель А.П.Чехов начал именно с юмористического направления. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появились его первые публикации юмористических рассказов, которые имели успех в литературной и читательской среде.

Юмор Чехова необычен и оригинален, его смех доводит до слёз, порой слёз оправданных. Мы, читая его рассказы, сразу и точно определяем, что хотел нам сказать писатель, над чем он смеётся, что выделяет из сумбура жизни. Его герои – это проводники чувств и носители негативных качеств пошлости, манерности, глупости, невоспитанности и т. д.

Давайте на примере некоторых произведений убедимся в этом. Вспомните рассказы, которые вы изучали ранее. Сделаем небольшой их анализ.

В процессе анализа вы должны составить характеристику героев, отмечать их отрицательные качества, которые, по вашему мнению, хотел выделить Антон Павлович. Это некоторые слова, имеющие символическое значение.

(пример написать на доске).

Пример: «Хамелеон» — рассказ. Хамелеон символизирует лицемерие, чинопоклонничество, отсутствие сострадания, приспособленничество.

Учитель: Вспомните, какие юмористические рассказы вы знаете?

Уч-ся:(называют рассказы: «Хамелеон», Хирургия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.)

Учитель: Рассказы названы правильно. Нас интересует следующее:

Небольшая характеристика героев (пороки и недостатки).

Уч-ся:(Характеризуют героев, отмечают пороки и недостатки в своих конспектах).

Учитель: С этими произведениями вы были знакомы раньше, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию рассказы, которые вы не изучали.

Вы должны их внимательно послушать и сделать анализ с записями в конспектах.

Уч-ся: (выразительное чтение рассказа «Моя «она» (по желанию)

Уч-ся: (обсуждение – беседа по рассказу «Моя «она» с записями в тетрадях)

Учитель: Рассказ «Канитель». В этой театрализованной композиции вы должны уловить главную мысль автора.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ рассказа «Канитель».

Учитель: Уже с 70-х годов Чехов пробовал писать для театра, так как сам очень любил театр. Известны его комедии – шутки: «Леший», «Медведь», «Предложение, «Трагик» и др.

А что это за пьесы?

ВИДЕОЗАПИСЬ пьесы «Предложение».

Учитель: Я обратилась к пьесе «Предложение по двум причинам.

Эту пьесу вы смотрели.

Она тоже относится к юмористическим пьесам Чехова.

Ответьте на вопросы:

Считаете ли вы эту пьесу комедией?

Какую общественную среду описывает Чехов?

Рассказать кратко сюжет.

Что юмористическое вы в ней увидели?

Какие черты героев особенно ярко выражены?

Присутствует ли здесь хамелеонство?

Уч-ся: (отвечают на вопросы)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Учитель: Итак, мы и вспомнили и познакомились с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Сейчас давайте послушаем ваши записи в конспектах.

Уч-ся: (читают письменные заключения)

Учитель: Теперь сравним ваши записи со второй частью таблицы. Прекрасно наше с вами мнение совпадает. В своих произведениях А.П.Чехов отмечал именно эти недостатки и пороки общества.

«Истинно русский писатель А.П.Чехов размышлял о смысле жизни о назначении человека с точки зрения высших человеческих ценностей: любви, добра, человеколюбия, милосердия. Он считал, что нельзя молчать о негативных явлениях в обществе, если хочешь изменить жизнь к лучшему. Считал, что это его долг как писателя, как врача, как гражданина. В творчестве Чехова особый неизменный мир, где одинаково смешны и верхи, и низы, и сильные, и слабые, и наглые самодуры, и запуганные обыватели. Они одинаково забавны и одинаково ничтожны, пошлы и глупы, они не заслуживают даже обличения, с них довольно и смеха».

Учитель: У меня к вам ещё несколько вопросов:

Как вы считаете, болеет ли наше современное общество такими же «болезнями»?

Встречались ли вы с ними, если да, то с какими?

Уч-ся: (отвечают на вопросы)

Учитель: Значит Чехов не зря ещё в 19 веке обратил внимание на эти проблемы. Они актуальны и в наши дни.

Учитель: Запишите домашнее задание.

Слова, которые вы видите на доске, запишите в тетради, значения этих слов найдите в словаре.

Прочитайте юмористические рассказы по выбору. Напишите их краткий анализ в тетради.

Слова к домашнему заданию.

Учитель: Я довольна вашей работой на уроке. Тему вы поняли, поняли основную мысль автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector