Творческий путь Державина

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕРЖАВИНА

(Державин Г. В. Стихотворения. — М., 1981. — С. 3-18)

Гаврила Романович Державин (1743-1816) прожил долгую я сложную жизнь, полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин — чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт. Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «филозофии», как говорил он сам. Истоки «русского склада» ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника. Для поэзии 1760-х — начала 1770-х гг. характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А. П Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII вв., с которой Державин был хорошо знаком. Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных стихотворений, «Идиллия», Державин и отрекался начисто от «высокой» поэзии: Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться И бурным вихрем вверх до солнца подыматься, боясь, чтоб «в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня», — но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями «легких» жанров, а то же самое время в ряде произведений он как раз и поднимался «вверх до солнца» «бурным вихрем». Вместе с тем во многих одах Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой публицистичностью. Подобная ориентация на «образец» для поэта-классициста была необходима, поскольку одним из основополагающих принципов теория и практики классицизма был принцип «подражания образцам». Следуя за Ломоносовым, молодой Державин старательно воспроизводит не только программную учительность, но и самую форму од «образца», вводит огромное число заимствований и прямых цитат из ломоносовских стихотворений. Подражая же Сумарокову, Державин пишет резко публицистические произведения, гораздо более оригинальные по форме, воспроизводит гражданственный стиль «образца», но прямых заимствований из Сумарокова у него почти нет. Различный подход Державина к проблеме подражания, поставленный в зависимость от того, как решал эту проблему поэт, на которого в данном произведении ориентировался Державин, — такой подход определенно свидетельствует об осмысленности и осознанности его поисков, о его осведомленности в сущности литературно-теоретических споров эпохи. Однако стихи первого периода творчества Державина в подавляющем большинстве не отличаются высокими достоинствами: они подражательно-традиционны, вялы и тяжелы. «Обрести самого себя» в поэзии Державину помогло сближение с «львовским кружком» — группой молодых поэтов, композиторов, художников, связанных дружескими отношениями и общностью поисков новых путей в литературе и искусстве. В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как -поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист, композиторы Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянскнй, В. А. Пашкевич, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки к кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И. Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н. Радищева. Именно в кружке сформировалось то направление, которое в истории русской литературы позднее получило наименование «предромантизм». В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир; отвергнув теорию «подражания образцам», предромантики пришли к романтической концепции гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. А отсюда неизбежно вытекало новое поэтическое видение мира; идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества; частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; отказ от нормативности как классицистической, так и сентименталистской вообще, и «правил» в частности; образ автора, органически входящий в произведения: попытки создания индивидуальных характеристик людей; обилие конкретных намеков; внимание к бытовым деталям, воплощение быта в живописно-пластических образах: смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть признание того, что в разные эпохи и у людей разных национальностей существовали различные «вкусы» — иначе говоря, отказ от критерия «изящного вкуса», единого для всех времен и народов, и выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур. Предромантизм выдвинул как центральные — проблемы историзма, философии истории, зависимости национального характера от истории и т. д Решить эти проблемы в полной мере смог только реализм, но важным шагом, который сделали предромантики, была сама постановка этих проблем в философии и литературе. Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств художественной выразительности, арсеналу образов, роднику древней мифологии и т. д. Ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов Запада и Востока. Так, например, Державин, помимо древнерусской («славенской») и античной, использовал образы и мотивы «варяго-росской» (скандинавской), древнееврейской (библейской), китайской и индийской мифологии.

1. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. VIII. М.- Л., 1952, с. 374.

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М, 1953, с. 50.

3. 3ападов А. В. Мастерство Державина. М., 1958, с. 122.

4. См.: Благой Д. Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, с. 136.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1, с. 374.

6. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 137.

7. Западов А. В. Мастерство Державина, с. 146.

Г.Р. Державин: личность, судьба, эпоха

Г.Р. Державин как поэт и государственный деятель эпохи Просвещения. Дворцовая жизнь секретаря Екатерины II. Характеристика личности Державина посредством анализа его «Записок» и романа Ходасевича. Искусство классицизма в пропаганде служения государству.

Подобные документы

Державин как гениальный поэт-художник и первый русский поэт-реалист. Жизненный и творческий путь Гаврила Романовича Державина. Влияние творчества Ломоносова на формирование Державина как поэта, его подход к проблеме подражания. Тематика стихотворений.

реферат, добавлен 04.06.2010

Жизнеописание русского поэта эпохи Просвещения Гавриила Романовича Державина: происхождение, образование, творческая и государственная деятельность. Русский классицизм в произведениях поэта. Государственная служба Г.Р. Державина и последние годы жизни.

биография, добавлен 09.10.2014

Жизненный путь Гавриила Романовича Державина — русского поэта и драматурга эпохи Просвещения, сенатора, государственного деятеля Российской империи. Литературная и общественная известность, ода «Фелица», посвященная автором Императрице Екатерине II.

курсовая работа, добавлен 06.02.2013

Исследование детских годов, службы в Преображенском полку, участия в подавлении восстания Пугачёва. Изучение оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Литературная слава. Описания взлётов и падений в служебной деятельности Г.Р. Державина.

презентация, добавлен 29.09.2013

Особенности творчества русского поэта эпохи Просвещения Г.Р. Державина, живописность его поэзии. Проявление авторской личности в оде «Фелица» и стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Проблема соотношения лирического «Я» с чертами самого автора.

реферат, добавлен 18.05.2017

Создание Гавриилом Державиным народных училищ и Тамбовского театра во время его губернаторства. Зарождение традиций классицизма в творчестве Державина. Позиция Державина во время подавления Пугачевского восстания. Юмор и лирика в поэзии Державина.

презентация, добавлен 05.03.2014

Державин — первый русский поэт-реалист, поет-художник и философ. Влияние поэзии А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, участников «львовского кружка» на формирование гуманистических идей творчества Державина. Мифологические персонажи од поэта, посвящения.

реферат, добавлен 09.11.2013

Биографический очерк жизни и литературного творчества русского поэта эпохи Просвещения, государственного деятеля, сенатора и тайного советника Гавриила Романовича Державина. Просветительские начинания екатерининской эпохи под руководством Державина.

презентация, добавлен 11.10.2014

Ознакомление с краткой биографией Гавриила Державина — русского поэта эпохи Просвещения. Характеристика оды «Фелица», где автор прославляет просвещённую монархию. Определение главного объекта поэтики Державина. Рассмотрение увековечения памяти автора.

презентация, добавлен 04.11.2014

Первые серьезные стихотворные произведения, следование поэтическим законам классицизма. Поиск собственного художественного метода. Анакреонтическая поэзия, прославляющая земную жизнь и простые человеческие радости. Значение творчества Державина.

Творческий путь Державина

Державин

Богданович «Душенька».Особенности жанра и героев поэмы.

«Душенька» — ирои-комическая поэма-сказка, высоко оцененная современниками поэта. Написанная в 1775 (первая часть), поэма была полностью опубликована в 1783 г. «Душенька» с ее героями по отношению к мифологическим героям и сюжетам знаменовала идейно-эстетический кризис классицизма. Сюжет построен на античном мифе о любви Психеи и Амура, в свое время обработанном римским писателем Апулеем в его романе «Золотой Осел». Богданович русифицировал чужеземный сюжет. В шутливо-ироническом, сниженном духе изображены образы античной мифологии (Венера, Марс, Нептун, нимфы итп.) Вся поэма написана в форме свободного повествования легким шутливым тоном, который распространяется и на богов и на людей. Например, бог Сатурн «без зуб, плешив и сед». Сама Душенька потеряла черты древней Психеи – олицетворенной души. Героиня Богдановича из плоти и крови, живая, кокетливая Душенька, которой свойственны женские капризы, щегольство. Автор изображает ее в тоне легкой, светлой иронии. Изгнанная из дворца Амура, Душенька в отчаянии решает покончить с собой, но это ей не удается, т.к. у нее нет кинжала.

Мир светлой, забавной сказки, написанной легким изящным языком, противостоит грубо натуралистической поэме Майкова, с ее пьяными мужиками. В «Душеньке» боги античности ведут себя не как пьяные мужики, а как придворные, светские люди. Сказочная обстановка, в которой они действуют, напоминает роскошь екатиринских дворцов и парков (очарованный дворец и сад Амура). Богданович пишет свою «Душеньку» для забавы, подчеркивая ее свободный от политических, гражданских целей характер. Сознательно отходит от вмешательства в общественную борьбу от серьезной социальной проблематики. Правда, вскользь он высказывает свое отношение к поднятым в сатирических журналах проблемам. Он заставляет свою героиню читать приносимые ей зефирами «различные листки, которые на свет из самых древних лет между полезными предерзко выходили…».

Это намек на сатирические листки Новикова, которые противопоставлены «полезным» листкам «Всякой всячины». И по содержанию, и по форме поэма-сказка была полемически направлена против героического эпоса классической поэзии. Это подтверждалось и подзаголовком «древняя повесть».

В начале поэмы автор восклицает: «Не Ахиллесов гнев и не осаду Трои, где в шуме вечных ссор кончали дни герои, Но Душеньку пою».

Поэму свою Богданович слагает в «простоте и вольности». Вместо александрийского стиха, принятого для написания героических поэм, он пишет «вольным стихом» — разносторонним ямбом.

Более глубокий кризис эстетики классицизма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики классицизма. Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала 19 века.

Новаторство Державина прежде всего заключалось в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике классицизма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему.

Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию классицизма.

Державин учился у Сумарокова, Ломоносову, подражал в одах последнему, но нашел новый путь в поэзии.

Признание Державина как поэта началось с «Фелицы» (1782). 90- е годы – расцвет творчества Державина. (произведения, в которых усиливаются обличительные тенденции и героико-патриотические оды).

С середины 90-х годов поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия. Анакреонтика Державина приобретает автобиографический характер.

1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)

В 1794 году Державин пишет оду «Водопад», названную Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. В ней Державина волнует то, что человек живет в обществе, и его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Ода «Водопад» — глубокое философское раздумье о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, мотивы жизни и смерти, звучавшие и раньше в его поэзии («На смерть князя Мещерского» ):

О водопад! В твоем жерле

Вес утопает в бездне, в мгле!

Ода написана на смерть князя Потемкина. В поэзии Державина не раз героями выступают полководцы и государственные деятели. Отношение к Потемкину у поэта сложное. Величественная фигура этого баловня судьбы, в которой сочеталось добро и зло, способности государственного деятеля, полководца, осуществившего ряд полезных реформ в армии, человека незаурядного, смелого и решительного и вместе с тем жестокого, мстительного и властолюбивого, не раз привлекала внимание Державина. В «Водопаде» поэт создает титанический образ Потемкина, могущественнейшего вельможи, который «потряс среду земли громами», прославился взятием Очакова и Измаила, смерть в глухой молдавской степи не могла не поразить воображение поэта.

Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Необычайно зримой и красочной картиной открывается ода: «Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами, жемчугу бездна и сребра кипит внизу…». Это описание виденного Державиным в Карелии водопада Кивач. Однако помимо реального звучания водопад у Державина символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и славы, но непрочность «ложной славы», которой Державин противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе: «Лишь истина дает венцы Заслугам, кои не увянут; лишь истину поют певцы…».

Раздумья о тех, кто достоин бессмертия, приводят Державина к созданию наряду с Потемкиным образа другого полководца, Румянцева, в деятельности которого поэт видит идеал истинной гражданственности.

Глубокая философская мысль, лежащая в основе оды, величественные образы, созданные Державиным, сделали «Водопад» одним из самых замечательных творений поэта. Гоголь писал о «Водопаде»: это «как бы целая эпопея слилась в одну стремящуюся оду».

Большим успехом у современников пользовалась философская ода Державина «Бог» (1784) – первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Как отмечали исследователи, ода «Бог» по своему художественно-стилистическому строю и по восприятию «природы чина» написана по образцу Ломоносовских «духовных» од. Ода «Бог» писалась несколько лет, она посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения.

В специальном «объяснении» Державин указывал, что он имел в виду не только богословское понятие (Бога-отца, Бога-духа, Бога-сына), но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в небе совмещает». Сама тема требовала «парения» (что достигалось торжественностью четырехстопного ямба»), метафорической образности, контрастных сопоставлений, придавших ей характер художественной выразительности.

Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире. Ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Державин достигает предельной ясности мысли: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь – я раб – я червь — я Бог!»

Как и Ломоносов, Державин поражал величием картины мироздания, в котором человек лишь маленькая частица. Но человек – вершина создания природы, и значение его на земле велико.

1779 – «На смерть князя Мещерского». Ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизму. Это ода-элегия. В ней речь идет о конкретном человек, с которым был знаком поэт, в чьем доме он бывал. Неожиданная смерть благополучного, беззаботного, живущего в роскоши и праздности князя Мещерского заставляет Державина задуматься над извечной философской проблемой жизни и смерти, которая пройдет на протяжении всего его творчества. Державин часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. Отсюда – образ смерти, во всей ее ужасающей конкретности. Отсюда – мотив скоротечности жизни и неизбежности конца, вызывающий у Державина образ «реки времени».

В оде «На смерть князя Мещерского» мысль быстротечности жизни и неизбежности смерти воплощена в конкретную образную форму. Ода начинается словами: «Глагол времен! Металла звон!» — звук маятника как бы символизирует неумолимое течение времени. Конкретными чертами нарисован образ смерти. Ода Державина приобретает философский характер: поэт размышляет о смерти и жизни, о тайнах бытия, о неизбежности грядущего. Ода глубоко элегична, она пронизана лирическим началом, поэт поражен внезапностью случившегося.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гавриил Романович Державин

Жизненный путь Гавриила Романовича Державина — русского поэта и драматурга эпохи Просвещения, сенатора, государственного деятеля Российской империи. Литературная и общественная известность, ода «Фелица», посвященная автором Императрице Екатерине II.

Рубрика Литература
Предмет Русская литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) sasha
Дата добавления 06.02.2013
Размер файла 104,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Краткая биографическая справка из жизни поэта. Литературная и общественная известность, ода «Фелица». Политическая деятельность Державина, его успехи и поражения. Творческое наследие поэта. Жены Г.В. Державина. Поэт в отставке в 1803 году, творчество.

презентация [260,1 K], добавлен 26.12.2011

Роль оды в творчестве Гавриила Державина; применение аллитерации в пейзажной лирике автора. Стихотворения военно-патриотического и религиозно-философского цикла. Анакреонтические стихи и драматические произведения поэта. Эпиграммы и басни Державина.

курсовая работа [74,5 K], добавлен 31.10.2012

Сентиментализм — художественный метод, возникший в Англии в середине XVIII в. и получивший распространение в европейской литературе. Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Ода Державина «Фелица». Новаторство автора в трактовке образа просвещенного монарха.

контрольная работа [16,1 K], добавлен 10.03.2009

Творческий путь Г.Р. Державина. Переосмысление роли поэта в обществе. Формирование державинского автопортрета. Важная новаторская черта культурной и социальной сферы в XVIII в. Отход от классического образа поэта. Создание анакреонтических стихов.

статья [22,1 K], добавлен 14.08.2013

Биография и творческий путь Федора Сологуба — русского поэта, писателя, драматурга, публициста, одного из виднейших представителей символизма и одного из самых мрачных романтиков в русской литературе. Примирение умирающего поэта с тяжелой своей судьбой.

творческая работа [21,5 K], добавлен 11.01.2015

Анализ эволюции жанра оды в русской литературе 18 века: от ее создателя М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…1747 г.» до Г.Р. Державина «Фелица» и великого русского революционного просветителя А.H. Радищева «Вольность».

контрольная работа [26,8 K], добавлен 10.04.2010

Жизненный и творческий путь великого русского поэта, драматурга, публициста Иосифа Александровича Бродского. Постижение идейного содержания и художественной формы его произведений. Осмысление проникновенного лиризма и признаки эпичности в лирике поэта.

дипломная работа [106,5 K], добавлен 10.01.2012

Изображение русской жизни, обычаев, нравов в «Анакреонтических песнях» Державина. Переводы и переделки стихов Анакреона. Стихи Державина как подлинное украшение национальной поэзии. Перенос анакреоновских мифических персонажей на обстановку русского быта.

реферат [24,1 K], добавлен 18.04.2016

История создания стихотворения Державина «Властителям и судиям», характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

презентация [100,3 K], добавлен 09.10.2013

Жизненный и творческий путь немецкого мыслитель, литературного критика, поэта, драматурга и общественного деятеля Г.Э. Лессинга, его влияние на интеллектуальную жизнь Германии и всей Европы. Яркие труды Лессинга, посвященные материалистической эстетике.

реферат [21,3 K], добавлен 24.07.2009

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: