Творческая работа по картине А

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок повторения. Изучение нового.

Цель: Закреплять знания о типах текстов, учиться составлять текст-описание по картине.

Задачи урока:

  • Формировать коммуникативно-речевые умения учащихся;
  • Познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
  • Учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
  • Способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г.)

Ход урока

1. Организационный момент

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время урока в процессе нашей работы вы для себя узнали, что-то новое и интересное. Успеха и удачи вам!

2. Подготовка к основному этапу:

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых,
На свете ничего не удивляет.

— Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

— О чем мы можем сказать: «первый», «последний»? (слайд 2)

— Что вы можете сказать об этой паре слов?

Выслушиваются ответы детей и как вывод (жмем на первых две )

— Признаком, какого предмета может быть слово «первый»? (Примеры)

Жмем на третью и попадаем на (слайд 3) Читаем словосочетания с прилагательным «первый».

3. Повторение понятия «Текст» (слайд 3)

Жмем на и читаем предложения. Отвечаем на вопрос: «Это текст?»

— Что же такое «Текст»? Выслушиваются ответы детей и хором читаем правило.

4. Повторение знаний о 3 типах текста

а) Текст-повествование (слайд 4)

Учащиеся читают текст.

— Это текст? Докажите. Назовите тему текста, основную мысль, определите тип текста.

Б) Текст-описание (слайд 5)

Работа аналогична работе по слайду 4

В) Текст-рассуждение (слайд 6)

Вывод: — Назовите тему всех трех текстов (Снег)

5. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

— Мы любим снег, хотя к концу зимы он нам уже надоедает. Почему?

— А когда же мы радуемся снегу? (Самому первому снегу.)

— А был уже первый снег? Когда?

— Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский. (слайд 7) По щелчку появляется отрывок.

— А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Первый снег» По щелчку появляется отрывок.

— С чем сравнивает первый снег К.Г.Паустовский?

— Какое у него отношение к первому снегу? Откуда это видно?

— Как говорит И.А.Бунин о том, что снег идет (снегом понесло) Подберите синоним к этому слову.

6. Работа по картине.

А) Вот это же прекрасное явление природы. Мы видим на картине художника А.А.Пластова (Картину дети рассматривают на доске)

Б) Творчеству этого художника принадлежат много прекрасных картин (слайд 8)

Доклад подготовленного ребенка о творчестве А.А.Пластова (просматривание картин по стрелке)

В) Вторичное рассматривание картины «Первый снег» на экране (слайд 9)

Звучит музыка Чайковского «Ноябрь»

Г) Беседа по картине

— Какое время года? Почему?

— Какое время суток? Почему?

— Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочка лет десяти и мальчик лет семи. Это деревенские ребята.)

— Опишите их внешний вид. (По щелчку эти объекты увеличиваются)

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

— Что еще на переднем плане? (береза)

— А ей нравится первый снег?

— Почему только часть березы?

(В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь еще есть один герой-ворона. А что она переживает?

(Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.

— Чего много на картине? (снега)

7. Составление кластера. (слайд10)

I этап. Центральное место на нашем уроке это картина А.А.Пластова «Первый снег».

II тап — Какие объекты мы выделили в картине?

Ш этап. Работа с каждым объектом.

— Для описания каждого объекта давайте подберем такие слова, которые помогли бы увидеть ярче, выразительнее картину.(действия, признаки)

Выслушиваю варианты детей и постепенно открываю варианты подбора опорных слов для каждого объекта.

IV этап. Составление рассказа (устно) по кластеру.

— Если мы захотим написать текст по картине, какого типа он должен быть? (текст-описание)

— По какой схеме составляется текст-описание? (слайд 11)

Учащиеся, опять попадая в центр кластера, подводят итог: как художнику удалось передать настроение, чувства от первого снега, чем понравилась картина.

Выслушиваются несколько учащихся со своими вариантами текста. При ответе учащиеся у доски с указкой в руках двигаются по кластеру, по стрелкам.

V этап. Итог.

— Какой тип текста получился?

— Какой заголовок можно сделать для ваших текстов? (Первый снег на картине А.А.Пластова.)

8. Физкультминутка для глаз (слайд 12) под музыку.

9. Творческий диктант. (слайд 13)

А) Первое предложение разбирается как образец коллективно.

Учащиеся читают первое предложение и дают свои варианты ответов на вопросы. Проверка. Нажать.

Читают следующие предложения с вопросами и дают ответы. Выслушиваются несколько вариантов.

Б) Текст закрывается. Учитель читает предложение с вопросами. Учащиеся пишут то что читает учитель, а вместо вопросов свои варианты ответов.

В) Зачитывание работ учащихся.

9. Подведение итога урока.

— Чем занимались на уроке?

— Что узнали нового?

Используемая литература: Т.Г. Рамзаева учебник русского языка 2 кл., Л.Д. Мали «Развитие речи младших школьников» 2 кл., В.И. Воробьева, С.К. Тивикова «Сочинение по картине».

Руководитель проекта Гуркина Марина Викторовна

Руководитель проекта Гуркина Марина Викторовна.

Слайд 3 из презентации «Басни Ивана Андреевича Крылова». Размер архива с презентацией 3538 КБ.

Литература 4 класс

«Серия книг «Школьная библиотека»» — Сказка о потерянном времени. Белый клык. Рассказы Чехова. Малыш и Карлсон. Маленький водяной. Книга . Любимая девочка дяди Федора. Рассказы о природе. В стране невыученных уроков. Путь. Про Веру и Анфису. Волшебник изумрудного города. Денискины рассказы. Приключения Тома Сойера. Серия книг «Школьная библиотека». Юные друзья. Дядя Федор, пес и кот. Королевство кривых зеркал. Приключения Электроника.

««Литературное чтение» 4 класс» — Стихи. Жители планеты Земля. Сказка. Кульминационный момент. Ворона. Проворонила ворона воронёнка. Годы от Рождества Христова. Нивы сжаты. Музыкант. Георгий Васильевич Марчук. Автор. Пусть добрым будет ум у нас. Птица средних размеров. Доброе сердце. Священное Писание. XXI век. Произведения о природе. Белорусское Полесье.

«Зощенко «Ёлка»» — М. М. Зощенко «Ёлка». В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Загадка. Умер 22 июля 1958 г. в Ленинграде, похоронен в Сестрорецке. В каких словах выражена главная мысль произведения? Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958). «Страна детства». Как хорошо, когда спят малыши! Работа в группах. Подберите синонимы: Длинновязая – Худощавая – Подберите антонимы: Длинновязая – Добродушный – Худощавая .

«Есенин «Бабушкины сказки»» — Поэты. Родина поэта. Имя существительное. Фамилии авторов. Физкультминутка. Загалдели – синоним — заговорили. Урок литературного чтения. Родители. Заочное путешествие на родину поэта. Стихи. Как правильно читать стихотворение. Дедушка. Речевая разминка. Дом Есенина. Правила чтения стихотворения. Рефлексия. Ассоциации. Синоним. Задворки. Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки». Словарик. Истоки поэзии Есенина.

«Рассказ «Корзина с еловыми шишками»» — Паустовский Константин Георгиевич. Умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст. Еловые шишки. Дом Эдварда Грига. Прочитайте отрывок. Местность. Корзина с еловыми шишками. Эдвард Григ. Чем должен жить человек. Дагни. Жизнь удивительна и прекрасна.

«П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»» — Тест по сказке. Вершок. Совершенствование навыков чтения. П. П. Ершов. Работа с пословицей. Характеристика героев. Помощник Конёк-Горбунок. Скачет Конёк-Горбунок от одного поколения людей к другому. Что мы скажем о юном сказочнике. Памятник Иванушке и Коньку-Горбунку. Присказка. До свидания, скажем, гости. Ложь. Зачин.

Всего в теме «Литература 4 класс» 68 презентаций

УЧИМСЯ МЕДЛЕННО ЧИТАТЬ ТЕКСТ

9 класс

XVI. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов – первых слов на родном языке.

И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

1. Как вы думаете, почему в стихотворении, которое называется «Гроза», используются такие слова и сочетания слов: слово (2 раза), молния мысли, человеческий шорох травы, сумрак восторга, ночь вдохновенья, счастливые цветы? Произведите разбор словосочетания молния мысли.
2. Объясните значение слова вдохновенье.
3. Какова стилистическая окраска слова вещий? Подберите синоним.
4. Запишите первую строфу, объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните грамматические основы.
5. Укажите причастие и деепричастие в последнем предложении. Как они образованы?

Выпишите из стихотворения Заболоцкого «Гроза» глаголы. Образуйте от них причастия и деепричастия. Обозначьте суффиксы.
Произведите фонетический, морфемный, морфологический разбор слова играя.
Вспомните стихотворения других поэтов, посвященные грозе. В чем особенности стихотворения Н.Заболоцкого?

сияющий, блистающий, стелющийся, пролетающий;
играя, содрогаясь, стелясь, смешавшись.

XVII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Как можно озаглавить поэтический текст? Придумайте варианты названия.

Что ты, дождь, вызваниваешь
По железной крыше?
Как тому название?
Где я это слышал?

Или на экзамене
В классе у Игумнова?
Или на вокзале
У перрона шумного?

Или в дальнем поезде
Рядом с Ереваном?
Или в беге понизу
За тетеревами?

Чья же это музыка?
Мусоргского? Глинки?
Очень она русская,
А творец – великий!

1. Запишите предложение с обращением. Произведите его синтаксический разбор. Объясните знаки препинания.
2. Укажите случаи, когда рифмуются слова разных частей речи. Выпишите эти слова, обозначьте части речи.
3. Какие слова служебных частей речи используются в тексте? Приведите примеры.
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным: бег, музыка, творец.
5. Какова роль в тексте восклицательного предложения?

а) Мой друг живет рядом.
б) Рядом с нашим домом открылся новый театр.

1. Докажите, что рядом в этих предложениях – грамматические омонимы.
2. В каком случае это наречие, а в каком – предлог?
3. Подберите синонимы к наречию рядом и к предлогу.

а) совсем рядом, остановиться рядом с лесом, сидеть рядом;
б) согласно расписанию, благодаря поддержке, вопреки ожиданиям, благодаря учителя.

XVIII. Прочитайте стихотворение, объясните знаки препинания.

Когда б не снег на это поле,
когда б не листьев серый прах,
когда б слова не бились в горле,
как птица вещая в кустах,
тогда б жила легко и вольно
и знать не знала, почему
в родимом 5 доме хлебосольно
и сладко сердцу моему 1 .

Когда б не ветер по угору,
что заметает слабый след,
тогда б подумать было впору,
что лучше этой жизни нет.

1. Объясните значения слов: угор, вещий, хлебосольно.
2. Запишите часть сложного предложения:

В родимом доме хлебосольно и сладко сердцу моему.

Подчеркните грамматическую основу. Чем она выражена?
Произведите разбор словосочетания: в родимом доме.

3. Сравните: впору – в пору. Придумайте предложения с этими словами.
4. Запишите ряд однокоренных слов к слову родимый. Обозначьте корень.
5. Произведите разные виды разбора.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать? Какова роль многоточия в конце стихотворения?

Сравните слова-синонимы: родной, родимый. Придумайте с ними предложения. Прочитайте отрывки из словарей.

а) Из словаря С.И. Ожегова:

Родимый 1. свой, родной (разг.) Р. дом, край. 2. Родной, милый, любезный (в обращении) (прост.) Отдохни, р.

Родной 1. Состоящий в прямом (кровном) родстве, а также вообще в родстве. Родная сестра. Р. дядя. Гостить у родных. (сущ.). 2. Свой по рождению, по духу, по привычкам. Р. край. Родная страна. Р. язык (язык своей родины, на к-ром говорят с детства). 3. Дорогой, милый (в обращении). а Родная душа – о том, кто близок, во всем понимает тебя.

б) Из словаря В.И. Даля:

Родимый, родной А что, родимый, пройду я тут на дорогу? Родимая сторонка. Он родимую землицу, зашитую в ладанке, носит. Родима деревня краше Москвы. Велико поле, да не родимо. Родимый мой батюшка! Не прошу ни злата, ни серебра, прошу твоего родительского благословения (невеста родителю).

XIX. Прочитайте отрывок из статьи, посвященной творчеству поэта Сергея Орлова, автора известного стихотворения «Его зарыли в шар земной. ». Понаблюдайте за использованием цитирования: как цитаты связаны с предшествующими и последующими частями текста? Запишите поэтические строки, объясните орфограммы и пунктограммы.

. Какими радостными мыслями был «объят» он в те дни, когда открыл для себя еще одно, может быть, восьмое чудо света – фрески Дионисия в одном из храмов Ферапонтова монастыря, находящегося, можно сказать, в окрестностях Белоозера. Красивым и зрелым плодом этих мыслей стали его лирико-эпические «Сказы о Дионисии», в которых он раскрыл не только глубину миросозерцания великого живописца Древней Руси, но и тайну его красок, волшебство его кисти:

Дионисий.
Синие выси.
Кисть, как факел в его руке.

И он в озеро кисть макал,
А потом он макал в дубравы,
В алых зорь золотой накал.

Поэт и через десять лет продолжал размышлять о чуде Дионисия, и стены храма, расписанного им, представлялись ему уже не просто фресками, а огромным художественным полотном, запечатлевшим одну из самых героических страниц истории русского народа – битву с ордой Мамая на поле Куликовом. Он вспоминал:

И застыл я, смирен и тих,
На вечерней заре в притворе.

«Застыл» и увидел славных русичей за минуту, может быть, до начала битвы:

На кольчужном их серебре
След зари блестел розоватый,
Копья, словно солнца лучи,
Были в их ладонях зажаты.
Лица юны, добры, строги,
И ни злобы в них, ни печали.
Будто их на пути враги
Смертью лютою не встречали.

(С.Викулов. Были витязи когда-то)
(Из воспоминаний о друге-поэте)

1. Объясните значение слов: миросозерцание, фреска, кольчуга, копье.
2. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.
3. Составьте схемы сложных предложений.
4. Произведите разные виды разбора.

Подберите обобщающее словосочетание стихи лермонтова музыка мусоргского

Поработаем с понятием «словосочетание» и потренируемся в разборе словосочетаний.

Давайте рассмотрим картинку:

Сначала, мы назовем то, что видим на картинке, при помощи слов: небо, облака, лес, ели, вода, озеро, тропинка, берег, синеет, колышется и т.д. А теперь перечислим те же образы, но с помощью словосочетаний: высокое небо, плывущие облака, густой лес, убегает вдаль, колышутся на ветру, глубь озера, растут на берегах. В каком случае описать картинку получилось более подробно? Конечно при помощи словосочетаний! Ведь словосочетание, как и слово, называет предметы или действия, но делает это более точно. Так, например, мы можем сказать озеро. А можем сказать безмятежное озеро, глубокое озеро или легенда об озере.

Словосочетания состоят из главного и зависимого слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически или только по смыслу. При разборе главное слово выделяется так: ×. От главного к зависимому задается вопрос, который записывается над стрелочкой. С помощью этого вопроса и устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании.

Например: густой лес – главное слово лес;

вопрос к зависимому лес (какой?) густой (предмет и его признак).

Или: колышутся на ветру – главное слово колышутся;

вопрос к зависимому: колышутся (где? отчего? на ветру)

(действие и предмет, с помощью которого оно совершается).

Грамматическая связь выражается окончаниями зависимых слов или окончаниями и предлогами. В словосочетании густой лес грамматическая связь выражается окончанием, в словосочетании колышутся на ветру – при помощи окончания предложного падежа и предлога на. А в словосочетании убегает вдаль связь только смысловая, т.к. зависимое слово (вдаль – наречие) не изменяется.

Важно помнить, что не любые два (или более) слова, стоящие рядом, являются словосочетанием.

Во-первых, в словосочетании должно быть не менее двух слов, но оба эти слова должны являться самостоятельными частями речи.

Например, сочетание посреди озера нельзя назвать словосочетанием, так как слово посреди – предлог, служебная часть речи.

Во-вторых, в словосочетании одно самостоятельное слово непременно должно подчинять себе другое, т.е. связь между ними является подчинительной.

Например, фраза цветы и травы не является словосочетанием, т.к. связь между словами сочинительная слова эти равноправны, в предложении они являются однородными членами.

В-третьих, не является словосочетанием грамматическая основа.

Например, облака плывут – это уже не словосочетание, а простое нераспространенное предложение.

В-четвертых, словосочетанием не являются устойчивые сочетания (фразеологизмы), повторы слов и составные формы слова.

Например, бить баклуши – фразеологический оборот, начал петь (т.е. запел) – составная форма, дуб дубом или ехали-ехали – повторы слов.

Словосочетание – это два самостоятельных слова, связанных между собой подчинительной связью. Словосочетание, как и слово, называет предмет, признак или действие, но более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. При разборе главное слово обозначается так: ×, а к зависимому от него задается вопрос. Не являются словосочетаниями фразеологизмы, грамматическая основа, однородные члены, сочетание самостоятельного слова со служебным, составные формы и повторы слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: