Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»

Стихотворение “Поэт” было написано Пушкиным в 1827 году, уже тогда он начал задумываться о значении своего таланта, над его смыслом. Тема поэзии и судьбы поэта проходить сквозь все творчество Пушкина.

В стихотворении автор рисует образ поэта как некоего неземного существа, он отличный от всех других людей и таким уникальным его сделал, безусловно, талант. Однако поэт не может творить по своему желанию, он лишь марионетка в руках богов, и ждать вдохновения – это его миссия.

Существование поэта в мире обычных людей – это оковы,

Вся первая часть стихотворения написана в минорном настроении, автор повествует о жизни поэта без вдохновения. Без творчества жизнь певца напрасна, она скучна и лишена смысла, вторят этому настроению эпитеты, которые использовал Пушкин: “суетный свет”, “хладный сон”. Под гнетом

Совершенно противоположна по слогу и смыслу вторая часть стихотворения – период творчества в жизни поэта. Какие эпитеты подобрал Пушкин: “божественный глагол”, “гордая голова”. Именно в такие моменты ничто не может остановить полет мысли поэта, ничто не сломит его великую силу, он возвышается над всеми людьми.

В такое время все отодвигается на второй план, весь мир вокруг перестает существовать, стираются границы, а поэт остается наедине со своим творчеством. Именно это, по мнению самого Пушкина, является истинным счастьем для поэта.

Пушкин показывает поэта в двух ипостасях: в обыденной жизни и в творчестве. Он говорит, что поэта нельзя судить лишь по его повседневным поступкам, ведь он не такой, как все. Талант для поэта – это и дар, и крест, ведь без поэзии этот человек жить уже не может, он по другому видит мир, да и общество смотрит не него иначе. В конце стихотворения Пушкин сравнивает поэта в творчестве с пробудившимся орлом, таким же гордым, независимым.

Поэт ищет единения с природой, поэтому заканчивается стихотворение словами о широкошумных дубравах, этим автор касается извечной темы единения и гармонии человека с природой.

«Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»»

У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.

Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни — от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию цветка. Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Почему этот цветок был сорван и засушен?

В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял «в тиши полей, в тени лесной» и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок — память о своей любви. И где они сейчас живут — в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара — они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли. Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

«Цветок» А. Пушкин

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Дата создания: 1828 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Выпуск 13

«… Из всех композиторов Вы более всего вдохновлялись гением Пушкина и никто не написал таких замечательных вещей, издав несколько тетрадей Пушкинских песен. », — это строки из письма Пушкинского комитета в Париже, адресованного композитору Николаю Метнеру. И действительно, более ни один композитор не написал столько романсов на стихотворения Александра Пушкина, как Николай Метнер.

По мнению критики, лучший пушкинский романс Метнера – «Цветок», на стихотворение 1828 года. «К этому романсу нельзя быть равнодушным, в него влюбляешься буквально с первого прочтения… Увядший, забытый цветок навевает воспоминание о давнем счастье, будит тоску по прекрасному».

Романс «Цветок» мы послушаем в исполнении солистки Московской филармонии Ольги Бузиной. Певица как-то призналась: «Очень люблю романсы Николая Метнера, они редко звучат на концертной эстраде, но их художественная глубина и эмоциональное богатство меня захватывают необычайно».

Фонограмма из частной аудиоколлекции

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: