СОДЕРЖАНИЕ
- 1 В. В. Маяковский «Сергею Есенину»
- 2 М.И. Цветаева «Стихи к Блоку»
- 3 А. А. Ахматова «Маяковский в 1913 году»
- 4 Нужна помощь в учебе?
- 5 «Имя твое — птица в руке…» М. Цветаева
- 6 Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке…»
- 7 Анализ стихотворения «Имя твое – птица в руке» Марины Цветаевой
- 8 Цветаева стихи к блоку
Создание поэтами стихотворений о поэтах, современниках или предшественниках, давно стало литературной традицией в русской художественной литературе. Поэты современники сохраняли между собой прочную связь, так как жили и творили в один период. Даже несмотря на то, что иногда между ними возникали острые конфликтные ситуации, к примеру, борьба Маяковского и Есенина, все же они признавали гениальность представителей своей писательской рати. Это восхищение находило свое отображение в стихах поэтов о поэтах.
В. В. Маяковский «Сергею Есенину»
Данное произведение следует рассматривать как продолжение того диалога между поэтами, который существовал ранее. При жизни Сергея Есенина два поэта не могли найти общий язык — Есенинская классическая лирика о деревни природе и Родном крае, не была родственной дерзкой авангардной манере Маяковского и пролетарскому началу в его стихотворениях. Однако в стихе «Сергею Есенину», автор, словно подвел черту давнего конфликта и расставил все точки по местам.
Стихотворение начинается в шутливой форме, со свойственной Маяковскому долей цинизма, он открыто называет причину смерти Есенина – алкоголь. Однако далее, словно сам просит прощения за свои слова, продолжение стихотворения – это настоящий плач по ушедшему гению.
Горе, которое описывает Маяковский отнюдь не пассивное – поэт ищи виновных в смерти Есенина, выводя его самоубийство в разряд общенациональной трагедии. Во второй части стиха о Есенине не написано ни слова. Маяковский переключается на актуальную для себя тему – борьбу с мещанством. После череды ударов по мещанской «дряни», Маяковский заканчивает свое стихотворение собственным жизненным кредо – « В этой жизни помереть не сложно, сделать жизнь – значительно трудней».
М.И. Цветаева «Стихи к Блоку»
Марина Цветаева и Александр Блок – два поэта, творчество которых сопряжено бунтарским духом, энергией, психологической напряженностью, мятежностью. В произведение «Стихи Блоку» поэтесса мастерски описала чувство утраты, утопическую надежду на воскрешение гения.
Она не скрывает, что боготворит поэта и молиться ему, тем самым признавая его исключительную гениальность в первом стихотворении цикла, ни слова не сказано о ком идет речь, однако опытный читатель понимает, что личность, описываемая в произведении никто иной как верный друг и наставник Цветаевой – А. Блок.
Марина Игоревна сравнивает Блока с птицей, которая сидит на ладони и кажется такой близкой, однако ей необходимо улететь ввысь, поэтесса подчеркивает, что это неизбежно. Кроме восхищения творчеством и личностью блока в стихотворении ощущается присутствие любовных чувств к поэту, на чем Цветаева открыто ставит акцент.
А. А. Ахматова «Маяковский в 1913 году»
Несмотря на то, что Анна Ахматова никогда не претендовала на лавры признанного советским правительством поэта, статусом которого обладал В. Маяковский, все же поэтесса признавала гениальность этого литератора, о чем ярко говорит стихотворение «Маяковский в 1913 году».
Именно в 1913 году имя Маяковского впервые было услышано в широких массах. Ахматова признается, что впервые познакомилась не с творчеством Маяковского, а с его признанием, тем восхищением, которые вызывали его стихи у народа. Анна Андреевна называет Маяковского борцом, который нашел в себе силы, чтобы противостоять всем постулатам, и открыто вступить в бой с тривиальностью.
Поэт в своем стихотворении восхищается мужественностью и энергетикой, которая была присуща Маяковскому, она сравнивает его творчество с трубной сиреной, стала ознаменованием новой жизни российского народа.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Мироощущение и творческая манера поэтов: на примере их стихотворений
Следующая тема:   Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века
Все неприличные комментарии будут удаляться. «Имя твое — птица в руке…» М. Цветаева
Имя твое — птица в руке, Камень, кинутый в тихий пруд, Имя твое — ах, нельзя! — Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке…»Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом. Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека. Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви. Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать. Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку». Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году. Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни. Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор. Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса. Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются. «Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса. Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе. Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического. И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком. Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках. Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается. Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души. Анализ стихотворения «Имя твое – птица в руке» Марины ЦветаевойСтихотворение Марины Цветаевой “Имя твое – птица в руке” написано в 1916 году и посвящено Александру Блоку. Это стихотворение открывает целый цикл поэзии Цветаевой, написанной с 1916 по 1921 годы. Стих “Имя твое – птица в руке ” посвящено Блоку, однако Цветаева ни разу в самом произведении не назвала его имя, но все понимают о ком оно. Блок и Цветаева были родственными душами, бунтарский дух, неиссякаемая энергия, мятежность и неординарность личность, – все это делало их похожими. В стихотворении поэтесса пытается обыграть Для Цветаевой Блок – это воплощение ее духовной любви, он как ангел, вроде человек, но возвышенный, неуловимый и невещественный. Имя Блока – это лишь “пять букв”, поэт всегда подписывался “А. Блок”, но музыкальность стихотворения Вообще, все стихотворение – это монолог поэтессы. В стихе нет сюжета, это просто набор эмоций. Когда читаешь строки Цветаевой, чувства диаметрально противоположные сменяют друг друга. Тепло от птицы в ладони, потом вдруг холодок, потом овладевает какая-то внезапность от строк про пойманный мяч, затем будто слышится тихий звук от брошенного в воду камня и дальше громкий топот копыт, и в финале сначала теплый любовный и незабываемый поцелуй в глаза и холодный и отрезвляющий – в снег. От стихотворения возникает такая экспрессия чувств, наверное, такие чувства у Цветаевой вызывал сам Блок. Символично стих заканчивается словом “глубок”, словом, которое содержит все звуки имени Блока и отражает его сущность, глубину и безмерность его поэзии. Цветаева стихи к блокуИмя твое — птица в руке, Камень, кинутый в тихий пруд, Имя твое — ах, нельзя! — Нежный призрак, Во мгле сизой То не ветер Голубоглазый Снежный лебедь Так по перьям, Он поет мне Длинным криком, Милый призрак! Ты проходишь на Запад Солнца, Мимо окон моих — бесстрастный — Я на душу твою — не зарюсь! И по имени не окликну, И, под медленным снегом стоя, Там, где поступью величавой Зверю — берлога, Женщине — лукавить, У меня в Москве — купола горят! И не знаешь ты, что зарей в Кремле И проходишь ты над своей Невой Всей бессонницей я тебя люблю, Но моя река — да с твоей рекой, Думали — человек! Она на закате дня Шли от него лучи — О поглядите, как Черный читает чтец, Должно быть — за той рощей — Эй, идолы, чтоб вы сдохли! — Над валким и жалким хлебом И тучи оводов вокруг равнодушных кляч, Как слабый луч сквозь черный морок адов — И вот в громах, как некий серафим, Откуда-то из древних утр туманных — За синий плащ, за вероломства — грех. В ночь канувшую — на дела лихие! И вдоль виска — потерянным перстом Какие дни нас ждут, как Бог обманет, Так, узником с собой наедине Предстало нам — всей площади широкой! — Вот он — гляди — уставший от чужбин, Вот — горстью пьет из горной быстрины — Там все ему: и княжество, и рать, Красно твое наследие, — владей, 15 августа 1921 Останешься нам иноком: Всем — до единой — женщинам, Останешься, всем — первенцем, Всем нам с короткой надписью Всем — сыном, всем — наследником, 15 августа 1921 Други его — не тревожьте его! Вещие вьюги кружили вдоль жил, — Падай же, падай же, тяжкая медь! Зори пьет, море пьет — в полную сыть 15 августа 1921 А над равниной — А над равниной — Над окаянной — Между 15 и 25 августа 1921 Не проломанное ребро — Не расстрельщиками навылет Этой пули. Не чинят крыл. Цепок, цепок венец из терний! Женской лести лебяжий пух. Замораживая закаты Лишь одно еще в нем жило: Между 15 и 25 августа 1921 Без зова, без слова, — Горишь и не меркнешь, Блаженная тяжесть! «Покамест не продан!» Полночные страны Схватить его! Крепче! Жемчужные зерна, Не полог, а птица Рвануть его! Выше! А может быть, ложен Огромную впалость Державная пажить, Как сонный, как пьяный, Пустые глазницы: Не ты ли Не эта ль, Так, Господи! И мой обол Не скаредника ржавый ларь — Днепром разламывая лед, Так, сердце, плачь и славословь! Adblock detector
|