Цветаева Марина

СОДЕРЖАНИЕ

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.8/5 (голосов: 28)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Биографии и мемуары, Русская классическая проза. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.0/5 (голосов: 51)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 2.9/5 (голосов: 15)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.2/5 (голосов: 24)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.5/5 (голосов: 12)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 12)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Публицистика Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.2/5 (голосов: 6)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Публицистика Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 7)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.3/5 (голосов: 13)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.0/5 (голосов: 16)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.7/5 (голосов: 9)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Прочая документальная литература Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.2/5 (голосов: 9)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Биографии и мемуары Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.2/5 (голосов: 6)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Драматургия, Поэзия. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.7/5 (голосов: 12)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 12)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 7)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.3/5 (голосов: 11)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Драматургия, Поэзия. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 7)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.0/5 (голосов: 9)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Драматургия, Поэзия. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.6/5 (голосов: 7)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Драматургия, Поэзия. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.3/5 (голосов: 6)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.0/5 (голосов: 10)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Драматургия, Поэзия. Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.0/5 (голосов: 8)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.2/5 (голосов: 5)

Автор: Цветаева Марина

Цветаева Марина Жанр: Поэзия Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.2/5 (голосов: 5)

ТОП 20 КНИГ

ТОП 20 АВТОРОВ

СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Возьми моё сердце.
Оно истомилось любя.
Оно живёт. Оно бьётся —
Ради тебя.

Возьми моё сердце.
В нем вечны надежда и боль.
Оно живёт. Оно верит —
В твою любовь.

Возьми моё сердце
Из плена печали пустой.
Оно остановится.
Только рядом с тобой.

Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его!

«Бабушке» М. Цветаева

«Бабушке» Марина Цветаева

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли.

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке»

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая. Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Описывая ее внешность, поэтесса обращает внимание на «продолговатый и твердый овал» лица, «локоны в виде спирали», «надменные губы», а также «прямой и взыскательный взгляд». Со стороны эта таинственная незнакомка может показаться холодной, жестокой и даже коварной, однако Цветаева видит в ней не только очень красивую женщину, но и собственную бабушку, которая по определению не может быть плохой. Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей родственнице. Правда, их разделяют десятки лет, которые вместили в себя целую эпоху, однако Цветаеву это ничуть не смущает. Она видит «руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли», а также чувствует, что даже на фотографии, ее прародительница готова к обороне. Поэтому Цветаева с любопытством вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?». У самой поэтессы нет однозначного ответа на этот вопрос, однако она сожалеет, что ранняя смерть этой молодой женщины, успевшей подарить миру дочь, лишила ее множества удивительных открытий. В наследство Цветаевой достался «жестокий мятеж в сердце», который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких. Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет ничего слаще, чем чувство внутренней свободы. И именно уму она обязана собственной бабушке, которую никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии. Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и всегда будет помнить о том, что в ее жилах течет благородная польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической и романтической одновременно.

«Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» М. Цветаевой. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБогдан Фадеев

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» М. Цветаевой.» — Транскрипт:

1 «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» М. Цветаевой

2 ТЕМА: «Вечерний альбом и Волшебный фонарь М. Цветаевой. Характеристика сборников»

3 ЦЕЛЬ: раскрыть сущность поэзии Марины Цветаевой. раскрыть сущность поэзии Марины Цветаевой.

4 ЗАДАЧИ: Изложить интересную информацию о детстве и юности Цветаевой; Изложить интересную информацию о детстве и юности Цветаевой; Рассказать о ранней лирике Марины Ивановны Цветаевой; Рассказать о ранней лирике Марины Ивановны Цветаевой; Объяснить когда, почему и для чего Марина Цветаева создала два сборника: «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Объяснить когда, почему и для чего Марина Цветаева создала два сборника: «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».

5 М. Цветаева 26 сентября 1909г. ТарусаМолитва Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь,сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, Ты не скажешь строго: -«Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал – слишком много! Я жажду сразу – всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, _За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день! Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет!

6 БИОГРАФИЯ БИОГРАФИЯ: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года Мать — Мария Александровна Мейн ( ), отец — Иван Владимирович Цветаев ( ) Сестра Анастасия (Ася) родилась в 1894 году, сводные сестра Валерия ( ) и брат Андрей ( ) от первого брака отца Осенью 1902 года Мария Александровна заболела чахоткой. Семья уезжает за границу: Италия, Швейцария, Германия. В 1905 году — Крым, Ялта. 5 июля 1906 года в Тарусе Мария Александровна скончалась Осенью 1906 года Марина поступает в интернат при московской гимназии В 1909 году состоялась попытка самоубийства Марины Цветаевой (со слов ее сестры Анастасии). Марина Цветаева печатала свои стихи с шестнадцати лет. В 1910 году она издает за свои средства в типографии А.И. Мамонтова сборник стихов «Вечерний альбом» (500 экземпляров), посвященный Марии Башкирцевой. 5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению Максимилиана Волошина ( ) приезжает в Крым, где живет у него в Коктебеле. Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Он к тому времени сирота, сын революционеров, на год моложе Марины, кадет Офицерской Академии. Там же Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым. 27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», посвященный мужу, Сергею Эфрону 18(5) сентября 1912 года рождается первая дочь Марины Ариадна (Аля). 31 августа 1913 года, через год с небольшим после открытия музея, умирает отец Марины, Иван Владимирович 13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина. В январе 1918 года Сергей Эфрон отбывает в армию Корнилова. Осенью 1919 года Марина отдает дочерей в подмосковный приют в Кунцево, откуда вскоре забирает заболевшую Алю. 15 февраля 1920 года Ирина умирает в приюте от истощения и тоски. 1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой рождается сын Георгий (Мур). 15 марта 1937 года дочь Марины Цветаевой Ариадна едет в Москву. Позже, осенью 1937 году Сергей Эфрон, подозреваемый парижской полицией в убийстве бывшего советского агента Игнатия Рейса, вынужден уехать в СССР. В ночь с 27-го на 28-е августа 1939 года была арестована Ариадна Эфрон. Она провела в лагерях и в ссылках в общей сложности неполных 17 лет. Ноябрь 1939-го года — арест Сергея Эфрона. 8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном Муром уезжает на параходе из Москвы в эвакуацию. 18 августа — приезд в Елабугу. 26 августа Марина Цветаева пишет заявление о приеме на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 28 августа возвращается в Елабугу. 31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась. Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году. Георгий Эфрон в начале 1944 года призван на фронт, погиб в бою под деревней Друйка Браславского района Витебской области. Ариадна Эфрон была репрессирована, реабилитирована в 1955 году, скончалась в Тарусе 27 июня 1975 года.

7 Во дворе дома в Трехпрудном стоят: Андрей, Иван Владимирович,Ольга Иловайская; сидят: Мария Александровна с дочькой Анастасией, Марина, Валерия

8 Марина с дочерью Ариадной. Чехия 1924г.

9 Марина Ивановна Цветаева.

10 «Вечерний альбом» Анастасия Ивановна Цветаева вспоминала: в 1909 г. они купили «темно-синий кожаный альбом, книжку с золотым обрезом, назвали ее Вечный альбом». В него сестры записали «все, что помнилось» об одном знаменательном вечере (в том числе стихи Марины, связанные с ним) … В. О. Нилендер принес Марине письмо от своего друга, Льва Львовича Эллиса с предложением выйти за него замуж. Всем троим, было так интересно беседовать друг с другом, что о цели своего визита посланец вспомнил только с рассветом. А через день он сам предложил Марине руку и сердце, но получил отказ и подарок – «Вечный альбом». Первая книга Марины была названа «в память того маленького синего кожаного альбомчика»: так эпитет вечный превратился в вечерний. Книга должна была выйти на толстой, шершавой, с темно-золотыми буквами заглавия. Среднего, широкого формата. Это была первая книга, которую она издала за свой счет. Отдала тираж в какой-то магазинчик и… успокоилась: история ушедшего детства переплетена, и ладно. Между тем книгу, как ни странно, заметили: откликнулись Гумилев, Нарбут, Брюсов. Чем же привлек он внимание признанных знатоков поэзии? Что делало эту книгу по-особому обаятельной? Своеобразный ответ мы найдем у самой Цветаевой в стихотворении «Наши царства»: Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще невзрослый передаст ли стих? Именно в «не взрослости» стиха – своеобразие «Вечернего альбома». Важно и то, что ранние стихи Цветаевой не выглядели ни ученическими, ни подражательными. На суд читателям были представлены вполне оригинальные произведения, со своей образной системой, с самобытным взглядом на мир.

11 Маме В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален Иплывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров – детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим! гг. «Вечерний альбом»

12 «Волшебный фонарь» Вторую книгу стихов Цветаева тоже назвала несколько по-детски – «Волшебный фонарь». Появилась она в 1912 г. Правда, к этому времени Марина уже вышла замуж за Сергея Яковлевича Эфрона (ему и посвящен «Волшебный фонарь»), в том же году у них родилась дочь – Ариадна. Стихи из второго посчету сборника были крайне похожи на те, что вошли в первый. Слово детство и другие слова из этого семантического ряда (детская, детский, девочка, гимназистка, маленький мальчик, бабушкин внучек, мальчуган) часто встречаются в них. Позднее (1931) Цветаева называла свои первые книги «детскими». Разделы «Волшебного фонаря» — «Деточки», «Дети растут», «Не на радость», «Ока». Детскость, поэзия как игра декларируются во вступлении к «Волшебному фонарю»: Милый читатель! Смеясь, как ребенок Весело встреть мой волшебный фонарь. Книгу «Волшебный фонарь» открывает одноименное стихотворение – «Маме». В нем снова воскресает образ М. А. Мейн: … Печальные губы мы помним И пышные пряди волос… Тень матери витает над первым сборником стихов.

13 Заключение: В ходе исследования мы пришли к выводу, что Вечерний альбом, Волшебный фонарь и Из двух книг интересны для нас сейчас как книги-предвестия будущей Цветаевой. В ней она вся — как в завязи: со своей предельной искренностью, ясно выраженной личностью глухо звучит среди детски простодушных и наивно-светлых стихов. Как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно и уже спустя какие-то два года после выхода первых отроческих стихов была другою. За это время она прошла через искусы книжного, полутеатрального драматизма, перепробовала разные маски, разные голоса и темы, успела побывать в образе цыганки, грешницы, куртизанки. А между тем был уже канун революции, и Цветаева стала писать стихи, тесно связанные с Россией. Россия, Родина входили в её душу и стих широким полем и высоким небом. В её стихах годов много пространства, дорог, туч, солнца, теней, шорохов, криков, закатов и зорь… Именно ранние стихи задали поразительно верный тон всей цветаевской лирике. Свежесть восприятия, непосредственность и яркость переживаний отличают «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». В этих двух книгах впервые возникает дорогая для Цветаевой тема детства. Впоследствии она найдет свое воплощение в цветаевской прозе 1930-х годов («Мать и музыка», «Сказка матери», «Дом у старого Пимена» и др.) С годами, считала Цветаева, человек лишь обретает опыт и учится называть, обозначать все то, что понимал и чувствовал уже в детстве. Внутренняя сосредоточенность, интенсивность и глубина переживаний ребенка определяют, по Цветаевой, состоятельность личности взрослого человека. «Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…» — писала она в «Моем Пушкине» (1937). Поэтесса знала, как важно с ранних лет познать спасительные «простые истины» — иначе можно опоздать навсегда. Влияние матери, как признавала сама Цветаева, было в ее судьбе огромным, если не решающим. «Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики.… После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом» («Мать и музыка», 1934).

14 Список используемой литературы: 1.Виктория Швейцер «Жизнь замечательных людей» Марина Цветаева; 2.Используемые сайты в интернете: ; О.А. Клинг «поэтический мир Марины Цветаевой»; 4.С. Бавин и Семибратов «Судьбы поэтов серебрянного века».

Марина Цветаева

Хиты продаж

Все книги автора

Марина Цветаева, несмотря на свою неустроенную, битую войнами и разрухами жизнь, состоялась Великим Поэтом. Именно Поэтом, а не Поэтессой. Вся жизнь у неё, как я поняла из её же творчества и биографических данных, подчинена была именно творчеству. Кстати, даже её проза читается, как поэзия. Такое ощущение, что и судьба помогала ей писать, если учесть, что её очень пронзительные вещи – «Поэма горы», «Поэма конца» и другие, создавались после сильных психологических и семейных потрясений. Этого у Цветаевой по жизни было в избытке.

Её язык не спутаешь ни с кем другим: поэзия это, или проза, или воспоминания о Волошине М. и др.

Женщина с драматической судьбой, она свои драмы «переплавляла» в свои стихи, и, цитируя её же строки, дождалась, когда им наступил «свой черед». Теперь мы читаем её произведения и восхищаемся ими. Счастливы те, кому еще предстоит знакомство с творчеством Цветаевой Марины.

Прослушала «Повесть о Сонечке». Не хотелось брать только стихи, поэтому выбрала повесть. Цветаева – великолепна. Поэт серебряного века, который пишет «золотыми» словами. Ее хотелось слушать, и я не могла «наслушаться». Ее такие непохожие, но одинаковые «Убожество» и «Божество». Еще запомнилось, что у женщин есть только два сословия – это молодость и старость. Других нет. Мудрая, воспитанная и талантливая Цветаева в одном произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Цветаева Марина

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

121069, г. Москва,
Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

8 (905) 584 84 90 (организация экскурсий)
8 (495) 695-35-43 (организация мероприятий)

График работы Дома-музея Марины Цветаевой

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 12.00–19.00

Выходной день – понедельник

Касса прекращает свою работу за 20 мин. до закрытия музея

Санитарный день – последняя пятница месяца

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный

Стоимость билета
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.

Цветаева Марина Ивановна

Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Горы», «Поэма Конца», обе &#151 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922 &#151 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Биография

Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась особняком.

В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу &#151 к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период &#151 поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей. ». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 &#151 «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 &#151 1925.

К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции &#151 в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху &#151 там, туда, оттуда. » В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.

Цветаева Марина

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века. Родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на формирование характера Марины оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери Марина подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; в январе 1912 г. вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а ее пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж.
В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка оборвалась в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве (ради возвращения в СССР он стал агентом НКВД за границей).
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18-го прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». Но ей не дали и такой работы: совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Не выдержав унижений, Цветаева 31 августа 1941 года повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

Марина Цветаева. Стихотворения.
Поэмы. Библиотека Русской Поэзии.
Санкт-Петербург, «Респекс», 1996.

Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы.
Ленинград: Советский писатель, 1979.

Марина Цветаева. Просто — сердце.
Домашняя библиотека поэзии.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Русская поэзия серебряного века.
1890-1917. Антология.
Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др.
Москва: Наука, 1993.

Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 т.
Москва: Эллис Лак, 1994.

Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир: Звуковая стихия Марины Цветаевой. — СПб.: Ж-л «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. — 288 с.
Аксютич В. Поэтическое богословие Марины Цветаевой // Вестник РХД. — № 147 (1986). — С. 126-152
Марины Цветаевой // Литература и фольклор: Вопросы поэтики: Межвуз. сб. науч. трудов — Волгоград, 1990. — С. 123-130
Александров В.Ю. Фольклорно-песенные мотивы в лирике Марины Цветаевой // Русская литература и фольклорная традиция: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. Д.Н. Медриш — Волгоград, 1983. — С. 103-112
Бабушкина С. В. Поэтическая онтология Марины Цветаевой 1926-1941 годов // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново: ИГУ, 1999. — С. 189-190
Бельская Л.Л. «Бессонница» в русской поэзии // Русская речь — № 4 (1995). — С. 8-16
Бродский И. Вершины великого треугольника: («Магдалина» Марины Цветаевой) // Звезда — № 1 (1996). — С. 223-233
Бродский И. Об одном стихотворении: («Новогоднее» Марины Цветаевой) // Новый мир — № 2 (1991). — С. 157-180
Гаспаров М.Л. (совм. С Н.Г. Дацкевич) Тема дома в поэзии Марины Цветаевой // Здесь и теперь — № 2 (1992).
Гурьева Т.Н. Концепция творчества в художественном сознании Марины Цветаевой. — Автореф. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Специальность 10.01.01 — Саратов, 1998.
Зубова Л.В. Лингвистический аспект поэзии М. Цветаевой. — Автореф. дис…. д.ф.н. — Л.: ЛГУ, 1990. — 37 с.
Комолова Н.П. Италийские сполохи Марины Цветаевой // Проблемы итальянской истории: Альманах. — М.: АН РФ: Институт всеобщей истории; Ассоциация культ. и делового сотр-ва с Италией, 1993. — С. 122-143.
Кузнецова Т.В. Антропософия Марины Цветаевой: Циклы «Деревья», «Сивилла» // Рукопись.
Лаврова Е.Л. Философия любви Марины Цветаевой // Гуманистические основы педагогической концепции Н.К. Крупской и современность: Сб. докл. — Горловка: ГГПИИЯ, 1994.
Лаврова Е.Л. Философия религии Марины Цветаевой. — Горловка, 1993.
Переславцева Р.С. Поэтика трагического в творческой эволюции М. Цветаевой: Автореф. на соиск. уч. степ. к.ф.н. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1998. — 23 с.

«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Марина Цветаева

русская поэтесса, прозаик, переводчик

Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева родилась (26 сентября) 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать. Она хотела, чтоб дочь стала музыкантом, и много времени уделяла ее творческому развитию. С шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках.

В 16 лет Марина отправляется в Париж на лекции по старофранцузской литературе. На формирование раннего творчества Марины оказали большое влияние Н.Некрасов, В.Брюсов, М.Волошин.

Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Цветаева опубликовала в 1910 году. Спустя еще два года выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь».

В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, позже у них рождается дочь Ариадна. В 1913 году в свет выходит еще один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомится с Софией Парнок – переводчицей, которой посвящает цикл «Подруга».

В 1917 году Марина рожает вторую дочь Ирину, но в три года она умирает в приюте. В это время начинается гражданская война, и муж Сергей отправляется воевать на стороне Белой Армии. Про годы войны Цветаева напишет цикл «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица».

В 1922 году, получив весть от мужа, Марина Ивановна переезжает жить за границу. В 1925 года рожает сына и переезжает в Париж. Творчество этого периода не публикуется.

В 1939 году Марина возвращается в Россию, через два года ее дочь арестуют, а мужа расстреляют.

В этот период она занимается в основном переводами и практически не пишет стихов. А с началом Великой Отечественной войны вместе с сыном Цветаева была эвакуирована из Москвы и направлялась в Чистополь, где находились и многие другие эвакуированные литераторы. Однако до места она не доехала.

31 августа 1941 года в Елабуге Марина Ивановна Цветаева покончила с жизнью, повесившись.

При жизни должного признания Цветаева не получила. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 1960-1970 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной и трагической биографии.

Сегодня Марина Цветаева по праву признана как один из великих русских поэтов двадцатого столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Цветаева Марина

30.11.2011 18:27 0 комментариев

Великая русская поэтесса, критик, переводчик, писательница и драматург Марина Ивановна Цветаева родилась 8-го октября (по «старому стилю» – 26-го сентября) 1892-го года в Москве в семье университетского профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки польского происхождения Марии Мейн (именно её матери, Марии Бернацкой, посвящено стихотворение «Милая бабушка, кто вы?…»). Таким образом, биография Марины Цветаевой начинается в интеллигентной московской семье.

Первые стихи – как по-русски, так и по-французски и по-немецки – Марина Цветаева стала сочинять в шесть лет. Свой первый поэтический сборник – «Вечерний альбом» – Цветаева опубликовала в восемнадцать лет, он был посвящен Марии Башкирцевой (французской художнице русского происхождения, культовой фигуре среди творческой молодёжи того времени). С этого момента можно вести отсчет биографии Марины Цветаевой как поэта. К двадцати пяти годам Цветаева была сформировавшимся и популярным автором, пережившим свою «Болдинскую осень» — т.н. Александровское лето.

В девятнадцать лет Цветаева сочеталась браком с Сергеем Эфроном. Вскоре у супругов родилась дочь Ариадна (по-домашнему – Аля).

Несколько лет спустя у Цветаевой начался провокационный роман с переводчицей Софией Парнок (о ней Цветаева писала «Сонечка была дана мне на подержание»). Парнок посвящен цикл цветаевских стихотворений «Подруга». Однако по прошествии двух лет отношения прекратились, а Цветаева вернулась к мужу. Свой «эксперимент» Марина Ивановна объясняла так, излагая своеобразный манифест бисексуальности: «Любить только женщин (женщине), или только мужчин (мужчине) – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное – какая скука!».

Годы Гражданской войны стали для Марины Цветаевой тяжким испытанием – первым в череде многих других. Муж Сергей Эфрон ушел воевать белогвардейцем. Марина Ивановна одна жила в Москве. Появившаяся на свет в 1917-м году дочка Ирина была отдана в приют (где ребёнок в возрасте трёх лет скончался от голода). Это обстоятельство заставляет думать, что уже тогда, задолго до своего самоубийства в 1941-м году, Цветаева испытывала определенные трудности с преодолением жизненных неурядиц и не могла считаться вполне адекватным человеком с социальной точки зрения (ведь старшая дочь Аля оставалась с матерью – отчего же новорожденного ребенка нужно было непременно сдать в приют?). В любом случае, для биографии Марины Цветаевой данное обстоятельство очень неоднозначно.

В это тяжелое время Цветаева продолжает писать стихи (знаменитое «Мне тебя уже не надо…» относится именно к этому периоду). В 1922-м году Цветаева эмигрирует за границу. Там, в Праге, её ждёт муж, теперь уже бывший белый офицер Сергей Эфрон. В 1925-м году у супругов рождается сын Георгий, после чего семья перебирается в Париж. Так начинается биография Марины Цветаевой – эмигранта.

В эмиграции Цветаева много пишет, поддерживает в переписке отношения с Борисом Пастернаком, который стимулирует Марину Ивановну к творчеству. Стихи Цветаевой не пользуются успехом в среде эмигрантов, но зато очень популярна цветаевская проза («эмиграция сделала меня прозаиком», с горечью отмечает Цветаева в своем дневнике).

Непопулярность поэзии, чужая среда, материальные трудности (Цветаева с дочерью иногда в самом прямом смысле голодали, поскольку Сергей Эфрон был тяжело болен и не мог работать, а гонорары Цветаевой были мизерными) постепенно вводят поэтессу в тяжелую депрессию. Поэтому в 1939-м году семья Цветаевой возвращается в СССР – где практически сразу сначала Сергея Эфрона, а затем Ариадну арестовывают (Эфрона в 1941-м году расстреляли, а Ариадна Сергеевна была реабилитирована лишь спустя 15 лет).

С началом Великой Отечественной войны Марина Цветаева с сыном эвакуируются. Однако в г.Чистополь, где поселили эвакуированных писателей, Цветаеву не пустили. Марина Ивановна и её сын поселились в Елабуге.

Оторванная от среды единомышленников, не находящая взаимопонимания с сыном, измотанная годами нищеты, раздавленная арестом мужа и дочери, 31-го августа 1941-го года Марина Цветаева покончила с собой, повесившись в доме, куда они с сыном были определены на постой. Так заканчивается биография Марины Цветаевой, несчастной женщины и величайшей русской поэтессы.

Существует неподтвержденная история, что провожавший Цветаеву в эмиграцию Пастернак подарил ей веревку (обвязать чемодан), и пошутил – на этой веревке хоть повеситься, всё выдержит. По легенде, именно на этой веревке Цветаева и повесилась.

Подпишитесь на рассылку!

Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

Марина Цветаева. Жизнь в стихах

Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.

И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.

Рождение

Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.

День был субботний:

Детство

В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.

Он был синеглазый и рыжий,

(Как порох во время игры!)

Лукавый и ласковый. Мы же

Две маленьких русых сестры.

Смерть матери

В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывёт по воле всех ветров!

Всё бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Путешествия

В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.

Первый сборник

Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».

Замужество

1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».

Самовар отшумевший заглох;

Погружается дом в полутьму.

Мне счастья не надо, — ему

Отдай моё счастье, Бог!

Зимний сумрак касается роз

На обоях и ярких углей.

Пошли ему вечер светлей,

Теплее, чем мне, Христос!

Я сдержу и улыбку и вздох,

Я с проклятием рук не сожму,

Но только — дай счастье ему,

О, дай ему счастье, Бог!

Отношения с Софией Парнок

Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Годы гражданской войны

Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.

Смерть младшей дочери

Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.

Под рокот гражданских бурь,

Даю тебе имя — мир,

В наследье — лазурь.

Эмиграция

С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.

«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».

Возвращение на Родину и смерть

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.

Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.

Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Последние дни Марины Цветаевой

Домик в Елабуге, в котором Марина Ивановна Цветаева жила с 21 по 31 августа 1941 года, по елабужским меркам мил и светел.

Слева — кухня-столовая с обязательным самоваром, русской печью и рукомойником.

Кухня-столовая За печкой у окна рукомойник

У окна — фикус, символ мещанского благополучия,

Уголок кухни в Елабуге, в доме, где погибла Цветаева

за печкой — сундук, «спаленка» хозяйки. Ещё на одном сундуке — прялка, работа и развлечение для зимних вечеров.

Слева — сундук за печкой на кухне, справа — вход в «залу» Ещё на одном сундуке — прялка

В правой части дома горница — «зала», самая большая и светлая комната домика в Елабуге.
Через проём видна комната, которую хозяева выделили Марине Цветаевой и ее сыну.

Центр сельского дома — круглый стол для дорогих гостей

На этой фотографии вход в комнату Цветаевой отражается в зеркале.

Швейная машинка занимает в зале почетное место между окон

Межкомнатных дверей в домике нет, пройти в комнату Цветаевой можно только через залу.
Все всё видят и все всё слышат.

Пройти в комнату Цветаевой можно только через «залу»

В комнате Марины Ивановны кровать, диван, комод, стулья.

Последняя комната Марины Цветаевой

Хозяйка домика вспоминала, что Марина Ивановна спала на кровати, её сын — на диване. Анастасия Цветаева пишет, что кровать Марина уступила сыну, а сама ютилась на диванчике.

Диван в комнате Цветаевой, Елабуга Кровать в комнате Цветаевой, Елабуга

А это сени, где 31 августа 1941 года повесилась Марина Цветаева.
Через эти сени — вход в дом, слева будет кухня, справа — зала, за ней —комната Марины Ивановны.

Место самоубийства Марины Цветаевой

Справа из сеней был вход в чулан. Сейчас чулан превращён в пристрой дома, и в нём создан маленький музей последних дней Марины Цветаевой.

Предсмертное письмо сыну Календарь с датой смерти Цветаевой

Цветаеву похоронили. Мур уехал. Жизнь в доме продолжалась своим чередом. Через пространство, в котором оборвалась жизнь Марины Ивановны, за эти годы прошли тысячи людей.

Место захоронения Цветаевой на местном кладбище было потеряно, сошлись на том, что зафиксировали разные версии и отметили ещё одно место — символическое.

Место захоронения Цветаевой

Недалеко от домика возвели мемориальный комплекс, поставили памятные доски.

А в самом домике в Елабуге висит портрет Марины Цветаевой 1939 года.

Марина Ивановна Цветаева, портрет 1939 года

Цветаева

(8 октября 1892 года — 31 августа 1941) Сегодня, 31 августа, мировая общественность еще раз вспомнит имя великой русской поэтессы Марины Цветаевой. 31 августа 1941 года, в воскресенье, когда в доме Цветаевых в Елабуге никого не было, Марина Ивановна покончила с собой, повесившись в сенях избы, и оставив три предсмертных записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить.

Статья: 60 лет тому назад трагически оборвалась жизнь Марины Цветаевой

Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на Елабужском кладбище.

Отец Марины Цветаевой был профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств на Волхонке. Мать, полуполька, полунемка, была пианисткой, учившейся у Артура Рубинштейна.

В гимназические годы Цветаева часто бывала во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Ее первая книга стихов «Вечерний альбом» вышла в 1910-м.

Воспев белую гвардию в книге «Лебединый стан», Цветаева последовала за мужем в эмиграцию. Однако для тогдашних эмигрантских законодателей моды Цветаева была недостаточно «белой».

Она жила бедно и просила свою чешскую подругу Анну Тескову «прислать ей какое-нибудь приличное платье в Париж с проводником, чтобы ей было что надеть на творческий вечер»:

От отчаяния Марина Цветаева вернулась в Россию. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь — вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей — мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали.

Борис Пастернак, провожая Цветаеву в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом.

Потом Марина Цветаева уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак. Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии.

Еще в юности она предсказала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед» — и не ошиблась. Но черед ее стихам пришел лишь после ее смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: