Особенности мироощущения Ахматовой и Цветаевой

С именами А. Ахматовой и М. Цветаевой связана целая страница в истории русской поэзии. Две поэтессы стали первыми женщинами, которые за весь литературный процесс обрели свое право на голос.

Благодаря творчеству этих поэтесс, женщина из предмета, на которого было направлено поэтическое чувство, обрела статус самостоятельного лирического героя, вместе со своими переживаниями, мыслями и мироощущением. Несмотря на то, что Ахматова и Цветаева творили в одной эпохи, творческая манера каждой из них кардинально отличались.

Каким мы видим творчество Ахматовой? В первую очередь, это строгая манера изложения мыслей, даже в лирических произведениях. Ахматова – литературный боец, который в каждом своем стихе поднимает эпохальные вечные темы. Именно за это Анну Андреевну называют не иначе как женщина – поэт.

В отличие от нее, Марина Цветаева все же больше констатировала факты и выражала свои чувства в лирических произведениях. Поэтесса не стремилась изменить мир и пойти наперекор действительности, о чем ярко свидетельствуют даже обстоятельства ее смерти.

А. Ахматова «Смятение»

Стихотворение А. А. Ахматовой «Смятение» ярко показывает то, что даже в любовных отношениях автор боится быть покоренной кем-то. В своем возлюбленном она чувствует опасность, которую могут повлечь любовные отношения с ним.

Мы видим, что лирическая героиня все же была права: после расставания с любимым человеком она почувствовала себя свободной и счастливой. Читая стихотворения, мы понимаем, героиня вступает в борьбу с собственными чувствами, боится оставить ситуацию без контроля и тем самым обрести свою духовную погибель.

А. Ахматова «Мне голос был»

В своем произведении «Мне голос был» А. Ахматова описывает свои собственные размышления о революционных событиях в России. Поэт понимает, что для сохранения душевного спокойствия ей лучше всего покинуть свою родину навсегда, таким образом, освободивши себя от наблюдения падения некогда могущественного государства.

Однако, словно, вступая в спор с самой собой, Ахматова решает остаться в России, несмотря ни на что. Для избегания соблазна она закрывает уши, чтобы не слышать голоса, который уговаривает ее бросить страну.

Стихотворение открывает читателю всю сущность Ахматовой – борца, ее неспособность сдаваться перед препятствиями.

А. Ахматова «Вижу выцветший флаг над таможней. »

В данном стихотворении А. Ахматова передает читателю свою ностальгию по юности. Она мечтает опять вернуться в озаренное романтикой и верой в будущее детство.

Однако создание простого лирического текста не свойственно Ахматовой, в конце стиха мы видим всю суть произведения: поэт разочарована в гнилых личностях, с которыми она столкнулась во взрослой жизни и мечтает вернуть свою юность, чтобы вселить в свою душу веру в честных людей.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано. »

Главной темой стихотворения «Моим стихам, написанным так рано. » является тема творчества поэтессы. Цветаева рассказывает читателю, что все стихи, которые были созданы ею, по сути, никому не нужны, однако придет момент, когда они станут востребованными для общества.

В произведении ярко прослеживается особенность мироощущения поэтессы: она отождествляет свое творчество с собой. Даже понимая то, что из-за своей духовной слепоты, люди отторгаю т ее саму, и ее стихи, Цветаева не жалуется на судьбу, и не принимает радикальных и смелых решений, чтобы ее каким-то образом изменить.

М. Цветаева «Вчера еще…»

В своем стихотворении поэтессы описывает расставание лирической героини со своим любимым человеком. Мы видим, как она пытается выяснить у него, что именно послужило причиной расставания. Героиня корит себя в том, что случилось, просит прошения за грехи, которых не совершала.

Сравнивая два лирических произведения – «Смятение» Ахматовой и «Еще вчера» Цветаевой, мы можем уловить разницу в мироощущении поэтесс. Ахматовой свойственно воспринимать отношения как двухстороннее взаимодействие, Цветаева рассматривает их более субъективно.

Так Марина Игоревна в своем произведении перекладывает всю вину в расставании на себя, Ахматова наделяет статусом «виновных» обстоятельства.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАвтобиография Твардовского и история поэмы «Василий Теркин»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Лирическая героиня Марины Цветаевой

Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. »

Урок 1.

1. А.Ахматова и М.Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

у Ахматовой у Цветаевой
плавность;
сдержанность;
приглушённость;
затаённость;
как будто нехотя;
внутренний шёпот;
разговор с самой собой
напор;
порыв;
взрыв;
накал;
вызов;
борьба;
поединок;
удар

Обе — “охвачены огнём страсти”.

Для обеих любовь — “только не эти оковы”, “любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?

Что для неё любовь? Какова она в любви?

— Для обеих любовь — “поединок роковой”, но лирическая героиня:

“смиренница”
— растерянность;
— беспомощность;
— недоумение;
— полубред;
— покорность;
— приглушённое отчаяние;
ведомая

“воительница”
— бунтарка;
— открытое противостояние;
— одна против всех и вся, вплоть до Бога;
— мятежница;
— бросает вызов;
— “пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв)
вожатый

у Ахматовой у Цветаевой

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на “любовный недуг”. И это естественно.

Цветаева тоже по-своему “научила женщин говорить. ”, выразила другую ипостась женской души.

2. Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: “Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.

— Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: “Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” “. добивалась точного единства смысла и звучания”; “. пробовала слова на звук”.

— Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё — птица в руке».

— Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: “Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим — самой себе за высшее благо”.

3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

— лирический герой — ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);

— лирический герой — двойник (нет абсолютного тождества, сходства — поэзия А.Ахматовой);

— лирический герой — абсолют “Я” поэта.

Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой — “абсолютное самовыражение”.

4. “Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. ».

“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. ”

Первая строка — уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

“Я” объявляет войну против (“иду на Вы. ”).

Сравните: у Ахматовой — такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.

Соперники — все (называем слова-доминанты: “земель”, “небес” — это уже не комната — это Вселенная).

Первая строка — заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское “все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

I стр. Земли — Небеса — Пространство

II стр. “Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”

III стр. “Я тебя отвоюю у всех других…”

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на “поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).

Можно ли себе такое представить у Ахматовой? “Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло — у “смиренницы”, у “монашенки”. А здесь — да.

Урок 2.

Урок-лаборатория, урок-мастерская. “Погружение” в слово Цветаевой.

Справка. Художественное слово многофункционально: слово — знак; слово — символ; слово — метафора; слово — жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное

Каждое существительное — носитель какой-то конкретной сущностной реалии и одновременно — символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание (смысловое) этих существительных:

лес
природа
(какая?)
естественная,
первозданная,
органичная
колыбель
начало,
рождение,
исток

(Вспоминаем «Олесю» А.И. Куприна: лес — колыбель Олеси — создал её, определил её сущность — свобода.)

Катерина Островского — мечта о воле — Волга, простор;

пушкинский Узник — туда, где за тучей белеет гора.

Мцыри Лермонтова — свобода — природа.

— А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят утешение, успокоение.

Объединим: лес — качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес — начало моё. Тогда понятен следующий образ: “лес-могила” — это конец мой.

Начало и конец — лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.

(вспомните Катерину («Гроза») – ключ от калитки).

ключ — дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

(А.Пушкин: “счастье только на обычных путях”)

псы — стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность (“лес и красные собаки” из сна Базарова).

Таким образом, “ключи”, “псы” — слова-представители определённых возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока — самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их “расшифровки”.

Почему так трагичен мир лирической героини Цветаевой?

Творчество Марины Цветаевой необычайно сложно и многогранно. Эта поэтесса считается одним из самых виртуозных художников слова начала 20 века. Ее язык, система средств художественной выразительности самобытна и нестандартна. Темы, проблемы, мотивы, которые Цветаева использует в своем творчестве, необычайно глубоки и серьезны.
Стихи поэтессы разнообразны по мотивам и во многом интуитивны. Однако, на мой взгляд, есть нечто, объединяющее все произведения Цветаевой, – ее трагическое мироощущение — «на разрыв», которое в полной мере отразилось в творчестве поэтессы.
Одной из ведущих тем лирики Цветаевой является тема родины, тема любви к отчему дому, Москве, России. Лишь в ранних стихах поэтессы (1916-1917 года) создается картина прекрасной страны: бесконечные дороги, багровые закаты и лиловые беспокойные зори. Позже в стихи Цветаевой вошла война, мировая, а затем гражданская. В этот период жалость и печаль переполняли ее творчество:
Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую Землю.
К революции 1917 года Цветаева относилась сложно. Поэтесса не могла принять и простить той крови, которая проливалась. С болью она говорит о том, что смерть равняет всех:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила.
Тема любви – непреходящая тема в лирике Цветаевой. Это чувство поддерживало и вдохновляло поэтессу всю жизнь. Недаром в своем дневнике она напишет: «Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили – или не любили».
Стихотворения Цветаевой о любви невозможно спутать с ничьими другими. Они написаны «на разрыв», очень пронзительно и тонко. Лирическая героиня вся отдается своему чувству, живет и дышит только им:
Не властвовать!
Без слов и на слово –
Любить…Распластаннейшей
В мире – ласточкой!
Не могла поэтесса обойти своим вниманием и тему поэта и поэзии. В осмыслении этой темы она следует традициям русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. По мнению Цветаевой, вдохновение – единственный повелитель поэта. Оно приходит к нему в облике огненного всадника: «С красной гривою свились волоса… Огневая полоса – в небеса!».
Тема поэта и его предназначения максимально раскрывается в поэме «На красном коне». Лирическая героиня приносит к ногам всадника на красном коне свою жизнь, чтобы он умчал ее ввысь, в иной мир – в небо поэта.
По мнению Цветаевой, дорога поэта в мире нелегка. Его не понимает и не принимает эгоистичная и слепая толпа. Обыватели погрязли в быту, своих приземленных интересах и проблемах:
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, в как в термосе!
Лирическая героиня пытается «переделать» этих людей, заставить их «посмотреть в небо», но ее усилия во многом оказываются напрасными.
Кроме того, поэт, по Цветаевой, неподвластен суду: «Я не судья поэту, И можно все простить за плачущий сонет!». Поэта не в состоянии оценить читатели, поэтому они не могут его судить. Поэт мыслит по-своему: «тьма» поэта не всегда означает зло, а высота – добро. Но оценить это сможет только время…
Таким образом, все творчество М. Цветаевой пронизано трагизмом, ощущением некоего надлома, несовершенства, дисгармонии. Почему так трагичен лирический мир этой поэтессы? Думаю, причина кроется во многих факторах – во «внутреннем устройстве» самой Цветаевой, в характере эпохи, в которой ей пришлось жить, в личной и творческой судьбе поэтессы. Однако, думаю, именно трагизм и рожденная им непреклонность пред обстоятельствами, гордость духа являются отличительными чертами лирики Цветаевой, ее «визитной карточкой», «опознавательным знаком».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Цветаева М.И. / Стихотворения / Почему так трагичен мир лирической героини Цветаевой?

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Челюскинцы» М. Цветаева

«Челюскинцы» Марина Цветаева

Челюскинцы: звук —
Как сжатые челюсти!
Мороз на них прет,
Медведь на них щерится.

И впрямь челюстьми —
На славу всемирную —
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали!

На льдине (не то
Что — черт его — Нобиле!)
Родили дитё
И псов не угробили —

На льдине!
Эол
Доносит по кабелю:
«На льдов произвол
Ни пса не оставили!»

И спасши (мечта
Для младшего возраста!),
И псов и дитя
Умчали по воздуху.

«Европа, глядишь?
Так льды у нас колются!»
Щекастый малыш,
Спеленатый — полюсом!

А рядом — сердит
На громы виктории —
Второй уже Шмидт
В российской истории:

Седыми бровьми
Стесненная ласковость…

Сегодня — смеюсь!
Сегодня — да здравствует
Советский Союз!

За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь,
Челюскинцы — русские!

Анализ стихотворения Цветаевой «Челюскинцы»

Жизнь сложилась так, что Марине Цветаевой пришлось провести в эмиграции долгие 17 лет, которые стали для поэтессы настоящей пыткой. Она признавалась, что не только перестала интересоваться литературой, но и утратила желание создавать лирические произведения. Покидая разоренную Россию, Цветаева рассчитывала на то, что за границей ее жизнь будет спокойной и стабильной. Но материальный достаток не смог заменить ей родину, которая снилась поэтессе по ночам.

Неудивительно, что любые события, происходящие в России, живо обсуждались в семье Цветаевой, и, таким образом, создавалась иллюзия причастности к тому, чем живет эта великая и такая далекая страна. Однако в творчестве поэтессы эти события очень редко находили свое отражение. Исключение составляет подвиг челюскинцев, которые после крушения парохода почти два месяца дрейфовали на льдине. Цветаеву очень взволновало это событие, однако лишь упрек со стороны поэта Эйснера в том, что поэтесса не отозвалась на это событие ни одной поэтической строкой, заставил ее в 1934 году написать стихотворение «Челюскинцы».

Стоит отметить, что Цветаева никогда не стремилась работать в конъюнктурном ключе и угождать советской власти. Наоборот, многие ее произведения шли вразрез с политикой партии, так как поэтесса открыто высказывала свои мысли и чувства, не заботясь о том, какой резонанс они вызовут. Однако подвиг челюскинцев все же произвел на Цветаеву неизгладимое впечатление, так как эти мужественные люди «из льдин челюстей товарищей вырвали». Слова и речевые обороты, которые использует Цветаева в этом произведении, являются типичным для бравурных и патриотических стихов этого периода. Разница лишь в том, что с их помощью советские поэты очень даже неплохо зарабатывали себе на жизнь, а Цветаева продолжала оставаться всеми забытой эмигранткой, персоной нон-грата. Тем не менее, она действительно прониклась тем мужеством и самоотверженностью людей, которые вопреки всему выжили. Примечательно, что во время дрейфа на льдине родился ребенок, «спеленатый – полюсом», и этот факт произвел на поэтессу неизгладимое впечатление. Она искренне гордится тем, что является русской, и при этом умышленно стирает грань между прошлым и настоящим своей страны. Не зная о репрессиях и гонениях на своих соотечественников, не слыша о советских концентрационных лагерях, Цветаева, обращаясь к землякам, восклицает: «За вас каждым мускулом — держусь». Советский Союз становится для нее символом мощи и справедливости, свободы и равенства, но все это на поверку оказывается иллюзией, которая очень скоро будет разрушена после того, как сама поэтесса и ее близкие станут жертвами сталинских репрессий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector