СОДЕРЖАНИЕ
:: Марина Ивановна Цветаева ::
ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Марина Ивановна Цветаева |
Гости вечера |
В Центральной городской библиотеке им. Александра. Грина, г. Феодосия состоялся литературно-музыкальный вечер «Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех…», посвященный 125-летию со дня рождения русского писателя и поэта Бориса Пастернака.
Мероприятие подготовили и провели сотрудники феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых: заведующая музеем Зоя Тихонова, научные сотрудники музея Марина Федоренко и Оксана Гришиненко.
Программу вечера открыла заведующая читальным залом библиотеки им. Александра Грина Елена Архипова, представив книжную выставку, посвященную Борису Пастернаку, а заведующая музеем Марины и Анастасии Цветаевых Зоя Тихонова вручила дар библиотеке от московского Дома-музея Марины Цветаевой.
Гости вечера услышали рассказ о жизни и творчестве Пастернака, о его взаимоотношениях с современниками, о нелегком периоде жизни конца 50-х – начала 60-х годов для поэта, связанном с вручением ему Нобелевской премии. Вниманию гостей вечера были представлены стихи Пастернака, стихи, посвященные Марине Цветаевой, а также стихи сестер Цветаевых Пастернаку. Теплоту взаимоотношений поэта с современниками продемонстрировала переписка с ними. Украшением вечера стали аудиозаписи Бориса Пастернака, читающего свои стихи, и прелюдии, соната для фортепиано, написанные самим поэтом.
23 октября 2014 — Культурно-образовательная акция «Ночь в музее» в феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых
Таинственная ночь в музее Марины и Анастасии Цветаевых Неотъемлемые атрибуты «Ночи в музее»: свечи, гадание, цитаты из произведений сестер Цветаевых |
Акция «Послания Марины и Анастасии Цветаевых» очень порадовала зрителей |
Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых присоединился к культурно-образовательной акции «Ночь в музее», прошедшей по всему Крыму.
Холодным ноябрьским вечером феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых (ММиАЦ) открыл свои двери для посетителей, пришедших посмотреть удивительную программу «Мистическое в жизни Марины и Анастасии Цветаевых: «Мы цепи таинственной звенья…».
В первом зале музея гости уже почувствовали некую таинственность: мягкий свет свечей в разноцветных подсвечниках создавал волшебную игру теней, ярким лучом высвечивался только портрет Марины Цветаевой.
Заведующая отдела научно-информационой работы заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Марина Жарикова, научный сотрудник отдела Саенко Светлана, научные сотрудники ММиАЦ Марина Федоренко и Оксана Гришиненко в зале, также освещённом мерцающим пламенем свечей, не только рассказали о волшебном, мистическом, пророческом в жизни и творчестве Марины и Анастасии Цветаевых, но и представили небольшие сценки: о сне матери Цветаевых, в котором она увидела, где искать утерянную брошь; о гадании цыганки на картах для Марины.
Также сотрудники музея продемонстрировали, как гадали в доме Цветаевых в начале 20 века: на края медного таза, наполненного наполовину водой, развешивали полоски бумаги, с внутренней стороны которых писали желания.
Затем на воду опускалась скорлупка ореха, куда был вставлен горящий огарок свечи. Желание должно было исполниться у того, к чьей записке подплывет этот кораблик. А ещё были гадания на книгах – надо было открыть загаданную страницу и строку – и так определить будущее.
Эти истории сопровождались музыкой и романсами на стихи поэтов Серебряного века в исполнении Игоря Ковалевского.
Во второй части программы «Ночь в музее» феодосийский актер, поэт, философ Александр Альянаки объяснил судьбу Марины Цветаевой по натальной карте, которую он составил специально для этого мероприятия.
В заключительной части программы зрители посмотрели фильм «Дело о призраке Марины Цветаевой» из цикла «Истина где-то рядом». Фильм был снят в музее Цветаевых города Александрова.
Гости не только были зрителями, но и участниками акции – все загадали желания и получили для себя ответы из посланий от Марины и Анастасии Цветаевых (цитаты из их произведений). Ещё долго гости делились впечатлениями от вечера и разгадывали вслух мистические строки. Немного сказки и таинственности в осеннюю ночь.
н.с. ОНИиОР КРУ КЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина» Саенко Светлана
Экскурсия по залам музея | Уголки цветаевского Крыма | Гости цветаевского дома |
—Феодосия Цветаевых —Коктебельские вечера —Гостиная Цветаевых —Марина Цветаева —Анастасия Цветаева |
— «Я жила на Бульварной» (АЦ) —Дом-музей М. и А. Цветаевых —Феодосия Марины Цветаевой —Крым в судьбе М. Цветаевой |
—Максимилиан Волошин —Василий Дембовецкий — —Константин Богаевский —Литературная гостиная —Гостевая книга музея |
Жизнь и творчество сестёр | Литературный мир Цветаевых | Музей открытых дверей |
—Хронология М. Цветаевой —Хронология А. Цветаевой —Биография М. Цветаевой —Биография А. Цветаевой |
—Исследования и публикации —Воспоминания А. Цветаевой —Документальные фильмы —Цветаевские фестивали |
—Адрес музея и контакты —Лента новостей музея —Открытые фонды музея —Музейная педагогика —Ссылки на другие музеи |
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)
Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»
Марина Ивановна Цветаева
Цитаты из книг автора Марина Ивановна Цветаева
Мари́на Ива́новна Цвета́ева — русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших поэтов XX века.
Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь.
Шутим, шутим, а тоска всё растёт, растёт.
«Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!
Если у Вас за спиной кричат «Дурак!», то это не повод оглядываться.
Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — обратно.
Мне плохо с людьми, потому что они мешают мне слушать мою душу или просто тишину.
Что можешь знать ты обо мне,
Раз ты со мной не спал и не пил?
Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.
Наши лучшие слова — интонации.
Сверхбессмысленнейшее слово:
Расстаемся. — Одна из ста?
Просто слово в четыре слога,
За которыми пустота.
Громким смехом не скроешь дикой боли.
Я Вас больше не люблю.
Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда.
Здесь я не нужна, там — невозможна.
Крылья — свобода, только когда раскрыты в полёте, за спиной они — тяжесть.
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
Марина Цветаева — биография, информация, личная жизнь
Марина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве — умерла 31 августа 1941 года в Елабуге. Русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.
Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Младшая сестра — Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993), советская и российская писательница.
Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы.
Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В январе 1912 года — вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!».
София Парнок — любовница Марины Цветаевой
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.
В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон
В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда. ».
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком. »).
В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых.
27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе). Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Записка Асеевым: «Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!».
Записка «эвакуированным»: «Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте».
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».
В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами.
С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.
Сборники стихов Марины Цветаевой:
1910 — «Вечерний альбом»
1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов
1913 — «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе»
1913-15 — «Юношеские стихи»
1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921)
1922 — «Конец Казановы»
1920 — «Царь-девица»
1921 — «Вёрсты»
1921 — «Лебединый стан»
1922 — «Разлука»
1923 — «Ремесло»
1923 — «Психея. Романтика»
1924 — «Молодец»
1928 — «После России»
сборник 1940 года
Поэмы Марины Цветаевой:
Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Поэма Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)
Поэмы-сказки Марины Цветаевой:
Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)
Незавершённые поэмы Марины Цветаевой:
Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения Марины Цветаевой:
Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927).
Проза Марины Цветаевой:
«Живое о живом»
«Пленный дух»
«Мой Пушкин»
«Пушкин и Пугачёв»
«Искусство при свете совести»
«Поэт и время»
«Эпос и лирика современной России»
воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
Мемуары
«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке».