Цитаты из лирики пушкина

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь &#151 весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят &#151 я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства &#151 няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро &#151 и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса &#151
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута &#151 и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой &#151 люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода &#151 самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Лирика Пушкина

В 9 классе начинается систематическое изучение литературы. Начальный

курс литературы в 5 – 8 классах дал учащимся некоторые сведения о жизни

писателей, исторической обстановке их творчества, первые навыки анализа

текста. Поэтому, приступая к изучению творчества Пушкина в 9 классе,

учитель может использовать те знания учащихся о поэте, которые они получили

по программе 5 – 8 классов.

Историческое развитие русской литературы XVIII – начала XIX века

обусловило закономерность появления её величайшего художественного гения.

И учителю необходимо, на конкретных примерах провести учащихся к такому

пониманию творчества поэта.

После вступительной беседы модно притупить к изучению биографии и

творческого пути Пушкина, уделив внимание преимущественно характеристике

идейно-художественного развития поэта. Вопросы чисто биографические должны

занимать второстепенное место, так как многие факты из жизни Пушкина уже

известны учащимся. На изучение этой подтемы следует отвести три урока,

строя их в форме лекции с элементами беседы. В основу плана уроков можно

взять отдельные положения учебной программы по литературе, при этом

необходимо тщательно подобрать иллюстрированный материал.

Задача преподавателя литературы заключается в том, чтобы довести до

сознания и чувств учащихся идейное и эмоциональное содержание лирики

Пушкина, основываясь на анализе немногих лирических стихотворений поэта.

Учащиеся должны воспринять и идейное богатство лирики Пушкина и

совершенство её художественной формы.

Лирика дружбы и любви

Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с

Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым,

Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он

умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие

ответные чувства «Записки о Пушкине». И. И. Пущина проникнуты подлинным

культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая

захватывает своей сердечностью и сейчас.

В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы

находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо

непременно рассказать в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными

словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта.

Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла, дружба между ним

и Пушкиным в стенах Лицея.

«Чтобы полюбить его настоящим образом,—говорит Пущин о поэте,—нужно было

взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит

все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем,

что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и

Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина,. посвященных

Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении

«Пирующие студенты» (1814). В 1817 г., перед самым выпуском из Лицея,

Пущкин написал в альбом своему другу:

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей.

Размолвки дружества и сладость примиренья,—

Что было и не будет вновь.

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг! Она прошла. но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О милый, вечен он!

После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая

цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей

резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное

значение в собственных глазах. Первая моя мысль была открыться Пушкину:

он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему

проповедывал в нашем смысле — и устно и письменно стихами и прозой».

Показываем учащимся портрет Пущина работы А. Д. Соболевского (1825)

[1]. Вглядимся в открытое, простое, доброе лицо—это именно «товарищ милый»,

«друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему; в сдержанном

движении слегка откинутой назад .головы чувствуется какие-то мягкое, но в

то же время непреклонное волевое решение.

Зимой 1825 г., когда Пушкин томился в одиночестве в селе Михайловском,

Пущин посетил своего друга.

Преподаватель вывешивает репродукцию картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях

у Пушкина в Михайловском», а затем читает отрывок из «Записок» Пущина,

рисующий этот эпизод[2]. После чтения пояснений к картине не потребуется.

По замечанию Пущина, Пушкин в это свидание показался ему очень похожим на

портрет работы Кипренского. Таким он и изображен на картине Ге. Фитура

Пущина часто разочаровывает учащихся своим несходством с рассмотренным

ранее портретом работы Соболевского.

После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был

арестован. В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден: 1828

года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился,

наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в

тамошний острог. Что делалось с пушкиным в эти годы моего странствования по

разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую,

что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день

моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает

листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было:

Мой верный друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твои колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье.

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Псков. 13 декабря 1826 г.)

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой,

живительной благодарности, я не мог, обнять его в изгнании».

Но Пущин никогда уже не смог больше обнять своего великого друга: в

январе 1837 г. он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне

должна была случиться несчастная его история,—пишет Пущин,- и если бы я был

на месте К. Данзаса, то роковая пуля, встретила бы мою грудь: я бы нашел

средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России.

В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что

Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих

отыскивать его живого в бессмертных его творениях. »

Показываем учащимся последнюю фотографию Пущина, сделанную после его

возвращения из Сибири[3] . Перед нами чудесный старик, такой же скромный,

«милый», как и в молодости, но годы борьбы и страдания оставили свой след,

сделав его старческое лицо и фигуру еще более одухотворенными, осветленными

, энергичными и в то же время трогательно бессильными в своей старости.

Дружба Пущина и Пушкина раскрывает не только личность и жизненное дело

Пущина, но как-то по-особенному освещает и многогранную душу Пушкина.

„Я помню чудное мгновенье. «

Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме

любви. В программу VIII класса включено стихотворение «Я помню чудное

мгновенье. ». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь

зарождается в душах учащихся, нужно дать им возможность «пережить» чувство,

выраженное в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» с необычной силой и

Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки.

Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней,

сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о

Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя.

Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая

встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное

увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа

Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно

четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция

организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство

Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина — в этом

проявилось поэтическое мастерство великого поэта.

Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее

соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с

ясностью, легкой человечески просто сказываемой»[4].

Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в

стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень

немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие

контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как

мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому

образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то

необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих

признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн,

кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит,

центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой

же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства,

И сердце бьется в упоенье,

II для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Глинки—чистой,

пленительной, простой, задумчиво-радостной.

Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На

холмах Грузии. », «Я вас любил…» . Эти стихотворения учитель читает в

Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа

первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во

втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви».[5] Лучше,

не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни

филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и

глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо

научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно,

ритмично. (Это, конечно, труднее всего.)

В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «… Каждое чувство,

лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и

виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство

человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно

благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве

Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом

воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых

людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как

Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».[6]

1. А.С. Пушкин. Избранное

2. Н.А. Демин. «Изучение А.С. Пушкина в 8 классе» М., «Просвещение».

3. Д.Д. Благой. Творческий путь А.С. Пушкина (1826-1830), стр. 414

4. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 339

5. И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ. 1956

[1] Портрет Пущина работы Л. Д. Соболевского обычно воспроизводится в

[2] И. И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ, Г стр. 77—79, 81—84.

Все цитаты из «Записок о Пушкине» даны по этому изданию.

[3] Она помещена в сб. «Декабристы и их время. Материалы и сообщения» под

ред. М. П. Алексеева и Б.С.Мейлаха. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.

[4] Б. В. А с а ф ь е в. Избр. труды, т. I. М., Изд-во АН СССР, стр.

[5] Д Д. Благо и. Творческий путь Пушкина (1826—183. стр. 414.

[6] В.Г.Белинский. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 339.

Бібліотека школяра вітає тебе!

Свою роботу ми розпочали в березні 2008 році і весь цей час ми плідно працюємо над розширенням можливостей нашої електронної бібліотеки. Наш сайт стане у нагоді тим, хто навчається і тим, хто постійно намагається здобути нові знання. Ми намагались зібрати інформацію, яка стане у нагоді учню при підготовці домашніх завдань чи складання іспитів, студенту — під час підготовки до сесії. Для Вашої зручності, «Бібліотека школяра» розділена на шістнадцять розділів, серед яких ми зможете знайти: твори з мови, з української та зарубіжної літератури, сочинения по русскому языку и литературе, стислі перекази творів, біографії письменників та історичних діячів, рефетати та багато іншого. Сподіваємось, що «Бібліотека школяра» стане Вам у нагоді. Дякуємо, що завітали до нас!

Анонс основних розділів сайту:

«Біографії» — інформація про життя та творчість великих письменників, політиків, художників, видатних людей, які внесли значний вклад в розвиток культури, української та зарубіжної літератури.

«Реферати» — велика колекція докладів, доповідей, рефератів з різноманітних наукових проблем, а також цікаву та пізнавальну інформацію.

«Зарубіжна література» — коллекція шкільних творів з зарубіжної літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Українська література» — коллекція шкільних творів з української літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Твори з мови» — це велика коллекція нових учнівських творів з української мови.

«Русский язык» — шкільні твори російською мовою. Твори орієнтовані для школярів українських шкіл, які вивчають російську мову.

«Сочинения» — коллекция сочинений по русской и зарубежной литературе на русском языке. Данная коллекция ориентирована на украинских школьников, которые изучают русский язык и литературу.

«Стислі перекази» — стислий, але вичерпний переказ творів великого розміру. Після ознайомлення з переказами Ви матимите повну уяву про зміст повного твору, його головних героях, сюжетні лінії, тему, ідеї.

«Прислів`я та приказки» — прислів’я та приказки українського народу.

«Крилаті вирази» — крилаті вислови народної творчості та вислови з творів української літератури.

«Фразеологізми» — це фразеологічні вирази української народної творчості.

«Цитаты» — в разделе представлено более 5000 цисяч цитат почти пятисот авторов.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 39 106 раз

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

На тронах поразить порок.

С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

Души прекрасные порывы!

Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.

В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии».

К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: