Цитатный план поэмы Пушкина Полтава

Цитаты из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», 1824

Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей. — (Алеко)

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда.

Где нет любви, там нет веселий. — (Алеко)

Вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь. — (Старик)

И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Цитаты из поэмы А.С. Пушкина «Полтава», 1828-1829

Не только первый пух ланит
Да русы кудри молодые,
Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты. — «Полтава», 1828 — 1829

Старость ходит осторожно
И подозрительно глядит.

Кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены. — (Мазепа)

В одну телегу впрячь неможно
Коня и трепетную лань. — (Мазепа)

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой-Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.

Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Цитаты из поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне», 1830

Рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию.

Поэма А.С.Пушкина «Полтава»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Иэучение поэмы А.С.Пушкина «Полтава» на уроках литературы в 7 классе. Урок-презентация.

Скачать:

Вложение Размер
poema_poltava_a.s.pushkinat.rar 2.84 МБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный конспект урока с приложением презентации.

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ.

Разработка урока по литературе на тему «Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». История создания произведения, героини поэмы». На районную научно-исследовательскую конференцию «Историзм ка.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания.

Презентация к поэме Гоголя «Мертвые души». «Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя «Мертвые души». Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта.

А. С. Пушкин Поэма « Полтава » Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемiac.perm.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » А. С. Пушкин Поэма « Полтава » Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его.» — Транскрипт:

1 А. С. Пушкин Поэма « Полтава » Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования совершаемого царем. А.С.Пушкин.

2 Как историк, Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории. Свидетельство тому – поэмы гения. Образ Петра Великого вызвал живой интерес у поэта. Загадка личности царя-реформатора, талантливого полководца, одаренного публициста, великого кораблестроителя волновала Пушкина на протяжении всей его жизни. Л. Каравакк. Пётр I.

3 Император Пётр I Рубеж XVII–XVIII веков являлся важной страницей в истории России. Этот период оставил глубокий след в экономике, быту, церковных делах, в искусстве. Все эти преобразования связаны с именем Петра I. Талантливый полководец, одаренный публицист, законодатель, великий кораблестроитель, он был жестоким и милосердным, расточительным и тщательно подсчитывающим. В 1703 году Петр решает построить город Петербург, в который он перенесет столицу из Москвы. Однако строить город было очень тяжело из-за болотистой местности. Каждый год там работало до человек. Но город этот принес огромную пользу стране, так как это был выход в Балтийское море. Поэты и писатели того времени (XVIII века) в своих произведениях восхваляли великого императора, подчеркивали значимость его деяний, акцентировали его любовь к России и к своим подданным Почему личность Петра Великого вызывала такой интерес не только Пушкина, но и многих поэтов и писателей?Петра Великого

4 Первые наброски поэмы «Полтава» Пушкин сделал весной 1828 года. Но основная ее часть была написана в Петербурге осенью 1828 года. История создания поэмы «Полтава» М. В. Юзефович так писал о Пушкине во время работы над «Полтавой»: «Это было в Петербурге. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой. Таким образом, слагались у него сотни стихов в сутки. »

5 М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.

14 1. Составьте план фрагмента «Полтавский бой» 1.Начало боя. 2.Появление Петра. 3.Передышка в бою. 4.Образы Петра и Карла. 5.Битва в разгаре. 6.Победа. 7.Пир Петра. 2.Подберите цитаты к каждому пункту. План, состоящий из цитат, называется цитатным планом

15 1.Подумайте, как достигает поэт изображения стремительности Полтавского боя. 2.Закончите высказывания, приведите примеры из текста: А) Полтавский бой изображён в поэме стремительным, динамичным, напряжённым с помощью… Б) Картины сражения быстро меняются, такое впечатление создаётся благодаря использованию автором … Г) Поэт сам испытывает волнение, торжественность речи придают… В) Сражение, изображённое в поэме, можно «услышать» благодаря приёму… аллитерации

16 Горит восток зарею новой Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Найдите метафоры (объясните их значение), эпитеты, старославянизмы в тексте поэмы. Определите их роль в данном фрагменте.

17 Горит восток зарею новой Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. ПЕРИФРАЗ .

18 ПЕРИФРАЗ, или ПЕРИФРАЗА [греч. perífrasis] синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Школьная и классическая стилистика различает несколько типов П.: I. Как фигуру грамматическую: а) свойство предмета берется как управляющее слово, название же предмета берется как слово управляемое: «Поэт бывало тешил ханов стихов гремучим жемчугом» (перифраз слова «стихами»); б) глагол заменяется существительным, образованным от той же основы с другим (вспомогательным) глаголом: «совершается обмен» вместо «обменивается». II. Как фигуру стилистическую: в) название предмета заменяется описательным выражением, являющимся развернутым тропом (метафорой, метонимией и т. п.): «пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, т. е. штопор» (письмо Пушкина к брату).

19 Образы Петра I и Карла XII Сопоставьте образы полководцев; используя цитаты, составьте сравнительную таблицу.

20 Образы Петра I и Карла XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Сравнительная таблица Пётр IКарл XII Внешность, поведение Внутреннее состояние Отношение к сражению Окружение героев

21 Сделайте выводы Какими изображены Пётр и Карл в поэме Каково отношение автора к героям Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам. Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения. Автор любуется, восхищается Петром, отмечает слабость Карла. Автор — истинный патриот, его переполняет чувство гордости за императора, за державу,

22 Домашнее задание Составить цитатный план фрагмента «Полтавский бой».цитатный план

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: