Царь Салтан

ЦАРЬ САЛТАН — герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.— царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.— вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

/ Характеристики героев / Пушкин А.С. / Сказка о царе Салтане / Царь Салтан

Смотрите также по произведению «Сказка о царе Салтане»:

«Сказка о царе Салтане»

Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней.

Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом — батюшкой. Этот царь может без всякого труда простоять весь вечер под забором и подслушать разговор трёх барышень, занимающихся прядением.

Читатель понимает, что такой образ может отворить только идеальное государство, которое сравнимо с домашним уютом. А помыслы у царя, самыми лучшими и народными. Три сестры пообещали Салтану самое разнообразное и несбыточное. По своей наивности, он верит, нужно всего лишь пожелать и всё непременно сбудется.

А самая главная мечта о сыне, должна сбыться к концу сентября. Так и происходит. У царя появляется сын, Гвидон, в которого автор воплотил благополучие, сопутствующее реальности. Однако, идеальный образ царя разрушен под влиянием жизненных событий. В царстве начинается долгая война, в которой царь принимает непосредственное участие.

Приехав домой, он оказывается окружён интригой, которая заставляет царя изгнать любимую жену с ребёнком на руках. Но чем сильнее дурманящие рассказы трёх злых женщин о чудесах, тем слабее становится вера царя этим женщинам.

В конце концов, Салтан, движимый любопытством разрывает путы своего безволия и едет на встречу к своей жене и сыну.

То, что он видит, оказывается лучше самых сладких мечтаний. Царь снова обрёл своё счастье и даже больше того, о чём мог мечтать. Справедливость восторжествовала, а злые женщины были изгнаны из царства навсегда.

Как составить план «Сказки о царе Салтане»? План, краткое содержание, главные герои произведения

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре – «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План «Сказки о царе Салтане»

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына — следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV–XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи – это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, – собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана «Сказки о царе Салтане» неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

Музыкальное занятие «Путешествие в сказку»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программное содержание:

  • Сформировать у детей понятие об опере; обогащать речь музыкальными терминами (ария, дуэт, трио, квартет, хор, симфонический оркестр, оркестровая яма, дирижёр).
  • Слушать фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
  • Закреплять навыки восприятия музыки: определять характер, узнавать и называть звучание музыкальных инструментов.
  • Развивать фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в танцевальной импровизации.
  • Формировать интерес к поэзии А.С.Пушкина, музыке Н.А.Римского-Корсакова, сказочной живописи, способность к эмоциональному отклику на художественные образы.

Предварительная работа:

1. Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина и композитора Н.А.Римского-Корсакова.
2. Слушание музыкально-литературной композиции по сказке А.С.Пушкина и одноимённой опере Н.А.Римского-Корсакова.
3. Просмотр мульфильма «Сказка о царе Салтане».
4. Рассматривание иллюстраций И.Я.Билибина, В.А.Серова, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина к сказке.
5. Разучивание фрагментов сказки А.С.Пушкина.
6. Рисование на тему сказки в свободное время.

Слайд № 1

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на экран и назовите имя этого великого русского поэта. (Дети называют).
Правильно, вы все знаете, какие прекрасные сказки написал А.С.Пушкин. Назовите знакомые вам сказки. (Ответы детей).
Да, одна из них – «Сказка о царе Салтане».

Слайд № 2

Выдающийся русский композитор – Н.А.Римский-Корсаков был замечательным музыкальным сказочником. К 100-летию со дня рожденияА.С.Пушкина он написал оперу «Сказка о царе Салтане».

Это что за представленье,
Зрителям на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт,
Но любой артист поёт.
Вот так чудо-расчудесное,
Разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре оперой зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он,
А песня в опере важна,
Зовётся арией она.

Слайд № 3

Ария – большая песня главного героя. В арии наиболее полно раскрываются основные черты характера персонажа. Это музыкальный портрет действующего лица.

Слайд № 4

Петь в опере могут и несколько певцов вместе. Совместное исполнение называется ансамблем. Ансамбль из двух исполнителей – это дуэт.

Слайд № 5

… такое исполненье,
Когда трое выступают,
Музыканты во всём мире
Словом «трио» называют.

Слайд № 6

Ансамбль из четырёх исполнителей называется квартетом.

Слайд № 7

В опере обязательно поёт хор – это большой певческий коллектив.

Слайд № 8

Симфонический оркестр – непременный участник музыкальных спектаклей. Оркестр не только сопровождает пение, но и раскрывает смысл происходящего действия, создаёт звуковые картины природы, обрисовывает окружающую героев обстановку.

В театре оркестр располагается в оркестровой яме. Находится она между первыми рядами зрителей и сценой. Оркестровая яма отгорожена от зрительного зала барьером.

Музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови инструменты симфонического орукестра» (струнные, духовые, ударные)

Слайд № 9

Для того, чтобы руководить большим музыкальным коллективом, необходим дирижёр.

Он оркестром управляет,
Хотя сам и не играет…
Палочкой взмахнул своей,
Как волшебник-чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат.

Подвижная игра «Оркестр»

Музыкальный руководитель. Ребята, вы все знаете «Сказку о царе Салтане», расскажите, какие чудеса были в городе Леденце. (Ответы детей).
– Как описывает первое чудо А.С.Пушкин?

Ребёнок.

…Есть там белка, что при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».

Слайд № 10.

Посмотрите как изобразили палехские мастера белочку.

Слайд № 11.

А вот так белочка представлена в опере. Её характеризует русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде».

Слайд № 12.

Мелодию с характерным свистящим звуком исполняет флейта-пикколо (это маленькая флейта с высоким звуком) в сопровождении колокольчиков.
Сейчас мы послушаем «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Итак, первое чудо – белочка.

Слушание первого чуда.

Игра на металлофонах мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Музыкалный руководитель. Расскажите про второе чудо.

Ребёнок.

А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Слайд № 13.

Вот так красочно изобразил богатырей художник А.М.Куркин.

Слайд № 14.

А такими богатыри предстают перед нами в опере. Послушаем второе чудо – тридцать три богатыря. Подумайте о характере музыки.

Слушание второго чуда (музыка маршевая, бодрая, чёткая, энергичная)

Музыкальный руководитель. Наши мальчики тоже растут настоящими богатырями. Они такие же смелые и бодрые.

«Танец богатырей», музыка А.Н.Пахмутовой, автор движений А.И.Буренина.

Музыкальный руководитель. И, наконец, как А.С.Пушкин написал о третьем чуде?

Ребёнок.

Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Слайд № 15

Художник М.А.Врубель изобразил сказочную Лебедь-птицу и назвал свою картину «Царевна Лебедь».

Рассказ ребёнка по картине М.А.Врубеля «Царевна Лебедь».

Слайд № 16

А такую Царевну Лебедь мы можем увидеть в опере.
Послушаем музыку, рисующую облик прекрасной Царевны Лебеди. Обратите внимание, как широко и привольно звучит у скрипок задушевная мелодия, воспевающая радость, счастье и победу добра над злом.

Слушание третьего чуда.

Музыкальный руководитель. А теперь девочки превратятся в прерасных лебедей.

Танец-импровизация, девочки изображают Царевну Лебедь.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие в сказку.

Литература:

1. Боголюбова Н., Дубровский А., Цынман Е. «Музыкальная литература». Ленинград. Издательство «Музыка», 1970г.
2. «Музыкальный словарь». Составитель Давыдова М.А. Москва. Издательство «Вако», 2009г.
3. Волков С.Ю. «Всё о музыке». Москва. ИП «Омега», 1998г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: