Три пальмы

«Три пальмы» — одна из лучших баллад Лермонтова, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трёх пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна.

Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студёными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошёл богатый караван, который живописно изображён Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трёх пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскалённым песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внёс пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать 1 :
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали.
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса 2 вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом;
Напрасно Пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Всё о пальмах на сайте Gardenia.ru

Выращивание пальм из семян. Татьяна Андерсон и Майкл Дубинский

• На стволе моей пальмы появляются черные точки. Сначала мне казалось, что это земля пристала, но после попытки смыть это дело, точки появились снова. Что это может быть? (точки появляются на самом стволе, листья чистые) >читать>

• Три года назад из Сочи привезла пальму, к сожаленью, не знаю ее названия, лист состоит только из трех частей. Этой осень она стала погибать на стволе остался только один лист. Листья начиная с кончиков коричневеют и засыхают. Молодой листочек внутри пальмы тоже погиб. Подскажите, пожалуйста, что сделать чтобы пальма не погибла. >читать>

• Чтобы листья у пальмы были ровные, не перекрученные, верхушкой они должны быть направлены к окну или в другую сторону? И можно ли исправить перекрученные листья? >читать>

• Купила пальму под названием Mascarena. Расскажите, пожалуйста, об особенностях ухода за ней. >читать>

• Летом мне подарили пальму Вашингтония. Милое деревце. Я выставила его на балкон и любовалась прекрасным ростом и великолепными листьями. Настала осень и я переставила пальму в комнату, а через месяц нижний лист пальмы пожелтел и засох. Я купила специальные лампы для цветов, обеспечивающие достаточно освещения, но к сегодняшнему дню у пальмы пожелтело и засохло вот уже три нижних листа, на подходе четвертый. Если так пойдет и дальше, к весне пальма будет безлистая. Подскажите, пожалуйста, что происходит с пальмой и как можно ей помочь. >читать>

• Я вырастила пальму Вашингтонию из семечка. Все было прекрасно до последнего времени — на листьях стали появляться желтые пятна. Они расположены по всему листу, и их все больше и больше. Подскажите, что это? >читать>

• Как правильно пересадить пальму? После покупки в магазине ее еще не пересаживали, высота 1,6 метра. Сейчас горшок высотой 27 см., диаметром 32 см. >читать>

• Из финиковой косточки вырастила пальмочку. Ей уже 3 года, но она имеет вид совсем не такой, каким должен быть финик. Длинный узкие листья без намека на какие либо ответвления. Я уже сомневаюсь, может это и не финиковая пальма вовсе. Или это такой вид? >читать>

• Как размножить пальму, если можно — поподробней. >читать>

• У меня растёт пальма Ховея Бельмора, ей уже лет 5. Но вот недавно стала замечать, что листья стали блеклыми, и кончики как будто обожжены. Что делать? >читать>

• У хамедореи белеют листья (как бы покрываются белой сыпью) и высыхают (причём не только нижние, но и верхние), процесс начался недавно и активно развивается, хотя не так давно появилось очень много новых листьев. Можно ли что-то делать? >читать>

• Подскажите, пожалуйста, как правильно посадить и вырастить пальму из семян. >читать>

• В феврале я купила пальму Ливистона, примерно 50 см в высоту. Она у меня все это время стоит будто искусственная (то есть и не гибнет, и не растет — ну вообще нисколько не выросла). Что делать? В моем доме все цветы прекрасно растут, нет проблем практически ним одним, а вот пальма «в ступоре». Чего ей может не хватать? Стоит и не у окна, и не в темноте; опрыскиваю почти каждый день, горшок около 20 см,земля хорошая для пальм. Помогите пожалуйста! >читать>

• У меня проблемы с трахикарпусом. Вот уже почти год каждый следующий лист ниже предыдущего. Т.е они рано раскрываются и перестают расти в высь. ПАЛЬМА постепенно РАСТЕТ ВНИЗ! Помогите советом. >читать>

• Очень люблю пальму «Вашингтония».Привозила маленькую из Сочи, но она у меня засохла. Недавно купила семена — 2 шт.В воде малюсенькие росточки проклюнулись. А дальше что делать не знаю.Когда их высаживать? Глубоко ли в землю? Как их поливать?>читать>

• У меня есть желание вырастить большие и красивые пальмы. В начале мая купил Вашингтонию и Ливистону (или, может, это Хамеропс: черешки листьев с твёрдыми колючими шипами. То, что пишут на ярлычке в магазине и что продают на самом деле — не всегда совпадает, да и по картинке растение не всегда правильно определишь).
Пересадил пальмы в большие горшки. Землю для посадки пальм готовил так: таблетки из прессованых кокосовых волокон размочил и смешал с универсальной покупной землёй
для пальм и прочих растений — получился лёгкий пушистый субстрат.
Поливаю пальмы по мере подсыхания земли, где-то раз в 7-10 дней. Вода для полива и опрыскивания растений проходит через три фильтра и умягчитель. В поливную воду добавляю экстракт биогумуса «Для пальм», согласно инструкции.
Месяц выдержал пальмы в комнате на полу, в затенённом месте, затем выставил их на балкон (он застеклён двойными стеклами). Окна напротив растений закрыл
полупрозрачной полиэтиленовой плёнкой, чтобы избежать попадания на пальмы
прямых солнечных лучей (южная сторона). К тому же, вокруг дома растут большие деревья, и солнце попадает на стёкла балкона проходя через листья их кроны. Среднее балконное окно постоянно приоткрыто: сквозняка нет, свежего воздуха вдоволь. Влажность на балконе поддерживаю следующим образом, вывешиваю мокрое покрывало, и оно сохнет. Когда на улице +30С, на балконе «баня».
Часто, по несколько раз в день опрыскиваю пальмы из пульверизатора. И всё равно кончики листьев темнеют и подсыхают. Я прочитал о возможной причине этого: «недостаточная влажность воздуха», а ещё бОльшую влажность воздуха создать практически невозможно. У нас город морской, и естественная влажность воздуха летом — 60%, зимой — 80%.
За то время, как я вынес пальмы на балкон, у Ливистоны раскрылись новые листья, а Вашингтония из бледно-зелёной стала нормального зелёного цвета, подросла на 10 см и выпустила ещё один листовой росток. Но кончики листьев темнеют и подсыхают.
Ещё такой нюанс: у Вашингтонии пять стволов, а у Ливистоны — три. Мне советовали их рассадить при пересадке, но когда я вынул корневой ком пальм из прежних горшков и чуть стряхнул землю, то обнаружил, что их корни так закручены и переплетены, что разделить растения, не повредив их корней, нереально.
Оставил пальмы вместе, как росли раньше, в надежде разделить при следующей пересадке. Как это правильно сделать? Возможно ли при пересадке поставить корни на некоторое время в воду, чтобы земля осела, а затем распутать корни и разделить растения?
В магазине пальмы стоят без всякого ухода, в маленьких горшочках, вместо земли — сухой торф, корни через дыры наружу лезут, а они нормально себя чувствуют. Почему когда их купишь, принесёшь домой и начинаешь ухаживать, то появляются проблемы?
У меня есть ещё одна пальма — то ли Хамедорея, то ли Ховея (определить не могу). Ей уже 5 лет. Подарили её в малюсеньком горшочке, был кустик из 8 стволиков. Что нужно рассадить и нельзя сразу пересаживать в очень большой горшок, никто не сказал.
Ну я и пересадил пальмочку сразу в 5-литровый горшок и занялся уходом. Она начала расти как сумасшедшая (за неделю по пять листьев выпускала), и тут же листья
желтели и сохли, я их обрезал. Потом начали пропадать и стволы. Сейчас на пальме осталось два ствола: один хиленький, а второй сравнительно толстый (1,5 см в диаметре) с 5 листьями. На пальме листья перестали сохнуть и чернеть, но и расти она перестала, один побег толстый выбросила и уже полгода лист не раскрывает.
Может, и правда, что пальмы не любят пристального внимания?
Что я не так делаю, и как надо?
Может и мой опыт выращивания пальм кому пригодится.
Валерий >читать>

Алексей Викторович рассказывает о своей пальме:
— Я проростил несколько косточек в обычном горшке с землёй, вначале втыкал их вертикально, Но опыт показал, что сажать их нужно горизонтально, тыльной стороной от разреза косточки вверх. Иначе ствол пальмы получался не перпендикулярным горшку, а торчал в бок. Сейчас моей старшей пальме 4.5 года, растёт изумительно, очень не прихотлива, устойчива к пересушиванию, поливаю её обильно, но раз в неделю, иногда чаще, но меньше. Оптимальным считаю полив с частотой день, через день, примерно по 250 — 300 мл. воды. С вымачиванием косточек согласен, а вот надпиливание — это зверство.

Восточное сказание о трёх пальмах М.Ю.Лермонтова

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» начинается с яркой пейзажной зарисовки, наполненной красками («под сенью зелёных ветвей», «под кущей зелёной», «роскошные листья»), звуками (слышим журчание «звучного ручья»), осязательными ощущениями («холодная волна» родника, «знойные лучи»). В последнем случае прилагательные противопоставлены друг другу — жар лучей уравновешивается прохладой родника.
Трижды обращая внимание на количество пальм (заголовок, вторая строка и эпизод, в котором пальмы выражают недовольство своей судьбой), Лермонтов снимает вопрос об одиночестве, подчёркивая, что речь в стихотворении пойдёт не об этом.
Итак, пальмы, обитательницы райского уголка, не страдают от одиночества, но страдают от отсутствия, как им кажется, смысла в их жизни, потому что

. странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной.

Ропот пальм услышан. И вот уже не одинокий путник, а целый караван устремляется «под сень зелёных листов». Следующая далее пейзажная зарисовка просто переполнена красками: «в дали голубой», «песок золотой», «пестрели коврами покрытые вьюки», «узорные полы походных шатров», «смуглые ручки», «чёрные очи», «вороной конь», «белой одежды красивые складки». (Кстати, какой странный для Лермонтова эпитет: «красивые»). Мы слышим «нестройные звуки» звонков, крики и свист фариса. Всё это создаёт ощущение праздничности, полноты жизни. Едва ли кого-то насторожит, что «природные» цвета гостей оказываются почему-то исключительно тёмными: ручки «смуглые», очи «чёрные», а конь «вороной». Данная пейзажная зарисовка, как и первая, занимает три строфы.
Следующие три строфы повествуют о пребывании «нежданных гостей» в тени пальм. Сначала это картина ликования, т.к. «весёлый караван» нашёл защиту от знойных лучей, а пальмы, как им представляется, наконец-то обрели смысл жизни:

И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Гордость пальм «насыщена», они, наконец-то, оценены по достоинству, получили возможность «действовать», приносить пользу.
Далее следует безрадостная картина мучительной гибели «питомцев столетий»:

Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Олицетворяя пальмы, поэт использует такие существительные, как «одежда» (вместо «листья»), «тела» (вместо «стволы»). Наречие «медленно» в сочетании с глаголом «жечь» (а не «гореть») усиливает ощущение расправы над беззащитными пальмами.
Сообщая о том, что на следующее утро караван продолжил свой путь, поэт использует только одно прилагательное — «урочный» («определённый, условленный» [Ожегов, 1994]). Оно не несёт никакой эмоциональной нагрузки. Караван продолжает свой путь бесстрастно, невозмутимо. Кто же тогда с таким осуждением описал уничтожение пальм? Кто сокрушается о том, что после ухода каравана

. следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло?

Ответ на эти вопросы следует искать в последней строфе стихотворения, которая стоит особняком и является ключом ко всему произведению.
«И ныне. » — так начинается последняя строфа. Но о каком времени идёт речь? И читатель невольно вспоминает, что стихотворение имеет подзаголовок: «восточное сказание». Кем сложено это сказание? Теми, кто безжалостно умертвил пальмы? Это неправдоподобно: слишком отчётливо звучит в произведении осуждение действий людей.
Вернёмся к последней строфе стихотворения. Первые четыре строки мало что добавляют к картине выжженной солнцем земли. Они лишь подчёркивают выраженное уже ранее сожаление о гибели пальм:

И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскалённый заносит.

А вот в последних двух строчках появляется новый персонаж:

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Коршун назван «степным нелюдимом»: живёт он в степи и сторонится людей. Но, чтобы коршун имел возможность сторониться людей, необходимо их присутствие где-то не очень далеко. Именно эти люди и сложили сказание! Как же они могли узнать о существовании пальм и ручья? Логично предположить, что ручей поил их родниковой водой, но «гремучий ключ» был в конце концов занесён «раскалённым песком», и селение, лишившись источника, тоже постепенно стало добычей — пустыни.
А пальмам казалось, что в их жизни нет смысла! Смысл есть в каждом существовании, вот только замысел Всевышнего нам не ведом.

Литературоведение, литературная критика

«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни.

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки», «с криком и свистом», «взрывая песок») указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою». Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию. Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы». Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!». Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!». Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать».

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства: эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь), сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector