Трехсложный размер стиха

Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком — особенностями ритма, звучанием или графическим видом. Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти проблемы актуальны всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать. Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу. В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «. бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет. ». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «. мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил. ». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».

Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».

В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий. Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Первый и главный пункт разбора – расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог. Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф. Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.

Вторым пунктом необходимо высчитать, какие гласные звуки выделяются силой голоса. Цифры с ударным слогом будут соответствовать следующим стихотворным размерам:

Стихотворный размер Ударные слоги
Ямб 2, 4, 6, 8.
Хорей 1, 3, 5, 7.
Дактиль 1, 4, 7, 10.
Амфибрахий 2, 5, 8, 11.
Анапест 3, 6, 9, 12.

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.

Лирика пушкина двусложные размеры стиха

Лирика Пушкина. О ней говорить и трудно и легко.
Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:


Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение “Обвал” , невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.


. И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву” . В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность” . Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик хуже Пугачева” .
На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — это “приют спокойствия” , где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды” , “светлые лучи” , “лазурные равнины” . Иначе, “везде следы довольства и труда”.

Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий — крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! Народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь” , которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд
И и дум высокое стремленье

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион” . А я — бесконечной веры полн, — Пловцам я пел.
Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою” .
Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.

Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом.

Изумительным стихотворением о любви является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный” , “милые черты” . Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание стоит обратить на стихотворение “Мадонна”. Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал,
Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда, много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей)

Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.

1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика? А какие музы были?

(Греческое слово «лирикос» значит «произносимый под аккомпанемент лиры», «музыкальный», «волнующий». Музы — по-гречески значит мы слящие.

Каллиопа — муза эпической поэзии и знания; Клио — муза истории; Мельпомена — муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа — покровительница музыкального искусства; Эрато — муза любовных песен; Терпсихора — муза танцев; Урания — астрономии и математики; Талия — комедии; Полигимния — муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).

Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.

Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните — почему?

2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте — это стихи или не стихи?

а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.

б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»

Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.

Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм — это свойство всемирного бытия:

Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеременное пенье,
Все ритм. (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).

Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.

А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:

А часики тикают, тикают, тикают,
Тикают ночи и дни,
И тихую, тихую, тихую, тихую
Жизнь мне пророчат они.

Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тa-та тa-та тa-та.

Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.

А ритм — это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив — медленнее. Также и в стихах:

На цыпочках
Подкрался вечер:
Зажег звезду,
И постелил туманы,
И, палец приложив к губам,
Прилег.
Пабло Тычина «Вечер»

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком
Все вертится,
И кружится,
И несется кувырком.
К.Чуковский «Мойдодыр»

Ритм — это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:

2. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.

Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?

В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором — на второй.

Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей — от слов «пляска, хоровод». Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.

Второй размер — ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.

Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).

Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна. рифма. Рифма — это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:

С. Михалков
1. Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно (уважать).

В.С. Шефнер
2. Сторожихи спят в строжках,
Спят коты и мыши,
Дождь (в серебряных сапожках)
Пробежал по крыше.

С. Михалков «Всадник»
3. Я в канаву не хочу,
Но приходится — лечу
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.
— Отойдите от меня,
Я не сяду (больше на эту лошадь).

(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).

Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.

Качались ели,
Тишину колыша,
Встревоженно отряхивая снег.
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.
Он знал — опасна ранней мглы завеса,
Он видел —
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя
Из леса,
Начнешь плутать, —
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет.
И вдруг
Увидел
Сранную лыжню.
Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
На исходе дня.
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.
А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню.
Качались ели,
Ветер в елях бился..
И. (две лыжни слились в одну лыжню).

А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.

Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно — хореем, другое — ямбом.

Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).

1. Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(Пушкин А.С., ямб)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе. »
(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку
И построил лодку
И поплыл по речке
В тихую погодку
(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(Бунин И.А., ямб)

9. Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал
И скважину продул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь.
(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,
Значит где-то кто-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?
(Берестов В., хорей)

Лирика пушкина двусложные размеры стиха

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

— 4-стопный (лирика, эпос),

— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

— 2-стопный (в XVIII в.)

— 4-стопный (с XIX в.)

— 3-стопный (с XIX в.)

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (начало XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (с середины XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

х О дит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

до мб Ай

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Трехсложный размер стиха

Стихотворные размеры – это легко!

Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Шадринского государственного педагогического института,
г. Шадринск, Россия
Личный сайт: http://sv-sidorov.ucoz.com

Изучение классических размеров стиха в школе буквально соткано из противоречий. С одной стороны, хорошая поэзия показывает размышления, чувства, душевные переживания лирического героя, которые могут быть совершенно нелогичны, как, впрочем, и ответные эмоции читателя или слушателя. С другой – ритм классического стиха подчинен определенной логике, его легко изобразить в виде четких схем.

При изучении основ стихосложения детям надо усвоить сразу несколько непростых терминов: силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, двусложные и трехсложные размеры, название каждого размера. Однако зачастую результат таких усилий близок к нулю, потому что знания даются в отрыве от их практического применения, и у школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух.

Мне и самому в школе эта премудрость далась нелегко и, помнится, стоила десятка исчерканных тетрадных листов. Потом уже в институте один из преподавателей подал нам идею запомнить примеры для каждого классического размера, и – о чудо! – размеры стали определяться на слух и почти мгновенно. Правда, оставалась ещё одна проблема: зная наизусть примеры и быстро подбирая их по ритмическому сходству, я все же иногда путал названия размеров стиха.

Придя работать в школу, я окончательно убедился, что методика преподавания стихотворных размеров не даёт детям главного: она не помогает лучше понять красоту поэзии, а скорей отпугивает сложностью и кажущейся инородностью учебного материала.

Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?

Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом. Для этого…

1) определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера»,

2) подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель),

3) посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы ни при каких обстоятельствах не перепутать названия).

Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.

Хорей

Двусложный размер с ударением на первом слоге.

Особенности: легкость, стремительность стиха.

Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).

Фольклорный пример: частушка.

Мчится вдаль хорей летучий,

Поднимаясь выше туч,

Лёгок, весел и певуч.

Ямб

Двусложный размер с ударением на втором слоге.

Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.

Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).

Могучий ямб всегда в движеньи,

Он рассудителен и скор.

И по заслугам с давних пор

Он царствует в стихосложеньи.

Дактиль

Трехсложный размер с ударением на первом слоге.

Особенности: неторопливость, торжественность.

Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).

Есть от чего возгордиться:

Шагом торжественным словно король

Шествует он по странице.

Афмибрахий

Трехсложный размер с ударением на втором слоге.

Особенности: элегичность, «задумчивость».

Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).

Не зря амфибрахий порою печален,

Суровой задумчивостью наделен:

Он твёрже и звонче гранита и стали,

В движениях нетороплив и силен.

Анапест

Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.

Особенности: передаёт печаль лирического героя.

Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).

Вот анапест идет, не спеша,

Осторожно ступая, по свету,

Чтобы в нём отразила душа

Сокровенные думы поэта.

Выучив четверостишия-памятки, вы сможете легко на слух определить классические стихотворные размеры.

Трёхсложные размеры стиха

Если у А. С. Пушкина преобладали двусложные размеры стиха, то Н. А. Некрасов активно использовал трёхсложные размеры. Чтобы определить их, рассмотрим строки из стихотворения «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.

В стихе повторяются группы из трёх слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трёхсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль.

Возьмём другие строки — из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Здесь повторяются группы из трёх слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий.

Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка»:

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?

Повторяются группы из трёх слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест.

Итак, трёхсложных размеров стиха три: дактиль, амфибрахий и анапест.

Вопросы и задания

  1. Запомните названия стихотворных размеров. Рассмотрите таблицу. Назовите авторов приведённых строк.

Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

Трехсложный размер стиха

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Справочник поэта

Двусложные размеры

Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея — È ), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

— È — È — È —
— È — È — È — È
— È — È — È —
— È — È — È — È

Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

È — È — È — È —
È — È — È — È — È
È — È — È — È —
È — È — È — È — È

Трехсложные размеры

Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля — ÈÈ ), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

— ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ — È
— ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ —
— ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ — È
— ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ —

Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия ), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

È — È È — È È — È È —
È — È È — È È — È È —

Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ÈÈ —), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ — È
ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ —
ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ — È
ÈÈ — ÈÈ — ÈÈ —

Четырехсложные размеры — пеоны

Пеоны к цветам отношения не имеют, т.к. это — 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:

I — ÈÈÈ
II È — ÈÈ
III ÈÈ — È
IV ÈÈÈ —

В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:

I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.

Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
«Придорожные травы»

Из пеонов II наиболее известно стихотворение «Фонарики» И.П.Мятлева

Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!

Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.

Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, —
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770

Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: » Скучно, девушки, весною жить одной &#124&#124 Не с кем сладко побеседовать младой. » (А.А.Дельвиг,1824); » Зашумели над затоном тростники.&#124&#124 Плачет девушка-царевна у реки. » (С.А.Есенин, 1914); » Буду плакать, буду суженого звать,&#124&#124 Буду слезы на порошу проливать. » (А.А.Сурков,1930).

Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (А у, Сергунька! серый кит осиротел.&#124&#124 Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел . ); в 20 веке — у А.С.Кушнера:

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
«Гофман»

Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы — создание напевной «изысканности русской медлительной речи», неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником — слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.

Ссылки по теме:

Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ:

  • формирование знаний о стихотворных размерах, о роли трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм;
  • воспитание уважения к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

2. ПОВТОРЕНИЕ ДВУСТОПНЫХ РАЗМЕРОВ СТИХА

Слайд 2.

  • С какими двусложными размерами стиха мы знакомы?
  • Как различить эти размеры?
  • Как называется группа слогов, объединяемая ритмическим ударением?
  • Как определить сколько стоп в строке?
  • Что можно сказать об интонации хорея и ямба?

Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.

Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.

Творчество какого поэта прочно связано с двусложными размерами стиха?

А.С. Пушкин писал преимущественно двусложными размерами, чаще всего четырёхстопным ямбом, но и хорей встречается часто.

Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, с которым познакомимся в старших классах. Но почему же эти строки сегодня перед нами?

Давайте попробуем в этом уменье превзойти Евгения Онегина.

Определите каким размером написаны эти строки.

Проверим. Прочитаем с ударением.

3. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Прочитайте статью учебника, расположенную на странице 242.

С какими трёхсложными размерами вы познакомились?

Если ударный первый слог – это дактиль.

Обратимся к этимологии этих слов.

Что в переводе значит слово “дактиль”?

Палец состоит из трёх фаланг, где первая (основная) длиннее, а вторая (средняя) и третья (ногтевая) короче. Так и в стопе, записанной дактилем, первый слог длинный (ударный), второй и третий короткие.

Обратимся сразу к анапесту.

Воспользуйтесь переводом слова. Почему этот размер получил такое название?

Обратите внимание на ударение в этом слове.

Объясните имя третьего размера.

Повторим названия трёхсложных размеров.

А теперь поговорим об интонации. Пользуясь данными об интонации двусложных размеров стиха, попробуйте высказать предположения о трёхсложных размерах.

Анапест сходен с ямбом т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль, также как и хорей создаёт минорный лад. Но это не значит, что все весёлые, задорные стихи нужно писать анапестом и ямбом, эти тонкости мы будем изучать подробно на каждом стихотворении отдельно. Сейчас мы лишь говорим об общей тенденции.

У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.

А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная золотая середина. Поэт называл хорей и дактиль “нежными стопами”, ямб и анапест – “живоносными”. А вот про амфибрахий говорил, что это “нежности и живности смесь”.

Перед нами одно из редких обращений Пушкина к трёхсложной стопе.

Найдите эти строки в Приложении 1, для удобства слова уже разделены на слоги.

Обратите внимание, что слова разделены не для переноса, а на слоги (по закону восходящей звучности).

  • Выделите ударные слоги.
  • Проверим, проговорим, выделяя голосом.
  • Разделите на стопы.

Каким размером написано стихотворение “Узник”?

Амфибрахий – редкий для начала XIX века размер, который был в этот период в основном балладным, т.е. использовался для написания баллад.

Первым поэтом XIX века, который активно использовал трёхсложный размер стиха, стал Н.А. Некрасов.

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами?

Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Трёхсложные размеры по интонации очень близки к человеческой речи, вероятно, поэтому они так полюбились Н.А. Некрасову. Трехсложный размер позволяет удачно передать простую народную речь широкими движениям стиха, в трёхсложный размер легко и свободно ложатся полногласные протяжные слова.

С каким произведением поэта мы познакомились в этом году?

Вспомним первые строки.

Запишите эти строки, разделяя их на слоги. Поставьте ударение. Обведите стопы. Определите размер.

Мы говорили, что дактиль – минор, а здесь такое жизнеутверждающее вступление. Почему же дактиль? Во-первых, мы прочли не только первую часть и понимаем, что здесь минор уместнее. Во-вторых, автор замечательно при помощи этого размера изображает перестук колес. Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та. Мы будто вместе с Ваней едем в этом же вагоне и являемся свидетелями разговора.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. Мальчики выберут строки с мужской рифмой, девочки с женской.

1. Определить размер стиха.

2. Подобрать из учебника или дополнительной литературы ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и тоже определить размер.

5. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РИФМА

Повторим, что такое мужская и женская рифма.

6. МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ ТРЁХСЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

Воспользуйтесь переводом слова “мнемоника” и объясните, что такое мнемонический способ запоминания.

Запомнить в каком из трёх размеров ударным является первый, второй или третий слог нам поможет прекрасная ДАМА.

ДА – стоит на первом месте, значит, в дактиле первый слог ударный.

АМ – идёт вторым, следовательно, в амфибрахии второй слог ударный.

А – стоит на третьем месте, значит, оставшийся анапест имеет ударение на третьем слоге.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

Людям, обладающим хорошим чувством ритма, не нужно записывать строки, делить их на слоги, выделять стопы, они слышат ритм на слух. Не все мы с вами обладаем хорошим чувством ритма, поэтому слова романса перед вами (Приложение 1). Но лучше попытайтесь услышать или почувствовать этот ритм. Каждый ударный слог певица очень хорошо выделяет голосом, он длиннее безударных.

Каким же размером написан романс?

8. ОТРАБОТКА НАВЫКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СТИХА

Я предлагаю вам игру “Третий лишний”, где необходимо определить размер стиха. Одно из трёх стихотворений лишнее.

Для определения размера совсем необязательно записывать строку буквами, можно вместо каждого слога ставить чёрточку.

Первый тур игры пройдём совместно.

Перед вами три названия стихотворений. Вспомните первую строчку из каждого стиха.

  • А.С. Пушкин “Зимнее утро”.
  • А.С. Пушкин “Пущину”.
  • Ф.И. Тютчев “Листья”.

Мороз и солнце; день чудесный! ямб

Мой первый друг, мой друг бесценный! ямб

Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат. амфибрахий

Видим, что лишним здесь является стихотворение Ф.И. Тютчева.

Слайд 25.

  • М.Ю. Лермонтов “Листок”.
  • А.А. Фет “Ель рукавом мне тропинку завесила”.
  • Ф.И. Тютчев “С поляны коршун поднялся”.

Слайд 26.

  • Н.А. Некрасов “Дедушка”.
  • А.А. Фет “Морская даль во мгле туманной”.
  • Е.А. Баратынский “Весна, весна! как воздух чист”.

9. РЕФЛЕКСИЯ

Давайте вспомним, какова цель нашего урока?

Я предлагаю оценить каждому свои успехи, выразить отношение к сегодняшнему уроку.

Для этого воспользуемся схемами трёхсложных размеров стиха.

  • Дактиль – нисходящая интонация. Начертите эту схему, если вы недовольны своими успехами, было непонятно, урок не понравился.
  • Амфибрахий – более ровная интонация. Было скучно, однообразно, ничего нового.
  • Анапест – восходящая интонация. Всё понял. На уроке было интересно. Урок понравился.

Я вами довольна, моя схема перед вами.

Помните, что литература не относится к точным наукам. Литература – это искусство слова. При анализе стихотворения для нас на первом месте должны стоять чувства, эмоции, переживания, а определение стихотворного размера, рифмы является лишь подспорьем, помогающим нам понять замысел автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: