Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Главный герой рассказа Иона Потапов — старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова — молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой — человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке.

Чехов «Тоска». Краткое содержание и анализ.

Одиночество, не с кем поговорить… Испытывали такое? Рассказ Чехова «Тоска» как раз об этом — об одиночестве. Вот краткое содержание произведения:

Произведение начинается с описания извозчика Иона, который сгорбившись неподвижно сидит на козлах. Его и его лошадь уже засыпало снегом, а он все сидит.

Тут подходит к нему военный и велит ехать на Выборгскую.Когда они ехали, повозка два раза чуть ли не столкнулась с кем-то в темноте. В дороге Ион пытается заговорить с военным, сначала из горла вырывается только сипенье. Извозчик рассказывает своему пассажиру, что у него на прошлой неделе умер сын. Как он сам говорит: «должно быть от горячки, три дня в больнице пролежав». Но пассажир, видимо, не хотел слушать Иона. Высадив его, Ион опять сидит неподвижно, согнувшись, ждет.

К нему подходят трое молодых людей, приказывают ему ехать и дают очень малую плату за дорогу, но Иону все равно: лишь бы были седоки и люди, с которыми можно поговорить.
Молодые люди разговаривают между собой, извозчик иногда вставляет реплики в их диалог. А они его только ругают и говорят чтоб ехал быстрее. Он и им говорит, что у него сын помер. Один из них коротко отвечает ему: «Все помрем». Еще один спрашивает Иона, женат ли он. Он отвечает, что у него одна жена – могила. Ион хочет рассказать про своего сына, но они уже приехали в место назначения.

Опять он остается один. Его распирает тоска. Он ищет с кем бы поговорить.
Затем он понимает, что обращаться к людям бесполезно. Он едет домой (в дом, где живут другие извозчики). Заработал он за день мало. Делает он попытку поговорить с другим извозчиком, но тот засыпает.
Он думает, что за всю неделю после смерти сына ни с кем нормально так и не поговорил, хотя ему очень хотелось.
Затем он идет к лошади в конюшню. Кормит ее сеном и рассказывает ей все, что у него на душе.

О прошлом кратком содержании мне сказали: «Хорошо, но длинно.» Теперь пишу для лентяев для тех, у кого совсем нет времени:

Книга про извозчика, у которого неделю назад умер сын. Его переполняет тоска. Он пытается поговорить об этом с другими, ему нужно высказаться, но никому до него нет дела. Тогда он едет домой, где, наконец, находит себе собеседника – лошадь.

Вообще в наше время очень часто можно встретить со стороны других безразличие, непонимание. Мы хотим высказаться, поговорить с кем-нибудь. Причем не на тему погоды, кино и т.д., а о наших личных переживаниях, о чувствах, да и просто о жизни, так сказать о том, что наболело. Другие же совсем не настроены иногда это слушать: им не интересно или просто они считают это глупостью. В такую ситуацию попал и герой чеховского рассказа Ион. Ему нужно рассказать о важном для него, чтобы его слушали и сопереживали ему. Но он не находит ни собеседника, ни сочувствия среди людей.

А ведь задумайтесь. Мы тоже нередко безразличны к другим. Иногда даже к близким, к друзьям (я уже не говорю о совсем не знакомых людях , на них внимания не хватает), мы проявляем безразличие. Мол самому тошно, своих проблем по горло. Но не нужно быть такими черствыми. Вы выслушаете, и вас тоже выслушают, когда вам будет плохо и нужен будет собеседник. Все возвращается бумерангом.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.

Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица. Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту. Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.

Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».

Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям. По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми. И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.

Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре».

«Смерть чиновника» А. П. Чехов
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

План-конспект открытого урока литературы в 9 классе

Скачать:

Вложение Размер
chehov._smert_chinovnika..doc 43.5 КБ
chehov._smert_chinovnika..ppt 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова — рассказчика. «Смерть чиновника».

Эволюция «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

Цель: дать краткий обзор биографии писателя; охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторить юмористические рассказы писателя; раскрыть художественное мастерство Чехова; обсуждение рассказа «Смерть чиновника».

Оборудование: портрет Чехова, иллюстрации к рассказам, сообщения уч-ся, слайды для мультимедийной системы, словарь, тексты.

II. Подготовка к экзамену

Особенности классицизма как литературного направления (по творчеству Державина или Ломоносова)

III. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

«Чехов – это Пушкин в прозе» — так ещё при жизни своего младшего современника оценил его творчество Л. Толстой, утверждая этим самым и огромное значение чеховских художественных открытий, и право писателя на бессмертие. И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.

  1. Индивидуальные задания уч-ся по темам:

— Краткая биография писателя. Детство.

— Эпоха Чехова. «Безвременье».

— Какие рассказы А. П. Чехова вы помните, и о чём они? (Работа с иллюстрациями)

— Что характерно всем рассказам Чехова?

Чеховские шутки, юмор, анекдоты, остроумные, увлекательные, вызывают быструю, живую реакцию читателей. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален. Не сводится только к игре слов. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он в совершенстве овладел комическим поворотом темы, был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, любил динамические, быстрые композиции с неожиданным началом, сразу вводящими в суть изложения, с финалами контрастно повёрнутыми к началу рассказа, широко использовал живые диалоги с комическими оборотами разговорной речи, вводил гиперболические приёмы, пародийные фамилии.

V. Работа с опорными тезисами

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

  1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
  2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
  3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка , где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
  4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
  5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
  6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
  7. Наличие подтекста

VI. Работа со словарём.

Найти значение слова «подтекст».

VI. Знакомство с рассказом «Смерть чиновника» (Выразительное чтение)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: