Тест по творчеству а 10 класс

16+

Тема:
Своеобразие поэтического мира А.А.Фета.
10 класс.
Цели:
— вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета;
— помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета.
— формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии;
— развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
— развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;
— развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем.

Форма учебной работы: проектная.
Оборудование: мультимедиа, аудиозапись романса
План.
1. Этапы творческого пути А.А.Фета.
2. Мотивы природы в поэзии А.А.Фета.
3. Тема любви в лирике А.А.Фета.
4. Своеобразие лирики А.А.Фета

Ход урока.
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы теме любви в творчестве поэта. Записываем тему урока, эпиграф и план урока.

2.Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проект-презентация).
5 декабря 2007 года в России праздновали 187-ю годовщину со дня рождения поэта А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика, отмечал, что его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить романтическим юношей с нежными чертами лица.
Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон
Развиваясь, падает на плечи…
В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты.
А вот стихотворение «На качелях». Кто он, его автор?
И опять в полусвете ночном
Средь веревок натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.

И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться…
Опять воображение рисует портрет наивного восторженного юношу. А поэту, когда он написал это стихотворение, было 70 лет.
А.Фет был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно — в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озаренной светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.
Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя избрал, и все это время в его поэзии царили другие законы.

3. Тест по биографии поэта
4. Слово учителя. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и «вечные проблемы» человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.
Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом повод к написанию стихотворению, тема его поэтом объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

5. Выступление группы учащихся. «Мотивы природы в поэзии Фета»
Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в. П.И.Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область». В подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: «Меня всегда тянуло из определенной области слов в неопределенную область музыки». Фет всегда считал, что «поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Итак, музыкальность — важнейшая особенность фетовской лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и в самой структуре стихотворения.

6. Прослушивание романса «На заре ты её не буди»

7. Выступление группы учащихся с домашним заданием . «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич. Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди». Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»

8. Работа по анализу стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Выразительное чтение стихотворения
Шёпот, робкое дыханье…
9. Вопросы классу

1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии)

2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное? (Отсутствие глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все в движении, но движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на случайность чувств лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и достигают апофеоза).

3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов).

4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает стихотворению торжественность, звучность, является символом любви. «Отблеск янтаря» вмещает в себя всю картину утренней зари: янтарь — камень солнца).

5) Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово заря повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе)

6) Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение? (Лаконизм, фрагментарность, безглагольность)
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостные разрушенья,
Голос поселян,
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, полыханье
Веющих знамен,
…Амуниция в порядке,
Отблеск серебра, —
И марш — марш во все лопатки,
И ура, ура!
Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов, в целом же получается правдивый поэтический рассказ и высокое признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние слова звучат не в ряду других, а выделено. Заря — это не очередное явление, а сильная метафора, высшее выражение чувства, свет любви.
Таким образом, основные темы лирики Фета — природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

10. Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Художественное своеобразие лирики Фета».
Вывод урока формулируют учащиеся.
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу.

Тест по творчеству а 10 класс

Предлагаю тестовый материал для урока литературы в 5 классе, составленного по учебнику В.Я.Коровиной. Рекомендуется проводить данное тестирование в конце первого полугодия, а также в рамках подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Тест по творчеству
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

Часть А. Выберите правильный ответ

А1. А.С.Пушкин родился в:

  1. Москве,
  2. Санкт – Петербурге,
  3. Полтаве,
  4. Нижнем Новгороде.

А2. Как звали одного из героев А.С.Пушкина «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях»:

А3. Чем была отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

А4. Какие виды рифмовки существуют:

  1. перекрестная, кольцева,
  2. парная, перекрестная,
  3. перекрестная, парная, опоясывающая,
  4. перекрестная, непарная, опоясывающая.

А5. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

  1. Отечественной войне,
  2. осаде Бородина,
  3. Бородинскому сражению,
  4. Великой отечественной войне.

А6. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова:

  1. Юноши,
  2. Автора,
  3. Воина-ветерана – рядового солдата,
  4. Царя.

А7. Н.В.Гоголь по национальности является:

А8. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:

  1. «Ночь накануне Ивана Купалы»,
  2. «Заколдованное место»,
  3. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  4. «Как-то утром на хуторе близ Диканьки».

А9. Главный герой повести «Заколдованное место» пошел к горящему в темноте огоньку, потому что:

  1. мог начаться пожар,
  2. там, вероятно, был зарыт клад,
  3. он заблудился,
  4. огонек указывал ему дорогу.

А10. Как в народе называют Н.А.Некрасова:

  1. певец народа,
  2. деспот,
  3. заступник бурлаков,
  4. Н.А.Некрасов.

А11. Кто является автором «Муму»:

А12. Как зовут главного героя рассказа «Муму»:

А13. Кем работал Герасим у барыни:

А14. Как Герасим нашел Муму:

  1. Она сама прибежала к нему в каморку,
  2. Собачку подарила барыня,
  3. Герасим спас Муму, когда она тонула,
  4. Герасиму прислали Муму из деревни.

А15. Внешне Герасим был похож на:

  1. Богатыря,
  2. Скалу,
  3. Пугало,
  4. Ни на что не был похож.

А16. В какой момент Герасим решает уйти в деревню:

  1. До того, как топит Муму,
  2. Сразу после того, как утопил Муму,
  3. Он не уходит, а остается служить барыне,
  4. После того, как барыня разозлилась на Герасима из-за Муму, он уходит в деревню по ее приказу.

Часть В. Выполните задание. Напишите правильный ответ.

В1. К кому обращается А.С.Пушкин в строках «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ______________________
В2. Укажите автора и название произведения, строчками из которого являются:
«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи» _________________________________
В3. Определите вид рифмы:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…» _______________________________
В4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на переносе признака с одного предмета на другой на основе их сходства называется ________________
В5. Как называется литературный прием, в результате которого неживым предметам приписываются свойства живых (людей, животных)? ____________

В6-В8. Назовите автора, название произведения и продолжите строки:
В6. «Пройдет – словно солнце осветит,…_____________________
В7. «Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел,… __________________________________
В8. «В темнице там царевна тужит,
А бурый волк … _________________________________
В9. Как зовут героиню, назовите произведение и автора? «…женщина лет двадцати осьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке на Руси почитаются дурной приметой».__________________________
В10. Сильное преувеличение – это __________________
В11. Назовите литературный прием, который используется в приведенной цитате: «молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей» ___________
В12. О ком идет речь? Героиней какого произведения она является? «Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»________________

Часть С. Развернуто ответьте на вопрос.

Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Что он хотел показать своим уходом?

Скачать тест в текстовом формате .DOC с ответами

Тест по творчеству А.П.Чехова. 10 класс. Презентация.

Тест может быть предложен учащимся 10 класса на итоговом уроке по изучению творчества А.П.Чехова.

Целевая аудитория: для 10 класса

Автор: Белкина Татьяна Алексеевна
Место работы: МОУ «Макуловская СОШ»
Добавил: vnyk

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Итоговый тест по творчеству Лескова 10-й класс

Итоговый тест по творчеству Лескова для 10го класса.

Общие вопросы:

1. Выберите произведения, НЕ принадлежащие Лескову:

а) «На ножах»; б) «Господа Головлёвы»; в) «После бала»;

г) «Соборяне»; д) «Тоска»; е) «Запечатлённый ангел».

2. Литература, по мнению Лескова, должна:

а) показывать несправедливость мира; б) выражать точку зрения автора на какую-то проблему;

в) отражать происходящие в стране события; г) служить правде и добру, призывать читателя изменить мир.

3. Лесков видел для России путь выхода из кризиса в:

а) революции; б) национальной русской душе, которую нужно освободить;

в) демократических преобразованиях общества; г) повышении образованности русского народа.

4. Охарактеризуйте (на выбор) Ивана Флягина, Аркадия, Катерину Измайлову или Левшу.

«Очарованный странник».

1. Расставьте действия в порядке движения сюжета в «Очарованном страннике»:

а) избавление Ивана от пьянства; б) история с кошкой; в) побег из татарского плена; г) Иван нечаянно убивает монаха; д) в рекрутах (армия); е) предсказание Ивану судьбы монахом; ж) поединок «наперепор»; з) убийство Груши; и) побег из татарского плена; к) монастырь.

2. «Очарованный странник» начинается и заканчивается одинаково (главный герой рассказывает свою историю случайным попутчикам, с которыми встретился на пароходе). Такой тип композиции называется: а) парная; б) кольцевая; в) перекрёстная; г) возвратная.

3. Охарактеризуйте построение (композицию) повести «Очарованный странник».

4. Отношения между Иваном и Грушей:

а) любовные; б) враждебные; в) сестринско-братские; г) дружеские.

5. Иван Флягин убивает Грушу: а) из ревности; б) чтобы спасти от преследований графа;

в) она попросила его об этом; г) это была случайность.

6. Вспомните, в каком из произведений русской классической литературы XIX века была история, похожая на историю князя и Груши:

а) Пушкин – «Дубровский», б) Лермонтов — «Герой нашего времени»;

в) Гоголь – «Невский проспект»; г) Достоевский – «Белые ночи».

7. Выберите черты, относящиеся к Ивану Флягину: а) злоба; б) бездумность; в) слепой азарт;

г) тщеславие; д) жажда славы; е) сила молодости; ж) пессимизм; з) смелость.

8. Жизнь для Ивана Флягина: а) ряд испытаний; б) чудо; в) мучение; г) череда будней.

«Тупейный художник» .

1. Имела ли любовь Аркадия и Любы смысл или была обречена с самого начала? Почему?

2. Как действовала крепостная неволя на человека, на его характер? Почему крепостные графа Каменского не бунтовали, ведь он обращался с ними по-зверски?

3. Почему Аркадий всё-таки решается на побег?

4. Что случилось с Аркадием после того, как его и Любовь Онисимовну поймали и вернули графу?

«Леди Макбет Мценского уезда».

1. На какую героиню русской литературы похожа Катерина Измайлова из «Леди Макбет Мценского уезда»:

а) Катерину («Гроза»); б) Соню Мармеладову («Преступление и наказание»);

в) Матрёну Тимофеевну («Кому на Руси жить хорошо»); г) Наташу Ростову («Война и мир»).

2. Сколько убийств совершила Катерина Измайлова: а) одно; б) два; в) три; г) четыре.

«Левша».

1. Почему после того, как Левша «поработал» над блохой, она перестала танцевать?

2. Почему Левша не остался в Англии?

3. Олицетворением чего является Левша?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector