Тест по произведению на Пиковая дама 8 класс

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Урок — театрализация. Обучение грамоте. 1 класс (1 – 4)

К урокам «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин — сказочник. Из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2-й класс.

Литература 5 класс Методические советы под редакцией В.И. Коровина Глава А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Методический опыт. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на уроках в начальной школе portal-slovo.ru

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 5 класс (уроки: Литературная сказка, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского- Корсакова . Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса.

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 6 класс («Песнь о вещем Олеге»)

«Негде, в тридевятом царстве». Урок — лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке», 9-й класс

Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Любовная лирика Пушкина. Информационные технологии на уроках литературы.

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века (на примере опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

«Что за прелесть эти сказки. » Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина

Цикл уроков по жизни и творчеству А.С.Пушкина / Пушкинское Болдино, Родословная семьи пушкиных, Лицеист Пушкин, Повести Белкина/

» ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА СЕГОДНЯ» — Сборник методико — библиографических материалов Научно — методического отдела Тверской ОУНБ им. А.М. Горького,

К урокам. Сайт ученика 11А класса МОУ СОШ №96 , Виктора Дюкова

Урок литературы АСПушкин Пиковая дама

Тема урока : «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы»

Знать: историю создания повести,

Понимать: её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя»,

Уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени.

Оборудование: иллюстрации к повести.

«Пиковая дама» произвела при появлении своём в

1834 г. Всеобщий говор и перечитывалась от пышных

чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий

успех этого лёгкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены

по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно.

1. Почему Германн не играет в карты, по словам Томского?

2. Что Томский рассказал о своей бабушке, графине Анне Федотовне?

(Знает тайну карт, когда надо отыграться)

3. Что мы узнали о Лизавете Ивановне, воспитаннице графини?

( гл.2 «В самом деле…»)

-виновата во всем: в плохой погоде, в дорогах плохих, если в книге не так описаны события.

4. Что однажды увидела Лиза?

(Молодого инженера под окнами дома, который стоял часами в любую погоду)

5. Что мы узнали о Германне?

( гл. 2 стр.22 («Германн был сын обрусевшего немца…») он не беден, поставил 47 тысяч.

6. что задумал Германн после рассказа Томского?

7. Каким образом?

(Стать любовником 87-летней старухи, но это его не пугает, ради денег он готов на все)

8. Но что его пугает?

(чтобы стать любовником потребуется время, а она уже стара, может умереть и унести тайну карт в могилу)

9. Что Томский говорит о Германне?

(«Лицо истинно романтическое…»)

10. А как к Германну относится автор?

(«… благодаря новейшим романам, это, уже пошлое , лицо»).

11. Германн для Лизы кто?

(Таинственный влюблённый, ловящий её мимолётный взгляд)

12. А Лиза для Германна кто?

(Орудие обдуманного плана: проникнуть в спальню графини, поэтому игра лживая, притворство. П исьма списаны с немецкого романа; занят интригой).

13. Планировал ли Германн убивать старуху-графиню?

(Нет, пистолет не заряжен; ему нужна тайна любой ценой)

14. Почему умерла старая графиня?

(внезапное вторжение ночью незнакомого человека, угрожающего ей смертью; она подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела.«Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима»)

15. а как ведёт себя Германн?

(обвиняет её в ребячестве, требует тайну карт; совесть его не мучит, он в ужасе-не узнал тайну карт)

16. Что сказала графиня Германну?

17. Что скрывается под маской любви Германна?

(«Деньги,- вот чего алкала его душа».)

— Откуда узнал тайну карт? (во сне)

18. Комментарий игры в штосс

19. Что случилось с Германном?

(Он попал в сумасшедший дом, повторяя тройка, семёрка, туз-дама)

20. Какие три злодейства совершил Германн?

(Погубил старуху, Лизу, себя)

21. Полюбил ли Германн Лизу?

(Наверное, об этом свидетельствует поцелуй; но всё поглотили деньги)

22. Жизненный ориентир Германна?

(Расчёт, умеренность, трудолюбие)

«Человек очень замечательный»,- так говорит о Германне Томский. Чем он замечателен?

— образ внешне заурядного, даже скучного человека.

— Что рассказал Томский о бабушке.

Докажите, что Германн он азартный человек.

(целые ночи просиживал за карточным столом; но умеет выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту всё, вплоть до жизни)

Томский рассказал о выигрыше бабушки, что сказал Германн?

но загорелся желанием узнать тайну и сказочно быстро увеличить скромный капитал отца)

Три злодейства Германна?

— обманул Лизу; (убитая любовь)

— по его вине умирает графиня;

— сам попадает в сумасшедший дом, т.к. совершил злодейства против других людей, это привело к саморазрушению .

4. Обман Лизы. Что мы о ней узнаем?

Осуществление плана начинается с растаптывания чувств Лизы. Способность любить — главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет надругаться над чувствами, любовью Лизы; через неё он попадает в дом графини.

— Почему Лиза поверила Германну?

(видит молодого инженера, стоящего неподвижно и смотрящего в её окошко;

постоянство офицера, стоящего под окошком;

письмо Германна- думает , что он влюблен в неё.

— Докажите, что неискренне?

(Написано из немецкого романа,) а потом чувства увлекает его, и он пишет сам.

Лиза не искушена в подобных делах, поэтому поверила Германну.

— Как Лиза назовёт Германна, когда он вышел из спальни графини?

— Что больше всего тревожило Германна, когда он вышел от старухи?

(Не узнал тайну обогащения)

— Как Германн хотел «подбиться» к графине?

(стать её любовником — это 80летней-то старухи)

— Но что его смущает?

(Она умрёт через неделю)

— Почему старуха не открыла ему тайну? Что она сказала?

— Можно ли ей поверить?

(Да, старуха клянется 2 раза)

— Сказала ли она ещё что-нибудь?

(Её нечего выдавать – тайны не было; тайна для Германна, Томского и его друзей)

— Почему Германн не поверил?

Что он ей сказал?

(Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка.Признание графини выбивает основание из-под его авантюры)

— Чувствует ли он угрызение совести?

— Что для него важнее всего?

(Деньги,- вот чего алкала его душа!- это скрыто под маской любви.)

— Докажите, что он не бедный человек?

(сел за карточный стол – 47 тыс. руб.)

Всё же Германн добился своего: он узнал «секрет графини». Как? От кого? Была ли умершая старуха в комнате Германна? Или это было видение?

(Германн в трактире много пил; лег, не раздеваясь, на кровать.)

Зачитать о видении.

(Графиня не выдавала секрет трёх карт – но Германн его узнал)

Правила игры в штосс

— Как Чекалинский и другие отнеслись к выигрышу Германна?

— А после того как он «обдернулся»?

(Интерес к нему пропал, он перестал существовать для всех)

— Цель жизни Германна?

(Расчёт, умеренность, трудолюбие; покой и независимость.Попал в сумасшедший дом)

— Что готов Германн предложить графине?

(Заключить сделку с дьяволом)

— Зачем он идёт на похороны?

( Испросить прощения у графини)

— Какие три условия (три карты) поставила графиня?

(в сутки более одной карты не ставить; больше в жизни не играть; жениться на Лизе)

(Это не входит в его планы)

— Зачем Германну нужно увеличить своё состояние?

(Пробиться в высший свет)

— Почему он выбрал Лизу?

(Случайно – она орудие его коварного плана – попасть в дом графини)

— что мы узнали о Лизе в конце повести?

(Нет, её душа надломлена обманом Германна)

— С чем связан роковой поворот событий в повести?

— Ключ у Германна, куда он идёт?

(Не к Лизе, а в спальню графини)

— Сколько времени Германн добивался у Лизы ключа?

— какой он увидел графиню?

— Как вначале Германн разговаривает с графиней?

— А когда это не помогает?

(Угрожает, но не хотел её убивать, т.к. пистолет не был заряжен)

— Почему умерла графиня?

(Не выдержала внезапного вторжения незнакомца, угрожающего ей смертью, ведь её под 90 лет)

— Почему Германн проиграл?

( Германн, когда сел за стол в третий раз, был уверен, что поставил на туза, свою карту накрыл кипой банковских билетов.Германн на вершине удачи. Сейчас он станет обладателем 376 тыс .

Думая невольно о графине, наградившей его секретом Жен-Жермена, Германн вместо туза взял из колоды даму- даму пик .

Сказалось громадное психическое напряжение последних дней: роковым образом Германн сам перепутал карты и проиграл всё.

Объятый страхом, смотрит он на пиковую даму, «как он мог обдернуться ». Ему мерещится, что пиковая дама «прищурилась и усмехнулась». И — самое страшное!- необыкновенно похожа на старую графиню.

«Старуха!- закричал он в ужасе». Германн уже во власти безумия. Он попадает в сумасшедший дом, где «бормочет» три карты.

(Об испепеляющем тлетворном могуществе золота)

— Почему тройка, семёрка, туз?

(Программа Германна: «… вот что утроит, усемерит мой капитал…»

Игра: ставку можно было удвоить (« пароли »), учетверить (« пароли-пе»), удвоенные «пароли-пе» — это увеличение ставки в восемь раз. Поскольку одна ставка своя, чистый выигрыш соответственно- три ставки при «пароли-пе», семь ставок при двойном «пароли-пе». Германн следит за игрой и рассуждает как игрок, отлично знающий условия игры. Тройка и семёрка врезаются в его память.

(Это самая старшая карта в колоде; тузами звались знатные, уважаемые люди)

— Ге рманн хочет утроить, усемерить свой капитал, обрести независимость, всевластие, стать на карточном жаргоне тузом.

— Германна и Лизу сближает их положение, в котором они подчиняются чужим требованиям.

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Разделы: Литература

  1. Словарь литературоведческих терминов.
  2. Эпиграф к уроку «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». (А.С.Пушкин.)
  3. Фрагменты из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (используются как фон во время выразительного чтения учащихся).
  • показать эгоистическую природу идеи Германна;
  • ответить на вопрос, почему финал повести – сумасшествие главного героя;
  • показать роль художественной детали в раскрытии идеи повести.

«Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Попробуйте объяснить, как вы понимаете слова А.С.Пушкина, открывающие VI главу «Пиковой дамы».

К вопросу вернёмся в конце наших рассуждений над повестью.

Учебная ситуация №1:

Какова исходная ситуация повести? Её завязка?

— Вариант ответа: игра в карты у конногвардейца Нарумова.

— Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.

Анализ эпизода «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».

Домашнее задание 1 группы

В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

Попытайтесь передать своё видение этой сцены в выразительном чтении (глава 1) «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…так послушайте».

Проследите появление Германна на страницах «Пиковой дамы». Какие художественные подробности наиболее значимы в этом повествовании? Случайно ли красивая фраза Германна «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» обрывается почти резкими словами Томского? Случайна ли подробность – «Германн – немец: он расчётлив, вот и всё!»?

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям.

Выразительное чтение фрагмента и вариант ответа группы №1: Г. не играет, хотя игра привлекает его необыкновенно. Пушкин обрывает напыщенную фразу Г. словами Томского намеренно. Писатель сразу лишает своего героя романтического ореола, подчёркивает неискренность своего героя.

— Как ваши выводы подтвердятся в авторской характеристике? Найдите её в тексте (глава 2,). Каким вы увидели Германна в этой характеристике? Обратите внимание на словесную антитезу, выраженную противительным союзом но: «Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости». Как этот приём углубляет понимание характера Германна?

— Вариант ответа: в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

Почему завязкой в «Пиковой даме» становится карточная игра?

— Вариант ответа: надежда на сказочный выигрыш в карты сулит быстрое обогащение. С карточной игрой связывается идея мгновенного обогащения. Германн молод. Живёт скромно. Но он живёт надеждой «утроить, усемерить» свой капитал.

Анализ эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…».

Домашнее задание 2 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Определите композиционное значение эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…» (глава 2). Как он сцеплен с предыдущими фрагментами? Определите основной смысл этого фрагмента. Для этого проследите, как художественные детали помогают постичь характер персонажа, смысл эпизода?

3. Попытайтесь передать своё видение этой сцены в чтении наизусть.

— Вариант ответа группы №2: композиционно – развитие действия, а значит, и развитие мысли.

Германн в плену своей мечты: об этом свидетельствует и внутренний монолог героя, и сон, «ему пригрезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев». Он готов сделаться любовником 87- летней старухи. И тут волей случая он оказался у дома графини. В окне он видит воспитанницу графини. «Эта минута решила его участь», — эта художественная деталь предельно лаконична. У Германна мгновенно возникает план: соблазнить девушку. Лиза явится средством достижения цели. И далее, мы знаем, письма его будут дышать страстью, но за этими горячими фразами – не любовь, а один холодный расчёт. Германн будет имитировать романтического героя, добиваясь свидания с Лизой. И мы убеждаемся, что и там, за карточным столом у Нарумова, была только романтическая поза.

Учебная ситуация №2.

— «Пиковая дама» произвела при появлении своём в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением. Общий успех этого лёгкого фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно», — писал критик 50-60-х годов XIX века П.В.Анненков.

Интересно, почему так привлекательна показалась повесть Пушкина его современникам? И зачем на страницах произведения Пушкина соседствуют век XVIII и XIX?

Домашнее задание 3 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Приготовить сжатые пересказы следующих эпизодов: «Томский рассказывает о бабушке», «Жизнь Лизы в доме графини», «Германн в доме графини». В ходе пересказов выделяйте те художественные детали, которые представляют век графини, её юность. Каким вы увидели век графини, её юность? Ваши впечатления от века XVIII. Обратите внимание, что эти фрагменты связывает имя Чаплицкого. Почему, покидая дом графини, Германн размышляет «о молодом её любовнике»? Сопоставлены или противопоставлены в этих фрагментах Германн и графиня?

— Вариант ответа группы №3: глава 1 повествует о юности графини – московской Венеры. Подобно Германну немало времени она проводила за столом. Когда-то сумела отыграть карточный долг, благодаря тайне трёх карт. У неё было четверо сыновей, ни одному не открыла она тайны Сен-Жермена. Помогла избавиться от карточного долга г.Чаплицкому. Эти страницы рисуют образ жизни светской красавицы. Беззаботно и праздно прожила она свою жизнь. Таким образом, Пушкин рисует уходящий XVIII век, безжалостно выставляя порочность того круга, представительницей которого является графиня. Она и сейчас высокомерна, эгоистична, бесконечные капризы графини заставляют её воспитанницу Елизавету Ивановну искать пути избавления от жизни приживалки в этом богатом доме: «Лизавета Ивановна была домашней мученицей».

Упоминание Чаплицкого неслучайно. Германн противопоставлен графине. Капризная барышня когда-то поверяет тайну карт своему возлюбленному, спасая его от карточного долга, бесчестия. Германн же – представитель века XIX – использует чувства воспитанницы графини с тем, чтобы осуществить свои мечты. Корысть, расчёт, эгоистическая холодность руководят его поступками. Но герои и сопоставлены. Графиня – источник порочной тайны. Ведь и она когда-то просила помощи у злых сил. Уходит из жизни графиня, с нею XVIII век. Век XIX – век новых буржуазных отношений, век капитала. Какую систему ценностей он выдвинет перед человеком? Какими будут идеалы нового человека? Вопросы, которые решает Пушкин в повести.

Домашнее задание группы №4. Инсценирование эпизода «Встреча Лизы и Германна после смерти старухи».

— Каково значение этой сцены в повести? Каким вы увидели и почувствовали героя пушкинского произведения в один из трагических моментов его жизни? Насколько значима в этой сцене следующая художественная подробность «Лиза выслушала его с ужасом»?

— Вариант ответа: никаких угрызений совести не испытывает Германн, никакой жалости к Лизе, алчность, жестокая расчётливость руководят его поступками.

«Лиза выслушала его с ужасом», — пишет Пушкин. Эта деталь определяет авторскую гуманистическую оценку: писатель отрицает систему взглядов человека, который ради достижения цели переступает законы человеческой совести.

— Осознаёт ли сам герой чудовищность происходящего?

— Вариант ответа: нет, ибо, покидая дом графини, он завидует её некогда счастливому любовнику. Сострадать Лизе он тоже не может, потому что он давно уже включился в игру, в игру с жизнью. Азарт руководит его действиями. Всё вокруг ему кажется игрой. Он уже, кажется ему, начинает управлять этой игрой. Но тут не просчитал: старуха умерла, тайна потеряна.

Перечитаем начало VI главы. Почему реальные картины повести сменяются картинами страшными и невероятными: явлением мёртвой графини, усмешкой пиковой дамы? Зачем автор прибегает к такому художественному приёму, как фантастика? Почему финал повести – сумасшествие Германна? Почему именно такое наказание? Расскажите, что произошло в доме Чекалинского? Почему автор заставляет своего героя «обдёрнуться» во время третьей игры?

— Вариант ответа: Пушкин прибегает к фантастике неслучайно: это опять его оценка жизненных принципов человека, пренебрегшего понятиями человечности в погоне за своими идеалами независимости и покоя, переступившего через чувства, жизни других людей. «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семёрка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи», — пишет в 6 главе автор повести. Эгоистическая идея не может существовать в нравственной природе человека. Она не может получить развития в нравственной природе человека. А жажда денег так сильна, что Германн в азарте карточной игры забывает грань между жизнью реальной и ирреальной. Он начинает играть жизнями людей. Поэтому сумасшествие Германна. Сумасшествие не даёт человеку возможности раскаяться. И это страшная плата человека за своеволие духа, за игру с жизнью старухи, Лизы, за отсутствие человечности, сострадания, за отказ от системы нравственных ценностей.

— Вспомните, какие задачи может выполнять эпиграф в произведении?

— Варианты ответа: эпиграф выражает тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем.

— Обратимся к эпиграфу повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Как вами понят афористический смысл эпиграфа к «Пиковой даме»? Каковы тема и идея произведения?

— Вариант ответа: в повести Пушкин говорит о человеке и его жажде денег, о выборе человеком системы жизненных ценностей. Достигая свои цели, нельзя переступать законов чести, законов человеческого «общежития», нельзя пожертвовать моральными нормами и законами. Вера человека в «общие правила» является основой жизни любого общества. И если человек попадает в плен безнравственной идее, то расплата (усмешка пиковой дамы) неминуема. Безнравственные идеи калечат душу людей, ведут их к нравственной гибели.

— Какова роль художественной детали в произведении?

— Вариант ответа: она действительно позволяет фокусировать внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, позволяет определить авторскую позицию по отношению к тому, что он изображает.

— Написать сочинение-миниатюру «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»? или «Роль художественной детали в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
  2. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М.: Современник, 1984.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, А.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Тест по произведению на Пиковая дама 8 класс

Эта философско-психологическая повесть, написанная в 1833 году, давно признана шедевром Пушкина. Завязка повести, как следует из записанных биографом поэта П. И. Бартеневым слов П. В. Нащокина, которому рассказал сам Пушкин, основана на действительном случае. Внук княгини Н.П.Голицыной князь С. Г. Голицын («Фирс») рассказывал Пушкину, что, однажды проигравшись, пришел к бабке просить денег. Та денег ему не дала, но назвала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. С. Г. Голицын поставил на названные Н. П. Голицыной карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

Сюжет повести основан на игре случайностей, необходимости и закономерности. В связи с этим каждый герой связан с определенной темой: Германн (фамилия, а не имя) — с темой социальной неудовлетворенности, графиня Анна Федотовна — с темой судьбы, Лизавета Ивановна — с темой социального смирения. Томский — с темой незаслуженного счастья. Одни герои, такие, как Томский, избраны судьбой, другие, как Германн, стремятся поймать удачу. Удача — удел Томского, а неудача — участь Германна.

В главном герое — Германне — сконцентрированы разум, расчетливость, твердая воля, способная подавить честолюбие, сильные страсти и огненное воображение. Он игрок в душе. Игра в карты в повести символизирует игру с судьбой. Этот превратный смысл карточной игры отчетливо обнаруживается читателями.

Расчетливость, рациональность Германна, подчеркнутые его немецким происхождением, фамилией и профессией военного инженера, вступают в противоречие со страстями и воображением. В повести герой сравнивается с Наполеоном и Мефистофелем. Германн хотел подчинить себе судьбу, но независимо от собственных усилий подпадает под власть обстоятельств и делается сам орудием чужой, непонятной и не понятой им тайной силы, которая превращает его в жалкую игрушку. Так в повести появляется не только необычный, таинственный герой, но и мистика.

Вопросы ы задания

1. Какую роль играют в повести три карты?

2. В чем состоит значение мистики и в каких сценах и эпизодах она проявляется?

3. С какой целью Пушкин сравнивает игру в карты графини с ее партнерами в XVIII веке и Германна с карточными игроками в XIX веке?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: