Тест Лермонтов

16+

Тест по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»
Цели:
• проверить знания учащихся по творчеству великого писателя;
• формировать интерес к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;
• раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя;
• формировать активную жизненную позицию у старшеклассников;
Михаил Юрьевич Лермонтов
I. Общий раздел
1. Каким искусством увлекался Лермонтов в детстве и юности?
2. Почему поэт, учившийся весьма успешно, был вынужден оставить Московский университетский благородный пансион?
3. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
4. Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
5. Какие годы своей жизни Лермонтов назвал «страшными» и почему?
6. В каком произведении и кого поэт называет палачом Свободы, Гения и Славы?
7. В каких трёх произведениях Лермонтова встречаются строки: «Ты слушать исповедь мою Сюда пришёл, благодарю»?
8. Какому персонажу из произведений Лермонтова посвящаются эти строки:
«Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку»?
9. Назовите главных действующих лиц драмы «Маскарад».
10. При каких обстоятельствах произошла встреча Лермонтова с Белинским в 1840 году?
11. Что по поводу этой встречи писал Белинский?
12. Где и когда состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым?
13. Что писал Герцен по поводу смерти Лермонтова?
14. Какие 2 статьи посвятил Белинский в 1840 году творчеству Лермонтова?
15. Кто написал оперу «Демон»?
16. Кто автор памятника М. Ю. Лермонтову?
17. В творчестве кого из художников нашли воплощение образы героев поэмы «Демон»?
18. Кто из крупных русских художников сделал иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», изображающие пир у Ивана Грозного, кулачный бой и прощание Калашникова с братьями перед казнью?
19. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова положены на музыку?
20. Из каких произведений М. Ю. Лермонтова взяты эти картины природы:
а) «А на улице ночь темнёхонька:
Валит белый снег, расстилается,
Заметает след человеческий»?
б) «…горные хребты
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом…
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ»?
в) «…Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…»?
21. Чей наряд описан Лермонтовым в этих строчках:
«Ремнём затянут ловкий стан;
Оправа сабли и кинжала
Блестит на солнце; за спиной
Ружьё с насечкой вырезной.
Играет ветер рукавами
Его чухи, — кругом она
Вся галуном обложена.
Цветными вышито шелками
Его седло; узда с кистями;
Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти золотой»?
22. Кто и по какому поводу так говорит: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошёл ко дну»?
II. Из каких произведений эти строки
1. «Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать».
2. «О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
3. «Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несётся укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! Этот край… моя отчизна!»
4. «Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали. »
5. «Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
6. «С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно».
7. «Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу. »
8. «В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит».
9. «Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»
10. «Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!»
11. «Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок».
12. «Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом».
13. «К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию – презренные рабы».
14. «И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом».
15. «Чужды вам страсти и чужды страдания».
16. «Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя».
17. «Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!»
18. «Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз,
Сладко любить их – завидная доля,
Но веселей молодецкая воля».
19. «Я царь познанья и свободы,
Я враг небес…»

III. Чей это портрет
1. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».
2. «…мальчик лет 15. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги».
3. «…рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре».
4. «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
5. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…»
6. «…девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка…»
7. «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».
8. «…был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»
9. «Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью».
10. «Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка,
Смотрит сладко – как голубушка,
Молвит слово – соловей поёт…»
11. «Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор пуглив и дик
И слаб и гибок как тростник.
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».
12. «С тех пор, как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела».
13. «То не был ангел-небожитель,
Её божественный хранитель…
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет. »

IV. Кто из персонажей произведений Лермонтова…
1. «…ходил на кабана один на один», а иной раз ветер «ставнем стукнет, вздрогнет и побледнеет»?
2. …был отвергнут любимой, другом, матерью за то, что был предателем и трусом?
3. …»на смерть» бился, «до последних сил… за святую правду-матушку»?
4. …»Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной»?
5. …при встрече с противником «махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»?
6. …восстал против самого бога и начал «с небом гордую вражду»?
7. …обрёк на смерть свою дочь, заперев её в светлице и бросив ключ в реку?
8. …был «бесчувственной толпы минутною забавой»?

V. Кто сказал о Лермонтове
1. «Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все, наше поколение, были слишком юны, чтобы принимать участие 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки. Принуждённые к молчанию, сдерживая слёзы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы, — и какие думы!»
2. «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман «Война и мир».
3. «Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков… и понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно».
4. «…Никто не писал у нас такою правильною, благоуханною прозою».
5. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».
6. «Лермонтов проникнут духом отрицания, его пафос – «с небом гордая вражда».
7. «Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызвало ненависть к нему великосветского общества».
8. «…Презрение к современности и отрицание её, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания…одиночества, от сознания бессилия».
9. «Лермонтов – эхо декабрьских настроений».

Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
тест по литературе (9 класс) на тему

Проверяет знание текста

Скачать:

Вложение Размер
test_po_romanu_lermontova.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. «Вот они и сладили это дело… по правде сказать, нехорошее дело». О чем говорит Максим Максимыч?

А) о дуэли Печорина с Грушницким

Б) о краже Карагёза и похищении Бэлы

В) о поездке за Верой в Кисловодск

Г) о пари с Вуличем

  1. Бэла говорит штабс-капитану: «Я не раба… я…»:

А )чеченская девушка

В) княжеская дочь

Г) свободный человек

3. Перед смертью Бэла ни разу не вспомнила про

В) Максима Максимыча

4. При встрече со штабс-капитаном Печорин говорит о себе, что за годы расставания он

5. Максим Максимыч возит с собой принадлежащие Печорину

А) «разные дорогие вещицы»

Г) бутылки кахетинского

6. По мнению рассказчика, «Исповедь» Руссо имеет…тот недостаток, что»

А) автор был неискренен

Б) написана по-французски

В) он читал её своим друзьям

Г) автор подражает Альфреду де Мюссе

7. Слепой мальчик нёс в узле

А) хлеб с базара

Б) вещи Печорина

В) образа из «красного угла»

Г) обломок весла

8. Цель Грушницкого, по словам Печорина,

А) сделаться героем романа

Б) получить Георгиевский солдатский крестик

В) жениться на княжне Мери

Г) выучить все фигуры мазурки

9. «Я его понял, и он за это меня не любит». «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Эти два высказывания относятся к

А) Максиму Максимычу и Грушницкому

Б) Грушницкому и доктору Вернеру

В) Азамату и Казбичу

Г) Вуличу и полковнику Н.

10. По признанию Печорина, «присутствие энтузиаста…»

А) заставляет его «во всём себе признаваться»

Б) обдаёт его «крещенским холодом»

В) побуждает его «производить эффект»

Г) превращает его «в страстного мечтателя»

А) «любит соблазнительные анекдоты»

Б) «читала Байрона по-английски и знает алгебру»

В) «в мундире ещё моложавее»

Г) «больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся»

12. Какие слова отличают Печорина от Онегина7

А) «в первой молодости моей я был мечтателем»

Б) «свободы моей не продам»

В) «у меня врожденная страсть противоречить»

Г) «мне стало скучнее прежнего»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поможет учителю при проведении вводных или итоговых уроков, поможет выявить степень подготовки или степень усвоения материала.

Тестовая работа для учащихся 9 класса по роману М.Ю.Лермонтова.

Тест обобщающего характера, включающий вопросы, требующие развернутого ответа.

Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» требует не только задания с выбором ответа, но и письменный ответ на вопрос. Рассчитан на 2 варианта.

Материалы теста — это цитаты из произведения. Это помогает определить уровень знания текста романа учащимися.

Тест по роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени».

Тест Лермонтов

Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Мцыри не только «естественный человек», сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенной ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики.

. В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом «двуначалии» и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могуч его духа» «его отцово — неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности — наследства монастырского режима.

Поэма «Мцыри», в которой рассказываем об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годах. Тем не менее явленная в «Мцыри» действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается.

Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение.

Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.

Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное.

Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым.

В. И. Коровин: Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком, Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий слух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.

Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.

Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, «лермонтовский человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью.

Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри».

Тест Лермонтов

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Алина Сайбель 526
  2. 2. Лада Шадрова 251
  3. 3. Игорь Проскуренко 228
  4. 4. Максим Мощенков 173
  5. 5. Диана Муравьёва 153
  6. 6. Анастасия Царькова 144
  7. 7. Анастасия Балашова 122
  8. 8. Арина Ким 110
  9. 9. Tetiana Averkina 97
  10. 10. Александр Кузьмин 72
  1. 1. Кристина Волосочева 17,830
  2. 2. Юлия Бронникова 17,670
  3. 3. Ekaterina 17,341
  4. 4. Алина Сайбель 16,700
  5. 5. Darth Vader 16,686
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,750
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,906
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: