Тени сизые смесились тютчев анализ стихотворения

Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру. Эта структура может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А.А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта, “пророчески-слепой”, обращает нас к мифу. Для Тютчева — и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом — высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы — мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

В основе мира природы Ф.Тютчева — мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В том же стихотворении «А.А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта — “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф.Тютчевым.

Разнообразные формы воды в поэзии Ф.Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос — Бездна — Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения — в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая этико-метафизическая концепция является основой мировосприятия Ф.Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон — имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф.Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие—Небытие”. Она имеет своё наполнение:

Бытие
Жизнь
Реальное
“Жизни некий
преизбыток”
Любовь
Юг
Россия
Небытие
Смерть
Ирреальное
Уничтожение
человеческого “я”
Самоубийство
Север
Запад

Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

сон, сумрак, дремота.

К этому же тяготеют “лихорадочные грёзы” природы и жизнь, которая “грустно тлится”.

Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь — отсутствие жизни”, полнота жизни — и её ущербность. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф.Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

Обратимся к стихотворениям «Проблеск» (1825), «Видение» (1829), «Тени сизые смесились…» (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

Анализ стихотворения «Проблеск» (1825)

Обобщающий вопрос к анализу стихотворения: что такое “проблеск”?

1. Определите композицию стихотворения, мотивируйте.

В стихотворении выделяются две части:

I часть — 1–3-я строфы — развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Первая часть представляет мир внешний.

II часть — 4–8-я строфы — внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

2. Анализ первой части.

  • Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

“Сумрак”, “полуночь”, “сон” — это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “…полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.

  • Охарактеризуйте лирического героя.

Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника — “Слыхал ли?” — стать свидетелем таинства.

  • Как поэт описывает само таинство преображения?

Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекая “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг…” И “лира // Грустит, в пыли, по небесах!” Лира, арфа — инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное.

  • Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

Аллитерация (“взрывает” — “скорбит” — “в струнах” — “лира” — “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения.

3. Анализ второй части.

  • Проследите, как развиваются поэтические образы первой части.

Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“Душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” — круга жизни — “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа — кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру: “Как верим верою живою…” Аллитерация на “р” достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом — потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному”, к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни — в “волшебный сон”. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.

  • Что же такое “проблеск”?

Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом — миг истины. Но “проблеск” не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в Бездну — Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // Дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении «Видение».

Анализ стихотворения «Видение» (1829)

Cтихотворение состоит из двух строф. Проследим, как в них развивается поэтическая мысль — смысл.

  • Прокомментируем художественные образы и поэтические особенности первой строфы.

Стихотворение открывается метафорическим образом сумрака — “есть некий час” — грани “двойного бытия”. Императив “есть” в сочетании с эпитетом “некий” провозглашает особое мифологическое время, присущее Вселенной. Во втором стихе образ сумрака раскрывается как “час явлений и чудес”. В мире происходит таинство преображения: действительность преображается в мифологические образы, душа человеческая растворяется в сумерках. Поэтический мир стихотворения реализуется в мифологических образах колесницы — Хаоса — Атласа — Муз.

Образ древнегреческой колесницы символизирует круг — античный образ души. Но движение близится к концу, колесница неуклонно катится “в святилище небес”, к своему логическому завершению пути — смерти, так же как человеческое существование есть всегда движение от начала к концу. Таким образом, в первой строфе поэтически воплощён вечный закон мироздания.

Образ сумрака, часа “всемирного молчанья”, часа “явлений и чудес”, создаётся поэтом при помощи аллитерации на “ч”: “час”— “в ночи” — “молчанья” — “час” — “чудес”.

  • Комментарий второй строфы.

Вторая строфа открывается образом ночи “как хаоса на водах”. “Хаос на водах” — Беспредельное — поглощает всё сущее: “Беспамятство… давит сушу”. Возникает мотив растворения, движения жизни в сумерках, где “смесились” все грани.

Мифологический образ Хаоса возвращает нас к мотивам сотворения Вселенной. По Гесиоду, раньше всего возник Хаос — как всё, но не упорядоченное ещё, в отличие от Космоса. Сотворение мира по Тютчеву — бесконечный процесс движения вечного Хаоса, окружённого первичными водами в царстве тьмы:

Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой…
(«Как океан объемлет шар земной. »)

Память сменилась Беспамятством: в забвении прошлое, вся история, нет времени, нет бытия — мир в изначальном состоянии. Царит вечность и есть Боги; Муза, чья главная функция связывать прошлое, настоящее, будущее, сейчас дремлет и видит “пророческие сны”.

И ещё одно “сумеречное стихотворение” Ф.Тютчева — «Тени сизые смесились. ».

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились. » (1836)

Cтихотворение состоит из двух строф.

1. Анализ первой строфы.

  • Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

тени сизые
сумрак зыбкий
гул дальний
полёт незримый
тоска невыразимая

  • Оцените значение эпитетов.

Точные, единственно возможные. Тени действительно “сизые” — они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак “зыбкий”. А постепенный уход дневной жизни и внешней точней и не выразить — “гул дальний”.

  • Проанализируйте значение глагола “смесились”.

“Смесились” — устаревшая форма глагола “смешиваться” — не столько механическое смешение, сколько слияние.

Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный сумрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен “мотылька полёт незримый”. Удивительный дар поэта находить слова многосмысленные придаёт первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шёпотом (аллитерация на свистящее “с”), но вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: “цвет поблекнул, гул уснул”; само бытие человеческое становится зыбким: “Жизнь, движенье разрешились // В сумрак зыбкий, в дальний гул…”

  • Проанализируем значение глагола “разрешились”.

Разрешиться можно от бремени. У Тютчева сквозь одно значение “мерцает” другое: разрешиться — превратиться. Так возникает ощущение начала драмы.

  • Чем символичен образ “полёта незримого” мотылька?

Этот образ становится кульминационным в создании внутренней реальности сумерек: с одной стороны, слух в сумерках утончается так, что слышен трепет крыльев мотылька; с другой — физически ощутимо одиночество человеческой души. Этим объясняется трагическое восклицание: “Час тоски невыразимой. ” В нём можно услышать страх, одиночество, ужас.

  • Прокомментируем последний стих первой строфы.

Передаётся ощущение растворения “я” во Вселенной.

2. Анализ второй строфы.

  • К кому обращается автор во второй строфе?

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку — вся глагольная лексика использована в повелительном наклонении.

  • Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

Сумрак обретает текучую природу: “лейся… залей… утиши…”. Человеческая душа стремится к покою и тишине. Призыв звучит не просто “сумраку литься”, но “всё” залить. Местоимение “всё” делает равнозначными мир души и Вселенную. Лирический герой жаждет “самозабвенья”. Как заклинание звучит трагически торжественное: “Дай вкусить уничтоженья…”

  • В чём необычность этого стиха?

Вкушают обычно блаженство. Опять возникает тютчевская “вибрация” смыслов: оказывается, есть не только ужас уничтожения, но и сладость.

3. В чём особенность композиции стихотворения?

Последняя строчка лишь одним словом “смешай” замыкает магическое кольцо стихотворения: вначале тени сизые “смесились”, а теперь и “я”, уничтожаясь, смешиваюсь с ними.

Таким образом, перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек.

«Memento» Ф. Тютчев

Ее последние я помню взоры
На этот край — на озеро и горы,
В роскошной славе западных лучей, —
Как сквозь туман болезни многотрудной,
Она порой ловила призрак чудный,
Весь этот мир был так сочувствен ей…
Как эти горы, волны и светила
И в смутных очерках она любила
Своею чуткой, любящей душой —
И под грозой, уж близкой, разрушенья
Какие в ней бывали умиленья
Пред этой жизнью вечно молодой…
Светились Альпы, озеро дышало —
И тут же нам, сквозь слез, понятно стало,
Что чья душа так царственно светла,
Кто до конца сберег ее живую —
И в страшную минуту роковую
Все той же будет, чем была…

*Веве 1859 — Женева 1860 (фр.)

Анализ стихотворения Тютчева «Memento»

Стихотворение «Memento» («Помни») Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому был неблагоприятный петербургский климат. Тем не менее, мужа она пережила на несколько лет. После его смерти императрица лечилась за границей – во Франции, Швейцарии и Италии. Именно во время зарубежных путешествий подружилась она с Тютчевым. С ней поэт встречался и общался в городке Веве. Александра Федоровна высоко ценила его лирику, некоторые стихотворения знала наизусть. Нередко Тютчев и вдовствующая императрица проводили время, созерцая красоты Женевского озера. Федор Иванович называл Александру Федоровну превосходной женщиной, обладающей душой искренней и правдивой.

«Memento» — стихотворение, датированное октябрем 1860 года и написанное на смерть императрицы. В нем рассказывается о времени, проведенном Тютчевым вместе с Александрой Федоровной в Веве. В тексте упоминаются характерные детали пейзажа – Альпийские горы и Женевское озеро. Также говорится о «многотрудной болезни», с которой долгие годы храбро боролась супруга Николая I. В стихотворении душа императрицы именуется «чуткой, любящей», царственно светлой. По тем эпитетам, что даются в произведении, становится понятно, с каким уважением относился Федор Иванович к Александре Федоровне. По мысли Тютчева, смерть – один из моментов, когда перед человеком предстает вечность. Подобные мгновения и страшны, и прекрасны. Едва ли не главное достижение человеческой души – способность не потерять себя в «минуту роковую». В финале рассматриваемого текста умирающей императрице это удается, что подчеркивает ее величие.

Александра Федоровна – не единственная монаршая особа, которой Тютчев посвящал стихотворения. В лирике Федора Ивановича также увековечен образ Марии Александровны (1824-1880) – супруги императора Александра II. Ей адресованы три произведения – «Как неразгаданная тайна…», «Кто бы ты ни был, но, встретясь с ней…» и «Pour sa majesté l’impératrice» (сочинено на французском языке).

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Каждому известно насколько лиричен был Федор Тютчев, но есть у него и другая сторона творчества. Имеется в виду философское направление его поэзии. Ярким примером этого рода стихов стало краткое, но емкое произведение «Тени сизые смесились…»

Вообще-то изначально автор дал ему другое название – «Сумерки», вероятно, намереваясь создать оригинальную пейзажную зарисовку той поры суток, когда вечер плавно перетекает в ночь. Но его попытка уловить почти неразличимое, поймать ту зыбкую грань перехода, когда из зрительного восприятия исчезает,

Чувствуется, что поэта волнуют не только промежуточное состояние в жизни природы, не мене важно для него понять состояние человека, когда на землю опускается сумрак. Мысли героя сливаются с дальним гулом, он словно уходит в другую реальность, и что-то непонятное пробуждает в человеке его скрытые, потаенные душевные силы.

Казалось бы, оказавшись один на один со всем миром, соединившись с ним духовно, человек должен радоваться и ликовать. Но вместо этого автор показывает, что в душе у него

А все дело в том, что и в своем новом состоянии герой не может полностью отрешиться от себя, от всего земного. Он мучается и страдает, потому что не может уйти от самого себя, вырваться из самим же придуманного плена и воссоединиться с окружающим миром. И в начале стихотворения герой показывает свое «я», обособляя себя в мире, как отдельную единицу целого – все во мне, и я во всем. И в заключении он не ощущает единения, хотя всеми силами стремится к этому и просит, чтобы его смешали с миром дремлющим.

Пытаясь анализировать переживаемые своим героем эмоции, Тютчев демонстрирует до чего может дойти человек в своем стремлении самозабвения, и скольких душевных трудов это может ему стоить. Спокойная атмосфера ночи и внутренняя тоска героя словно нашли друг друга, но так и не разрешив глубокое противоречие индивидуального я и всеобъемлющей жизни, автор оставляет читателя размышлять над глобальной проблемой.

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились. » Ф. И. Тютчева

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени си­зые смесились» является тема единения человека и его боже­ственного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единст­венным выходом из мучительного одиночества для души че­ловеческой становится попытка слиться с окружающим ми­ром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг к другу для того, чтобы обрести долгожданную гармонию. Су­мрак должен залить душевный пожар человеческих чувств. Образ долгожданного спасительного сумрака, прохладой за­ливающего душу, вынесен в начало второй строфы, выделен повтором с инверсией («сумрак тихий, сумрак сонный»), что способствует усилению художественной выразительности об­раза. Эту же функцию выполняют далеко в постпозиции от­стоящие от определяемого слова эпитеты «тихий, темный, благовонный», органично дополняющие друг друга. Обилие художественных определений делает образ сумрака загадоч­ным и уникальным, наделяет его целительской силой. Материал с сайта //iEssay.ru

Сила романтических чувств лирического героя подчерки­вается многочисленными восклицаниями: «Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край. Дай вкусить уничтоже­нья, С миром дремлющим смешай!» Глаголы повелительного наклонения («лейся», «все залей и утиши», «переполни», «дай», «смешай») еще более рельефно оттеняет выразитель­ность восклицательных конструкций.

Неповторимая мелодичность стиха достигается за счет ис­пользования различных типов созвучий: ассонанса («звук ус­нул»), звуковых удвоений («сумрак сонный»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: