Тема жизни и смерти в лирике А

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,

писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.

Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи. ” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить.
И глядь — как раз умрем.

Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный. ”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.

Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах.

Бессмертие. Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

46487 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина Сочинения по русской литературе

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.

Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.

В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем,

Под стол ученых дураков!

Без них мы жить умеем,

— писал юный поэт в стихотворении «Пирующие студенты», 1814 год.

Те же мотивы звучат в произведении 1817 года «Кривцову»:

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: «Пока живется нам, живи. » В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет «Мое завещание друзьям», 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша — мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, котор.

«Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина»

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,

писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.

Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи. ” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить.
И глядь — как раз умрем.

Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный. ”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.

Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?.

ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения принимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.

Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.

В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов, Мы полем овладеем, Под стол ученых дураков! Без них мы жить умеем, —

писал юный поэт в стихотворении «Пирующие студенты», 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года «Кривцову»:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: «Пока живется нам, живи. » В восторженном ликовании, радостном завбении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет «Мое завещание друзьям», 1815 г. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреотическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша — мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию «Памятника», и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.

Но вот лицей позади и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди «мчащихся» и «вьющихся туч» и «бесов», чтобы их «жалобный плач» не «надрывал сердце», чтобы «злобный гений» и его «язвительные речи» не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.

В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что «над отечеством свободы просвещенной» взойдет «прекрасная заря». В результате этого Пушкин пишет стихотворение «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против «седого ямщика», так будет и в стихотворении «Пора, мой друг, пора», 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем Предполагаем жить. И глядь — как раз умрем.

Уже в 1828 г. Пушкин пишет: «Дар напрасный, дар случайный. » Теперь жизнь — это не только «тяжелое бремя», а напрасный дар «враждебной власти». Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его «сердце пусто», «празден ум». Замечательно, что жизнь дарована ему «враждебным» духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.

В этом же году Пушкин создал «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе — цвести.

Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть «милого предела». И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой, примет! сисладелый прах?

Бессмертие. Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу что жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит «могучий, поздний возраст» «младого, незнакомого племени», но он воскреснет из небытия, когда, «с приятельской беседы возвращаясь» «веселый и приятных мыслей полн», потомок поэта о нем «вспомнит», — так Пушкин писал в стихотворении «Вновь я посетил», 1835 год.

Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В «Памятнике» поэт предрекает себе бессмертие в веках:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья избежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: