Тема женской доли в поэме Н

Русская женщина появилась в творчестве Н.А. Некрасова давно и неслучайно. Поэт очень любил свою мать Елену Андреевну и видел, что ей приходилось терпеть от мужа. Эта замечательная русская женщина стала в глазах сына олицетворением духовного мужества, ласкового большого сердца, самоотверженности и стойкости.

И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.

Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в ‘Тройке», и в «Еду ли ночью. «, и в поэме «Мороз, Красный нос» в лице Дарьи.

И в самом монументальном своем произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием «Крестьянка».

Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это

. осанистая женщина, широкая и плотная,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.

Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она «закручинилась». А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую. А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где «богатый огород» и «два стога здоровенные». Это еще раз доказывает нам, что Матрена — прекрасная хозяйка.

Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.

Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же — любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:

Я в подневолье с волюшки,

Бог видит, не пойду!

И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.
Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только «молчать, терпеть советовал» да и побил ее однажды. Но на это она не жалуется, так как «не годилось бы жене побои мужнины считать». И вообще, мужем она довольна:

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать.

А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и «полумертвого подкинули в сарай».

Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который «весь гнев с души . согнал улыбкой ангельской». Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.

Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его. А убитая горем мать «клубышком каталася, червушком свивалася». Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы — «неправедные судьи» накинулись, как коршуны, на маленькое тельце. Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.

Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.
Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.

И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: «Ты крепостная женщина!» Отсюда все ее беды и горести.

Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:

У батюшки, у матушки

С Филиппом побывала я,

За дело принялась.

И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:

Поешь, когда останется

От старших да от деточек,

Уснешь — когда больна.

Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то. Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она «горе лютое»:

К кому оно привяжется,

До смерти не избыть!

Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.

Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.

И после смерти Савелия, который говорил: «Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!»

Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.
Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте. Теперь Матрена сознательно все берет на себя:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница.

Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: «Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год. «

Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.

Дважды горела героиня, трижды «бог посетил сибирской язвою. «. Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.

Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.

Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

В любую полезай.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Смотрите также по произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.

Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

О поэме «Саша» Н. А. Некрасова

Это первая поэма в творчестве Не­красова. Сюжет ее, включающий обширные авторские отступления, характеристики дей­ствующих лиц, замечательные картины природы, стро­ится на истории взаимоотношений Агарина и мо­лодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой произведения не вы­держивает суровых жизненных испытаний, насту­пивших после 1848 г., в период «мрачного семилетия», и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Если во время первой встречи с Сашей он убеждал ее: «Солнышко правды взойдет над землею!», — то затем решительно отказывается от просветительской веры в добро и благородство человека: «Род человеческий низок и зол».

Агарин (неизменной рифмой к которому было слово «барин») логично включается в типологический ряд «лишних людей». Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни.

Понять отношение автора к Агарину во многом помогает знакомство с черновыми вариантами поэмы. Это один из возможных путей анализа. Правда, он обычно применяется специалистами-исследовате­лями, однако нам хотелось бы показать вам, на­сколько это интересно и перспективно. В качестве примера обратим внимание на отношение героя к русской природе. Сначала в черновиках неоднократ­но упоминалось о его восхищении, любовании при­родой: «Начал на лодке кататься с Ульяшей Да восхищаться природою нашей. » (Первоначально ге­роиня поэмы была названа автором не Сашей, а Ульяной). Но тут же последняя строчка была исправ­лена: «Да над природой подтрунивать нашей». Прав­ка понятна и объяснима. Только в этом случае создается необходимый контраст с Сашей, которая не только преданно и искренне любит природу, но и органически связана с нею.

Однако продолжим разговор об Агарине. Даже причина его возвращения на родину претерпела существенные изменения. Вначале, восхваляя жизнь за границей, он говорил: «Все там приволье и роскошь и чудо, Да побывать и в отчизне не худо. » Может быть, у него проснулась тоска по родине? Некрасов снимает этот намек, и в оконча­тельном тексте появляется иная причина возвраще­ния домой Агарина: «Да высылали доходы мне худо». Согласитесь, деталь эта очень выразительна и важна для характеристики Агарина.

Если в первоначальном варианте Агарин не огра­ничивался одними разговорами с Сашей, он что-то делал: «Вместе в деревне больным помогали, Глу­пым мальчишкам всё книги читали. », то в оконча­тельном варианте все это Саша делает одна.

Обращение к черновикам в ряде случаев помогает понять процесс реализации автор­ского замысла, лучше разобраться в содержании произведения. Этой же цели может служить и срав­нение «Саши» с романом Тургенева «Рудин». Пока­зательно, что роман Тургенева и поэма Некрасова были напечатаны в одном и том же номере «Сов­ременника» (1856, № 1). Некрасов был редактором журнала, от него прежде всего зависел подбор ма­териалов в каждый номер, и если он решил по­местить «Рудина» и «Сашу» чуть ли не рядом, следовательно, он хотел, чтобы читатели имели воз­можность сравнить эти произведения. Материал с сайта //iEssay.ru

Разумеется, в романе и поэме есть нечто общее и в характерах главных героев («лишние люди», слово которых никогда не переходит в дело), и отчасти даже в сюжетах. Но интереснее выделить черты отличия. Судя по всему, Некрасов более критичен к своему герою. В романе Тургенева при первом же препятствии Рудин отказывается от любви Натальи, советуя ей по­кориться. У Некрасова же Саша не принимает пред­ложения Агарина, хотя и любит его. И, конечно, не случайно у Тургенева роман назван по фамилии ге­роя, а у Некрасова поэма названа по имени героини.

Некрасов был убежден, что духовная сила чело­века напрямую зависит от того, до какой степени он связан с народом. Это главный критерий в оценке героев. Потому и противопоставлены в его первой поэме Саша и Агарин, а все симпатии ав­тора отданы героине, которой присуща органическая близость к природе, к народу, его нравственным ценностям, его культуре.

Типология персонажей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе дерзко входит в литературу. Проходит время, и творчество его становится неотъемлемой частью национальной культуры. Именно таким поэтом был Н.А. Некрасов. Его творчество действительно стало важной частью национальной культуры, так как он писал о народе и для народа.

На мой взгляд, самые сложные размышления о народной жизни у Некрасова изображены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Человек, ничего не знающий о жизни крестьян, может ее представить, прочитав поэму. Сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино … характеризуют условия жизни населяющих их крестьян. Во всей поэме показано бедствие и страдание, царящие в России, причем Россия представлена перед нами в таком облике после отмены крепостного права. Некрасов в своей поэме задает справедливый вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Я думаю, что нет! Для полного народного счастья необходимо бороться, само собой ничего не измениться! Но для борьбы нужны сильные люди, верящие в освобождение России от помещичьего гнета.

В своей поэме Некрасов употребляет типологию крестьянского характера, с помощью которой он показывает рост самосознания крестьян. Люди холопского звания, такие как Ипат, Глеб, Егор Шутов, предстают перед нами отнюдь не в лучшем свете. Сам Некрасов говорит о них с горечью и презрением. Они не пытаются сделать свою жизнь лучше, их устраивает то рабское положение, в котором они находятся. Если бы Россия состояла только из таких людей, мир бы не развивался ни нравственно, ни духовно.

К следующей категории людей можно отнести Якима Нагого, Агапа Петрова. Эти люди – правдолюбцы. Они не так сильны, но их не устраивает их жизнь. Они борются за правду, за свободу.

Еще на одну ступень выше по уровню самосознания стоят Матрена Тимофеевна и Савелий. Эти люди привыкли везде и во всем полагаются на свои силы. Живя в таких условиях, они не отчаиваются, а продолжают борьбу за лучшую жизнь.

И, наконец, «народный заступник» — Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий то, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы. Гриша мыслит по-новому. Он встает на путь сопротивления, он верит, что этот путь правильный. Некрасов дает понять, что у русского народа есть огромный потенциал. Он верит, что народное сознание меняется. В сознании народа есть место для счастья, народ созрел для осознания необходимости другой жизни.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов закончил в 1877 году. Хотя нас с теми временами разделяют долгие годы, я думаю, что поэма не устарела и не устареет никогда. Ведь счастья можно достичь лишь сплоченностью народа. Если каждый будет действовать отдельно, стремясь улучшить только свою жизнь, а не жизнь всего народа, в конечном итоге ничего не будет достигнуто.

Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: За-платово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.

Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков!
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское».
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!

Они обладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые» сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: «Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:

На! выивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты ссчастлив — слова нет.

Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

—А мы на что, кума?
Даввай серпы! Все семеро
Как станем завтра, — к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.

Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со соим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле.

Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос — голос самых решительных крестьян.

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Грозам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям.

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой яравдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способности народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда

. Бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова.

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «разбитым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка — вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя У тятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных
Холоп — и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное:
. выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе «холопа примерного — Якова верного» . Яков служил у жестокого господина Поливанова, который « в зубы холопа примерного. походя дул каблуком «. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей». Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения крестьян. Но среди крес тьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и поэт верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа.
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Предыдущий реферат из данного раздела: Русский фольклор в поэтике Некрасова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector