Историческая тема в творчестве М

В своих исторических стихотворениях М. Ю. Лермонтов рисует яркие образы людей, сильных и физически, и духовно. В его произведениях на историческую тему можно найти основные мотивы всей лирики поэта: одиночество, стремление к свободе, жажда бури.

Лермонтов обратился к исторической теме ещё в раннем творчестве, его волновала как история нашей страны, так и зарубежное прошлое. Так, в стихотворении «Песнь Барда», написанном в 1830 году, описываются события, произошедшие много лет назад. Отсутствие конкретики, исторический «карнавал» говорят о том, что перед нами, безусловно, романтическое произведение. Действительно, история берется как предлог, как фон любимого мотива одиночества и изгнанничества. Как и многие стихотворения М. Ю. Лермонтова на историческую тему, оно написано от первого лица, что придаёт ему достоверность.

В этом же году написано стихотворение «10 июля». Наиболее вероятно, что оно посвящено июльской революции во Франции. В этом стихотворении рисуется образ восставшего народа («опять вы, гордые, восстали. »). Возможно, это стихотворение и нельзя отнести к определённому восстанию, оно навеяно мыслями о народном бунте вообще, что ещё раз подчёркивает принадлежность стихотворения к романтизму.

Событиям во Франции посвящено стихотворение «30 июля» 1830 года, главным героем которого является король Карл X, отрекшийся от престола, который «в бегстве уронил венец». В лирике М. Ю. Лермонтова можно найти конкретных исторических личностей (Карл X), несмотря на то, что для поэтов-романтиков характерна неопределённость исторического фона, а своей главной задачей они считают создание яркого образа героического прошлого.

Образ Наполеона — олицетворение свободы для романтиков, он был идеалом молодежи XIX века. М. Ю. Лермонтов как поэт-романтик не мог в своём творчестве обойти вниманием образ этой личности. Обаяние незаурядной личности Наполеона столь сильно действует яа поэта, что он создаёт целый цикл посвященных ему стихотворении: «Воздушный корабль», «Где бьёт волна о брег высокий. », «В неверный час меж днём и темнотой. ». При всем своём восхищении этой неординарной личностью Лермонтову удаётся объективно оценивать его; хотя он и называет Наполеона «героем дивным», поэт понимает, что он сражался с «невинными народами». Лермонтов видит в нём врага, побеждённого «московскими стенами». Поэтому в стихотворениях («Два великана», «Поле Бородина», «Бородино») Лермонтову важно говорить не столько о Наполеоне, сколько о богатырстве русского народа. Так входит в лирику Лермонтова тема героического прошлого.

Если рассказчиком стихотворения «Поле Бородина» являлся романтический оратор-декламатор, то в «Бородино» события показаны через восприятие простого человека, рядового участника военных событий. Стихотворение, начинающееся как диалог, перерастает в монолог старого солдата, который не скупится на реалистические детали, стараясь передать масштаб Бородинской битвы и мужество русских солдат.

Поэту, живущему в 1830-1840 годы николаевской реакции особенно интересен период величайшей славы русского народа, народа-победителя в войне 1812 года. В стихотворениях, посвященных этим событиям истории, прошлое противопоставляется современности, например, совершенно другими красками описывается в стихотворении «Валерик» война на Кавказе. Слова «трагический балет», «представление», «резня», звучащие в нём, были бы немыслимы в «Бородине», где речь шла о судьбе Москвы, родины русского народа. Воспевать героизм русских солдат на Кавказе означало бы славить завоевательную войну, что для М. Ю, Лермонтова с его жаждой свободы было бы невозможно.

В своих произведениях Лермонтов обращался к различным периодам русской истории — начиная от событий, отдалённых от поэта несколькими десятилетиями, и заканчивая событиями, происходившими в Древней Руси.

Символом русской свободы, при имени которой «. трепещет сердце и кипит», народности был для романтика Новгород. В истории Родины его привлекали сильные героические личности. Уже в раннем стихотворении «Баллада» рисуется бесстрашный, несломленный народ-боец, сражающийся против татар, юная славянка, поучающая сына: «Смотри, как умирают люди, и мстить учись у женской груди».

Далёкому прошлому посвящена и эпическая поэма, близкая былине, — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», этот же период в русской истории отражён и в поэме «Боярин Орша». В данных произведениях видно несомненное умение М. Ю. Лермонтова создавать яркие, живые образы в совершенно различных жанрах — ив эпическом, и в героико-патриотическом.

Создавая романтические поэмы, стихотворения на историческую тему, поэт творил образы свободных и гордых людей, гибнущих за родину, за идею, за независимость. В окружающей жизни таких героев не было. Однако М. Ю. Лермонтов разделял мнение русских историков, таких как Шевырев, Погодин, считавших Запад «изнемогающим», «разделённым в себе» и противопоставлявших ему «бодрый, молодой» Север, за которым будущее. Увлекаясь философией Гегеля, М. Ю. Лермонтов, вслед за своим учителем, делил народы на неисторические и исторические, определяющие развитие мировой цивилизации, относя русский народ к последним.
Похожие сочинения:

  • Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема гордого одиночества и ее воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Лирический герой М. Ю. Лермонтова
  • Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
  • Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Образ дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова

Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.
В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 года “Атаман”), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме — взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, в котором решалась судьба всей страны, в “Песне. ” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя “Песни. ” исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям “нынешнего племени” очевидно.
С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в “Балладе” 1830 года.

И он упал — и умирает
Кровавой смертью бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
“Смотри, как умирают люди. ”

Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Аи, ребята, пойте — только гусли стройте!
Аи, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

“Песня. ” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широка грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет. ”, а также характерное для фольклора одушевление природы:

Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.

Финал “Песни. ” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере “Песни. ” мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

29461 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

СОЧИНЕНИЯ

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, — сильно,

пламенно ц нежно. И.Ю. Лермонтов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы.

Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое

тяжелое и мрачное для России время, время засилия «голубых

мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к

прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой

бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является

одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт

записал в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но

еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем

возрасте: «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем же

заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране

носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной

стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую

Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел

Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть,

подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю.

Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях

Тема Родины прозвучала в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай,

немытая Россия», «Бородино», «Русская мелодия» и многих других.

Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко

национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать

только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой,

ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», —

писал Лермонтов в стихотворении «Родина». «Поэт понимает любовь к

отечеству истинно, свято, разумно», — писал Добролюбов. А Белинский

восклицал: «Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших

Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое

выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого

необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал

Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было

больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности,

жестокости и непонимании. «Иди в огонь за честь Отчизны, за

убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера

в ее освобождение — вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов. И

осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его

знаменитое «Бородино» воспело силу русского духа, оно известно всем.

По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что

русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая

должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские

характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух

русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. «Да,

были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри.- не вы», —

бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это

«могучее, лихое племя», почему мельчает герой и его время, на что

тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в «Бородине»,

Лермонтов дает ответ в «Думе», «Поэте», в «Герое нашего времени».

Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что

именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812

года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль

за нами» Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего

стихотворения. «Бородино» было написано через четверть века после

великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные

отстоять даже собственное «я». И все же Лермонтов умеет разглядеть

здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы,

которые свидетельствуют о жизнеспособности России.

Стихотворение «Родина» (1841 год) стало одним из шедевров не только

лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в

который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина

оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто,

кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже

радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь

отступает чувство одиночества. Если стихотворение «Бородино»

наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной

истории России, то в «Родине» появляется иной, до той поры, может

быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое

переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему

живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с

первых же строк говорит о «странной» любви к отчизне. У Лермонтова

несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые

ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью,

к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем

временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту

необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю

— за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то

исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и

самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной,

крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом

стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше

переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это

стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно,

наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей

о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор

пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная,

глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его

позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в «Апологии»

сумасшедшего»: «Я не научился любить свою родину с закрытыми

глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что

человек может быть полезен своей стране только в том случае, если

ясно видит ее. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня

любить его. Мне чужд. этот блаженный патриотизм, этот патриотизм

лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится

со своими иллюзиями. «

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышится горький упрек в

адрес терпеливого народа, покорившегося «мундирам голубым».

Лермонтов называет Россию «страной рабов, страной господ». Однако

таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине,

наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое

глупое бездействие народа. Позже, такое же ощущение появится и у

Некрасова: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Чернышевский

скажет еще более резко: «Нация рабов. Сверху до низу все рабы».

Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении

«Монолог», созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую

атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где

одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в

атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь

ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и

бесцельность своего существования: И душно кажется на Родине, И

сердцу тяжко, и душа. тоскует. Не зная ни любви, ни дружбы

Лермонтов по праву стал преемником А.С. Пушкина, великого

национального поэта. К великому сожалению, жизни таких

выдающихся людей были слишком короткими. Как мало времени было

отпущено М.Ю. Лермонтову, но сколько он успел сделать! Гордится,

поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют

годы, годы превращаются в столетия, а имя Лермонтова помнят все. И

как бы ни развивалась наша культура, в каком бы духовном вакууме ни

находилось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда нс будет

забыто. Целая плеяда талантливых поэтов и писателей подхватила

прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца.

Маяковский навек запечатлел Лермонтова в своей звонкой, четкой,

бронзовой поэзии ритма: «К нам Лермонтов входит, презрев времена».

Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности

выше обстоятельств, потому что впереди вечность. Лермонтов это знал.

Первое итоговое сочинение: Как это было

Сочинение (для выпускников с ограниченными возможностями здоровья оно может быть заменено на изложение) введено в экзаменационную программу по распоряжению президента. Экзамен длился 3 часа 55 минут, можно было принести с собой орфографический словарь. Рекомендуемый объём работы − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, ученик получает отрицательную оценку.

Темы сочинений в Москве

  • Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
  • Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  • Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс
  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Что важнее: любить или быть любимым?

Оцениваться сочинение будет как учителями, так и независимыми экспертами, по системе «зачет/незачет». Разработаны пять критериев оценки: соблюдение темы, умение аргументировать и пользоваться дополнительным литературным материалом, выдерживание композиции, качественный слог и, наконец, общая орфографическая и пунктуационная грамотность. Для получения общей оценки «зачет» важно, чтобы экзаменатор положительно оценил работу как минимум по трем критериям. При этом первостепенными являются два первых критерия, то есть выпускник не должен уходить от темы и не «плавать» по части владения материалом. Третий пункт может быть любым из оставшихся. Учащиеся, получившие «незачет», могут пройти это испытание еще дважды — в феврале и в апреле-мае.

Одиннадцатиклассники поделились с Учёбой.ру своими впечатлениями о прошедшем экзамене.

Хорошо, что ввели сочинение. Теперь старшеклассники будут к нему готовиться заранее, а значит, научатся выражать свои мысли и начнут больше читать. В этом году основная сложность заключалось в том, что на подготовку у нас была только пара месяцев. Последний раз мы обращали пристальное внимание на сочинение в 9 классе, перед ГИА по русскому языку. Но там сочинение «в формате ГИА», это совсем другое. А сейчас задача была — определить свою точку зрения на проблему и выбрать, какими произведениями ее доказать. Я выбрала тему о войне, мне легче всего рассуждать именно на эту тему, и произведений по ней я знаю много. Писала работу по «А зори здесь тихие» Васильева и «Судьбе человека» Шолохова.

Я считаю, что сочинение позволяет оценить уровень подготовки ученика, знание русского языка и литературы (как русской, так и зарубежной), умение излагать свои мысли. Я учусь в филологическом классе, поэтому мы на протяжении нескольких лет регулярно пишем сочинения, этот вид работы для меня привычен. В школе нас очень хорошо подготовили к сочинению, несмотря на то, что мы не знали, что придется его сдавать на экзамене. Накануне я еще и самостоятельно готовилась, перечитывала произведения, которые, на мой взгляд, можно было использовать для аргументации, учила стихотворения.

Я выбрала тему войны, поскольку военные события мне небезразличны, тем более в наши дни эта проблема приобретает все большую актуальность. Я много читала о войнах, поэтому не испытывала проблем при подборе аргументации при написании сочинения. В своей работе я обратилась к роману Ремарка «На западном фронте без перемен» и к лирике Друниной. Конечно же, я испытывала легкое волнение перед экзаменом, но темы оказались для меня интересными. Как только я начала писать, волнение прошло.

Сочинение в качестве допуска к выпускным экзаменам — это очень хорошо. Современной молодежи не хватает собственного мнения и грамматика страдает у большинства школьников. Теперь у старшеклассников будет хотя бы небольшой стимул, чтобы подтянуть свои знания. Ведь всем хочется поступить в хорошие вузы, а для этого нужно сдать ЕГЭ, следовательно, нужно написать и сочинение. Я выбрала тему «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», потому что мне особенно нравится читать произведения, где большую роль в повествовании играет природа. С сочинением я справилась очень легко, всего лишь за один час, сразу писала работу на бланк, без черновика, написала около 870 слов. Готовилась к экзамену в ночь накануне. Просто перечитала несколько рассказов, которые позже использовала в качестве аргументов в своем сочинении.

Сочинение в качестве допуска к ЕГЭ — не очень хорошая идея. Нельзя судить о знаниях выпускника по его умению выражать свои мысли. В школе мы готовились к экзамену с учителем, он давал нам инструкции, еще я читала специальную книжку по подготовке. Я выбрала тему про природу, потому что она ближе всего мне по духу. Тем не менее такая тема стала для меня неожиданностью, трудно было подобрать произведения. В итоге я писала по «Маленькому принцу» и стихотворению Пушкина «Зимнее утро», всего получилось около 300 слов. На мой взгляд, мои одноклассники отнеслись не очень серьезно к этому сочинению. Ведь если будет «незачет», можно переписать в феврале.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector