Тема: В чем смысл поэмы Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами, как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, которые ему принадлежали. Приблизительно через 10 лет государство производило перепись «душ». По спискам переписи помещики платили налоги за крестьян. Если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик

Поэма называется «Мертвые души» потому, что в ней описываются похождения чиновника Чичикова, который скупал мертвые души, т. е. крестьян, уже умерших. Во-вторых в поэме широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира «мертвых душ», тормозивших экономическое и общественное развитие России. Гоголь ярко показывает разнообразные типы помещиков по-разному относящихся к своей собственности. Один из них жадно собирает каждую копейку, другие безрассудно проматывают все состояние за несколько дней. Но характерным для всех помещиков является одно то, что они, как паразиты, сидят на шее народа и живут его трудом. Все они живут только для себя, не думая ни о счастье народа, ни о благе государства. В поэме показан бесхарактерный мечтатель Манилов, Который не знает сколько умерло у него крестьян. Характерная черта Манилова – одинаково равнодушное отношение ко всем людям. Он не может критически относиться к окружающим. Книги он читает редко: два года у него открыта книга на 14-ой странице. Гоголь говорит о нем, что он «ни то, ни се».

Коробочка домовитая хозяйка, но с узким умственным кругозором. Она ничего не видит, кроме копеек и двугривенников. Разоряющийся помещик-расточитель Ноздрев, способный «Спустить»все хозяйство за несколько дней.

Показан и Собакевич помещик-кулак, который очень далек от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы он способен на плутовство, подделки, обман. Ему даже удается продать Чичикову вместо мужчины женщину.

Пределом же морального падения является Плюшкин прореха на человечестве». Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. К людям он питает недоверие и враждебность, проявляет жестокость и несправедливость к крестьянам. В нем вымерли отцовские чувства, вещи для него дороже людей. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек,» с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине.

В «Мертвых душах» выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет образов народа, но отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него. Автор заставляет восхищаться живым и. бойким русским умом, расторопностью, выносливостью, силой и предприимчивостью русского крестьянина. И веря в эти качества народа, Гоголь прочит счастье России в ее далеком будущем, сравнивая Русь с птицей-тройкой, несущейся вдаль, где ждут ее перемены к лучшему.

Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время. Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.

Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе «Мертвых душ». Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется — ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова — этого воплощения усредненности — проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени, такой человек как Павел Чичиков не мог быть героем большого литературного произведения, тем более названного автором поэмой.

Характер Чичикова находится где-то между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета — организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия — и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома «Мертвых душ» Павел Иванович, что называется, «ходит под статьей».

И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания. Чичиков — отличный предприниматель. Он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую «крышу». В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова. Еще современники Гоголя замечали, что купля-продажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича.

Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто — нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере. Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя «Мертвых душ» с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг.

Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ. Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недописанном третьем томах поэмы «Мертвые души». Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том «Мертвых душ» — одно из лучших произведений, написанных на русском языке.

В чем смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души»?

Известно, что сюжет «Мертвых душ» был подсказан Пушкиным. Гоголь нашел его более чем подходящим для того, чтобы изобразить «хотя бы с одного боку… всю Русь».

Перед читателем предстает Россия в нескольких ракурсах: помещичья, крестьянская, чиновничья, причем основное внимание уделили человеческим характерам.

Какова же эта картина?

В поэме Гоголь создает обобщенный образ помещика, где каждый живет исключительно в рамках своего ограниченного сознания, оберегая свои принципы от любых разумных и неразумных доводов.

Так, например, Манилов любезнейший и обходительный, на первый взгляд, человек ничего интересного из себя не представляет. Он глуп, довольно сладок, у него нет никаких увлечений. Он любит предаваться мечтам, причем довольно глупым, даже абсурдным.

Коробочка — хозяйственная помещица, но тоже очень глупа и сам Чичиков назвал ее «дубинноголовая».

Ноздрев обладает неуемным темпераментом и имеет «страстишку погадить ближнему».

Собакевич – хозяйственный барин, но бездуховен, как, впрочем,

Плюшкин — страшный «собиратель» всякого старья и кажется не вполне психически здоровым человеком.

Изображая крестьян, Гоголь совсем не склонен их идеализировать. Так, бестолковыми показаны дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не может отличить, где право, а где — лево, Прошка и Мавра забиты и запуганы. Правда, описывая дворовых Чичикова — кучера Селифана и лакея Петрушку автор делает это с добротой. Петрушка любит читать, хотя ему не важно, что читать, интересе сам процесс, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что значит».

Чиновничество представлено в поэме грабящим государство и просителей. Взяточничество, казнокрадство — явления повседневные. Гоголь создает групповой портрет, связанный круговой порукой.

Произвол и беззаконие творят не только провинциальные чиновники. «Повесть о капитане «Копейкине» рассказывает о бездушном сановнике, выставившем инвалида Отечественной войны 1812 года.

Итак, Русь представлена со многих сторон, и картина эта довольна безрадостная, и прав А.И. Герцен, назвавший поэму — «горьким упреком современной России» Но все ли так безрадостно?

Образ России, созданный Гоголем в заключительном лирическом отступлении, и его риторический вопрос, обращенный к Руси, высокий лирический пафос автора, устремленного мыслями в будущее, дают надежду на возрождение страны. Также в конце поэмы автор намечает и некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. Преодоление зла, по мнению писателя, заключается не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа, поэтому «горький упрек современной Руси», высказанный в поэме «Мертвые души, можно назвать не безнадежным.

Чичиков и чиновники.

Чичиков и чиновники.

Поэма «Мёртвые души» — одно из самых интересных произведений Н.В. Гоголя, в котором он сатирически осмеивает пороки различных слоёв общества в крепостнической России. Это, во-первых, хитрый и алчный предприниматель – Чичиков, во-вторых, представители поместного и столичного дворянства, губернские чиновники, а также дворовые, слуги, крестьяне.
Главный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков – ещё в детстве усвоил совет отца: «беречь и копить копейку». Поэтому цель жизни героя – обогащение, ради которого он прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность. Причём на своём пути он не останавливается ни перед чем. Павел Иванович пробивает себе дорогу хитростью, изворотливостью, расчётливостью, подлостью, обманом, взяточничеством, казнокрадством, махинациями, умеет приспосабливаться к любой ситуации, втираться в доверие, очаровывать и даже вызывать восхищение. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы.
Поэма начинается с описания губернского города, в который Чичиков приезжает с очередным планом обогащения. Авантюра героя связана с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.
Губернское общество принимает мошенника Чичикова потому, что считает его богатым и влиятельным человеком. У Павла Ивановича и чиновников есть одна важная общая черта – меркантильность. Для государственных служащих должность — только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.
Николай Васильевич высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции.
Гоголь раскрывает пустоту и бездуховность внутреннего мира чиновников, показывает их «мёртвые души». Причём автор постоянно отмечает типичность города NN, чтобы читатель понимал, что в произведении показана вся губернская Россия.
Очень выразительные и хлёсткие характеристики представителям городской власти даёт со свойственной ему прямолинейностью Собакевич. Председатель, по его мнению, — «дурак, какого свет не производил», губернатор — «первый разбой¬ник в мире, да и лицо разбойничье, дайте ему только нож да выпус¬тите на большую дорогу», полицеймейстер — «мошенник, продаст, обманет да еще пообедает с вами». И Собакевич подводит итог: «Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет». Думаю, автор с таким выводом согласен. Я тоже считаю, что чиновники заслужили такие нелестные характеристики.
Рисуя чиновников, Гоголь обычно использует всего несколько выражений, выявляя с их помощью самые важные и яркие черты их характеров. Например, оформляя бумаги у Ивана Антоновича «Кувшинное рыло», Чичиков открыто предлагает ему взятку, но чиновник делает вид, что не замечает денег. Но когда Павел Иванович хотел указать ему на них, Иван Антонович дал по¬нять, что этого делать не нужно. Таким образом с помощью всего нескольких фраз писатель создаёт выразительный образ опытного взяточника.
Поэма «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя интересна для современного читателя, потому что автор, изображая Чичикова и чиновников, высмеивал алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

32296 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Чичиков и чиновники.

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Чем интересна читателям поэма «Мертвые души»

Музей восковых фигур. Гоголь.

Так получилось, что поэма «Мертвые души» стала главным произведением всей сознательной писательской жизни Н.В.Гоголя. Замысел этой книги (кстати, как и комедии «Ревизор») был, как предполагают исследователи, подсказан или подарен Гоголю Пушкиным, в черновиках которого, действительно, сохранились планы ненаписанных произведений, отчасти напоминающие те, что вышли затем из-под пера Гоголя.

Первый том «Мертвых душ» увидел свет в 1842 году. Автору пришлось «повоевать» с тогдашней цензурой, которая никак не хотела пропускать такое название. Ведь православие было официальной религией Российской империи и во многом определяло уклад жизни столичного дворянства даже в середине XIX века, хотя религиозность многих и была чисто формальной. Но по религиозным канонам души считались бессмертными, вот почему на Гоголя так ополчились в цензурном ведомстве. Пришлось ему пойти на уступки и сочинить название в духе авантюрного или плутовского романа: «Мертвые души, или Похождения Чичикова».

И именно название произведения, пожалуй, и является той первой причиной, по которой само произведение может сохранять интерес и для современного читателя. Хоть Россия уже давно является светским государством, и никто никого в свою веру не «тащит», но тезис о бессмертии души у многих прочно сидит в головах. И если предположить, что человек вообще не имеет представления о том, кто такой Гоголь, и что он написал, название может «зацепить» и заставить раскрыть книгу.

Другая причина – это жанровое обозначение произведения, которое стоит непосредственно за его названием. Гоголь выбрал вариант «поэма». Это и необычно для современного читателя. Ведь со школы у многих из нас со словом «поэма» ассоциируется стихотворное начало, рифмованные строки. А здесь сплошная проза, нигде никаких столбиков, в которые обычно располагаются стихи. Так что книга Гоголя, скорее, могла быть названа повестью или романом. Разве что по объему поэма сопоставима с романом – и то отчасти. Роман все-таки иногда предполагает несколько томов, как, например, «Война и мир» Л.Н. Толстого, а содержание поэмы укладывается в десяток страниц. Вот и возникает вопрос – почему Гоголь назвал свое произведение «поэмой»? Нет ли ответа в тексте? По этой причине и можно начать читать.

Стиль любого крупного художника (в широком смысле этого слова), разумеется, уникален и неповторим. Знатоки уверенно отличат Пушкина от Достоевского, или Чехова от Булгакова. Словесная «вязь» Гоголя тоже узнаваема почти сразу. С одной стороны, обилие развернутых описаний – места, обстановки, внешности персонажей – способно отпугнуть читателя, в особенности юного. Но здесь многое зависит от того, будет ли книга рекомендована извне, кем-то, или читатель проявит интерес к ней самостоятельно. Лучше, если найдется старший наставник. А еще лучше, когда отдельные фрагменты поэмы будут прочитаны вслух – не всё же читать глазами и про себя. Мелодика звучащей речи завораживает и как раз обозначает те или иные стилевые особенности. Гоголь любит плести словесные кружева. Его мышление поэтично и вызывает массу ассоциаций. Это непривычно для неподготовленного читателя, но это же и привлекает внимание. Стоит только автору начать описывать какой-нибудь эпизод, так тут же действие расширяется. Например, появляется какой-то молодой человек в самом начале книги – и с такими подробностями Гоголь его описывает, словно он станет главным действующим лицом. А ничего подобного – просто прохожий. Или когда Чичиков подъезжает к дому помещицы Коробочки, и лают собаки, Гоголь вдруг начинает проводить параллели этого лая с певчим из церковного хора. Таким образом, Гоголь почти никогда не высказывается прямолинейно. У него одна подробность наслаивается на другую, а сама мысль неизменно выражается с помощью метафор и сравнений. К такому стилю надо привыкать, но если привыкнешь, полюбишь и оценишь – то лучше писателя и книги для тебя уже не будет.

Иногда Гоголю бывает достаточно одного слова, чтобы внятно охарактеризовать персонажа или группу лиц. Например, когда речь заходит о московских чиновниках, то говорится о том, что одни читали Карамзина, другие газету «Московские ведомости», третьи ДАЖЕ и совсем ничего не читали. Все мы знаем, что слово «даже» служит для усиления мысли. А здесь совсем иначе – высшая степень любви чиновников к чтению означает полное отсутствие этой любви. А городской прокурор умер оттого, что, может быть, впервые в жизни стал напряженно думать. Разве не мастер Гоголь?

Гоголь принадлежит к одному из первых отечественных классиков, кто уделял такое большое внимание художественной детали. Эту особенность переняли от него Чехов, Бунин, Набоков. Причем, деталь детали рознь – некоторые описания просто пробегаешь глазами, и взгляд ни на чем не задерживается, а в отдельных случаях почти сразу понимаешь – ага, автор не просто так упоминает о чем-либо! И примеров немало: книга в кабинете помещика Манилова, заложенная на четырнадцатой странице, которую тот читал уже два года. Здесь комический эффект заключается в своеобразном топтании на месте. Эпитет, которым Гоголь характеризует Коробочку, — просто шедевр: «дубинноголовая». Плюшкин настолько потерял лицо и человеческий облик, что Чичиков поначалу принял его за старуху-ключницу, а о том, что Плюшкина зовут Степаном, мы, читатели, узнает только по отчеству его дочери, которую зовут Александра Степановна. Собакевич походит внешностью на средних размеров медведя, и зовут-то его тоже Михайло Семенович (почти Михайло Потапович – как в русских народных сказках). Ноздрев назван «историческим человеком», но не в том смысле, что подобен Суворову, Наполеону, Сталину или другим реальным историческим персонажам, а потому, что имеет несчастную привычку вечно попадать в какие-нибудь истории, где ему же в первую очередь и достается.

А чтобы узнать подробности про Чичикова, про его биографию, книгу придется все равно прочитать до конца, потому что вся информация находится в заключительной главе. Почему так поступил автор? Наверно, доверяет читателю, хочет, чтобы тот составил собственное представление, кто такой Чичиков, что это за «фрукт». Кстати, было бы небезынтересно сопоставить «подлеца» Чичикова с предпринимателями нашего времени. Это тема отдельного сочинения и даже сравнительно-сопоставительного социологического исследования.

И еще один момент, способный заинтересовать любознательного читателя. Оказывается, первоначальный замысел Гоголя настолько разросся, что писатель решил не ограничиваться одним томом. Тем более, что в нем герои «один пошлее другого» и Русь показана только «с одного боку». Гоголь задумал трилогию, подражая «Божественной комедии» Данте. Он написал «Ад» и работал над вторым томом, где появлялись положительные персонажи. Но работа не заладилась с самого начала. Несколько раз автор сжигал уже готовый труд. Последний раз он сделал это накануне смерти. От второго тома остались только наброски и отрывки отдельных глав. По ним трудно делать выводы, что могло бы представлять собой целое. А третий том, где Чичиков, по замыслу, должен был бы раскаяться и получить прощение из рук самого царя, и вовсе не был написан. Возможно, Гоголь чувствовал, что обманывает сам себя, что российская действительность не давала ему поводов для оптимизма. И все-таки интересно – а вдруг существует где-нибудь второй том «Мертвых душ»? И, прочитав первый, разве не захочется узнать о дальнейшем развитии событий?

Отпугнуть от чтения «Мертвых душ», конечно, может объем. В девятом классе изучаются небольшие по объему произведения, а это выделяется на их фоне. Но никакой краткий пересказ и никакой фильм не сравнятся с эстетическим удовольствием от прочтения книги непосредственно. Главное, чтобы был вовремя привит вкус к такому чтению. А сделать это может только семья. Иначе прочитаешь «Мертвые души», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» из-под палки, потом постараешься забыть, как страшный сон, и больше к ним не возвращаться. Жаль, если так произойдет…

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева ©

Другие материалы о Н.В. Гоголе:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: